72RS0014-01-2019-011849-82
№2-750/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тюмень 03 февраля 2020 г.
Ленинский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Кармацкой Я.В.,
при помощнике Бариновой Е.С.,
с участием истца Пасюк В.П., его представителя Васильева В.С.,
представителя ответчика Матуся А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пасюк Вячеслава Павловича к Публичное акционерное общество «Сбербанк России» о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Пасюк В.П. обратился в суд с иском к ПАО Сбербанк с требованиями о возмещении ущерба в размере <данные изъяты> руб., неустойки в размере <данные изъяты> руб., компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб., штрафа, мотивируя требования тем, что между истцом и ПАО Сбербанк заключен договор банковского обслуживания, истцу выдана дебетовая карта ПАО «Сбербанк России» № вид продукта: VISA Gold «Аэрофлот» Личная. К данной карте подключена услуга Мобильный банк на абонентский номер +№ оператора сотовой связи ПАО «МЕГАФОН». Номер находится в распоряжении истца.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец с семьей находился на отдыхе в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ при просмотре счета обнаружил, что имеются несанкционированные списания денежных средств с карты №:
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (МСК) совершена операция оплаты заказа № из интернет-магазина «greenmoney.ru» через ООО НКО «ЯНДЕКС.ДЕНЬГИ» (счёт №) на сумму <данные изъяты> руб.;
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (МСК) совершена операция оплаты заказа № из интернет-магазина «Perfect World» через ООО НКО «ЯНДЕКС.ДЕНЬГИ» (счёт №) на сумму <данные изъяты> руб.;
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (МСК) совершена операция оплаты заказа № из интернет-магазина «Perfect World» через ООО НКО «ЯНДЕКС.ДЕНЬГИ» (счёт №) на сумму <данные изъяты> руб.
О несанкционированном списании денежных средств и о подозрении на мошеннические действия истец сообщил по горячей линии ПАО Сбербанк, карта была заблокирована сотрудниками банка – ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по возвращению в г.Тюмень, истец обратился с претензией с требованием о возврате денежных средств, списанных без распоряжения истца. В удовлетворении претензии банк отказал.
Истец, представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержали по указанным в иске основаниям, просили удовлетворить. Дополнительно пояснили, что банковскую карту и информацию по ней истец никому не передавал, телефон и банковская карта всегда находились при нем, он их не терял, другим лицам не передавал.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве, просила в иске отказать. Пояснила, что факт совершения операций в Интернет - магазине и переводе средств третьим лицам подтверждается - выпиской из автоматизированной системы «Сбербанк Онлайн» о: платежах и заявках, выписками из смс обмена с номером №, выписками из смс обмена с номера клиента +№ на номер №, информацией из АС Банка об оплате клиентом денежных средств с внешней ссылки Интернет – магазина «greenmoney.ru» и «Perfect World». Обязанность банка по информированию клиента о совершении операции с использованием банковской карты исполнена надлежащим образом, доказательств нарушения банком условий договора по использованию банковской карты, а также подтверждающих, что спорные операции произведены в результате неправомерных действий банка, истцом не представлено. Банк не несет ответственности по операциям, в случае если информация держателя, логине, пароле «Сбербанк Онлайн» станет известен иным лицам, а также в случае, если мобильный телефон держателя с номером, подключенным к услуге «Мобильный банк» станет доступен иным лицам.
