ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7503/2013 от 25.12.2013 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

     Дело № 2-7503/2013

РЕШЕНИЕ    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Челябинск           25 декабря 2013 года

 Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

 Председательствующего И.И. Мотиной,

 при секретаре К.С. Титеевой,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ИП ФИО2, Обществу с ограниченной ответственностью «Мобил Ойл Лубрикантс» о взыскании ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов

 УСТАНОВИЛ:

 Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику изготовителю моторного масла -Корпорация «ExxonMobil» с требованием о взыскании вреда причиненного повреждением автомобиля «Мазда 323» гос.рег. знак № в размере *** рублей, повреждением автомобиля «Мазда Атенза» гос. Рег. знак № в размере *** рублей, судебных расходов. С учетом уточнений требования были заявлены к полномочному представителю в России Корпорация «ExxonMobil» - ООО «Мобил Ойл Лубрикантс», также требования были заявлена к ИП ФИО2, который непосредственно выполнял услугу по заливу масла в двигатель.

 В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ согласно заказ наряду истцу ИП ФИО2 оказал услуги по замене моторного масла «Мобил Супер 3000 Х1 5-W-40 производства корпорации «ExxonMobil», также были оказаны услуги по замене шайбы и замене фильтра на принадлежащем ФИО1 автомобиле «Мазда 323», пробег автомобиля составлял 1444931 км. Автомобиль практически не эксплуатировался, однако при пробеге 151014 км. двигатель вышел из строя. Согласно акту экспертизы, причиной выхода из строя автомобиля «Мазда 323» является эксплуатация ДСВ на масле с низкими эксплуатационными свойствами. Ремонт потребовал полной замены двигателя.

 Также ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 оказал истцу услуги по замене моторного масла, снятию /установки картера на автомобиле «Мазда Атенза». ДД.ММ.ГГГГ вновь из-за некачественного масла производства корпорации «ExxonMobil» залитым работниками ИП ФИО2 двигатель автомобиля вышел из строя. Соглано акту экспертизтизы причиной выхода из строя двигателя явилась эксплуатация масла с низкими эксплуатационными свойствами. Ремонт автомобиля потребовал полной замены двигателя, что составило *** рублей.

 Кроме того, истец понес судебные расходы, которые также просит взыскать с ответчиков.

 Также истец считает, что ответчик причинил моральный вред истцу, который он оценивает в размере *** рублей. В связи с неудовлетворением требования потребителя в добровольном порядке истец просит взыскать штраф в размере 50% от взысканной судом суммы.

 Истец в судебном заседании участия не принимал, был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

 Представитель истца ФИО3 в судебном заседании требования своего доверителя поддержал.

 Представитель ответчика - ООО «Мобил Ойл Лубрикантс» - ФИО4, ФИО5 в судебном заседании иск не признали.

 Представители ответчика ИП ФИО2 - ФИО6, ФИО7 иск не признали.

 Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав судебные прения, считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 Судом установлено, что истец является собственником автомобилей: «Мазда 323» гос. рег.знак № ДД.ММ.ГГГГ выпуска, и «Мазда Атенза» гос.рег.знак № ДД.ММ.ГГГГ выпуска.

 Согласно заказ наряду № от ДД.ММ.ГГГГ истец обращался к ИП ФИО2 для замены моторного масла в автомобиле «Мазда 323» гос. рег.знак №, а также для проведения работ по замене фильтра, шайбы медной. Данные работы были проведены на сумму *** рублей. Согласно заказ-наряду в двигатель было залито моторное масло марки «Мобил Супер 3000 Х1 5W-40», заменен масляный фильтр F208, F126.

 ДД.ММ.ГГГГ истец обращался к ИП ФИО2 для замены моторного масла в автомобиле «Мазда Атенза» гос.рег.знак №, а также для проведения работ по снятию/установки защиты картера. Данные работы были проведены на сумму *** рублей. Согласно заказ-наряду в двигатель было залито моторное масло марки «Мобил Супер 3000 Х1 5W-40».

 Как пояснил истец автомобиль «Мазда 323» гос. рег.знак № вышел из строя ДД.ММ.ГГГГ года, автомобиль «Мазда Атенза» гос.рег.знак № вышел из строя ДД.ММ.ГГГГ года.

 Согласно договору аренды транспортного средства с экипажем № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 передал в аренду ООО «Легал» Челябинский филиал автомобиль «Мазда Атенза» гос.рег.знак № для использования в целях осуществления оптовой торговли по заявке, за использование автомобиля уплачивается арендная плата.

