Дело № 2-75(2)/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Хвалынск
Вольский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Е.В. Алейниковой,
при секретаре О.Е. Смирновой,
с участием истца Ахметжанова А.И.,
представителя ответчика Лобановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ахметжанова А.И. к руководителю государственного учреждения «Центр занятости населения» Лобановой О.А., государственному учреждению «Центр занятости населения» г. Хвалынска о признании действий (бездействия) незаконным, признании безработным и назначении пособия по безработице, возмещении морального вреда,
установил:
Ахметжанов А.И. обратился в Вольский районный суд с исковым заявлением к руководителю государственного учреждения «Центр занятости населения» Лобановой О.А. о признании действий (бездействия) незаконным, признании его безработным и назначении пособия по безработице, возмещении морального вреда, указывая, что в связи со сменой главы крестьянского фермерского хозяйства (далее КФХ) он был переведен на другую работу и уволен 14.09.2010 года в связи с сокращением численности работников хозяйства. В целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней, 28 октября, 12 ноября, и 15 ноября 2010 года он обратился в орган службы занятости представив при этом паспорт, трудовую книжку, диплом и справку о средней заработной плате за три месяца предшествующие увольнению, а 18.11.2010 года он отправил в адрес службы занятости копии паспорта, трудовой книжки и диплома. Однако он не был зарегистрирован в качестве обратившегося в поисках работы, также он не был признан безработным и ему не было назначено пособие по безработице, чем по его мнению было нарушено его право на социальную защиту. Считает действия (бездействия) руководителя органа службы занятости Лобановой О.А. незаконными и просит суд признать действия (бездействие) руководителя органа службы занятости населения Лобановой О.А. незаконными, признать его с 15.11.2010 года безработным, обязать руководителя органа службы занятости: назначить ему пособие по безработице с 15.11.2010 года перечислив данное пособие на его счет; а также возместить ему ущерб за причинение морального вреда незаконными действиями (бездействиями) руководителя органа службы занятости Лобановой О.А. и судебные расходы.
Судом в процессе подготовки дела к рассмотрению к участию в деле был привлечен соответчик - Государственное учреждение «Центр занятости населения» г. Хвалынска (далее ГУ «Центр занятости населения»).
Истец Ахметжанов А.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям, пояснил, что заявление-анкета от 22.12.2010 года заполнена им, почерк свой он узнает, но не помнит, чтобы заполнял такое заявление, также пояснил, что в КФХ, где он был главой 01.09.2010 года произошла смена главы, о чем свидетельствуют записи в его трудовой книжке, изменения об этом были зарегистрированы в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей о крестьянском (фермерском) хозяйстве только 21.01.2011 года. Однако полагает, что на момент обращения в орган службы занятости 15.11.2010 года он имел право на признание его безработным и назначение ему пособия по безработице. Также просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере, определенном судом, и взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Представитель ГУ «Центр занятости населения» Лобанова О.А. суду пояснила, что примерно 15 ноября 2010 года к ней за консультацией обращался Ахметжанов А.И., пояснивший, что был зарегистрирован в качестве главы КФХ, затем в хозяйстве произошла смена главы КФХ, но официально в установленном законом порядке это оформлено не было, на что она ему разъяснила, что пока он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя главы КФХ, то безработным он признан быть не может. Затем 18.11.2010 года Ахметжанов А.И. прислал им по почте копии свидетельства о внесении в ЕГРИП от 15.01.2005 года, диплома, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, 1,6,7 страниц трудовой книжки. В телефонной беседе в тот же день ему было разъяснено о необходимости заполнения заявления и представления документа, подтверждающего прекращение предпринимательской деятельности, на что Ахметжанов А.И. пояснил, что заявление о прекращении предпринимательской деятельности отправил в налоговую инспекцию и при получении соответствующего документа он обратиться в службу занятости лично. 22.12.2010 года Ахметжанов А.И. представил заявление-анкету о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, копию паспорта и справку о средних доходах, и с 22.12.2010 года он был поставлен на учет в качестве обратившегося в поисках работы, однако 24.01.2011 года был снят с учета по причине длительной (более месяца) неявки гражданина в службу занятости. 28.01.2011 года Ахметжанов А.И. вновь обратился службу занятости населения предъявив свидетельство от 21.01.2011 года о внесении записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о КФХ в связи со сменой главы КФХ и справку № 101 от 24.01.2011 года МИФНС № 3 по Саратовской области о том, что он в качестве предпринимателя с 21.01.2011 года не зарегистрирован. Полагает, что поскольку Ахметжанов А.И. только с 21.01.2011 года приобрел статус незанятого гражданина, то только с этого времени, а не ранее он может претендовать на признание его безработным.
Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно трудовой книжки Ахметжанова А.И., имеются записи: от 01.09.2010 года о его переводе на другую работу согласно ст. 73 КЗоТ РФ и от 14.09.2010 года о его увольнении в связи с сокращением численности штата. Данные записи заверены подписью и печатью индивидуального предпринимателя главы КФХ Ахметжанова А.И..
Из справки о среднем заработке Ахметжанова А.И. от 17.09.2010 года следует, что его средний заработок за июнь, июль и август 2010 года составил 15050 рублей.
Из свидетельства от 15.01.2005 года о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском0 хозяйстве, глава которого зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 01.01.2004 года следует, что внесена запись о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого Ахметжанов А.И. зарегистрирован 09.01.2003 года за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) - №.
Из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о крестьянском (фермерском) хозяйстве, следует, что 21.01.2011 года внесены сведения о главе КФХ в связи с его сменой главой данного КФх является А.И.А., за тем же ОГРНИП, за государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ГРНИП) - №
Из справки МИ ФНС России № 3 по Саратовской области от 24.01.2011 года следует, что Ахметжанов А.И., с 21.01.2011 года в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица не зарегистрирован.
