ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-74/20 от 21.07.2020 Меленковского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2 - 74/2020

УИД 33RS0013-01-2020-000014-62

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 июля 2020 г. г.Меленки

Меленковский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Понявиной О.В.,

при секретаре Наумовой Л.А.,

с участием представителя истца Фиохиной С.А.,

представителя третьего лица ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения Владимирской области о возложении обязанности выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Меленковскому району» и Департаменту социальной защиты населения Владимирской области об установлении факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения и возложении обязанности выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ( л.д. 3-6, 106-110).

При рассмотрении дела истец отказался от требований к ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Меленковскому району» и от требования в части установления юридического факта ( л.д.210).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ от иска в части принят, производство по делу в указанной части прекращено.

В обоснование иска истец ФИО1 указал, что в период прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в командировке в <адрес>, где принимал участие в проведении работ по устранению последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ за участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения ему выдано удостоверение союзного образца и нагрудный знак. В ДД.ММ.ГГГГ. взамен утраченного удостоверения выдан дубликат, который у него похищен в 2010г. В 2019г. он обратился в ОСЗН по Меленковскому району для получения удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, но в его выдаче было отказано и предложено предоставить, документы, подтверждающие факт участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Полагает, что не должен доказывать факт нахождения в зоне отчуждения, поскольку доказательствами его участия в ликвидации последствий аварии непосредственно в зоне отчуждения являются запись в военном билете, которая выполнена в соответствии с ранее действующим законодательством, наличие нагрудного знака и удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС союзного образца, которые ранее выдавались только лицам, которые работали в зоне отчуждения.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом своевременно и надлежащим образом. В письменном заявлении просил рассматривать дело в свое отсутствие ( л.д.218, 219).

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 иск просил удовлетворить и пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он, будучи военнослужащим срочной службы, принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС непосредственно в зоне отчуждения. За участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в военном комиссариате <адрес> ему в ДД.ММ.ГГГГ г. выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также нагрудный знак. В связи с тем, что он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период обучения в высшем учебном заседании в <адрес> ему выдавались карточки на дополнительное питание, и он ежегодно проходил медицинское обследование.

Представитель истца - адвокат Фиохина С.А. в судебном заседании иск просила удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям и пояснила, что Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Поскольку ФИО1 ранее выдавалось удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС союзного образца, при получении удостоверения нового образца он не должен предоставлять какие- либо документы, подтверждающие выполнение работы в зоне отчуждения, и доказывать наличие у него права на получение удостоверения. Доказательством участия в работах по ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения является запись в военном билете, которая никем не оспорена. Само по себе отсутствие в военном билете данных о пребывании ФИО1 в зоне отчуждения, не является основанием для отказа в выдаче удостоверения, так как запись в военном билете была сделана в соответствии с ранее действующим законодательством, которое не требовало делать ссылку в военном билете на нахождение в зоне отчуждения. Согласно письму Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 04.07.1990 №2125-ФК удостоверение выдавалось исключительно лицам, выполнявшим работы в зоне отчуждения. Полагает, что стороной ответчика не представлено доказательств неправомерности выдачи ФИО1 первоначального удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в связи с чем возложение на истца обязанности доказывать факт нахождения в зоне отчуждения является необоснованным.

Представитель ответчика -Департамента социальной защиты населения Владимирской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие и отказать в удовлетворении иска. В письменном отзыве на иск указал, что заявление на выдачу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС принимает ГКУ СЗН и в случае наличия оснований для выдачи удостоверения, направляет документы в департамент социальной защиты населения области. В департамент документы для получения удостоверения на имя ФИО1 не поступали (л.д.74-75, 134-135, 161, 172, 175, 195, 198, 202, 204).

Представитель третьего лица - Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО4 в судебном заседании разрешение иска оставила на усмотрение суда. При этом пояснила, что истцом не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о нахождении его в зоне отчуждения в период проведения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Представитель ответчика ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Меленковскому району» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом своевременно и надлежащим образом. В письменном заявлении просил рассматривать дело в свое отсутствие и отказать в удовлетворении иска ( л.д.228).

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика ФИО5 просила в иске к отделу отказать, поскольку ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Меленковскому району» не уполномочен выдавать удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В обязанности отдела входит направление пакета документов в департамент социальной защиты населения Владимирской области. Документы ФИО1 не были направлены в департамент, поскольку истцом не были представлены доказательства нахождения в зоне отчуждения.