 Согласно договору аренды транспортного средства с экипажем № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 передал в аренду ООО «Легал» Челябинский филиал автомобиль «Мазда 323» гос. рег.знак № для использования в целях осуществления оптовой торговли по заявке, за использование автомобиля уплачивается арендная плата.

 В связи с вышеизложенным суд считает, что на спорные правоотношения не распространяются положения Закона РФ "О защите прав потребителей", поскольку истцом автомобили использовались для коммерческих целей.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 В силу части 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

 Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

 В предмет доказывания по искам о возмещении убытков входит установление противоправности действий причинителя, наличия убытков, причинно-следственной связи между действиями причинителя и возникшими убытками, а также вины причинителя вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ).

 Бремядоказывания указанных обстоятельств лежит на истце. На ответчике лежит бремядоказывания отсутствия его вины в причинении вреда.

 Истец полагая, что оба двигателя вышли из строя из-за некачественного масла, ДД.ММ.ГГГГ обратился в торгово-промышленную палату с заявкой о проведении проб масла из ДВС автомобилей и определить причину выхода из строя.

 Ответчиками представлен сертификат соответствия № сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, подтверждающий что моторное масло «Мобил Супер 3000 Х1 5W-40» прошло необходимые лабораторные испытания и признано соответствующим АСЕА А3/В4, APISM и одобрено ведущими производителями автомобилей, поскольку выдержало испытания на двигателях по нормам методов М111, SeguenceVG ВАЗ-05(11) на стойкость к низкотемпературным отложениям и шлакообразованию, рассматриваемое масло обладает высокими эксплуатационными свойствами (т.1 л.д.118-128).

 Также ответчиками представлен Технологический процесс по замене моторного масла в легковых автомобилях на постах замены масла, которым руководствуются сотрудники ИП ФИО2.

 Согласно заключению экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненного экспертом <данные изъяты>, на экспертизу был представлен двигатель снятый с автомобиля «Мазда Атенза» гос.рег.знак № (ДВС 692) в частично разобранном состоянии, с демонтированными: навесным оборудованием, клапанной крышкой ГБЦ, распределительными валами. Также представлен автомобиль «Мазда 323» гос. рег.знак № (ДВС 982) с двигателем, в котором со слов истца имелся стук. Экспертом был произведен обор проб масла из двигателей и направлены для исследования в лабораторию ООО «<данные изъяты>» на соответствие требованиям, предъявляемым к маслам «Мобил Супер 3000 Х1 5W-40».

 Автомобили после произошедших поломок никто из специалистов не осматривал, иную причину поломок автомобилей не устанавливал. Осмотр двигателя в разобранном состоянии с автомобиля «Мазда 323» гос. рег.знак № был произведен по истечении одного года после выхода из строя автомобиля, осмотр автомобиля «Мазда Атенза» гос.рег.знак № был произведен для проведения экспертизы масла также был произведен по истечении года после поломки двигателя.

 Согласно заключению экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного экспертом <данные изъяты>, экспертом был произведен обор проб масла из двигателей и направлены для исследования в лабораторию ООО «<данные изъяты>» на соответствие требованиям, предъявляемым к маслам «Мобил Супер 3000 Х1 5W-40».

 Выводы эксперта <данные изъяты> не соответствуют заключениям, имеющимся в исследовательской части.

 Так экспертом при осмотре двигателя «Мазда Атенза» гос.рег.знак № характер повреждений свидетельствовал о том, что в двигателе имел место режим «масляного голодания», при котором подача масла к поврежденному подшипнику шатуна была недостаточной для нормальной работы подшипника. Причиной возникновения механических дефектов подшипников, шатунных вкладышей четвертого цилиндра - масляное голодание.

 Разрушение вкладышей в исследуемом двигателе, которое вызывало стук в двигателе, не происходило быстро, заняло определенное время, около 100-200 км пробега автомобиля. Причиной масляного голодания, по мнению эксперта, является недостаточное количества масла в двигателе в отдельные периоды его эксплуатации. В эксплуатации такой режим может возникнуть вследствие нештатной работы системы смазки из-за падения уровня масла ниже допустимого. В исследуемом двигателе, по мнению эксперта ФИО10, произошло кратковременное нарушение подачи масла с последующим его восстановлением, либо нарушение подачи масла имело /длительный (постоянный) характер, но полное прекращение подачи отсутствовало, что вызывало разрушение подшипника и его работу со стуком. Для рассматриваемого случая владелец автомобиля мог ориентироваться только на масломерный щуп, поскольку сигнализация не предусмотрена в данной комплектации автомобиля. Причиной выхода из строя двигателя ДВС 692 является его эксплуатация в режиме «масляного голодания», то есть эксплуатация с отсутствием необходимого уровня масла в системе смазки приведшая к износу и выходу из строя шатунных вкладышей

 Согласно руководству по эксплуатации автомобиля «Мазда» в разделе «Контрольный осмотр автомобиля, выполняемый владельцем» указано, что следует регулярно (при каждой заправке топливом) проверять и при необходимости доливать моторное масло, что бы уровень масла находился в норме. Падение уровня моторного масла ниже нормы приводит к масляному голоданию и выходу двигателя из строя. Проверка уровня масла предусмотрена с помощью щупа.