Согласно заявления-анкеты о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы заполненной 22.12.2010 года Ахметжановым А.И., он обратился в ГУ «Центр занятости населения» г. Хвалынска с просьбой предоставить ему государственную услугу содействия в поиске подходящей работы, указав необходимые данные о себе, свою профессию и последнее место работы.
Из отчета ГУ «Центр занятости населения» г. Хвалынска об оказании государственной услуги Ахметжанову А.И. следует, что при оказании услуги 22.12.2010 года было зафиксировано: нет подходящих вакансий, первичная регистрация. Имеется подпись Ахметжанова А.И. в получении данной государственной услуги.
Согласно сведений ГУ «Центр занятости населения» г. Хвалынска 24.01.2011 года Ахметжанов А.И. снят с учета и не может быть признан безработным в установленном законом порядке в связи с длительной неявкой (более месяца) гражданина в службу занятости.
В соответствии со ст.2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми считаются граждане: зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели); являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно ч. 1 ст. 3 данного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем согласно ч. 3 этой же статьи Закона безработными не могут быть признаны граждане перечисленные в статье 2 настоящего Закона
Согласно ч. 4 данной статьи Закона граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" определено, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Правительство Российской Федерации - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 г. - государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 того же Закона смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.
Таким образом, смена главы фермерского хозяйства требует указанных в Законе оснований и процедуры юридического оформления.
Согласно ч. 3, 4 ст. 14 Закона предусмотрено прекращение членства в фермерском хозяйстве при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.
Таким образом, Закон допускает только добровольный выход из фермерского хозяйства и не предоставляет членам хозяйства право принимать решение об исключении кого-либо из хозяйства.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется путем внесения в ЕГРИП сведений о главе крестьянского (фермерского) хозяйства
При государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства регистрирующий (налоговый) орган выдает (направляет) главе крестьянского (фермерского) хозяйства Свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства
При любых изменениях сведений о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе при смене главы крестьянского (фермерского) хозяйства, ОГРНИП остается неизменным.
При смене главы крестьянского (фермерского) хозяйства в регистрирующий (налоговый) орган, новым главой крестьянского (фермерского) хозяйства, кроме документов, предусмотренных ст. 22.2 данного Закона представляется новая редакция либо изменения, вносимые в соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства.
При внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства регистрирующий (налоговый) орган выдает (направляет) Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований или возражений.
Судом с бесспорностью установлено, что с 09.01.2003 года истец Ахметжанов А.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - главы КФХ, и только с 21.01.2011 года в установленном законом порядке данный статус индивидуального предпринимателя им был утрачен.
Таким образом, до 21.01.2011 года Ахметжанов А.И. в соответствии со ст.2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" считался занятым гражданином, и не мог быть признан безработным в установленном законом порядке.
Кроме того, согласно ст.2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми считаются также граждане являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Вместе с тем, судом установлено, что несмотря на то, что Ахметжанов А.И. с 21.01.2011 года прекратил свою предпринимательскую деятельность, что не исключает его дальнейшее членство в КФХ, однако доказательств того, что он в настоящее время не является членом КФХ им не представлено.
Также судом установлено, что Ахметжанов А.И. действительно обращался в службу занятости 15.11.2010 года за устной консультацией, каких-либо заявлений он не писал, получив устные разъяснения о требованиях законодательства в области занятости населения 18.11.2010 года направил почтой в данное учреждение некоторые документы, в том числе и свидетельство о его регистрации в качестве главы КФХ индивидуального предпринимателя, при этом каких-либо заявлений о признании его безработным также не писал, и лишь 22.12.2010 года Ахметжанов А.И. заполнил заявление-анкету об оказании ему государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, после чего был зарегистрирован (первичная регистрация) в качестве лица, обратившегося за оказанием государственной услуги по подбору вариантов подходящей работы из регистра. После чего, 24.01.2011 года был снят с учета в связи с длительной неявкой (более месяца) гражданина в службу занятости.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Ахметжанова А.И. удовлетворению не подлежат, поскольку сотрудники ГУ «Центр занятости населения» г. Хвалынска действуя в соответствии с нормами Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" разъяснили ему порядок и условия признания гражданина безработным, однако исходя из представленных Ахметжановым А.И. документов он не мог быть признан безработным в установленном законом порядке и соответственно ему не могло быть начислено пособие по безработице, в том числе и с 15.11.2010 года. Таким образом, ответчиком право Ахметжанова А.И. на признание его безработным нарушено не было, причинение какого-либо морального вреда истцу со стороны ответчика исключается, поскольку ответчиком - ГУ «Центр занятости населения» г. Хвалынска по отношению к истцу не было допущено каких-либо незаконных действий или бездействия. Каких-либо препятствий у истца обратиться к ответчику вновь с заявлением о постановке его на учет в качестве лица, которому требуется предоставление государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, не имеется.
В связи с изложенным, исковые требования Ахметжанова А.И. суд признает необоснованным и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ч.1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку исковые требования удовлетворению не подлежат, то не подлежит удовлетворению и требование о взыскании судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Ахметжанову А.И. к руководителю государственного учреждения «Центр занятости населения» Лобановой О.А., государственному учреждению «Центр занятости населения» г. Хвалынска о признании действий (бездействия) незаконным, признании безработным и назначении пособия по безработице, возмещении морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения путем принесения кассационной жалобы через Вольский районный суд, расположенный по адресу: Саратовская область, г.Хвалынск, ул.Революционная, 110.
Судья Е.В. Алейникова