Представитель третьего лица ПАО «Мегафон» в судебное заседание не явились, извещены, в суд направили отзыв на исковое заявление, согласно которого просят в удовлетворении иска отказать, указывая, что ПАО «МегаФон» был выделен Пасюк В.П. абонентский номер +№. При этом, заключением договора клиентом было подтверждено безусловное согласие с Условиями оказания услуг связи «МегаФон» и тарифным планом, являющимися неотъемлемыми частями Договора. Услуга «Мобильный банк»/«Сбербанк Онлайн» не является услугой связи, предоставляемой Оператором, а является услугой банка и подключается им по заявлению лица, обратившегося в банк с соответствующей просьбой информировать его о движениях денежных средств по счету. Оператор оказывает Абоненту услуги связи, позволяющие передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию, в том числе СМС-сообщения. В виду того, что услуга «Мобильный банк»/«Сбербанк Онлайн» не является услугой Оператора, он не несет ответственности за содержание предоставляемой банком информации и сроки ее предоставления абоненту, а также за подключение и отключение услуги. Таким образом, Оператор не имеет ни технической, ни правовой возможности влиять на подключение, оказание и отключение данной услуги. Пользователь (абонент) самостоятельно подключает услугу банка, указывая при этом свой абонентский номер и принимая условия, определяемые банком для оказания услуги. Права и обязанности в рамках предоставления данной услуги возникают только у пользователя и банка. Операции по банковской карте и отключение услуги производятся банком в соответствии с определенными банком условиями. Оператор, не являясь стороной в отношениях в рамках услуги «Мобильный банк»/«Сбербанк Онлайн», не отслеживает момент подключения услуги своим абонентом. Обязанность сообщения банку актуальной информации в целях корректного предоставления услуги лежит на пользователе услугой.
Операции по переводу денежных средств были осуществлены с использованием средств идентификации (логин и пароль) и аутентификации (одноразовый код для каждой операции) в системе «Мобильный банк»/«Сбербанк Онлайн». То обстоятельство, что для пользования указанной системой, предоставляемой ПАО «Сбербанк России», необходимо пройти процедуру идентификации (посредством ввода логина и пароля) и процедуру аутентификации (посредством ввода одноразового кода для каждой операции) подтверждается «Руководством по использованию Сбербанк Онлайн», размещенном по ссылке в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Получение SIM-карты не влечет получение возможности для идентификации и аутентификации в установленном ПАО «Сбербанк» порядке. Установить, каким образом пароль, но прежде всего логин для пользования сервисом «Мобильный банк»/«Сбербанк Онлайн» из представленных Истцом документов и сведений не представляется возможным. Какая-либо взаимосвязь, причинно-следственная связь между заменой SIM-карты и получением сведений (логина и паролей) для идентификации и аутентификации отсутствует.
При этом, услуги по предоставлению дистанционного доступа к счетам клиента и т.д. оказываются исключительно банком. Соответственно, оператор связи, не является стороной в отношениях в рамках услуги «Мобильный банк»/«Сбербанк Онлайн», не отслеживает момент подключения услуги абонентом и не может знать о наличии или отсутствии данной услуги у абонента, в том числе не может нести ответственность по вопросам, связанным с действиями по банковской карте, списаний денежных средств и т.п.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, руководствуясь требованиям закона, суд приходит к следующему.
Согласно п.3 ст.845 Гражданского кодекса Российской Федерации банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
В силу п.3 ст.847 Гражданского кодекса Российской Федерации договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
Как следует из содержания ст.854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец является держателем банковской карты Visa Gold ПАО Сбербанк № (далее - дебетовая карта), выданной ему на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между банком и истцом заключен Договор на получение банковской дебетовой карты Visa Gold, в рамках которого Истцу выдана карта № и открыт банковский счет №, ДД.ММ.ГГГГ карта перевыпущена, номер изменен на №.
Из заявления на получение банковской карты следует, что Пасюк В.П. ознакомлен Условиями использования банковских карт, Памяткой Держателя карт ПАО Сбербанк, Памяткой по безопасности при использовании карт и Тарифами, о чем свидетельствует его подпись. Кроме того, истец уведомлен о том, что указанные документы размещены на сайте банка.
ДД.ММ.ГГГГ истец посредством устройства самообслуживания подключил полный пакет услуг «Мобильный банк» по банковской карте № к номеру телефона +№, что подтверждается протоколом из истории регистраций «Мобильный банк».
