ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-74/19 от 30.01.2019 Зеленчукского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Гражданское дело №2-74/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2019 года станица Зеленчукская, КЧР

Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Щербина О.Н.,

при секретаре судебного заседания Авдиенко В.А.,

с участием: представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия доверенности 3 года,

представителя ответчика Управления лесами КЧР – ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия доверенности до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании в зале судебных заседаний Зеленчукского районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению лесами Карачаево-Черкесской Республики о пересмотре применения коэффициента удалённости от дороги общего пользования по договору аренды лесного участка,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению лесами КЧР о пересмотре применения коэффициента удалённости от дороги общего пользования по договору аренды лесного участка.

В обосновании иска указано, что между Управлением лесами КЧР и ФИО1 по результатам конкурса был заключён долгосрочный договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Договор), согласно которому ему - арендатору передан для рекреационной деятельности (организации отдыха, туризма, культурно-оздоровительной и спортивной деятельности) лесной участок общей площадью 3,2 гектара, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый . Согласно условиям п. 5 Договора арендная плата составила 8560 (восемь тысяч пятьсот шестьдесят) рублей в год. Государственная регистрация Договора произведена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается совершенной на его оборотной стороне надписью и заверенной печатью регистрирующего органа.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к Договору сторонами был изменён размер арендной платы (пункт 5). Согласно п. 18 Дополнительного соглашения расчёт арендной произведён на основании таблицы №11 Постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 года №310 «О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», за использование лесного участка при осуществлении рекреационной деятельности, по формуле А=Б*К*К1*К2*S, где: А - общая сумма арендной платы, рублей в год; Б - базовая ставка платы за 1 гектар лесного участка (5350 рублей в год); К - коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов (1,5 - противоэрозийные леса); К1 - коэффициент, учитывающий приближённость лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования (3,5 - расстояние от дороги общего пользования до 1 км); К2 - коэффициент, учитывающий площадь лесного участка (1,0 - площадь лесного участка более 0,3 га); S - площадь лесного участка (<данные изъяты> га).

Сумма арендной платы за 3,2 га составила (А=5350*1,5*3,5*1,0*3,2=89880 рублей) в год, а с учётом Федерального закона «О федеральном бюджете» и Закона КЧР «О республиканском бюджете» на соответствующий 2011 г. был применён коэффициент индексации = 1,13; соответственно сумма арендной платы за 3,2 га, по состоянию на 2011 год составила: 89880*1,13=101564 рубля. Государственная регистрация Дополнительного соглашения к Договору произведена 01 августа 2011 года, что подтверждается совершенной на его оборотной стороне надписью и заверенной печатью регистрирующего органа. Учитывая коэффициент индексации, применяемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2017 года №1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» арендная плата за 2018 год, составила: 101564 * 1,57 = 159455 рублей.

Между тем Актом натурно - технического обследования от ДД.ММ.ГГГГ лесного участка отданного в долгосрочную аренду и находящегося <адрес> общей площадью <данные изъяты> гектара (далее по тексту - Лесной участок), произведённого на основании поручения начальника Управления лесами КЧР ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ исх., комиссией в составе директора РГКУ «Зеленчукское лесничество» ФИО5, инженера по лесовосстановлению ФИО6, помощника лесничего Архызского участкового лесничества ФИО7, арендатора ФИО1 было установлено: «При строительстве очистных сооружений <адрес> был перекрыт подъезд к арендованному участку и для того чтобы попасть на участок необходимо объехать по мосту, расстояние до границы арендованного участка (точка доступа) составляет <данные изъяты> метров». Учитывая, что расстояние до арендуемого истцом участка по единственной дороге, по которой возможно осуществить доступ к Лесному участку от дороги общего пользования, составляет более трёх километров, то должен быть применён коэффициент удалённости от дороги общего пользования К1 = 0,5, вместо К1= 3,5.

