ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-74/2018 от 17.04.2018 Торопецкого районного суда (Тверская область)

Дело № 2-74/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торопец 17 апреля 2018 года

Торопецкий районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой В.А.,

при секретаре Васильевой Ю.Л.,

с участием прокурора Торопецкого района Тверской области – Кореня Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Понизовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области об обязании привести в соответствие с требованиями законодательства Паспорт безопасности Понизовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Торопецкого района Тверской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Понизовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области об обязании привести в соответствие с требованиями законодательства Паспорт безопасности Понизовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области.

Свои требования истец мотивирует тем, что прокуратурой Торопецкого района изучен паспорт безопасности Понизовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области. В результате изучения паспорта безопасности поселения установлено, что паспорт безопасности поселения не соответствует требованиям Приказа МЧС России от 25 октября 2004 года № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», что в разделе I «Общая характеристика территории» подразделе «Социально-демографическая характеристика территории» указаны показатели средние по Тверской области, а не применительно к территории поселения. Отсутствует пункт 36 раздела (протяженность железнодорожных путей, всего км, в том числе общего пользования, км/% от общей протяженности, из них электрифицированных). Отсутствует раздел II «Характеристика опасных объектов на территории». Отсутствует раздел III «Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций», имеющийся раздел под номером 2 «Показатели риска природных ЧС» не содержит сведений. Отсутствует раздел IV «Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций», имеющийся раздел под номером 3 «Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций» не содержит сведений. Отсутствует раздел V «Показатели риска биолого-социальных чрезвычайных ситуаций», имеющийся раздел под номером 4 «Показатели риска биолого-социальных ЧС» не содержит сведений. Отсутствует раздел VI «Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории», в имеющемся разделе под номером 5 «Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории» отсутствует пункт 53 «Количество организаций – исполнителей работ по восстановлению территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» вступивший в действие в соответствии с приказом МЧС России от 10 ноября 2016 года № 595 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 25 октября 2004 года № 484». Отсутствует раздел VII «Расчетно-пояснительная записка». Имеющийся раздел 6 «Расчетно-пояснительная записка» не соответствует структуре предусмотренной разделом VII приказа МЧС России от 25 октября 2004 года № 484. В разделе 6 отсутствуют: титульный лист; список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации; аннотация; содержание (оглавление); использованная методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций; описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения; результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуации на объектах, расположенных на территории, транспортные коммуникации, а также природные явления; анализ результатов оценки риска; выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций; рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на территории.

На основании изложенного, прокурор просит суд обязать администрацию Понизовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести паспорт безопасности поселения в соответствие с требованиями Приказа МЧС России от 25 октября 2004 года № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», изложив разделы паспорта в соответствии со структурой, предусмотренной пунктом 8 Типового паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

Прокурор Торопецкого района Тверской области Корень Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Глава администрации Понизовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области ФИО1, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования признал полностью, о чем представлено письменное заявление.

Представитель третьего лица – Администрации Торопецкого района Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя, возражений на иск не представил.

Представитель третьего лица - Главного управления МЧС Росси по Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, требования прокурора поддержал.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;

л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

участвуют в мероприятиях организуемых органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Согласно п. 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868, МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами, среди прочего, разрабатывает и утверждает (устанавливает) методику оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также типовой паспорт безопасности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Приказом МЧС России от 25 октября 2004 года № 484 утвержден Типовой паспорт безопасности территории муниципального образования. Пунктом 2 указанного паспорта установлено, что Типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разработан для административно-территориальных единиц: республики, края, области, муниципального образования и населенного пункта (города).

В соответствии с п. 4 Типового паспорта разработка паспорта безопасности территории муниципального образования организуется органом местного самоуправления.

Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разрабатывается для решения следующих задач:

определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;

оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций;

оценка состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.

Пунктом 8 Типового паспорта установлено, что паспорт безопасности территории должен включать в себя:

титульный лист;

раздел I «Общая характеристика территории»;

раздел II «Характеристика опасных объектов на территории»;

раздел III «Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций»;

раздел IV «Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций»;

раздел V «Показатели риска биолого-социальных чрезвычайных ситуаций»;

раздел VI «Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории»;

раздел VII «Расчетно-пояснительная записка».

В соответствии с разделом VI Типового паспорта безопасности территории муниципального образования (утв. приказом МЧС России от 25октября 2004 года № 484) в расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности территории. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:

титульный лист;

список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

аннотация;

содержание (оглавление);

задачи и цели оценки риска;

краткое описание основных опасностей на территории;

использованная методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;

описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;

результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуации на объектах, расположенных на территории, транспортные коммуникации, а также природные явления;

анализ результатов оценки риска;

выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;

рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на территории.

Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В судебном заседании установлено, что администрация Понизовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области является органом местного самоуправления, что подтверждается Уставом муниципального образования Понизовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области.

В соответствии со ст. 7 Устава поселения к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Приказом МЧС России от 25 октября 2004 года № 484 утвержден Типовой паспорт безопасности территории муниципального образования. Пунктом 2 указанного паспорта установлено, что Типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разработан для административно-территориальных единиц: республики, края, области, муниципального образования и населенного пункта (города).

В соответствии с п. 4 Типового паспорта разработка паспорта безопасности территории муниципального образования организуется органом местного самоуправления.

В результате изучения паспорта безопасности поселения установлено, что, в разделе I «Общая характеристика территории» в подразделе «Социально-демографическая характеристика территории» указаны показатели средние по Тверской области, а не применительно к территории поселения. Отсутствует пункт 36 раздела (протяженность железнодорожных путей, всего км, в том числе общего пользования, км/% от общей протяженности, из них электрифицированных). Отсутствует раздел II «Характеристика опасных объектов на территории». Отсутствует раздел III «Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций», имеющийся раздел под номером 2 «Показатели риска природных ЧС» не содержит сведений. Отсутствует раздел IV «Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций», имеющийся раздел под номером 3 «Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций» не содержит сведений. Отсутствует раздел V «Показатели риска биолого-социальных чрезвычайных ситуаций», имеющийся раздел под номером 4 «Показатели риска биолого-социальных ЧС» не содержит сведений. Отсутствует раздел VI «Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории», в имеющемся разделе под номером 5 «Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории» отсутствует пункт 53 «Количество организаций – исполнителей работ по восстановлению территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» вступивший в действие в соответствии с приказом МЧС России от 10 ноября 2016 года № 595 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 25 октября 2004 года № 484». Отсутствует раздел VII «Расчетно-пояснительная записка». Имеющийся раздел 6 «Расчетно-пояснительная записка» не соответствует структуре предусмотренной разделом VII приказа МЧС России от 25октября 2004 года № 484.

В разделе 6 отсутствуют: титульный лист; список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации; аннотация; содержание (оглавление); использованная методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций; описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения; результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуации на объектах, расположенных на территории, транспортные коммуникации, а также природные явления; анализ результатов оценки риска; выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций; рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на территории (л.д.17-70).

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантирована статьей 45 Конституции Российской Федерации, в связи с чем, в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора Торопецкого района Тверской области основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациипри принятии решения суда,обязывающегоответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке исполненияответчикомрешения суда, суд принимает во внимание время, необходимое для устранения нарушений, и считает возможным установить срок исполнения решения в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным для его исполнения.

В соответствии с п.п.9 п.1 ст.33336 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Государственная пошлина от уплаты, которой истец в силу п.п. 9 п. 1 ст. 33336 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, взысканию с ответчика администрации Понизовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области не подлежит, поскольку на основании п.п 19 ч. 1 ст. 333 36Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь требованиями ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Понизовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести паспорт безопасности поселения в соответствие с требованиями Приказа МЧС России от 25октября 2004 года № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», изложив разделы паспорта в соответствии со структурой предусмотренной пунктом 8 Типового паспорта безопасности территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В разделе I указать социально-демографические характеристики территории поселения и дополнить пунктом 36 (протяженность железнодорожных путей, всего км, в том числе общего пользования, км/% от общей протяженности, из них электрифицированных).

Дополнить Паспорт безопасности поселения разделами: II «Характеристика опасных объектов на территории», III «Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций», IV «Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций», V «Показатели риска биолого-социальных чрезвычайных ситуаций», VI «Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории», с указанием сведений применительно к территории поселения.

Раздел VI «Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории» дополнить пунктом 53 «Количество организаций – исполнителей работ по восстановлению территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».

Раздел VII «Расчетно-пояснительная записка» дополнить его:

титульным листом;

списком исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

аннотацией;

содержанием (оглавлением);

использованной методологией оценки риска, исходными данными и ограничениями для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;

описанием применяемых методов оценки риска и обоснованием их применения;

результатами оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуации на объектах, расположенных на территории, транспортные коммуникации, а также природные явления;

анализом результатов оценки риска;

выводами с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;

рекомендациями для разработки мероприятий по снижению риска на территории.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.А. Смирнова