В соответствии с пунктами 3.1, 3.6 Положения Центрального банка РФ «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт», утвержденного Банком России РФ 24 декабря 2004 года №266-П, банковская карта является персонифицированной, то есть нанесенная на нее информация позволяет идентифицировать ее держателя для допуска к денежным средствам. При совершении сделок с использованием платежных (банковских) карт, идентификация осуществляется на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов (паролей). Обязательные реквизиты документа по операциям с использованием платежной карты должны содержать признаки, позволяющие достоверно установить соответствие между реквизитами платежной карты и соответствующим счетом физического лица.
Из Выписки истории смс-сообщений, направленных в рамках услуги «Мобильный банк» следует, что Пасюк В.П. приступил к активному пользованию услугой Сбербанк Онлайн с ДД.ММ.ГГГГ и продолжает ею пользоваться по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ денежные средства истца в размере <данные изъяты> руб. перечислены с его карты на электронное средство платежа, счет для зачисления № в платежном сервисе «ЯНДЕКС.ДЕНЬГИ» совершена операция оплаты заказа из интернет-магазина «greenmoney.ru». ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ со счета истца перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб., соответственно, на электронное средство платежа, счет для зачисления № в платежном сервисе «ЯНДЕКС.ДЕНЬГИ» для оплаты заказа из интернет-магазина «Perfect World». Операции по переводу денежных средств осуществлены с использованием «Сбербанк Онлайн» путем введения одноразовых паролей.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о возврате денежных средств, в ответ на которое ответчик сообщил об отсутствии оснований для возврата денежных средств, поскольку оспариваемые операции совершены в сети «Интернет» с использованием одноразового пароля, который является аналогом собственноручной подписи, персональных средств доступа.
Доводы стороны истца о том, что истец не совершал операций по переводу денежных средств, не давал банку распоряжение на списание с его карты денежных средств не могут быть приняты судом, поскольку опровергаются материалами дела.
В соответствии с ч.ч.4, 5 ст.9 Федерального Закона «О национальной платежной системе», оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом. Оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использовании без согласия клиента.
Согласно ч.11 ст.9 указанного Федерального закона, в случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.
После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления (ч.12 ст.9 ФЗ «О национальной платежной системе»).
В силу ч.15 ст.9 ФЗ «О национальной платежной системе», в случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо отправил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.
Так, в соответствии с п.1.15 Условий банковского обслуживания физических лиц Банка, действовавших на момент подписания заявления на банковское обслуживание (с ДД.ММ.ГГГГ), Банк имеет право в одностороннем порядке вносить изменения в ДБО с предварительным уведомлением Клиента не менее чем за 10 рабочих дней в отчете по счету карты, и/или через информационные стенды подразделений Банка, и/или официальный сайт Банка. В силу п.1.3 Условий, ДБО определяет условия и порядок предоставления клиенту комплексного банковского обслуживания.
При этом, в п.п.1.5, 1.8 Условий, Приложения 1 к Условиям указано, что в рамках комплексного обслуживания клиенту предоставляются такая услуга как проведение операций по счетам банковских карт/вкладам клиента через удалённые каналы обслуживания. Вне рамок ДБО предоставляется только стандартный перечень услуг, связанных с обслуживанием кредитной карты (в частности, операции выдачи наличных и пр.).
Система «Сбербанк Онлайн» - автоматизированная защищенная система дистанционного обслуживания Клиента через официальный сайт Банка в сети Интернет, а также мобильное приложение Банка (п.2.38 Условий). Система позволяет получать подробную информацию о банковских продуктах (вклады, карты, кредиты), совершать платежи, оплачивая, в частности, коммунальные услуги связь. Интернет и цифровое телевидение. С помощью системы можно пополнять счета электронных кошельков, совершать платежи по произвольным реквизитам, переводы между вкладами и банковскими картами, переводить средства клиентам Сбербанка и других банков. Таким образом, клиенту предоставляется услуга управления всеми его банковскими продуктами (вкладами, счетами) дистанционно (п.3.2 Приложения 2 к Условиям).
В силу п.3.1 Приложения 2 к Условиям положения ДБО об удаленных каналах обслуживания имеют преимущественную силу по отношению к положениям аналогичных разделов других договоров, заключаемых Банком и Клиентом.