В связи с чем, истец обращался в Управление лесами КЧР с письмом от ДД.ММ.ГГГГ уменьшить размер арендной платы, заключив дополнительное соглашение к Договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и Дополнительному соглашению к нему от ДД.ММ.ГГГГ, применив к ставке коэффициент, учитывающий приближённость лесного участка к автомобильным дорогам: свыше 3 километров - коэффициент 0,5. Управление лесами КЧР в своём письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. отказало истцу.

В силу ст. 612 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе потребовать от арендодателя соразмерного уменьшения арендной платы.

Таким образом, требования, указанные в примечаниях к Таблице №11 «О применении коэффициента, учитывающий приближённость лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования» распространяются на Договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и Дополнительное соглашение к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ при исчислении размера арендной платы, и должны быть приведены в соответствие с требованиями ч. 4 ст.73 Лесного кодекса РФ (далее по тексту – ЛК РФ).

Ссылаясь на положения ст.ст. 71, 73, 74.1, 93 ЛК РФ, 433, 451 ГК РФ просил суд: признать неправильным применение Управлением лесами КЧР коэффициента удалённости от дороги общего пользования до арендованного участка 3,5 вместо 0,5; обязать Управление лесами КЧР пересчитать ставку арендной платы с даты подачи настоящего иска, применив коэффициент удалённости от дороги общего пользования до арендованного участка равный 0,5 вместо 3,5; внести изменения в договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и в дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору, в части размера арендной платы.

Надлежаще извещённый истец ФИО1 в судебное заседание не явился, направил в суд уполномоченного представителя ФИО2 с надлежаще оформленной доверенностью.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать в их удовлетворении, пояснив суду, в том числе, что действительно натурно-техническое обследование проводилось, о чём составлен акт, обследование проводилось с участием их сотрудника, однако внести изменения в договор они могут лишь на основании решения суда.

На основании ст. 167 ГПК РФ судом дело рассмотрено в отсутствие истца.

Огласив исковое заявление, заслушав представителей истца и ответчика, и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено указанным Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из судебных решений, устанавливающих гражданские права и обязанности. Из положений п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между Управлением лесами КЧР и ФИО1 был заключён договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ лесного участка, общей площадью 3,2 гектара (32000 кв.м.), расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , цели использования лесного участка – рекреационная деятельность, арендная плата составляла 8560 (восемь тысяч пятьсот шестьдесят) рублей в год. Государственная регистрация Договора произведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-24). В тот же день лесной участок передан арендатору ФИО1 по акту приёма – передачи лесного участка в аренду (приложение к Договору л.д. 21).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ сторонами были внесёны изменения в том числе, в части размера арендной платы, который был увеличен с 8560 рублей на 101564 рубля (пункт 5). Согласно п. 18 Дополнительного соглашения расчёт арендной произведён на основании таблицы №11 Постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 года №310 «О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», за использование лесного участка при осуществлении рекреационной деятельности, по формуле А=Б*К*К1*К2*S, где: А - общая сумма арендной платы, рублей в год; Б - базовая ставка платы за 1 гектар лесного участка (5350 рублей в год); К - коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов (1,5 - противоэрозийные леса); К1 - коэффициент, учитывающий приближённость лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования (3,5 - расстояние от дороги общего пользования до 1 км); К2 - коэффициент, учитывающий площадь лесного участка (1,0 - площадь лесного участка более 0,3 га); S - площадь лесного участка (<данные изъяты> га). Дополнительное соглашение также зарегистрировано в регистрирующем органе ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-35).