Представители третьих лиц- ГУ- Управление Пенсионного фонда в г. Муроме Владимирской области (межрайонное), Военного комиссариата Владимирской области, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области, Военного комиссариата <адрес> ( объединенного <адрес> САО <адрес>) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом своевременно и надлежащим образом. Просили рассматривать дело в свое отсутствие и принять решение на усмотрение суда (л.д.64,67, 80, 89, 100, 116, 132, 204, 222, 223, 225, 229).

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика и представителей третьих лиц.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям. Государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, определена Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 (статья 1). Принимая данный Закон, направленный на защиту прав и интересов граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, законодатель исходил из того, что государство признает ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологической катастрофы, затронувшей судьбы миллионов людей, в том числе принимавших участие в ликвидации последствий аварии. Частью 1 статьи 13 названного закона установлены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. К ним, в частности, отнесены: граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 гг. службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 гг. в работах по объекту "Укрытие" (пункт 3); граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 гг. службу в зоне отчуждения (пункт 4). В силу части 4 статьи 15 поименованного закона перечисленным гражданам выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом, с момента их предъявления. Совместным приказом МЧС России № 727, Минздравсоцразвития России № 831, Минфина России № 165н от 08.12.2006 утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ( далее- Порядок). Указанный Порядок устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 01.01.2007 (пункт 1). Оформление и выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации ( п.3 Порядка). В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 11.02.2010 № 106 уполномоченными органами по выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС определены Департамент социальной защиты населения Владимирской области и государственные казенные учреждения социальной защиты населения.

На основании приказа Департамента социальной защиты населения Владимирской области от 07.05.2017 № 2014 государственные казенные учреждения социальной защиты населения принимают заявления граждан на выдачу удостоверения и при наличии оснований для выдачи удостоверения, направляют документы в департамент.

В соответствии с пунктом 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям № 1 или № 2 к Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются паспорт гражданина Российской Федерации и удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (абзацы первый - третий). В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка ( абз 4 п.4 Порядка).

Вместе с тем абзац четвертый пункта 4 Порядка на основании решения Верховного Суда РФ от 09.04.2019 № АКПИ19-97 признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение вследствие своей правовой неопределенности допускает возложение на граждан, имеющих ранее оформленные и выданные в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязанности повторно представлять один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 названного порядка, при обращении за получением удостоверения по форме согласно приложениям № 1 или № 2 к данному Порядку.