Совершение операций по счету карты по сети Интернет осуществляется на основании полученного Банком по сети Интернет распоряжению. Согласно заключенному договору клиент подтверждает, что одноразовый пароль является аналогом собственноручной подписи клиента (п.2.1 Условий). Полученное банком сообщение по сети Интернет, содержащее верный одноразовый пароль, рассматривается как распоряжение (поручение) на проведение операций по счетам карт клиента и на предоставление других услуг Банка, полученное непосредственно от клиента.
Информирование клиента о совершенных операциях осуществляется Банком в соответствии с п.4 ст.9 ФЗ «О национальной платежной системе» и согласно п.3.15 Приложения 1 к Условиям в рамках услуги «Мобильный банк» посредством sms- сообщений или push-уведомлений на номер мобильного телефона клиента, зарегистрированный в «Мобильном банке».
Согласно п.3.19.2 Условий Банк не несет ответственности за последствия Компрометации Логина (Идентификатора пользователя). Постоянного и/или Одноразовых паролей Клиента, а также за убытки, понесенные Клиентом в связи с неправомерными действиями третьих лиц.
Операции покупки инициируются клиентом посредством заполнения необходимых реквизитов операции на сайтах ТСТ. После этого от ТСТ через фасилитатор (платежному посреднику) в адрес Банка-эквайера, далее через Банк-эквайер - в международной платежную систему (МПС), и далее к Банку-эмитенту карты направляется запрос авторизации по операции, содержащий реквизиты операции, в т.ч.: номер карты, сумма, валюта, дата/время операции, название ТСТ, категория деятельности ТСТ и т.д.
Содержащаяся в запросах информация, в том числе указывает на то, каким образом были введены реквизиты карты (считаны с помощью магнитной полосы или чипа, введены в терминал вручную, переданы по мобильному телефону или через Интернет), а также на факт использования одноразовых паролей Secure Code/3d Secure, содержащихся sms- сообщениях, направляемых на номер мобильного телефона клиента Банка.
Информация в запросе обрабатывается Банком-эмитентом в автоматизированном режиме. По результатам обработки запроса Банк-эмитент формирует ответ, который транслируется через МПС Банку-эквайеру к фасилитатору (платежному посреднику) и далее в ТСТ.
Если операция одобряется Банком-эмитентом, то в ответе Банк-эмитент направляет код авторизации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ денежные средства истца в общем размере <данные изъяты> руб. перечислены с его карты на электронное средство платежа в платежном сервисе «ЯНДЕКС.ДЕНЬГИ» для совершения оплаты заказов из интернет – магазина:
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>МСК) совершена операция оплаты заказа № из интернет-магазина «greenmoney.ru» через ООО НКО «ЯНДЕКС.ДЕНЬГИ» (счёт №) на сумму <данные изъяты> руб.,
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (МСК) совершена операция оплаты заказа № из интернет-магазина «Perfect World» через ООО НКО «ЯНДЕКС.ДЕНЬГИ» (счёт №) на сумму <данные изъяты> руб.,
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (МСК) совершена операция оплаты заказа № из интернет-магазина «Perfect World» через ООО НКО «ЯНДЕКС.ДЕНЬГИ» (счёт №) на сумму <данные изъяты> руб.
При совершении оспоренных операций на мобильный телефон номер +№, зарегистрированный в базе данных банка, направлялись СМС-сообщения, содержащие информацию о параметрах операций и пароли для их подтверждения.
В соответствии с п.2.12 Условий, п.2.12, 3.9 Приложения 1 к Условиям постоянный и одноразовый пароли являются аналогом собственноручной подписи. Электронные документы, подтвержденные постоянным и/или одноразовым паролем признаются Банком и Держателем равнозначными документам на бумажном носителе и могут служить доказательством в суде. Документальным подтверждением факта совершения клиентом операции является протокол проведения операции автоматизированной системе Банка, подтверждающий корректную идентификацию и аутентификацию клиента и совершение операции в такой системе (п.2.12 Условий, п.3.9 Приложения 1 к Условиям).
