Дело № 2-74/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2019 года | село Усть-Кулом |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре О.П. Евпловой,
с участием истца ФИО3,
представителя ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об оспаривании постановления об исключении из состава участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, возложении обязанности включить в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об оспаривании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об исключении граждан из состава участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020», возложении обязанности включить в список граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты и социальных и (или) заемных средств, в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020 года», по категории «молодой специалист» с ДД.ММ.ГГГГ. В обосновании исковых требований указала, что на основании апелляционного определения Верховного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ№ она признана имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Ее семья в составе <данные изъяты> человек поставлена на учет на получение социальных выплат на приобретение жилья для улучшения жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. На данном учете ее семья состоит в настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020 года» по категории «молодая семья». В заявлении указан состав ее семьи из 5 человек, в том числе, муж, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ№ ее семья включена в список граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплаты и собственных и (или) заемных средств, в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанной федеральной целевой программе участниками могут являться либо молодая семья, либо молодой специалист. Таким образом, она не могла быть поставлена на учет по категории «молодая семья», поскольку ее супруг на момент подачи заявления достиг возраста 37 лет. Вместе с тем, она имела право встать на соответствующий учет по категории «молодой специалист», поскольку отвечала установленным требованиям. В нарушение пункта 9 Типового положения орган местного самоуправления – администрация муниципального района «Усть-Куломский» при приеме от нее документов для принятия решения о включении в список не проверила правильность оформления представленных документов, достоверность содержащихся в них сведений, не приняла необходимое в той ситуации решение об отказе во включении ее семьи в список, не уведомила ее об отказе во включении в список с указанием причины. Если бы данные действия были бы выполнены ответчиком, то она бы имела возможность своевременно подать документы на включение ее список по категории «молодой специалист». В настоящее время она не имеет такой возможности в связи с превышением предельного возраста 37 лет. По причине допущенной должностными лицами администрации ошибки ответчиком принято решение об исключении ее из списка по причине не соответствия требованиям программы, поскольку на момент подачи ею заявления возраст мужа превысил <данные изъяты> лет. Незаконными действиями ответчика нарушены ее и ее семьи жилищные права.
В судебном заседании истец ФИО3 поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала по тому основанию, что на момент исключения истца из состава участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 годы возраст ФИО3 превысил <данные изъяты> лет, в связи с чем она не могла быть включена в состав участников указанной программы по категории «молодой специалист».
Свидетель ФИО1 суду показала, что в момент поступления истца <данные изъяты> (в настоящее время - <данные изъяты> она работала в <данные изъяты>. В ее должностные обязанности входила разработка должностных инструкций, которые составлялись на основании ГОСТов и Стандартов. Профильное образование работников центра было среднее или высшее, по направлениям – социальное, юридическое или педагогическое.
Свидетель Свидетель №1 суду рассказала, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает <данные изъяты> На ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с национальными стандартами был приоритет для работников с педагогическим, юридическим и медицинским образованием. В ДД.ММ.ГГГГ был утвержден профессиональный стандарт, в соответствии с которым на должность социального работника принимаются лица с высшим или средним профессиональным образованием либо с профессиональной переподготовкой в соответствии с профилем деятельности.
Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина на жилище. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Вместе с тем, согласно статье 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее – Типовое положение № 717).
Согласно пункту 32 Типового положения № 717 право на получение социальных выплат имеют:
а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, а также работа в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных; постоянное проживание (регистрация по месту жительства) в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, а также в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных;
б) молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее среднее профессиональное образование и (или) высшее образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере, а также в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание (регистрация по месту жительства) молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, а также в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных;
Право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, а также в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), в сельской местности (пункт 33 Типового положения № 717).
Пунктами 34, 35 Типового положения № 717 определено, что под молодыми семьями и молодыми специалистами, понимаются молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей) в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
переезд в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, социальной сфере или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района);
проживание на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
регистрация по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации;
отсутствие в собственности жилого помещения (жилого дома) в границах соответствующего муниципального района (городского округа), включая административный центр муниципального образования, в котором один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, социальной сфере или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных.
Под агропромышленным комплексом понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и указанных индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем 70 процентов за календарный год.
Под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ№ истец ФИО3 с составом семьи <данные изъяты> человек признана имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья и с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет на получение социальных выплат на приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 и ее семья включены в список граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты и собственных и (или) заемных средств, в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Ответчиком проведена дополнительная проверка учетного дела ФИО3 и установлено, что на момент подачи ею заявления (ДД.ММ.ГГГГ) супругу ФИО2 было более <данные изъяты> лет, поэтому оснований для включения в список граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты и собственных и (или) заемных средств, в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодая семья» у администрации муниципального района «Усть-Куломский» не было.
Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 исключена из состава участников мероприятий по улучшению жилищных условий, граждан проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках направления программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Установлено, что в нарушение Типового положения № 717 администрация муниципального района «Усть-Куломский» при приеме от истца документов для принятия решения о включении в список не проверила правильность оформления представленных документов, достоверность содержащихся в них сведений. Ответчик не принял необходимое в той ситуации решение об отказе во включении ее семьи в список, не уведомила ее об отказе во включении в список с указанием причины.
Из материалов дела усматривается, что на момент подачи заявления о включении ФИО3 в список граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты и собственных и (или) заемных средств, в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» она имела право встать на соответствующий учет по категории «молодой специалист», поскольку отвечала установленным требованиям, а именно: ей не было 35 лет (паспорт гражданина Российской Федерации серии №, выданный отделением УФМС России по <адрес>), она осуществляет трудовую деятельность в социальной сфере (трудовая книжка серии № от ДД.ММ.ГГГГ). Несмотря на то, что имея педагогическое образование, ФИО3 осуществляет трудовую деятельность в социальной сфере, по мнению суда, она работает в соответствии с полученной квалификацией, поскольку, как пояснили в судебном заседании свидетели ФИО1 и Свидетель №1, в период поступления истца на работу (2007 год) профильное образование социальных работников было среднее или высшее, по направлениям – социальное, юридическое или педагогическое. Это обусловлено тем, что социальная работа многофункциональна, заключается в выполнении различных мероприятий как с «трудными» семьями, так и с несовершеннолетними.
При таких обстоятельствах, несмотря на допущенное должностными лицами администрации муниципального района «Усть-Куломский» нарушение процедуры включения ФИО3 в оспариваемый список, суд полагает возможным признать право ФИО3 на включении ее в оспариваемы список по категории «молодой специалист» с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иное свидетельствует об одностороннем отказе государства в нарушение статьи 7 Конституции Российской Федерации от своих обязательств, возникших в данных конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и действий представителей власти по включению истца в оспариваемый список.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об удовлетворении требований ФИО3
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ№ об исключении ФИО3 из состава участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», вынесенное в отношении ФИО3.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» восстановить ФИО3 в список граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты и социальных и (или) заемных средств, в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020 года», по категории «молодой специалист» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации муниципального района «Усть-Куломский» в пользу ФИО3 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 25 марта 2019 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца