ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7501/2022 от 03.10.2022 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 октября 2022 года г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Никитиной Л.М.,

при секретаре судебного заседания Семеновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7501/2022 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по ХМАО-Югре о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что по результатам рассмотрения ответчиком ее обращения о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ответчиком принято решение об отказе в назначении пенсии, в связи с недостаточностью педагогического стажа.

Просит включить в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии следующие периоды:

- период обучения в Петропавловском педагогическом институте им. ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- работы в качестве учителя русского языка и литературы в Средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец, извещенная о дате и времени рассмотрения гражданского дела, участия в судебном заседании не принимала.

Представитель ответчика участия в судебном заседании не принимал, в представленном отзыве выражено несогласие с заявленными требованиями.

Суд, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

ГУ-УПФ РФ по прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по ХМАО-Югре, которое является надлежащим ответчиком.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и установление государственной пенсии законом.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 30 указанного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Материалами дела подтверждено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением по вопросу реализации пенсионных прав застрахованного лица о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19. ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, по результатам рассмотрения которого ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в установлении пенсии.

Согласно указанному решению, по представленным документам педагогический стаж истицы составил – 18 лет, 11 месяцев, 13 дней, в то время как для назначения пенсии требуется стаж педагогической деятельности не менее 25 лет. На день обращения истца право на назначение пенсии в соответствии с п. 19. ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ отсутствует.

Из отзыва на исковое заявление следует, что при рассмотрении вопроса о возможности включения времени обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в подсчет стажа работы в должностях педагогической деятельности при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1. ст.30 Закона № 400-ФЗ следует иметь в виду, что он исчерпывающим образом решен в данной статье, законом № 400-ФЗ не предусмотрено включение времени обучения в страховой стаж.

Ссылка истицы на Постановление СМ СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения" несостоятельна, поскольку п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утв. постановлением СМ СССР от 17.12.1959 № 1397, было предусмотрено включение в стаж работы учителей и других работников просвещения время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В соответствии с п. 4 Положения время учебы засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

На дату отмены Постановления от 17.12.1959 № 1397 22.09.1993 у истицы отсутствует 16 лет 8 месяцев работы в должностях педагогической деятельности.

В стаж педагогической деятельности не может быть включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве учителя русского языка и литературы в средней школе по представленной справке от ДД.ММ.ГГГГ, так как согласно поступившему ответу на запрос отделения от ДД.ММ.ГГГГ,9,1-1439 в архиве «Отдела образования » отсутствует сведения о факте выдачи представленной справки о стаже и заработной плате.

Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленной трудовой книжки истца следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала учителем русского языка и литературы в государственном учреждении «Средняя школа ».

Аналогичные сведения о работе истца, а также о начисленной заработной плате, работе с выполнением нормы рабочего времени, на полную ставку отражены в справке работодателя – Коммунального государственного учреждения «Средняя школа » ГУ «Отдел образования акимата ». В справке от ДД.ММ.ГГГГ отражены сведения о переименовании образовательного учреждения.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29.12.2013 № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила № 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - Список № 463), с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.

Всеми вышеуказанными списками предусмотрена должность «учитель», в числе учреждений поименованы «школы всех типов и наименований».

Работа истца в должности учителя средней школы подтверждена сведениями трудовой книжки и справками работодателя.

При назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Как следует из содержания п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13.03.1992.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 (в данном случае из Республики Казахстан, являющейся участником названного Соглашения), и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения приравнивается к страховому стажу, подтверждение и исчисление которого должно производится по нормам Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015.

Таким образом, поскольку для включения в страховой стаж периодов работы в до ДД.ММ.ГГГГ подтверждения уплаты страховых взносов не требуется, факт работы истца педагогом в соответствующем учреждении подтвержден материалами дела, в стаж педагогической деятельности подлежит включению период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В отсутствие сведений об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование после ДД.ММ.ГГГГ суд отказывает во включении в педагогический стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая требование о включении в педагогический стаж периода обучения в Петропавловском педагогическом институте, суд приходит к следующему.

Как следует из копии диплома истца, отражено в данных о стаже от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в Петропавловском педагогическом институте им. ФИО5.

Согласно абзацу 5 подпункту "м" пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 01.10.1993 в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В силу пункта 2 названного Положения № 1397, действовавшего на момент поступления истца в педагогический институт, в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В силу пункта 4 указанного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

На момент признания Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, утратившим силу 01.10.1993, требуемый стаж (2/3) педагогической деятельности в учреждениях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, предусмотренных Перечнем от 17.12.1959 № 1397, у истца отсутствовал, следовательно, условия для включения в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении не соблюдены.

В соответствии с п. 11 ст. 7 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пп. 19-21 ч.1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно ч. 2 ст. 22 этого Федерального закона днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Исходя из системного толкования перечисленных положений, следует что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно, с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение.

С учетом учтенного ответчиком стажа педагогической деятельности истца в размере 18 лет 11 месяцев 13 дней, а также включенного судом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 4 месяца 7 дней), его общая продолжительность на дату обращения с заявлением о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) составляет 23 года 3 месяца 20 дней, что является недостаточным для досрочного назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, требование о признании за истцом права на досрочное назначение пенсии и назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по ХМАО-Югре о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии удовлетворить частично.

Включить в стаж работы, дающий ФИО1 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Сургутский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 05.10.2022.

Судья Л.М. Никитина