Судом установлено, что истец ФИО1 в период срочной военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял служебные обязанности в составе оперативных групп МО СССР по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на аэродромах Малейки- Гончаровск в/ч 22216, в/ч 01094, что подтверждается записью в военном билете НЗ , выполненной командиром в/ч 22216 и заверенной гербовой печатью, архивной справкой Министерства обороны РФ. В военном билете имеется запись о выдаче ФИО1 нагрудного знака «Участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данный нагрудный знак обозревался судом в судебном заседании ( л.д. 13-24, 25, 37-40). ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом по <адрес> сержанту ФИО1 выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС № А 552886 союзного образца. Данное удостоверение выдано на основании записи в военном билете, что подтверждается ответом военного комиссара <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 190, 209, 230). ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом <адрес> ФИО1 оформлен дубликат удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС союзного образца, взамен утраченного удостоверения № А 552886. Дубликат удостоверения выдан Сахвадзе ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ведомостью на выдачу военнослужащим запаса дубликатов удостоверений лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 гг.(л.д.11, 78). Из ответа военного комиссара Владимирской области следует, что основанием для выдачи дубликата удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданного ДД.ММ.ГГГГ, являлся военный билет, в котором имелась запись о выполнении служебных обязанностей в составе оперативной группы МО СССР по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ( л.д.46,47, 77,78). Согласно архивной справке Центрального архива Министерства обороны РФ личный состав войсковых частей 01094 и 22216 в 1986-1990гг. выполнял обязанности по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ( л.д. 25, 173). Из архивной справки Министерства обороны Украины следует, что ФИО2 в составе войсковой части 01094 участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 90). Одновременно в обоснование своих доводов истец представил карточку учета радиоактивного облучения на имя ФИО1. Суммарная доза облучения 930 Мр. ( л.д. 22-24). Из справки следователя СО при ОМВД по <адрес> и информации заместителя начальника ОВД РФ по <адрес> следует, что ДД.ММ.ГГГГ неизвестное лицо похитило 2 сейфа с документами, в том числе удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя ФИО1 Производство по уголовному делу ДД.ММ.ГГГГ по данному факту приостановлено на основании п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ. ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено и уголовное дело уничтожено за истечением срока уголовного преследования. Удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя ФИО1 в камеру хранения вещественных доказательств, не сдавалось. Таким образом, местонахождение похищенного удостоверения в рамках следствия не установлено ( л.д. 12, 34,35, 182-183). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Меленковскому району» с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. К заявлению приложил копию военного билета, копию архивной справки, копию паспорта и справку об утрате удостоверения ( л.д. 30- 41). ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Меленковскому району» в адрес ФИО1 направлено уведомление об отказе в выдаче дубликата удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с отсутствием документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения согласно п. 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина России от 08.12.2006 № 727/831/165н ( л.д. 10). Решение об отказе в выдаче удостоверения ФИО2 не обжаловал. Вместе с тем данное обстоятельство не является препятствием для разрешения требования о возложении обязанности выдать соответствующее удостоверение. Из материалов дела следует, что заявление ФИО1 о выдаче удостоверения не было направлено в Департамент социальной защиты населения Владимирской области, в связи с тем, что он не подтвердил выполнение работ в зоне отчуждения. Департамент социальной защиты населения Владимирской области в письменном отзыве фактически указал на отсутствие оснований для выдачи ФИО1 удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Тем самым усматривается спор о наличии у ФИО1 права на получение соответствующего удостоверения, в связи с чем истец не оспаривая ответ ГКУ «ОСЗН по Меленковскому району», вправе ставить вопрос о возложении обязанности выдать ему соответствующее удостоверение. Разрешая заявленные требования, суд соглашается с доводом стороны истца о необоснованности истребования у ФИО1 одного из документов, предусмотренных п. 6 Порядка, подтверждающих выполнение им работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует и установлено судом, что первоначально удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО1 выдано ДД.ММ.ГГГГ на основании записи в военном билете, в котором указано об участии ФИО1 в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и выдаче ему нагрудного знака «Участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В данный период Порядок выдачи удостоверений был урегулирован Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 31.03.1990 № 325 «О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС» и Письмом Госкомтруда СССР от 04.07.1990 № 2125-ФК о выдаче удостоверений и нагрудных знаков, подтверждающих право на льготы, лицам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Указанными нормативными актами было предусмотрено, что лицам, включая военнослужащих воинских частей и военнообязанных запаса, призванных на специальные сборы и принимавшим в 1986 - 1988 годах участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны (зоны отселения), а также занятым в тот же период на эксплуатационных и других работах на этой станции независимо от продолжительности выполнения работ, выдается удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, являющееся документом, подтверждающим право на установленные льготы, и нагрудный знак.

Таким образом, действовавшим ранее нормативным - правовым регулированием было предусмотрено, что удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудный знак подлежали выдаче только лицам, призванным для участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 30- километровой зоны, а также занятым в тот же период на эксплуатационных и других работах на этой станции независимо от продолжительности выполнения работ.

В последующем в целях реализации Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» приказом Министра обороны РФ от 01.07.1993 № 335 была разработана Инструкция выдачи в вооруженных силах РФ удостоверений рассматриваемой категории.

В соответствии с данной Инструкцией военнослужащим удостоверения выдавались военными комиссариатами по месту жительства.

Основанием для выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и нагрудного знака военнослужащим срочной службы, призванным в период с 1986 по 1990 гг. на специальные сборы для ликвидации последствий катастрофы, являлась - запись в военном билете (в разделах «Прохождение учебных сборов» и «Особые отметки») следующего содержания: "Принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с (число, месяц, год) по (число, месяц, год)», заверенная подписью начальника штаба воинской части, принимавшей участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и скрепленная гербовой печатью ( п. 23 Инструкции).

В данном случае запись в военном билете на имя ФИО1 выполнена в соответствии с п. 23 указанной Инструкции.

Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также право на меры социальной поддержки, обусловленные этим статусом. Выдача удостоверения является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса.

Согласно правовым позициям Конституционного суда РФ федеральный законодатель не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возвещения вреда и предоставления льгот - такой объем должен, безусловно, соблюдаться (постановление от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П).