 При исследовании протокола испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ эксперт сделал выводы, что полученные значения щелочного и кислотного чисел указывают на износ присадок в масле и его окисление. Увеличение показателей зольности предполагает загрязнение масла, характер которого, определить не представляется возможности из-за недостаточного количества продукта.

 В судебном заседании эксперт ФИО10 подтвердил данный вывод.

 По поводу повреждений на автомобиле «Мазда 323» гос. рег.знак № характер повреждений свидетельствовал о том, что в двигателе имел место режим «масляного голодания», при котором подача масла к поврежденному подшипнику шатуна была недостаточной для нормальной работы подшипника. Причиной возникновения механических дефектов подшипников, шатунных вкладышей четвертого цилиндра - масляное голодание.

 Разрушение вкладышей в исследуемом двигателе, которое вызывало стук в двигателе, не происходило быстро, заняло определенное время, около 100-200 км пробега автомобиля. Причиной масляного голодания, по мнению эксперта, является недостаточное количества масла в двигателе в отдельные периоды его эксплуатации. В эксплуатации такой режим может возникнуть вследствие нештатной работы системы смазки из-за падения уровня масла ниже допустимого. В исследуемом двигателе, по мнению эксперта ФИО10, произошло кратковременное нарушение подачи масла с последующим его восстановлением, либо нарушение подачи масла имело /длительный (постоянный) характер, но полное прекращение подачи отсутствовало, что вызывало разрушение подшипника и его работу со стуком. Для рассматриваемого случая владелец автомобиля мог ориентироваться только на масломерный щуп, поскольку сигнализация не предусмотрена в данной комплектации автомобиля. Причиной выхода из строя двигателя ДВС 692 является его эксплуатация в режиме «масляного голодания», то есть эксплуатация с отсутствием необходимого уровня масла в системе смазки приведшая к износу и выходу из строя шатунных вкладышей

 Так же эксперт ФИО10 установил, что преимущественно городская эксплуатация в сочетании с большими интервалами между сменой масла (10000 км.) и использованием современного масла для высокофорсированных двигателей создает в исследуемом низкофорсированном двигателе условия для образования отложений на внутренних деталях. В сочетании с преимущественной эксплуатацией на малых оборотах и чрезмерно большими для данных условий межсервисными пробегами, начинают образовываться отложения -именно такая картина характерна для исследуемого двигателя.

 Как указал истец автомобиль «Мазда 323» использовался для регулярных поездок только на короткие расстояния. В этом случае согласно п.5 руководства по эксплуатации автомобиля «Мазда» в разделе «Регламент технического обслуживания», для определения необходимости замены моторного масла и масляного фильтра через каждые 10000 км. пробега или чаще, необходима консультация на сервисной станции официального дилера Мазда. В разделе «Контрольный осмотр автомобиля, выполняемый владельцем» указано, что следует регулярно (при каждой заправке топливом) проверять и при необходимости доливать моторное масло, что бы уровень масла находился в норме. Падение уровня моторного масла ниже нормы приводит к масляному голоданию и выходу двигателя из строя. Проверка уровня масла предусмотрена с помощью щупа. Также согласно руководству по эксплуатации автомобиля «Мазда» маслом рекомендованным производителем является «Мобил Супер 3000 ».

 Согласно руководству по эксплуатации автомобиля «Мазда» в разделе «Контрольный осмотр автомобиля, выполняемый владельцем» указано, что следует регулярно (при каждой заправке топливом) проверять и при необходимости доливать моторное масло, что бы уровень масла находился в норме. Падение уровня моторного масла ниже нормы приводит к масляному голоданию и выходу двигателя из строя. Проверка уровня масла предусмотрена с помощью щупа.

 При исследовании масла в двигателем автомобиля «Мазда 323» гос. рег.знак №, полученных протоколов испытания от ДД.ММ.ГГГГ значение показателей работавшего масла характеризующие его состояние в процессе наработки значительно изменились в сравнении со значениями данных показателей свежего масла нехарактерен для вышеуказанного пробега автомобиля. Причиной такого изменения значений названных показателей могло явиться использование свежего моторного масла с низкими эксплуатационными свойствами или долив масла, не рекомендованного заводом-изготовителем или некорректной отбор пробы.