Таким образом, размер арендной платы за 3,2 га, за год составил – 5350 х 1,5 х 3,5 х 1,0 х 3,2 = 89880 рублей, с применением предусмотренного ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 13 декабря 2010 года №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и п. 2 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30 декабря 2010 года №81-РЗ «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2011 год» коэффициента индексации - 1,13; соответственно сумма арендной платы за 3,2 га, по состоянию на 2011 год составила: 89880 х 1,13=101564 рубля, с учётом коэффициента индексации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2017 года №1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» арендная плата за 2018 год, составила: 101564 х 1,57 = 159455 рублей. Сведений о наличии задолженности по уплате арендной платы сторонами суд не предоставлено.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление лесами КЧР с заявлением об определении точки подъезда к арендуемому им лесному участку. Управлением лесами КЧР в лице начальника поручено РГКУ «Зеленчукское лесничество» произвести натурно-техническое обследование лесного участка, расположенного <адрес>, площадью <данные изъяты> га, кадастровый (л.д. 36). На основании указанного поручения РГКУ «Зеленчукское лесничество» проведено натурно-техническое обследование с участием работников РГКУ «Зеленчукское лесничество» и заявителя ФИО1, акт направлен в Управление лесами КЧР (л.д. 37).

Из акта натурно-технического обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией в составе: директора РГКУ «Зеленчукское лесничество», инженера по лесовосстановлению, лесничего Архызского участкового лесничества и арендатора ФИО1 на основании поручения начальника Управления лесами КЧР проведено обследование лесного участка, переданного в аренду ФИО1, находящегося <адрес>, площадью <данные изъяты> га. Входе проведённого обследования установлено, что при строительстве очистных сооружений <адрес> был перекрыт подъезд к арендованному участку и для того, чтобы попасть на участок необходимо объехать по мосту расстояние до середины арендованного участка (точка доступа) составляет <данные изъяты> метров, на акте имеются подписи должностных лиц, скреплённые печатью РГКУ «Зеленчукское лесничество» (л.д. 38).

В связи с изменением расстояния (по единственной дороге до арендуемого участка) до дороги общего пользования истец обращался в Управление лесами КЧР с письмом от ДД.ММ.ГГГГ об уменьшении размера арендной платы, заключении дополнительного соглашение к Договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и Дополнительному соглашению к нему от ДД.ММ.ГГГГ, с применением коэффициент, учитывающий приближённость лесного участка к автомобильным дорогам: свыше 3 километров - коэффициент 0,5, вместо ранее применённого 3,5 (л.д. 39-40).В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ Управление лесами КЧР было отказано в удовлетворении заявления истца о снижения размере арендной платы. При этом Управление лесами КЧР указало, что существенное изменение обстоятельств, а именно перекрытие надземной канализационной трубы очистных сооружений <адрес> произошло не по вине Управления лесами КЧР, поскольку на проведение данных работ, согласие Управления не выдавалось, в связи с чем, применение коэффициента учитывающего приближённость от дороги общего пользования не считается возможным (л.д. 42). При этом сведений об оспаривании действий, связанных с перекрытие надземной канализационной трубы очистных сооружений <адрес>, повлекших увеличение расстояния до дороги общего пользования стороной ответчика не предоставлено.Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ, в ходе судебного разбирательства было вновь проведено натурно-технического обследования арендованного ФИО1 участка. Из акта натурно-технического обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией в составе: директора РГКУ «Зеленчукское лесничество», инженера по лесовосстановлению, лесничего Архызского участкового лесничества и арендатора ФИО1 на основании поручения начальника Управления лесами КЧР проведено обследование лесного участка, переданного в аренду ФИО1, находящегося <адрес>, площадью <данные изъяты> га. В ходе проведённого обследования установлено, что при строительстве очистных сооружений <адрес> был перекрыт подъезд к арендованному участку на данный момент доехать до участка возможно только по лесной дороге, проходящей через мост реки <данные изъяты>, затем через кварталы 46, 47, 48, 49. Протяжённость пути составляет <данные изъяты> км. К акту приложена копия планшета с изображением пути к участку.В силу положений ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.Согласно ст. 612 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе потребовать от арендодателя соразмерного уменьшения арендной платы.Из ч. 4 ст.73 Лесного кодекса РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.Согласно ч. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе (ч. 2 ст. 166 ГК РФ).В таблице №11 к Постановлению Правительства РФ от 22 мая 2007 года №310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в примечании к указанной Таблице №11 указано, что при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяются следующие коэффициенты: п. «б» коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние: свыше 3 километров - 0,5.Судом достоверно установлено, что после заключения договора аренды лесного участка произошло изменение коэффициента, учитывающего приближённость лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования с 3,5 на 0,5.В соответствии с ч. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления). Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 424 ГК РФ).Принимая во внимание, что коэффициент К1 равный 3,5 установлен с нарушением действующего законодательства и не может быть применен в рассматривающих правоотношениях, а коэффициент 0,5 неправомерно не применен ответчиком при расчете аренной платы, учитывая положения ст.ст. 168, 424 ГК РФ, ст. 73 Лесного кодекса РФ суд полагает, что при расчете арендной платы подлежит применению специальный установленный государственным органом коэффициент, учитывающий приближённость лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования 0,5.Размер арендной платы с применением коэффициента, учитывающего приближённость лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования – 0,5, составляет:А=Б*К*К1*К2*S, гдеА - общая сумма арендной платы, рублей в год;Б - базовая ставка платы за 1 гектар лесного участка (5350 рублей в год);К - коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов (1,5 - противоэрозийные леса);К1 - коэффициент, учитывающий приближённость лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования (0,5 - расстояние от дороги общего пользования свыше 3 км);К2 - коэффициент, учитывающий площадь лесного участка (1,0 - площадь лесного участка более 0,3 га);S - площадь лесного участка (<данные изъяты> га).5350 х 1,5 х 0,5 х 1 х 3,2 = 12 840 рублей.С учётом коэффициента индексации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2017 года №1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» арендная плата:в 2019 году должна была составлять с применением коэффициента индексации 1,89, 12840 х 1,89 = 24267,6 рублей в год.Требования истца об обязании Управления лесами КЧР пересчитать ставку арендной платы, с применением коэффициента удалённости от дороги общего пользования до арендованного участка, равный – 0,5 вместо 3,5 применённого фактически, являются производными от первого требования, также подлежат удовлетворению и перерасчёту с даты вступления решения в законную силу.С