Согласно п.4.22 Условий клиент обязался обеспечить безопасное, исключающее несанкционированное использование, хранение Средств доступа, предусмотренных Условиями банковского обслуживания, не передавать Средства доступа третьим лицам. В случае утраты Средств доступа, ПИНа или Карты, а также в случае возникновения риска незаконного использования Средств доступа или Карты, Клиент обязан немедленно уведомить об этом Банк через доступные каналы (Подразделение Банка, Контактный Центр Банка).
Получив от истца указанные распоряжения, Банк в соответствии с заключенным Договором банковского обслуживания, осуществил их проведение, сообщив об этом в порядке, установленном заключенного ДБО - путем отправки смс-сообщений сервисного номера СМС-центра на номер мобильного телефона истца +№, что подтверждается протоколами проведения операций, выпиской смс-сообщений из «мобильный банк».
Таким образом, по условиям заключенного между сторонами договора истец обязался обеспечить сохранность карты и контрольной информации по карте, не передавать ее иным лицам с целью совершения банковских операций по карте. Невыполнение данного условия освобождает банк от ответственности за совершение несанкционированных истцом операций.
Вместе с тем, 3 спорных операций по списанию денежных средств в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., соответственно, были совершены через Интернет посредством сервиса «Яндекс.Деньги» с использованием реквизитов карты Пасюк В.П. №, а также одноразовых паролей, направленных в виде СМС-сообщений на мобильный телефон Пасюк В.П. +№. СМС-сообщения содержали информацию о подтверждаемых операциях и суммах платежей, а также предупреждение о том, что пароль не следует сообщать никому. Сообщения были адресату доставлены, что подтверждается выпиской об отправлении СМС- сообщений с номера 900 на номер мобильного телефона истца. Указанные обстоятельства также подтверждаются представленным банком протоколом операций АС Сбербанк Онлайн, выписками по счету Пасюк В.П. №, представленной ПАО «Мегафон» по судебному запросу, детализацией соединений по телефонному номеру (мобильная связь) +№.
При указанных обстоятельствах, суд полагает об оставлении без удовлетворения исковых требований Пасюк В.П., так как операции по перечислению денежных средств со счета банковской карты Пасюк В.П. были произведены с использованием реквизитов банковской карты истца, одноразовых паролей, законные основания для отказа в проведении операций по банковской карте истца у ответчика отсутствовали.
Объективных доказательств, свидетельствующих о том, что спорные операции совершены не самим истцом либо не с его ведома, суду представлено не было.
Доводы стороны истца о том, что банком были допущены нарушения правил безопасности, личность клиента не была удостоверена, опровергаются материалами дела и противоречат нормам материального права.
Порядок осуществления кредитными организациями операций с платежными картами установлен в Положении Центрального банка РФ «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».
В силу п.1.4 указанного Положения, банковская карта представляет собой инструмент для безналичных расчётов, предназначенный для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором с эмитентом.
Банковская карта в соответствии с п.1.3 Положения, является персонифицированной, т.е. нанесенная на неё информация позволяет идентифицировать её держателя для допуска к денежным средствам.
В соответствии с п.п.1, 3 ст.847 Гражданского кодекса Российской Федерации права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счёта, удостоверяются клиентом путём представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счёта. Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счёте, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
Согласно письму Центрального банка РФ от 02 октября 2009 года № 120-Т «О памятке «О мерах безопасного использования банковских карт» кредитные организации должны осуществлять деятельность, направленную на повышение информированности держателей банковских карт о мерах по сохранности банковской карты, её реквизитов, персонального идентификационного номера (далее - ПИН) и других данных, а также на снижение возможных рисков при совершении операций с использованием банковской карты в банкомате, при безналичной оплате товаров и услуг, через сеть Интернет, включая размещение Памятки в местах обслуживания держателей банковских карт, в доступной для ознакомления форме.
