ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-750/2021 от 24.06.2021 Ачинского городского суда (Красноярский край)

№2-750/2021

24RS0002-01-2021-000046-14

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2021 года

Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лучиной Н.Б.,

при секретаре Волковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к администрации г. Ачинска, КУМИ администрации г. Ачинска, ЛГН, ЛВИ, ЩОА, ПСИ, ПНН, ЛГН, действующих в интересах несовершеннолетнего ПДН о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,

У С Т А Н О В И Л:

Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края обратилась в суд с иском с учетом уточнения к КУМИ администрации г. Ачинска, ЛГН, ЛВИ, ЩОА, ПСИ, ПНН, ЛГН, действующих в интересах несовершеннолетнего ПДН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре. Исковые требования мотивированы тем, что решением Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 № 345 объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», конц Х1Х в., расположенный по адресу: <адрес> (далее - ОКН), принят на государственную охрану. На основании Приказа Минкультуры РФ от 13.11.2015 г. № 15390-р ОКН зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия за номером 241410077750005. Согласно выпискам из ЕГРН помещения, расположенные в ОКН - кв.13 принадлежит на праве собственности ПСИ, <адрес> принадлежит на праве собственности ЩОА, <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях по 1\3доли за каждым – ЛГН, ПДН, ЛВИ Объект, расположенный по адресу: <адрес>, числится в реестре муниципальной собственности. На основании акта осмотра №58 от 28.09.2015 установлена необходимость проведения работы по сохранению объекта культурного наследия: подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта культурного наследия (срок выполнения - 31.12.2017); выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектной документацией (срок выполнения - 30.06.2019). Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 21.03.2016 № 154 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Приказ об утверждении охранного обязательства вместе с актом техническом состояния были направлены собственникам объекта заказными письмами. На основании Приказа Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 30.01.2020 № 39 был утвержден предмет охраны объекта культурного наследия. Несмотря на истечение сроков выполнения требуемых работ, обращений в Службу со стороны законных владельцев ОКН не последовало. В 2020 году ОКН был осмотрен, о проведенном осмотре составлен акт № 50 от 24.03.2020. В данном акте зафиксировано действительное состояние ОКН, а именно: разрушение кирпичей на цоколе, отслоение и многочисленные трещины штукатурного и окрасочного слоев на больших участках цоколя (пп. в п.2.2), отслоение окрасочного слоев наружных стен, следы замачивания обшивки, следы естественного старения древесины (пп. г п.2.2), нарушение целостности покрытия крыши на отдельных участках кровли пристроев, искроуловители на кирпичных трубах отсутствуют (пп.д п. 2.2.), трещины штукатурного слоя перекрытий (пп. б. п. 2.3.), выцветание и шелушение окрасочного слоя деревянных оконных блоков ( пп.е п.2.3) и др. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с настоящим исковым заявлением. Просит обязать ответчиков в течение двух лет с даты вступления судебного решения в законную силу в солидарном порядке исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно: подготовить в порядке, предусмотренном ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой»., кон.Х1Х в. расположенного по адресу: <адрес>. согласно занимаемым площадям, а также выполнить в порядке, предусмотренном ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению указанного объекта культурного наследия регионального значения. (л.д.2-6, 219 т.1 ).

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г.Ачинска (л.д.189), в качестве законных представителей ответчика ПДН, ДД.ММ.ГГГГ г.р.- ПНН, ЛГН, третьего лица ООО «Управляющая организация Жилищно-Сервисная компания» (л.д.167,189 т.1).

Представитель истца Службы по государственной охране объектов культурного наследия <адрес>ГЯА, действующая на основании доверенности от 16.11.2020г. сроком действия по 31.2025г. (л.д.8 т.1), извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просит дело рассматривать без участия представителя.

Представитель ответчиков администрации г. Ачинска, КУМИ администрации г. Ачинска МСП, будучи извещенная надлежащим образом, в суд не явилась, согласно представленного письменного заявления, просила рассмотреть дело в ее отсутствии, представив письменные отзывы, согласно которых указала о том, что КУМИ администрации г.Ачинска не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку виды работ, предлагаемые истцом, по сохранению и охране спорного объекта культурного наследия, не отнесены к компетенции КУМИ администрации г.Ачинска. Подготовка проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия отнесены к компетенции консультанта - главного архитектора г. Ачинска, а работы по сохранению объектов культурного наследия к компетенции к МКУ «Управление капитального строительства». Кроме того, акт технического состояния объекта культурного наследия регионального значения № 58 составлен специалистом отдела государственного надзора, учета и использования объектов культурного наследия службы по государственной охране объектов культурного наследия 28.09.2015. без участия собственников объекта культурного наследия. Более того, указанный акт технического состояния не может на данный момент объективно отражать техническое состояние объекта культурного наследия. На данный момент невозможно определить объем и перечень требуемых работ для сохранения объекта культурного наследия, заявленный истцом срок слишком мал. Просит обратить внимание на то, что охранное обязательство службой утверждено 21.03.2016, а предмет охраны объекта культурного наследия утвержден лишь 30.01.2020. Также администрация г. Ачинска не согласна со сроком, предложенным истцом, который считает недостаточным, поскольку кроме того, что бюджет города Ачинска является высокодотационным, при дефиците бюджетных средств в городе Ачинске выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия является невыполнимым. Полагает также, что в отсутствие заключения историко-культурной экспертизы в отношении спорного объекта не подтверждена нуждаемость объекта культурного наследия в проведении работ по его сохранению. Считает необоснованными требования истца о возложении на ответчиков обязанности подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, в солидарном порядке. Жилые помещения в спорном многоквартирном жилом доме являются индивидуально-определенными объектами недвижимого имущества, разными по занимаемой площади. Считает разумным возлагать соответствующие обязанности на собственников жилых помещений исходя из площади объектов, находящихся в собственности у каждого из них. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Аналогичные позиции изложены в письменных отзывах (л.д.125, 162-164 т.1).

Ответчики ЛГН, ЛВИ, ЩОА, ПСИ, ПНН, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, судебные извещения возвращены по истечении срока хранения.

Представитель третьего лица ООО «Управляющая организация Жилищно-сервисная компания», будучи извещенный надлежащим образом, в суд не явился.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, а также обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно п. "д" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон № 73-ФЗ), который гарантирует в Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), являющуюся одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В преамбуле к Закону №73-ФЗ указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с п.1 ст.33 закона №73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п.1 ст.40 Закона №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

По правилам п.2 ст. 45 Закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Пунктом 1 ст.48 Закона №73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Как следует из материалов дела, решением Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 № 345 объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», кон. Х1Х в., расположенный по адресу: <адрес> принят на государственную охрану (л.д.27-34 т.1).

На основании Приказа Минкультуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия за номером (л.д.36 т.1).

Согласно выписке из ЕГРН от 27.11.2020 помещение, расположенное в ОКН (<адрес>) принадлежит на праве общей долевой собственности ПДН (1/3), ЛВИ (1/3), ЛГН (1/3) (л.д.72-75 т.1).

По выписке из ЕГРН от 27.11.2020 судом установлено, что помещение, расположенное в ОКН (<адрес>) принадлежит на праве собственности ЩОА (л.д.76-78 т.1).

Согласно выписке из ЕГРН от 27.11.2020 помещение, расположенное в ОКН (<адрес>) принадлежит на праве собственности ПСИ (л.д.79-81 т.1).

Согласно выписки из реестра муниципальной собственности от 20.02.2021 г., <адрес> спорного жилого дома числятся в реестре муниципальной собственности г. Ачинска и составляют муниципальную казну (л.д.124 т.1).

На основании акта осмотра №58 от 28.09.2015 истцом установлена необходимость проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, а именно - разрушение кирпичей на цоколе, отслоение и многочисленные трещины штукатурного и окрасочного слоев на больших участках цоколя (пп. в п.2.2), отслоение окрасочного слоев наружных стен, следы замачивания обшивки, следы естественного старения древесины (пп. г п.2.2), нарушение целостности покрытия крыши на отдельных участках кровли пристроев, искроуловители на кирпичных трубах отсутствуют (пп.д п. 2.2.), трещины штукатурного слоя перекрытий (пп. б. п. 2.3.), выцветание и шелушение окрасочного слоя деревянных оконных блоков ( пп.е п.2.3) и др. (л.д.83-86 т.1).

Согласно приложению №1 к постановлению правительства красноярского края от 29.03.2019 №144-п спорный жилой дом был включен в список многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017г. В краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта не включался, взносы на капительный ремонт собственниками жилого помещения не уплачиваются.

Приказ об утверждении охранного обязательства вместе с актом технического состояния были направлены собственникам объекта заказными письмами от 0502.2016 года (л.д.88-92 т.1).

На основании Приказа Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 24.03.2020 № 151 был утвержден предмет охраны объекта культурного наследия (л.д.47 т.1).

Несмотря на истечение сроков выполнения требуемых работ, обращений в Службу со стороны законных владельцев объекта культурного наследия не последовало, предлагаемый перечень работ не исполнен.

В 2020 году объект культурного наследия был осмотрен истцом еще раз, о чем составлен акт №50 от 24.03.2020г. В данном акте зафиксировано его действительное состояние. (л.д.93-123 т.1).

Кроме того, в разделе 5 акта указано, что состав (перечень) видов работ по сохранению объекта, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются на основании настоящего акта с учетом вида объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта (п.5.1 акта, л.д.96 т.1). План работ по сохранению объекта с составом (перечнем) видов работ и срокам (периодичностью) проведения таких работ направляется собственнику (законному владельцу) объекта в установленном порядке (п.5.2 акта, л.д.96 т.1).

В случае, если объект принадлежит нескольким правообладателям, работы по его сохранению выполняются согласно занимаемым площадям. Финансирование работ по сохранению объекта в отношении общего имущества правообладателей осуществляется пропорционально принадлежащим правообладателям долям в общем имуществе на основании договора между ним (п.5.3 акта, л.д.96 т.1, оборот).

Данный вывод связан с положениями, содержащимися в пункте 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ и предусматривающими, что, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора (абзац 1).

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением (абзац 2 пункт 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ).

Учитывая установленные обстоятельства по настоящему делу, суд приходит к выводу, что в силу требовании Закона охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Дом, где в 1920-1923 гг. жил видный военачальник ФИО1», 1920-1923 гг., расположенный по адресу: <адрес> подлежит обязательному выполнению.

В суд стороной ответчика не предоставлено доказательств тому, что охранное обязательство выполняется в настоящее время или было выполнено ранее.

Между тем, что в силу подп. 3 п. 3 ст. 47.2 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Учитывая требования Закона, суд приходит к выводу, об обоснованности заявленных исковых требований и необходимости их удовлетворения в уточненной редакции.

При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителей ответчиков о том, что в силу ст.161 ЖК РФ, 209 ГК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года, именно на управляющую организацию возложена собственником обязанность по оказанию услуги выполнению работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества спорного многоквартирного дома, взяв на себя обязанность по сохранению объекта культурного наследия, поскольку как правильно было указано истцом, текущий ремонт и обязательство о выполнении охранного обязательства в смысле Закона № 73 от 25.06.2002 года « Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», не являются тождественными понятиями и имеют разные основания своего назначения.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права, исходя из того, что спорный объект принадлежит на праве собственности ответчикам, является объектом культурного наследия, в силу положений Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» именно на ответчиках лежит обязанность по его надлежащему содержанию, учитывая то, что в настоящее время спорный объект находится в ненадлежащем техническом состоянии и непринятие ответчиками мер к сохранению вышеупомянутого объекта культурного наследия может повлечь его уничтожение, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на ответчиков обязанности по устранению нарушений законодательства об объектах культурного наследия

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Суд полагает с учетом всех обстоятельств, а также значительной стоимости выполнения работ согласно представленной в суд сметой-калькуляцией, особенностей бюджетного процесса, субъектного состава ответчиков, предоставить ответчикам срок для подготовки проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в течение двух лет с даты вступления судебного решения в законную силу пропорционально занимаемым каждым собственникам площадям; для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия в течение четырех лет с даты вступления судебного решения в законную силу пропорционально занимаемым каждым собственникам площадям.

При этом возражения ответчиков относительно невозможности проведения ими указанных работ в силу их значительной стоимости не могут быть основанием для отказа в удовлетворении рассматриваемых требований. КУМИ администрации г. Ачинска в данном случае надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку указанными выше нормами действующего законодательства обязанность по принятию мер, направленных на сохранение объектов культурного наследия возложена на муниципальное образование и в компетенцию КУМИ администрации г. Ачинска входит принятие решения о сохранении таких объектов, в связи с чем в удовлетворении требований к данному ответчику суд считает необходимым отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Ачинска,, ЛГН, ЛВИ, ЩОА, ПСИ, ПНН, ЛГН, действующих в интересах несовершеннолетнего ПДН подготовить в порядке, предусмотренном ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», кон. Х1Х в., расположенного по адресу: <адрес>, в течение двух лет с даты вступления судебного решения суда в законную силу пропорционально занимаемым каждым собственником площадям.

Выполнить в порядке, предусмотренном ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», кон. Х1Х в., расположенного по адресу: <адрес>, в течение четырех лет с даты вступления судебного решения суда в законную силу пропорционально занимаемым каждым собственником площадям.

В удовлетворении остальной части исковых требований, а также требований к КУМИ администрации г. