ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7505/2021 от 02.09.2021 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2-7505/2021

35RS0010-01-2021-010872-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда 02 сентября 2021 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Вайгачевой А.Н.,

при секретаре Армеевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к Городскому округу городу Вологде в лице Администрации города Вологды, ФИО1, ФИО2, ФИО3 о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области (далее – Комитет) обратился в суд с иском к Городскому округу городу Вологде в лице Администрации города Вологды, ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 о возложении обязанности совершить определенные действия.

Требования мотивированы тем, что «Дом жилой (дер.), XIX в.», расположенный по адресу: <...>, является объектом культурного наследия федерального значения, поставлен под государственную охрану Указом Президента РФ от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» и включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Собственниками указанного объекта являются ФИО1, МО «Город Вологда», ФИО3, ФИО2ФИО4 Приказом Комитета от 11.09.2017 № 293-О утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой (дер.), XIX в.», расположенный по адресу: <...>. Приказом Комитета от 22.01.2018 №72-О утвержден состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой (дер.), XIX в.», расположенного по адресу: <...>, согласно которому собственник или иной законный владелец обязан в срок до 2018-2020 года разработать научно-проектную документацию на проведение противоаварийных работ, в том числе обследование конструкций, укрепление фундамента, ремонт кровли и стропильных конструкций. Отчет о выполнении указанных работ в адрес Комитета не поступал, работы не выполнены.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, просит обязать ФИО1, МО «Город Вологда, ФИО3, ФИО2, ФИО4 в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на объекте культурного наследия федерального значения «Дом жилой (дер.), XIX в.», расположенном по адресу: <...>, разработать научно-проектную документацию на проведение противоаварийных работ, в том числе обследование конструкций, укрепление фундамента, ремонт кровли и стропильных конструкций.

Определением суда от 02.09.2021 производство по делу по иску в части требований к ФИО4 прекращено в связи с его смертью.

В судебном заседании представитель истца Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области по доверенности ФИО5 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

В судебном заседании ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО3 с уточненными исковыми требованиями согласились в полном объеме, по поводу удовлетворения исковых требований не возражали.

В судебном заседании представитель ответчика Городского округа города Вологда в лице Администрации города Вологды по доверенности ФИО6 полагал исковые требования обоснованными, заявленный срок для исполнения - разумным, однако, указал, что истец мог иным способом защитить свои права путем внесения изменения в части сроков в приказ.

Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

На основании пункта 1 статьи 34 Закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Согласно пункту 2 статьи 34 Закон N 73-ФЗ охранная зона объекта культурного наследия - это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В силу абзаца 2 пункта 3 названной статьи решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Пунктом 9 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972, (далее - Положение) предусмотрено, что режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом ряда требований, в том числе: ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм (подпункт "б"); сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов (подпункт "г"); обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств (подпункт "д").

В соответствии пунктом 1 статьи 40 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно статье 44 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. N 73 ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. N 2 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Согласно пункту 2 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН на жилой дом, расположенный по адресу <...>, зарегистрированы права собственности за Городским округом город Вологда в лице Администрации города Вологды (кв. 1), ФИО3 (<адрес>), ФИО2 (<адрес>), ФИО4 (<адрес>), на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан), ФИО1 (<адрес>).

Установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО4 умер 07.03.2019.

С заявлением о принятии наследства после его смерти кто – либо из наследников не обращался, сведений о фактическом принятии наследства не имеется. Таким образом, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение в силу положений статьей 1151 ГК РФ является выморочным и переходит в собственности Городского округа города Вологды.

Из материалов наследственного дела следует, что представитель Администрации города Вологды обратился к нотариусу ФИО7 с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Указом Президента РФ от 20.02.1995 № 176 «об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» 257 жилой дом, расположенный по адресу: <...>, включен в такой перечень.

Приказом Комитета от 11.09.2017 № 293-О утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой (дер.), XIX в.», расположенный по адресу: <...>.

Приказом Комитета от 22.01.2018 №72-О утвержден состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой (дер.), XIX в.», расположенного по адресу: <...>, согласно которому собственник или иной законный владелец обязан в срок до 2018-2020 года разработать научно-проектную документацию на проведение противоаварийных работ, в том числе обследование конструкций, укрепление фундамента, ремонт кровли и стропильных конструкций.

Доказательств выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия по разработке научно-проектной документации на проведение противоаварийных работ, в том числе обследование конструкций, укрепление фундамента, ремонт кровли и стропильных конструкций) в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ в установленные приказом сроки и до настоящего времени не представлено.

Ответчики наличие у них обязанности разработать научно – проектную документацию на проведение противоаварийных работ, в том числе обследование конструкций, укрепление фундамента, ремонт кровли и стропильных конструкций на объекте культурного наследия не отрицали, выразили готовность выполнить работы в течение трехлетнего срока.

Установленный истцом срок суд считает разумным с учетом объема и стоимости работ, подлежащих выполнению, материального положения и возраста ответчиков.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области удовлетворить.

Возложить на Городской округ «город Вологда» в лице Администрации города Вологды, ФИО1, ФИО2, ФИО3 обязанность в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать научно – проектную документацию на проведение противоаварийных работ, в том числе обследование конструкций, укрепление фундамента, ремонт кровли и стропильных конструкций на объекте культурного наследия федерального значения «Дом жилой (дер.), XIX в.», расположенного по адресу: <...>, в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.Н. Вайгачева

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2021.