Держатель карты обязан не сообщать ПИН-код и не передавать карту (её реквизиты) для совершения операций другими лицами, предпринимать необходимые меры для предотвращения утраты, повреждения, хищения карты. Нести ответственность по операциям, совершённым с использованием ПИН-кода.
Учитывая, что операции по перечислению денежных средств со счёта банковской карты истца произведены от имени самого истца с использованием реквизитов его карты, кода безопасности, законные основания для отказа в совершении расходных операций по банковскому счёту истца у ответчика отсутствовали.
На момент осуществления спорных расходных операций банковская карта истца заблокирована не была.
Вопреки доводам стороны истца факты совершения истцом спорных операций по переводу денежных средств, направления банком отчетов, смс-уведомлений с кодом подтверждения операций и информацией о списании денежных средств, подтверждаются представленными ответчиком доказательствами, в том числе, протоколом операций в АС Сбербанк Онлайн, выпиской об отправлении СМС-сообщений с номера № на номер мобильного телефона истца, детализацией соединений по телефонному номеру (мобильная связь) +№. Представленные ответчиком доказательства об осуществлении истцом операций по карте с использованием Мобильного банка последним не опровергнуты.
Механизм совершения спорных операций для совершения оплаты заказов из Интернет-магазина через АС Сбербанк Онлайн с использованием услуги «Мобильный банк», следующий:
- входящее информационное СМС с номера № о необходимости пополнения лицевого счета для оплаты покупки с одноразовым паролем,
- исходящее подтверждающее СМС клиента на № с одноразовым паролем в качестве подтверждения проведения операции,
- входящее информационное СМС с номера 900 о совершенной покупке и остатке денежных средств не счете клиента.
В представленной ответчиком распечатке СМС-сообщений абонента с номером +№ содержится информация о направлении истцу с номера № информационного СМС с одноразовым паролем на вход в Сбербанк Онлайн, информационного СМС о входе в Сбербанк Онлайн, информационного СМС с реквизитами операции и одноразовым паролем на проведение операции, информационного СМС о проведенной операции и остатке денежных средств на счете клиента.
Ответчиком представлены доказательства, подтверждающие отсутствие его вины в причинении вреда истцу, в том числе доказательства, подтверждающие, что списание денежных средств банком производилось на основании сообщений, направленных с номера мобильного телефона истца и являющихся распоряжением клиента на проведение операций по счету. Оснований, позволяющих банку усомниться в правомерности поступивших распоряжений и ограничивать клиента в его праве распоряжаться собственными денежными средствами по своему усмотрению, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, действия банка по выполненным операциям соответствуют требованиям действующего законодательства и условиям договора.
Оценив, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что при проведении всех описанных выше операций в системе «Сбербанк Онлайн» были использованы верный идентификатор (логин), постоянный пароль, которые согласно условиям заключенного между сторонами договора являются аналогом собственноручной подписи клиентом бумажных документов. Обязанность по информированию истца о совершении операций с использованием его банковской карты, банком исполнена надлежаще.
Факт нарушения банком обеспечения информационной защиты не установлен. Оснований для отказа в совершении оспариваемых истцом операций, с учетом заключенного между сторонами договора, у ответчика не имелось.
Свои требования о взыскании неустойки истец основывает на положениях ст.31 Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которым требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
В соответствии со ст.15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите нрав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Учитывая, что доказательств нарушения ответчиком условий договора, оказания услуг/ ненадлежащего качества по договору, нарушения прав истца, как потребителя финансовой услуги, суду не представлено, нарушений ответчиком требований действующего законодательства при совершении спорных операций при рассмотрении дела не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований доя удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика денежных средств в сумме <данные изъяты> руб., а также производных от него требований о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Пасюк Вячеслава Павловича к Публичное акционерное общество «Сбербанк России» о взыскании в счет возмещения ущерба в размере <данные изъяты> руб., неустойки в размере <данные изъяты> руб., компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб., штрафа, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, в суд принявший решение.
Судья Кармацкая Я.В.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.