Дело № 2-7506/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2016 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Симон Н.Б.,
при секретаре Головиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к КАУ «Алтайлес» о проведении специальной оценки условий труда рабочих мест,
установил:
Барнаульский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ответчику в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в ходе проверки, проведенной в Барнаульском филиале «Алтайавиалесоохрана» КАУ «Алтайлес», установлено, что в нарушение требований ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ руководством общества не проведена специальная оценка условий труда работников Барнаульского филиала «Алтайавиалесоохрана» с момента создания организации.
Поскольку выявленные нарушения ущемляют права лиц, работающих у ответчика в настоящее время на указанной должности, собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях, прокурор просит признать незаконным, противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие КАУ «Алтайлес», выразившееся в непроведении специальной оценки условий труда в структурном подразделении – Барнаульском филиале «Алтайавиалесоохрана» КАУ «Алтайлес», обязать КАУ «Алтайлес» провести специальную оценку условий труда рабочих мест в Барнаульском филиале«Алтайавиалесоохрана» согласно действующего штатного расписания в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор на требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлены возражения на иск, согласно которым полагают требования не подлежащими удовлетворению, поскольку аттестация рабочих мест по условиям труда произведена в ООО СП «ФИО6» в ноябре 2012 года, при переходе штата работников в КАУ «Алтайлес» во вновь образованный Барнаульский филиал «Алтайавиалесоохрана» новых рабочих мест не добавилось, условия и места труда не изменились, в настоящее время заключен договор на проведение специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах указанного филиала.
Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Алтайском крае в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 37 Конституции РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно абзацу 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом N 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда».
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013 специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013 обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Порядок организации и проведения специальной оценки условий труда регламентирован статьями 9-15 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013, Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 №33-н. При этом результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета.
Согласно ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013 внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случаях ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (пункт 1 настоящей статьи).
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи.
В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.
Судом установлено, на основании приказа начальника Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края № 84 от 26.02.2014 директору КАУ «Алтайлес» приказано создать Барнаульский филиал «Алтайавиалесохрана», разработать и утвердить Положение о Барнаульском филиале, в установленном законом порядке осуществить регистрацию создаваемого филиала.
Приказом директора КАУ «Алтайлес» от 25.03.2014 № 93 утверждено Положение о Барнаульском филиале «Алтайавиалесохрана».
Согласно штатному расписанию Барнаульского филиала «Алтайавиалесохрана» на 2016 год, утвержденного директором КАУ «Алтайлес» ДД.ММ.ГГГГ, в филиале имеются следующие должности: директор, бухгалтер, заместитель директора по организации летной работы, начальник отдела технического контроля авиационно-технической базы, начальник службы ГСМ, инженер по техническому обслуживанию авиационной техники, инженер по авиационной безопасности, специалист по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники, техник по горюче-смазочным материалам, командир воздушного судна, старший летчик-наблюдатель, летчик-наблюдатель, водитель, уборщица.
С момента создания Барнаульского филиала «Алтайавиалесохрана» в КАУ «Алтайлес» были введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места.
В судебном заседании достоверно установлено, что с даты создания филиала КАУ «Алтайлес» не проведена специальная оценка условий труда работников филиала.
В материалы дела ответчиком представлен договор, заключенный между КАУ «Алтайлес» и ООО «ФИО7» от ДД.ММ.ГГГГ№, по условиям которого КАУ «Алтайлес» поручает, а ООО «ФИО7» принимает на себя обязательства оказать услуги по проведению специальной оценки условий труда, срок оказания услуг составляет 6 месяцев, датой начала оказания услуг считается дата зачисления авансового платежа на расчетный счет исполнителя.
Вместе с тем, суд отмечает, что заключение данного договора не свидетельствует о выполнении обязанности по проведению специальной оценки условий труда во вновь созданном Барнаульском филиале, поскольку в силу требований закона результатом проведения такой оценки является отчет, который представлен суду не был.
Доводы ответчика о том, что проведение специальной оценки условий труда в Барнаульском филиале «Алтайавиалесохрана» КАУ «Алтайлес» не требуется, поскольку такая аттестация проведена в 2012 году в ООО СП «ФИО6», при переходе штата работников которого в КАУ «Алтайлес» изменение штата работников не изменилось, судом не принимаются во внимание по следующим основаниям.
Действительно, по общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013 специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Положения ч. 6 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013 в силу ч. 4 этой же статьи распространяются только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного закона, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Анализ положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. При этом, доказательств, что ранее была проведена аттестация рабочих мест именно Барнаульского филиала «Алтайавиалесохрана» КАУ «Алтайлес» не имеется. Суд отмечает, что Барнаульский филиал создан в 2014 году, т.е. после вступления в законную силу названого закона. Соответственно, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013 в данном случае применению не подлежит.
Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия, в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Кроме того, непроведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных возможно с работой с вредными и опасными условиями труда.
Поскольку факт нарушения трудового законодательства ответчиком нашел подтверждение в судебном заседании, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Содержащееся в просительной части иска требование о признании бездействия КАУ «Алтайлес» незаконным, противоречащим требованиям законодательства об охране труда, суд расценивает как основание иска и не разрешает в качестве самостоятельного.
Суд с учетом необходимости соблюдения длительной процедуры проведения специальной оценки условий труда, установленной законом, полагает возможным установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать КАУ «Алтайлес» провести специальную оценку условий труда рабочих мест в Барнаульском филиале «Алтайавиалесоохрана» согласно действующего штатного расписания в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Б. Симон