Дело № 2-7500/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 17 ноября 2016 г.
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
при секретаре судебного заседания Вершининой Т.А.,
с участием:
представителя истца: старшего помощника Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора, поданного в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российское железные дороги» о понуждении произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский транспортный прокурор обратился с иском в защиту нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тексту ОАО «РЖД») о понуждении произвести определенные действия, а именно: обязать ОАО «РЖД» устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Бойцово - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950), допущенных при разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а именно: п. п. 5.21, 5.22, 5.23, 5.24 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43, а также п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов (транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного (приказом Минтранса России от 11.02.2010 № 34: в разделе 7 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово – структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управлением движением – филиала ОАО «РЖД» (реестровый №ЖСТ600950) отразить сведения о количестве и местах расположения специально оборудованных помещений, из которых осуществляется управление инженерно-техническими силами и силами обеспечения транспортной безопасности; в п. 8 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950) отразить информацию о местах размещения и составе конструкций объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению лица (группы лиц), пытающегося совершить акт незаконного вмешательства в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства (далее – инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности); в разделе 10 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950) отразить сведения о местах размещения и составе систем и средств освещения; п. 10 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово- структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950) предусмотреть хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток; в п. 11 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово – структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950) отразить сведения о местах размещения и составе инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в целях защиты от актов незаконного вмешательства; в п. 12 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950)отразить сведения о порядке накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, а также их автоматический передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделением органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации; в п. 13 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950) предусмотреть видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ. После устранения допущенных нарушений требований законодательства о транспортной безопасности при разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции направить план обеспечения транспортной безопасности для утверждения в компетентный орган. Установить ОАО «Российские железные дороги» срок для добровольного исполнения решения суда в части возложения на ответчика обязанности по устранению нарушений требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Бойцово, допущенных при разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и направления плана обеспечения транспортной безопасности для утверждения в компетентный орган, на усмотрение суда; срок в части реализации плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово с момента его утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта Минтранса России установить 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Хабаровской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Дальневосточной дирекцией управления движением Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, по результатам которой установлено следующее. Железнодорожной станции Бойцово – структурному подразделению Дирекции, Федеральным агентством железнодорожного транспорта Минтранса России ДД.ММ.ГГГГ присвоена 2-ая категория степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства и его возможных последствий (реестровый №ЖСТ600950 от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОТИ - <адрес> проведена оценка уязвимости. ДД.ММ.ГГГГ, по истечению 2 лет с момента присвоения категории опасности, результаты оценки уязвимости <адрес> утверждены Росжелдором. Таким образом, обязанность по проведению и утверждению оценки уязвимости истекла в марте 2013 года, план обеспечения транспортной опасности должен был быть разработан и реализован до июня 2013 года, что свидетельствует о нарушениях ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ и п. 5.8. Требований. Вместе с тем, в нарушение установленных п. 5.8. Требований сроков, Дирекцией, только ДД.ММ.ГГГГ, в Росжелдор направлен на утверждение план обеспечения транспортной безопасности ОТИ - <адрес>. Письмом Дальневосточного территориального управления Росжелдора от ДД.ММ.ГГГГ№ дсп данный план обеспечения транспортной безопасности без утверждения возращен в Дирекцию в связи с несоблюдением Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, а также Требований. Также, повторно ДД.ММ.ГГГГ план обеспечения транспортной безопасности направлялся на утверждение в Росжелдор, которым отказано в их утверждении. Основаниями возвращения планов обеспечения транспортной безопасности явились, в том числе, нарушения требований приказа Минтранса России №, а именно, нарушения, указанные в заключениях Росжелдора от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного и.о. руководителя Росжелдора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного и.о. руководителя Росжелдора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного и.о. руководителя Росжелдора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ. Причинами возврата плана является систематическое не устранение Дирекцией замечаний, допущенных при его разработке. Аналогичные нарушения отражены в заключениях Росжелдора об отказе в утверждении Плана ОТБ от ДД.ММ.ГГГГ б/н и ДД.ММ.ГГГГ б/н. Согласно представленных Росжелдором сведений, ДД.ММ.ГГГГ Дирекцией вновь направлены на рассмотрение План ОТБ, по результатам рассмотрения которого, Дальневосточным территориальным управлением Росжелдора ДД.ММ.ГГГГ направлено заключение в Росжелдор на отказ в утверждении данного плана по основаниям приведенным выше. Указанные нарушения законодательства о транспортной безопасности препятствуют утверждению планов и свидетельствуют, в том числе, о нарушении Дирекцией Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№. Просит суд обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Бойцово - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950), допущенных при разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а именно: п. п. 5.21, 5.22, 5.23, 5.24 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, а также п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов (транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№: в разделе 7 железнодорожной станции Бойцово – структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управлением движением – филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950) отразить сведения о количестве и местах расположения специально оборудованных помещений, из которых осуществляется управление инженерно-техническими силами и силами обеспечения транспортной безопасности; в п. 8 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово отразить информацию о местах размещения и составе конструкций объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению лица (группы лиц), пытающегося совершить акт незаконного вмешательства в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства (далее – инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности); в пункте 10 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово предусмотреть хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток; в п. 11 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово – отразить сведения о местах размещения и составе инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в целях защиты от актов незаконного вмешательства; в п. 12 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово отразить сведения о порядке накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, а также их автоматический передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделением органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации; в п. 13 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово предусмотреть видеоналбдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ; после устранения допущенных нарушений требований законодательства о транспортной безопасности при разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Бойцово направить план обеспечения транспортной безопасности для утверждения в компетентный орган. Установить срок исполнения решения суда, в части обязывания ответчика устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Бойцово, допущенных при разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и направления плана обеспечения транспортной безопасности для утверждения в компетентный орган, на усмотрение суда. Установить срок реализации плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово, с момента его утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта Минстранса России, на усмотрение суда.