 В своем заключении эксперт ФИО10 также указал, что назначенный производителем межсервисный пробег в 10000 км. не учитывает городской эксплуатации автомобиля, в частности в пробках, поскольку в таких условиях реальный срок использования масла оказывается эквивалентном по пробегу как минимум 20000 км нормальной эксплуатации. При таком огромном времени использования масло может оказаться старым и полностью выработавшим свой ресурс.

 Согласно пояснениям специалиста ФИО11 наиболее вероятной причиной неисправности двигателя автомобиля «Мазда 323» является попадание в систему смазки охлаждающей жидкости. Это происходит тогда, когда деформируется крышка, по которой циркулирует охлаждающая жидкость и масло, при смешивании охлаждающая жидкость попадает в масло.

 Поскольку истец предоставил двигатель от данного автомобиля в частично разобранном виде, возможность установления причины попадания воды в масло из системы охлаждения автомобиля, герметичность системы охлаждения на автомобиле, утрачена.

 Эксперт ФИО10 в качестве причины изменения значения отработанного масла по сравнению со свежим маслом указал на использование свежего моторного масла с низкими эксплуатационными свойствами или долив масла, не рекомендованного заводом изготовителем или некорректный отбор пробы.

 Далее эксперт ФИО10 пришел к выводу, что исследуемый двигатель непосредственно перед возникновением неисправностей имел повышенный расход масла, вызванный образованием значительных отложений, в результате уровень масла в картере с началом образования отложений интенсивно и неконтролируемо уменьшался, нерегулярный контроль уровня масла является нарушением инструкции по эксплуатации автомобиля.

 Экспертом ФИО10 не проводилось исследований на предмет того, когда могли образоваться отложения в двигателе, имели они место до замены масла или образовались после замены масла ДД.ММ.ГГГГ, то есть исправность двигателей на дату замены масла не проверялась и ничем не подтверждена.

 Также не проводились исследования на предмет использования некачественного топлива.

 При этом суд учитывает, что автомобиль «Мазда 323» вышел из через 10 месяцев после замены масла, автомобиль «Мазда Атенза» - через 4 месяца после замены масла.

 Принимая во внимание исследовательскую часть акта экспертизы <данные изъяты>, однозначный вывод о причинах возникновения в двигателях отложений и выхода его из строя, представляется необоснованным и не свидетельствует и вине ответчика.

 Из представленных доказательств следует, что истцом не доказан факт наличия таких недостатков возникших в автомобиле по вине ответчиков, которые потребовали замены двигателя, а не его ремонта.

 Представленные суду заключение экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненного экспертом <данные изъяты>, заключение специалиста ФИО11 не являются основанием полагать, что двигатели вышли из строя и требовали полной замены, в связи с отсутствием возможности их ремонта. Факт поломки двигателя был прият экспертом со слов истца, при этом был произведен только визуальный осмотр двигателей на предмет внешних дефектов, их запуск и проверка не проводились.

 Кроме того, как указывалось выше на осмотр был представлен двигатель автомобиля «Мазда Атенза» гос.рег.знак № в разобранном состоянии, а автомобиль «Мазда 323» гос. рег.знак № прибыл на осмотр в ООО ПКФ «Омега» своим ходом, о чем свидетельствуют представленный видео и фотоматериал с места отбора масла из двигателей, следовательно, двигатель на автомобиле «Мазда 323» гос. рег.знак № на дату осмотра -ДД.ММ.ГГГГ года, то есть по истечение года после поломки, находился в рабочем состоянии. Двигатель автомобиля «Мазда Атенза» гос.рег.знак № на его работоспособность никем не проверялась.

 Также, истцом в обоснование замены двигателей связи с их поломкой были представлены договора купли-продажи номерного агрегата от ДД.ММ.ГГГГ, заказ-наряды по снятию /установке двигателей от ДД.ММ.ГГГГ, квитанциями к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно данным документам работы по установке новых двигателей на указанные автомобили были оплачены и закончены ДД.ММ.ГГГГ в 15час.30мин., тогда как отбор масла из старого двигателя на автомобиле «Мазда 323» гос. рег.знак №, который прибыл свои ходом происходил ДД.ММ.ГГГГ, то есть позднее, чем была произведена замена двигателя. Осмотр автомобиля «Мазда Атенза» гос.рег.знак № ДД.ММ.ГГГГ специалист не осматривал, наличие установленного на нем нового двигателя не проверял, работоспособность старого двигателя также не проверял.

