Волжский районный суд города Саратова Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Волжский районный суд города Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-75/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 февраля 2012 года
Волжский районный суд г. Саратова
В составе:
Председательствующего судьи С.Н. Агарковой,
При секретаре А.А. Разделкиной,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Регионального общественного учреждения Защиты прав потребителей Саратовской области «иные данные» в интересах Степановой ФИО6 к обществу с ограниченной ответственностью «иные данные обществу с ограниченной ответственностью «иные данные», 3-е лицо муниципальное унитарное производственное предприятие «Саратовводоканал» о восстановлении нарушенного права потребителя, компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л:
Региональное общественное учреждение Защиты прав потребителей Саратовской области «иные данные» в интересах Степановой ФИО7 обратилось в суд с иском обществу с ограниченной ответственностью «иные данные» (далее по тексту ООО «иные данные», обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «иные данные», 3-е лицо муниципальное унитарное производственное предприятие (МУПП) «Саратовводоканал» о восстановлении нарушенного права потребителя, компенсации морального вреда, в обоснование которого указало, что Степанова Т.А. проживает по адресу: . В период с июля 2010 года по август 2011 года дом находился в управлении ООО «иные данные». Вместе с тем, расчетно-кассовое обслуживание осуществляет ООО «Центр начислений «Соколовогорский». В нарушение законодательства ООО «иные данные» выставляет Степановой Т.А. в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг свой расчетный счет, а не расчетный счет исполнителя жилищных услуг, то есть управляющей компании. Кроме того, ООО иные данные» осуществляет неправильный расчет по оплате за коммунальные услуги «Холодное водоснабжение, водоотведение», осуществляет доначисление платы за коммунальные услуги, превышающие тариф на 18%. Просит признать незаконными действия ООО «иные данные» по указанию в платежных документах потребителю своего расчетного счета в период с июля 2010 года по августа 2011 года, по выставлению тарифов с превышением на 18% за услуги «Холодное водоснабжение», «Холодное водоотведение», признать незаконным бездействие ООО «иные данные взыскать с ответчиков в пользу Степановой Т.А. денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. с каждого, взыскать с ООО «иные данные» расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил признать противоправными действия ответчика ООО «иные данные» выраженные в отказе указывать в платежных документах расчетный счет управляющей организации, взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб.
Представитель истца, истец Степанова Т.А. в судебное заседание не явились, Степанова Т.А. просила дело рассмотреть в ее отсутствие, представитель Регионального общественного учреждения Защиты прав потребителей «иные данные» об отложении дела не ходатайствовал.
Представитель ответчиков ООО «иные данные», ООО «иные данные» Коваленко Е.П., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив в судебном заседании, что в период с июля 2010 года по августа 2011 года отпуск питьевой воды и прием сточных вод по адресу: , осуществляло МУПП «иные данные» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № между МУПП «иные данные» и ООО «иные данные». Размер платы за коммунальные услуги «Холодное водоснабжение», «Холодное водоотведение» начислялся в соответствии с тарифами, утвержденными органами местного самоуправления. Поскольку тариф не включал в себя НДС, то соответственно правомерно предъявление к оплате налога на добавленную стоимость потребителю коммунальной услуги- гражданину. Выставление в платежных документах счета ООО «иные данные не противоречит действующему законодательству. В связи с чем, просила в иске отказать.
Представитель 3-го лица МУПП «иные данные» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Степанова Т.А. зарегистрирована и проживает в , что подтверждается штампом регистрации в паспорте на имя Степановой Т.А. (л.д.17).
Также установлено, что управление указанным домом в период июля 2010 года по август 2011 года осуществляло ООО «иные данные».
Расчетно-кассовое обслуживание в вышеуказанный период времени осуществляло ООО «иные данные «иные данные» на основании договора на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию, заключенного меж_ду ООО иные данные»» и ООО иные данные» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1.1 договора на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию ООО иные данные иные данные «иные данные на себя обязательства от имени и за счет Управляющей компании оказы_вать ей услуги по расчетно-кассовому обслуживанию Управляющей компании, включающему: расчет, начисление, перерасчет, учет платы за услуги Заказчика, оказываемые собственникам (нанимателям) жилых и нежилых помещений, корректировку платы за Услуги; пени за несвоевременное внесение оплаты за Услуги; разъяснительную работу с собственниками (нанимателями); включение Услуг в платежный документ, подготовленный ООО «Центр начислений «иные данные выпуск платеж_ных документов, долговых платежных документов и платежных документов с корректировкой разме_ра платы за оказанные Услуги (л.д. 92-94).
Согласно ч.15 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В силу Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 1). Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ст.3).
Как следует из ч.1 ст. 4 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Согласно п.4.4 договора от ДД.ММ.ГГГГ ООО «иные данные» еженедельно по вторникам и четвергам перечисляет на расчетный счет Заказчика (ООО иные данные») денежные средства, принятые по платежным документам (л.д.93, оборот).
Таким образом, использование банковских реквизитов ООО «иные данные» при вы_ставлении платежных документов основано на договорах на оказание услуг по расчетному и кассово_му обслуживанию, заключенных между ООО «иные данные» и ООО «иные данные», и вышеуказанных нормах законодательства.
Как следует из представленных квитанций по оплате жилья и коммунальных услуг, подтверждено представителем ответчика ООО «иные данные», денежные средства, уплаченные истцом по платежным документам с платежными реквизитами ООО «иные данные» по_лучены управляющей организацией (л.д.91). Права истца данными действиями не нарушены.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что действия ООО «иные данные» по указанию в платежных документах своего расчетного счета основаны на нормах действующего законодательства. Следовательно, не может быть признано незаконным бездействие ООО «УК «Первая Волжская ЖЭК» по не указа_нию своих банковских реквизитов в счетах на оплату.
В этой части иска следует отказать.
Судом установлено, что с июля 2010 года по август 2011 года отпуск питьевой воды и прием сточных вод по адресу: , осуществляло МУПП «иные данные» на основании договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между МУПП иные данные» и ООО «иные данные» (л.д.. Согласно условиям данного договора МУПП «Саратовводоканал» приняло на себя обязательство осуществлять отпуск питьевой воды ООО «иные данные» (Абоненту) и прием от него сточных вод, а Абонент - осуществлять оплату в порядке, установленном договором (л.д.72-75).
Солгано статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307 Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам урегулированы отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (далее Правила).
Так согласно п. 15 данных Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 19 Правил установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги.
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 306, предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию, а также водоотведение определяется исходя из нормативов потребления.
Согласно постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ N 1488 «Об установлении тарифов МУПП «иные данные» на услуги водоснабжения и водоотведения на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тарифы для МУПП «иные данные на услуги водоснабжения и водоотведения были установлены в следующем размере:
-тариф на услуги водоснабжения питьевой водой в размере 10,73 руб./куб.м (без НДС);
-тариф на услуги водоотведения в размере 4,86 руб./куб.м (без НДС).
Согласно постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ N 572-р «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения питьевой водой, водоснабжения технической водой, водоотведения и очистки сточных вод МУПП «Саратовводоканал» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тарифы для на услуги водоснабжения и водоотведения были установлены в следующем размере:
-тариф на услуги водоснабжения питьевой водой в размере 11,92 руб./куб.м (без НДС);
-тариф на услуги водоотведения и очистки сточных вод в размере 5,39 руб./куб.м (без НДС).
Как следует из представленных в судебное заседание счетов МУПП «Саратоводоканал», выставленных ООО «иные данные» по дому 10 по за спорный период, счета управляющей компании выставлялись с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), который составляет 18%. Согласно платежным документам на имя Степановой Т.А. взимание платы управляющей организацией взималось с учетом НДС в размере 18% (п.3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации), а именно: тариф на холодное водоснабжение на 2010 год ставил 10,73 р/м3, водоотведение- 4,86 р/м3, соответственно с увеличением на сумму НДС плата за услуги составит соответственно 12,66 руб./м3, 5,73 руб. /м3 (10,73х18%=12,66) (4,86 х18%=5,73). В 2011 году составит плата за вышеуказанные услуги с увеличением на сумму НДС: холодное водоснабжение-11,92 руб./куб.мх18%=14,07 руб/куб.м.; водоотведение- 5,39 руб./куб.м.х18%=6,36 руб./куб.м.
С учетом количества потребленных услуг холодного водоснабжения и водоотведения произведен расчет оплаты Степановой Т.А.
В силу п.13 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с п.1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (налог на добавленную стоимость) реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС, в данном случае МУПП «иные данные предъявил к оплате ООО «УК «иные данные» сумму НДС, что следует из представленных счетов на оплату.
Судом установлено, что при утверждении тарифа на вышеуказанные коммунальные услуги его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС. В связи с чем, предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что начисление Степановой Т.А. оплаты за холодное водоснабжение и водоотведение с учетом НДС в размере 18% производится управляющей компанией правомерно.
Таким образом, суд считает, что требования истца о признании незаконными действий ООО «иные данные» о выставлении тарифов за холодное водоснабжение и водоотведение дополнительно суммы НДС не подлежат удовлетворению. В связи с чем, отсутствует бездействие управляющей компании по исключению суммы НДС из платежного документа.
Отсутствуют также основания для денежной компенсации морального вреда, поскольку заявлены требования о признании незаконным начисления к тарифам на коммунальные услуги НДС, о выставлении расчетного счета в платежных документах ООО иные данные», поскольку в удовлетворении исковых требований отказано. Кроме того, требования о признании незаконными начисления НДС к тарифу на коммунальные услуги по сути своей являются требованиями материального характера, в силу ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Законом не предусмотрена денежная компенсация морального вреда.
Иск рассмотрен только по основаниям, заявленным истцом, а именно о признании незаконным действий ответчиков по выставлению тарифа за указанные услуги с учетом НДС и неправомерном указании счета в платежном документе.
Поскольку в иске отказано, то истцу следует отказать во взыскании судебных расходов.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Регионального общественного учреждения Защиты прав потребителей иные данные» в интересах Степановой ФИО8 к обществу с ограниченной ответственностью «иные данные», обществу с ограниченной ответственностью «иные данные», 3-е лицо муниципальное унитарное производственное предприятие «иные данные о восстановлении нарушенного права потребителя, компенсации морального вреда- отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Волжский районный суд г. Саратова путем подачи апелляционной жалобы.
Судья С.Н. Агаркова