Граждане, получившие удостоверения на основании представленных ими документов, подтверждающих факт их участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют предоставленное им Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на соответствующие компенсации и льготы. Данное право в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Уменьшение ранее признанного и подтвержденного соответствующим удостоверением права граждан на получение компенсаций и льгот (а равно мер социальной поддержки) недопустимо по основаниям, не предусмотренным законом. Полномочия органов исполнительной власти по осуществлению контроля за обоснованностью выдачи гражданам удостоверений и нагрудных знаков участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не означают, что эти органы вправе возлагать на граждан дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральным законом, перекладывать на них свои контрольные функции. Подобный контроль должен осуществляться непосредственно самими государственными органами, в частности путем проверки и анализа материалов по учету оформленных и выданных удостоверений и нагрудных знаков, а также документов, послуживших основанием для выдачи удостоверений, которые в силу пункта 16 Порядка хранятся в уполномоченных органах постоянно. Абзац четвертый пункта 4 Порядка в части, возлагающей на граждан, получивших в установленном ранее порядке соответствующие удостоверения, обязанность повторно представлять другие документы, доказывая свое участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, решением Верховного Суда РФ от 09.04.2019 № АКПИ19-97, признан недействующим, поскольку ограничивает предоставленное им Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на компенсации и льготы. Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ данное решение оставлено без изменения (27.06.2019 № АПЛ19-215). Таким образом, граждане, имеющие ранее оформленные и выданные удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не обязаны повторно представлять один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка, при обращении за получением удостоверения по форме согласно приложениям № 1 или №2 к Порядку, и доказывать факт нахождения в зоне отчуждения. Учитывая, что уполномоченный орган мер к его изъятию ранее выданных удостоверений ФИО1 не предпринимал и наличие у него права на получение ранее выданных удостоверений не оспорил, истец при обращении в 2019 г. в ГКУ ВО «ОСЗН по Меленковскому району» в соответствии с п. 4 Порядка обязан был предоставить паспорт гражданина РФ и удостоверение установленного образца, которое и является доказательством, подтверждающим факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В данном случае ФИО1 представил в уполномоченный орган паспорт гражданина РФ и копию дубликата удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку оригинал дубликата удостоверения был похищен в ДД.ММ.ГГГГ г. Вместе с тем сведения, содержащиеся в копии дубликата удостоверения, согласуются с документами, являвшимися основанием для выдачи первичного удостоверения, в частности с данными военного билета, ведомостями на выдачу удостоверения и его дубликата, архивными справками. Поэтому само по себе отсутствие оригинала удостоверения при наличии объективных данных о ранее выданных удостоверениях не может являться безусловным основанием для отказа в выдаче удостоверения.

Ссылка стороны ответчика и представителя третьего лица на п. 14 Порядка о том, что граждане, которым ранее были оформлены и выданы удостоверения, имеют право на переоформление удостоверения только при наличии оснований, подтверждаемых документами, указанными в пункте 6 Порядка, суд считает несостоятельной. Из содержания данного пункта следует, что граждане обязаны повторно представлять документы, перечень которых указан в п.6 Порядка только для установления им статуса, дающего право на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки в большем объеме. В данном случае ФИО1 просил выдать ему удостоверение нового образца, взамен удостоверения союзного образца, а не в целях предоставления ему мер социальной поддержки в большем объеме. С учетом изложенного, довод стороны ответчика об отсутствии у ФИО1 документов, подтверждающих факт выполнения работ в зоне отчуждения, является необоснованным и опровергается имеющимися в деле доказательствами, которые принимаются судом в качестве допустимых и относимых. Учитывая, что первоначальное удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выдано ФИО1 на основании нормативных актов действовавших на момент его выдачи, и суду не представлено доказательств, свидетельствующих о выдаче ФИО1 удостоверения в 1991 г. и его дубликата в 1998 г. в нарушение установленного порядка и без наличия достаточных к тому оснований, либо о наличии обоснованных сомнений в правомерности получения ФИО1 указанного удостоверения и его дубликата, суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании вышеприведенных документов. Таким образом, принимая во внимание, правовую позицию, изложенною в постановлениях Конституционного Суда РФ, решениях Верховного Суда РФ, а также вышеуказанные нормы права, суд полагает необходимым иск ФИО1 удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил

Исковое заявление удовлетворить.

Обязать Департамент социальной защиты населения Владимирской области выдать ФИО1, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированному по адресу: <адрес> удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Меленковский районный суд.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись О.В.Понявина

Подлинник документа находится в деле в производстве Меленковского районного суда Владимирской области