ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-750/2013 от 21.10.2013 Кыштымского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2 - 750/2013   РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2013 года           гор. Кыштым Челябинской области

Кыштымский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего Шульгиной Л.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании при секретаре Бельковой А.В.

гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения государственного служащего

установил:

ФИО1 обратился в суд с заявлением, просит признать незаконным решение советника государственной гражданской службы РФ 2 класса Межрайонной ИФНС России № 3 по Челябинской области ФИО2 об отказе в предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу на автомобиль «СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ» государственный регистрационный знак НОМЕР с мощностью двигателя 272 лошадиных силы (200 кВт) и обязать её устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя. В обоснование заявления указано, что с ДАТА он является собственником указанного автомобиля, с ДАТА - пенсионером, имеет право на уплату транспортного налога в размере, установленном Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО, однако обжалуемым решением ему отказано в удовлетворении заявления о снижении транспортного налога за ДАТА с 34000 рублей до 272 рублей (л.д. 7 - 9).

В суде ФИО1, его представитель ФИО3 заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.

В суде представитель Межрайонной ИФНС России № 3 по Челябинской области ФИО4, действующий на основании доверенности, пояснил, что заявление является необоснованным, в обоснование сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 30). Просил суд в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав явившихся в суд лиц, исследовав все материалы дела, оценив доказательства по делу по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявления, исходя из следующего.

Установлено, что ФИО1 с ДАТА является собственником автомобиля «СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ» ДАТА выпуска, мощность двигателя автомобиля составляет 272 лошадиных силы (л.д. 12).

Также установлено, что с ДАТА ФИО1 является пенсионером, о чем ДАТА выдано соответствующее удостоверение НОМЕР (л.д. 11).

Установлено, что ФИО1 получил налоговое уведомление об уплате в срок до ДАТА транспортного налога в сумме 34000 рублей за ДАТА на автомобиль СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ, государственный регистрационный знак НОМЕР (л.д. 13).

В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Статья 2 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге» устанавливает размеры налоговых ставок соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Согласно п. 2 ст. 4 вышеуказанного Закона Челябинской области, пенсионеры и многодетные семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в собственности которых находятся легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВТ) включительно, уплачивают налог по ставке 1 рубль с каждой лошадиной силы только в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика.

В соответствии с п. 3 ст. 4 названного Закона Челябинской области лицам, указанным в п.п. 1-4 п. 1 ст. 4, льгота предоставляется в отношении одного транспортного средства с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВТ) включительно по выбору налогоплательщика, если транспортное средство признается объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (кроме снегоходов, мотосаней, катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств, яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов, самолетов, вертолетов и иных воздушных судов, имеющих двигатели).

Исходя из содержания преамбулы Устава Челябинской области, приоритетом для законодателя является стремление обеспечить достойную жизнь российских граждан, проживающих на территории Челябинской области.

В соответствии с положениями ст. 1 Устава области, Челябинская область как субъект Российской Федерации строит взаимоотношения с Российской Федерацией и другими ее субъектами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом области, исходя из принципов взаимного уважения и ответственности, равноправия субъектов Российской Федерации на основе разграничения предметов ведения и полномочий.

Согласно положениям ч. 1, ч. 2 ст. 2 Устава Челябинской области человек, его права и свободы являются высшей ценностью; в области признается и гарантируется осуществление всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, Уставом области, общепризнанными принципами и нормами международного права.

В соответствии со ст. 12 Устава Челябинской области полномочия области определяются исходя из разграничения предметов ведения, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; предметов ведения, находящихся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; части полномочий федеральных органов исполнительной власти, переданных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами для осуществления органам исполнительной власти области на основе взаимных соглашений.

Согласно ч. 5 ст. 14 Устава Челябинской области вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти и осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов области и иных нормативных правовых актов области.

Исходя из положений ст. 15 Устава области, в ведении области в числе других вопросов находится установление налогов и сборов, отнесенное федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, а также порядка их взимания.

Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам. В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге в соответствии с НК РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, а также порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Таким образом, федеральным законодателем определяются существенные элементы транспортного налога, которые не могут быть изменены законодателем субъекта Российской Федерации. Установление налога субъектом Российской Федерации носит производный характер и является выражением его права самостоятельно конкретизировать общие правовые положения указанных федеральных законов.

По своей правовой природе налоговая льгота, установление которой относится к дискреционным полномочиям законодателя, является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (ст. 19, ст. 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения, и носит адресный характер.

Постановлением Уставного суда Челябинской области от ДАТА НОМЕР по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Челябинской области отдельных положений статьи 2, пунктов 2 и 3 статьи 4 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге» в связи с жалобой гражданки А.Н.П., ст. 2 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» признана соответствующей Уставу (Основному Закону) Челябинской области, положение пункта 2 статьи 4 данного Закона признано не соответствующим статье 2 (части 1) и статье 69 (части 1) Устава (Основного Закона) Челябинской области в той мере, в какой право пенсионеров на налоговую льготу ограничено мощностью двигателя легковых автомобилей до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно.

В определении Уставного суда Челябинской области от ДАТА НОМЕР по ходатайству Министерства финансов Челябинской области о разъяснении Постановления Уставного суда Челябинской области от ДАТА НОМЕР указано, что положение пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» признано не соответствующим статье 2 (части 1) и статье 69 (части 1) Устава (Основного Закона) Челябинской области в той мере, в какой право пенсионеров на налоговую льготу ограничено мощностью двигателя легковых автомобилей до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВТ) включительно, не подлежит применению в отношении всех пенсионеров, имеющих право на указанную льготу; такое правовое регулирование распространяется на правоотношения, возникшие с момента провозглашения решения Уставного суда, то есть с ДАТА и до установления законодателем Челябинской области иного правового механизма налогообложения указанной категории лиц.

Таким образом, пенсионеры, в собственности которых находятся легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил (свыше 110,33 кВт), будут уплачивать транспортный налог по ставке 1 рубль с каждой лошадиной силы (только в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика), за периоды после ДАТА.

Учитывая, что Постановление Уставного суда Челябинской области от ДАТА НОМЕР обратной силы не имеет, окончательно, обжалованию не подлежит, вступило в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, то отсутствуют правовые основания для отмены решения советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Межрайонной ИФНС России № 3 по Челябинской области ФИО2 об отказе ФИО1 в предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу на автомобиль «СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ» с мощностью двигателя 272 л.с. (200 кВт).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных ФИО1 требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, Кыштымский городской суд Челябинской области

решил:

Заявление ФИО1 о признании незаконным решения государственного служащего оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыштымский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий (подпись)

Решение не вступило в законную силу.