ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-74/20 от 20.05.2020 Угловского районного суда (Алтайский край)

Дело 2-74/2020

22RS0057-01-2020-000076-50

решение

именем Российской Федерации

20 мая 2020 года с. Угловское

Угловский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Воробьевой Е.В.,

при секретаре Лединой С.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании ст. 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

представителей ответчика КГКУ УСЗН по Угловскому району – ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Угловскому району» о взыскании ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка,

у с т а н о в и л :

истец ФИО1 обратилась с настоящим иском в суд к ответчику в обоснование заявленных требований указывает, что она обратилась к ответчику за установлением ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка. В выплате ей было отказано, и она не получала ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ, в последующем выплаты стали производить. При обращении к ответчику ей пояснили, что она не имеет права на получение такой выплаты, поскольку старшая дочь является совершеннолетней. В выдаче письменного ответа было отказано. В соответствии с законом Алтайского края от 03.12.2019 №102-ЗС «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» с 1 января 2020 года устанавливается размер ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет - 10203 руб. В результате незаконных действий ответчика ею недополучена денежная выплата с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>). Просит взыскать данную сумму с ответчика в её пользу.

В судебном заседании истец ФИО1 настаивала на заявленных требованиях, суду пояснила, что она ДД.ММ.ГГГГ родила ребенка, а в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в соцзащиту за выплатами и предоставила все документы. Ей назначили пособие на ребенка до 1,5 лет, пособие как матери-одиночке, региональное пособие при рождении третьего ребенка. Бланк заявления на пособие до трех лет не дали, сказали, что она не относится к многодетным семьям, так как старшая дочь уже достигла совершеннолетия. Позже от знакомой она узнала, что пособие на третьего ребенка ей положено, вновь обратилась в соцзащиту и ей назначили данное пособие.

Представитель истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по Угловскому району» ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ФИО1 обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка ДД.ММ.ГГГГ, ей было назначено данное пособие. В ДД.ММ.ГГГГ за данным пособием Большина не обращалась. В ДД.ММ.ГГГГ она обращалась за назначением ей иных пособий, которые были назначены ей с учетом представленных документов. Пособие как многодетной семье Большиной не положено. Размер пособия на третьего ребенка ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> руб., в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб. Пособие предоставляется с рождения ребенка и до достижения им трех лет, если обращение последовало в течение 6 месяцев после рождения ребенка. Если за пособием заявитель обращается после истечения 6 месяцев после рождения ребенка, то пособие назначается со дня обращения и выплачивается за 6 месяцев назад от обращения. При обращении за назначениями пособий в ДД.ММ.ГГГГ у Большиной недостаточно было документов для назначения пособия на третьего ребенка, а именно, не было справок о материальном положении. Для назначения иных пособий данные справки не требуются. В пакете документов была справка из школы, которая требуется для назначения пособия многодетной семье, но семья ФИО5 к многодетной не относится. Позже, в ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 предоставляла документы о материальном положении, но не было свидетельства о рождении старшей дочери, что вновь не позволило назначить ей спорное пособие. Кроме того, заявления о назначении данного пособия от ФИО5 до ДД.ММ.ГГГГ не поступали.

Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по Угловскому району» ФИО3 поддержала позицию ФИО4 по иску, просила в удовлетворении иска отказать.

В письменных возражениях на иск ответчик не согласился с заявленными требованиями, полагая их необоснованными, указал, что вопросы назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет регулируются указом Губернатора Алтайского края от 11.06.2014 №80 «Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», постановлением Администрации Алтайского края от 17.04.2014 №184 «Об утверждении положения о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка и Порядка учета и перечня видов доходов семьи для исчисления среднедушевого дохода при определении права на назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка» и Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 26.09.2017 №415 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения возраста трех лет». В соответствии с п.2.1 Положения ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается одному из родителей – гражданину Российской Федерации, проживающему (пребывающему) на территории Алтайского края, на рожденного и совместно проживающего с ним третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленную в Алтайском крае. Заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подается по выбору в управление социальной защиты населения по месту жительства заявителя, с которым проживает ребенок, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края, могут направляться гражданином по почте заказным письмом или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием Единого портала государственных услуг и муниципальных услуг (функций). ФИО1 в связи с рождением сына ФИО6 обратилась в управление с заявлением ДД.ММ.ГГГГ (ранее не обращалась). Ей назначена ежемесячная денежная выплата на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведена доплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Все меры социальной поддержки носят заявительный характер, текст Указа был опубликован в газете «Алтайская правда» от 24.06.2014 №137, информация обо всех мерах социальной поддержки, предоставляемых органами социальной защиты населения, размещена на официальном сайте Минсоцзащиты Алтайского края, официальном сайте администрации Угловского района, на стендах управления, администраций сельских советов.

Выслушав истца, её представителя, представителей ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные возражения ответчика, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации гарантируется в Российской Федерации государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства путем установления государственных пенсий, пособий и каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7, часть 1 статьи 39).

В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации № 606 от 07 мая 2012 года «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации № 606 от 07 мая 2012 года «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Указом Губернатора Алтайского края от 11.06.2014 №80 утверждено «Положение о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» (далее Положение).

