ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7505/19 от 11.01.2019 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

№ 2-84/2020

10RS0011-01-2019-009278-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2020 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.,

при секретаре Коваленко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обидовой Т.Н. к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РК, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) о признании решений незаконными, возложении обязанности по возврату излишне взысканных сумм страховых взносов,

установил:

Истец обратилась в суд с иском по следующим основаниям. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она являлась индивидуальным предпринимателем. Согласно сведениям, представленным ИФНС России по г.Петрозаводску за ней числится переплата по страховым взносам, в связи с чем она обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм. Однако решением ответчика в удовлетворении ее заявления было отказано по причине истечения срока давности и отсутствием переплаты. Истец, с учетом уменьшенных исковых требований, просит признать недействительными решения , , , , от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное), взыскать с надлежащего ответчика излишне взысканную сумму страховых взносов и пеней в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате государственной пошлины.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление ФССП России по Республике Карелия, в качестве третьего лица с учетом положений ст.43 ГПК РФ – ГУ – Управление Пенсионного фонда России в г.Сегеже РК (межрайонное).

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица в порядке ст.43 ГПК РФ привлечено ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по РК.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков в порядке ст.40 ГПК РФ привлечены ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по РК, Инспекция Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований, заявленных к Управлению ФССП России по Республике Карелия, прекращено.

В судебном заседании истец уменьшенные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) - Михайлов А.К., действующий на основании доверенности, ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по РК – Жоржикова Н.М. и Прохорова И.Л., действующие на основании доверенностей, Инспекции ФНС России по г.Петрозаводску – Веретенникова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражали относительно заявленных исковых требований, в удовлетворении иска просили отказать.

Третье лицо ГУ – Управление Пенсионного фонда России в г.Сегеже РК (межрайонное) явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещены о рассмотрении дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Обидова Т.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя - работодателя по месту ведения деятельности в <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес> зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя – работодателя.

В связи с принятием решения о прекращении деятельности Обидова Т.Н. снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.4.1 ст.59 НК РФ недоимка и задолженность по пеням, штрафам и процентам по уплате ИП Обидовой Т.Н. страховых взносов в сумме <данные изъяты> руб. (в том числе недоимка <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб.) признаны безденежными ко взысканию и произведено их списание.

Обидова Т.Н. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) с заявлениями о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (заявление от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., заявление от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>) по тем основаниям, что согласно полученной информации за ней числилась переплата.

По результатам рассмотрения заявления приняты оспариваемые решения об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, в частности: решение от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. в связи с истечением 3-х летнего срока со дня уплаты, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. в связи с отсутствием переплаты, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. в связи с отсутствием переплаты, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. в связи с отсутствием переплаты, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. в связи с истечением 3-х летнего срока со дня уплаты, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. в связи с отсутствием переплаты, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. в связи с отсутствием переплаты.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 переданы Федеральной налоговой службе.

В силу положений ст.20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в Федеральную налоговую службу, взыскание задолженности в государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Вопросы возврата излишне уплаченных налогов и страховых взносов регулируются главой 12 НК РФ.

В соответствии со ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Между тем с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм истец обратилась по истечении установленного срока для такого обращения.

В соответствии со ст.160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета; предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» предусмотрено, что счет 04 «сомнительная сделка» предназначен для учета сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о выбытии такой задолженности с балансового учета учреждения, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом. Учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение сомнительной задолженности денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации, способом.

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Судом установлено, что после принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительные документы о взыскании с Обидовой Т.Н. задолженности по страховым взносам и пени, находящиеся на исполнении, в Инспекцию ФНС России по г.Петрозаводску возвращены не были. По указанным исполнительным документам до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось поступление денежных средств в счет погашения списанной задолженности на сумму <данные изъяты> руб.

В связи с вышеизложенными нормами права, взыскание задолженности произведено в установленном законом порядке.

Принимая во внимание положения действующего законодательства, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии переплаты по страховым взносам и пени со стороны истца, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований судом не усматривается.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Обидовой Т.Н. к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РК, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) о признании решений незаконными, возложении обязанности по возврату излишне взысканных сумм страховых взносов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Е.М.Бингачова

Мотивированное решение изготовлено 13.02.2020.