уд считает, что договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к Договору аренды между Управлением лесами КЧР и ФИО1 должны быть приведены в соответствие с требованиями ч. 4 ст. 73 Лесного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «Об утверждении ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» путем внесения изменений в п. 5 раздела II Договора об арендной плате и в приложении №4 к Договору аренды о расчете арендной платы, п. 5, 18, а также в отдельный раздел «Расчёт арендной платы» Дополнительного соглашения к Договору аренды.

Оценив вышеперечисленные доказательства, суд находит их согласующимися между собой, каждое из них в отдельности относимым, допустимым и достоверным, а в совокупности все доказательства не противоречивыми и достаточными для правильного разрешения дела и признает иск ФИО1 к Управлению лесами КЧР о пересмотре применения коэффициента удалённости от дороги общего пользования по договору аренды лесного участка, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объёме, по вышеизложенным фактическим и правовым основаниям.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление ФИО1 к Управлению лесами Карачаево-Черкесской Республики о пересмотре применения коэффициента удалённости от дороги общего пользования по договору аренды лесного участка – удовлетворить в полном объёме.

Признать неправильным применение Управлением лесами КЧР коэффициента удалённости от дороги общего пользования до арендованного участка 3,5 вместо 0,5.Обязать Управление лесами КЧР пересчитать ставку арендной платы с даты вступления решения в законную силу, с применением коэффициента удалённости от дороги общего пользования до арендованного участка - 0,5, вместо ранее применённого коэффициента - 3,5.Внести изменения в п. 5 раздела II Договора об арендной плате и в приложении №4 к Договору аренды о расчете арендной платы, п. 5, 18, а также в отдельный раздел «Расчёт арендной платы» Дополнительного соглашения к Договору аренды заключённых между Управлением лесами КЧР и ФИО1 путём внесения изменений размера арендной платы, подлежащей уплате за год с 191956 рублей до 24267,6 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Зеленчукский районный суд в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 04 февраля 2019 года.

Председательствующий судья О.Н.Щербина