Согласно п. 2.1 указанного Положения ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается одному из родителей - гражданину Российской Федерации, проживающему (пребывающему) на территории Алтайского края, на рожденного и совместно проживающего с ним третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленную в Алтайском крае.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 является матерью троих детей – Б.Т.С.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.А.С.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно п. 3.1 Положения заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подается по выбору: в краевые государственные казенные учреждения управления социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) заявителя, с которым проживает ребенок; в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 3.2. Положения заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты и документы могут направляться гражданином по почте заказным письмом или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления, либо дата направления заявления и необходимых документов в электронной форме. В случае направления заявления и необходимых документов в электронной форме в нерабочее время рабочего дня либо в выходной или нерабочий праздничный день днем обращения считается первый рабочий день после дня направления заявления и необходимых документов в электронной форме.

Заявление и необходимые документы, направленные в электронной форме, подписываются в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и статей 21.1 и 21.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» либо представляются заявителем на бумажном носителе в срок, установленный для принятия решения о назначении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в ее назначении.

К заявлению о назначении ежемесячной денежной выплаты прилагаются следующие документы:

а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

б) копия документа, удостоверяющего личность лица, представляющего интересы заявителя, а также документ, подтверждающий его полномочия (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), - в случае подачи заявления через представителя;

в) копии свидетельств о рождении детей (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);

г) документ, содержащий сведения о совместном проживании ребенка, в связи с рождением которого возникло право на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты, с заявителем;

д) документы, подтверждающие доходы либо их отсутствие каждого члена семьи, входящего в ее состав, за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты.

Если в состав семьи включается совершеннолетний ребенок, получающий профессиональное образование по очной форме обучения, дополнительно представляется справка учебного заведения; (п. 3.3 Положения).

Из представленных личных дел получателя ФИО1 следует, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление социальной защиты населения по Угловскому району с заявлениями о назначении и выплате ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, единовременного пособия при рождении ребенка, материнского капитала в Алтайском крае.

К указанным заявлениям ФИО1 приложила свидетельства о рождении детей, свидетельства о месте жительства детей, справку центра занятости, копию трудовой книжки, свидетельство о заключении брака.

Иные сведения о доходах семьи ФИО1 не представила, как и не подала заявление о назначении спорного пособия.

Свидетель Б.Т.С. суду показала, что истец ФИО1 приходится ей матерью. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 родила третьего ребенка, а в ДД.ММ.ГГГГ она (свидетель) ездила вместе с матерью в управление соцзащиты для оформления пособий. ФИО1 подавала заявления, прикладывала документы, спрашивала о пособии для многодетных семей. Ей ответили, что такое пособие не положено, так как один ребенок уже совершеннолетний.

Свидетель К.А.К. суду показала, что она вместе с ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ ездила в управление соцзащиты населения, так как ей нужна была справка в школу. Они вместе стояли в очереди к специалистам, она слышала, как ФИО1 соцработник сказал, что ей не положено пособие как многодетной семье.

Свидетель Б.К.М. суду показала, что она работала специалистом в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Угловскому району», помнит, что ДД.ММ.ГГГГ обращалась ФИО1, по представленным ею документам и заявлениям были назначены пособия, давались консультации. Заявление о назначении пособия на третьего ребенка от ФИО1 не поступало, представленных документов для назначения этого пособия было не достаточно. Образцы всех заявлений имеются на стендах, кроме того, имеются бланки заявлений, которые выдаются по просьбе граждан.

Из анализа представленных личных дел, показаний свидетелей следует, что с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет ФИО1 не обращалась. Истец ФИО1 также пояснила, что данное заявление ею не подавалось.

Довод истца о том, что заявление не подано ею из-за неправильного разъяснения специалиста об отсутствии у нее права на получение пособия, судом в качестве обоснования иска не может быть принят, так как истец не лишена была возможности получить консультацию по данному вопросу в ином месте.

Действия специалиста КГКУ «Управление социальной защиты населения по Угловскому району» по даче неверной консультации истцом не оспаривались.

Кроме того, как из пояснений самой ФИО1, так и из пояснений свидетелей, следует, что ФИО1 спрашивала о пособии многодетной семье, а не о пособии на третьего ребенка. Назначение указанных пособий регулируется разными нормативно-правовыми актами и обусловлено различными основаниями для их назначения.

Довод о том, что специалист не выдала необходимый бланк заявления, суд полагает несостоятельным, поскольку условие об оформлении заявления только на бланке в Положении отсутствует, заявление может быть подано в любой форме.

Согласно п. 3.8 Положения ежемесячная денежная выплата назначается со дня рождения третьего ребенка или последующих детей, если обращение за ней последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. При обращении за назначением ежемесячной денежной выплаты по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка, но до исполнения ребенку трех лет, она назначается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении этой выплаты в порядке, определенном пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Положения.

Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением третьего ребенка предусмотренным законодательством способом подано не было, в связи с чем основания у ответчика по совершению действий, необходимых для его рассмотрения, отсутствовали.

Такое заявление, как первичное было подано в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Угловскому району» ею путем посещения органа ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрено, по нему принято решение ДД.ММ.ГГГГ. пособие назначено и выплачено за шесть месяцев, предшествующих обращению, задолженность отсутствует, следовательно, оснований для удовлетворения иска не имеется.

В силу требований ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины взысканию с ответчика не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования ФИО1 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Угловскому району» о взыскании ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка оставить без удовлетворения в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Угловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.В. Воробьева