 Также суду было представлено заключение специалиста ФИО11, где были проанализированы протоколы испытания моторного масла от ДД.ММ.ГГГГ Согласно данному заключению снижение щелочного числа моторного масла «Мобил Супер 3000 Х1 5W-40», относящегося к классам APISL, SM, SNдо значения, указанного в анализе практически невозможна при эксплуатации автомобиля с технически исправным двигателем при пробеге 6000-65000 км. Согласно рекомендованным производителем значений браковочных показателей, минимальное допустимое значение щелочного числа составляет 60% от первоначального, т.е 5мг КОН /г при обычном межсервисном интервале 15000км. Причиной более значительного снижения этого показателя, а также повышение кислотного числа и водородного показателя масла при пробеге 10000км., обычно является присутствие в смазке охлаждающей жидкости. Кроме того, специалист отметил, что материалы, содержащиеся в Акте экспертизы, не содержат информации о топливе и смазочных материалах, использовавшихся в период, предшествующий последнему техническому осмотру. В связи с этим невозможно даже приблизительно оценить техническое состояние ДВС на момент их заправки маслом «Мобил Супер 3000 Х1 5W-40». Описанные в акте экспертизы повреждения ДВС, заключающиеся в повышенном износе и задире вкладышей подшипников коленчатого вала, могут быть вызваны не только «масляным голоданием», но и резким снижением противоизносных свойств масла вследствие присутствия в нем нерастворимых кислот, образующихся при окислении этиленгликоля, содержащегося в охлаждающей жидкости. Таким образом, специалист пришел к выводу, что недостаточное поступление смазочного масла в подшипники ДСВ, не является единственной возможной причиной возникновения поломки двигателя.

 Также специалист ФИО11 указал четыре наиболее вероятных причин выхода из строя ДВС «Мазда Атенза»:

 - длительное использование моторных масел с низкими эксплуатационными свойствами, вызвавшие накопление отложений в системе смазки ДВС, которые приведены в подвижное состояние при заправке двигателя маслом с высокими моющими свойствами; использование при последнем ТО и, вероятно, ряде предыдущих ТО, однако необходимая информация об использованном в предыдущих ТО и для долива масла отсутствует;

 -использование фальсифицированного моторного масла; поступление в систему смазки охлаждающей жидкости вследствие негерметичности системы охлаждения ДВС;

 использование некачественного моторного топлива, содержащего компоненты, не предусмотренные стандартами на автомобильные бензины.

 Возможность выхода из строя по причине использования масла «Mobil» специалист исключил.

 Также специалист обратил внимание на тот факт, что указанная неисправность возникла на двух автомобилях, принадлежащих одному владельцу, в течение сравнительно небольшого интервала, в двигателях со значительно отличающимися сроками эксплуатации. Данное обстоятельство позволяет предполагать возможность воздействия на оба двигателя одного и того же эксплуатационного фактора, не зависящего от технического состояния двигателей в период, предшествовавший возникновению неисправностей. При неисправностях ДВС с образованием большого количества осадка студенистой консистенции, цвет которых варьируется от серо-коричневого до черного, обусловлено применением бензина, содержащего значительное количество непредельных углеводородов, то есть в связи применением некачественного топлива.

 Со стороны ответчиков был представлено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам исследования моторного масла, поступившего от ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, заявленного как свежее моторное масло. Из данного заключения следует, что исследуемое свежее моторное масло «Мобил Супер 3000 Х1 5W-40» соотвествует предъявленному классу вязкости и обладает запасом эксплуатационных свойств, соответствующим группе APIAPI SM/ SL/ SJ|CF, о чем свидетельствуют полученные значения кинематической вязкости, массовой доли активных элементов и щелочного числа.

 Требований к ответчикам относительно нарушений технологии замены масла истец не заявлял.

 На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что причиной поломки двигателей является эксплуатационный дефект, возникших по причине ненадлежащего исполнения истцом обязанности по содержанию автомобилей.

 При указанных обстоятельствах в удовлетворении требований следует отказать.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении требований ФИО1 к ИП ФИО2, Обществу с ограниченной ответственностью «Мобил Ойл Лубрикантс» о взыскании ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.

 Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

 Председательствующий                        п\п                         И.И.Мотина

 Копия верна. Решение в законную силу не вступило.

 Судья                                                            И.И.Мотина

 Секретарь                                                     К.С.Титеева

 Копия верна. Решение вступило в законную силу «___»___________201__ года.

 Судья                                                           И.И.Мотина      

 Секретарь