В судебном заседании старший помощник Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры ФИО2 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, дополнений, изменений не имел, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, представив отзыв, согласно которому обстоятельства, изложенные в иске, не оспаривал, просил предоставить срок для исполнения решения суда в части устранения нарушений требований законодательства, допущенных при разработке плана обеспечения транспортной безопасности 3 месяца, срок реализации плана просил не устанавливать.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, отзыв, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности», целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно п. 1 ст. 1 вышеуказанного закона, акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возложено на субъекты транспортной инфраструктуры.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О транспортной безопасности», в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности, устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ железнодорожной станции Бойцово присвоена вторая степень категории угрозы опасности совершения актов незаконного вмешательства и его возможных последствий, реестровый номер ЖСТ 600950. Указанная оценка уязвимости железнодорожной станции Бойцово утверждена Росжелдором ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ и п. 5.8. Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности и в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС должны его реализовать
Таким образом, обязанность по проведению и утверждению оценки опасности истекла в марте 2013 года, план обеспечения транспортной безопасности должен был быть разработан и реализован до июня 2013 года, что свидетельствует о нарушениях ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ и п. 5.8. Требований.
Федеральным агентством железнодорожного транспорта ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выносились заключения об отказе в отвержении плата обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в установленной сфере деятельности в связи с тем, что при разработке плата обеспечения транспортной безопасности на железнодорожной станции Бойцово допущены нарушения приказов Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№.
Ненадлежащее исполнение вышеуказанных требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности может повлечь за собой угрозу применения к объекту транспортной инфраструктуры акта незаконного вмешательства, а также свидетельствует о недостаточной защищенности объекта транспортной инфраструктуры <адрес>.
В соответствии с пунктом 3 Устава ОАО «Российские железные дороги», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, общество является юридическим лицом и организует свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и настоящего устава.
Главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли (п. 9 Устава).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При этом как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, суд полагает возможным установить срок, в течение которого ОАО «Российские железные дороги» должно быть исполнено решение суда: 3 месяца - срок исполнения решения суда в части устранения нарушений требований законодательства, допущенных при разработке плана обеспечения транспортной безопасности, 6 месяцев - срок исполнения решения суда в части установления срока реализации плана обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Бойцово - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950), допущенных при разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а именно: п. п. 5.21, 5.22, 5.23, 5.24 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, а также п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов (транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного (приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№:
1. в разделе 7 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово – структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управлением движением – филиала ОАО «РЖД» (реестровый №ЖСТ600950) отразить сведения о количестве и местах расположения специально оборудованных помещений, из которых осуществляется управление инженерно-техническими силами и силами обеспечения транспортной безопасности;
2. в п. 8 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950) отразить информацию о местах размещения и составе конструкций объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению лица (группы лиц), пытающегося совершить акт незаконного вмешательства в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства (далее – инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности);
3. в разделе 10 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950) отразить сведения о местах размещения и составе систем и средств освещения;
4. п. 10 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово- структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950) предусмотреть хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток;
5. в п. 11 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово – структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950) отразить сведения о местах размещения и составе инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в целях защиты от актов незаконного вмешательства;
6. в п. 12 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950)отразить сведения о порядке накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, а также их автоматический передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделением органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации;
7. в п. 13 плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (реестровый № ЖСТ600950) предусмотреть видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ.
После устранения допущенных нарушений требований законодательства о транспортной безопасности при разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции направить план обеспечения транспортной безопасности для утверждения в компетентный орган.
Установить Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для добровольного исполнения решения суда в части возложения на ответчика обязанности по устранению нарушений требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Бойцово, допущенных при разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и направления плана обеспечения транспортной безопасности для утверждения в компетентный орган.
Установить Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для добровольного исполнения решения суда в части срока реализации плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Бойцово с момента его утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта Минтранса России.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в бюджет городского округа «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 22.11.2016.
Судья О.В. Шевцова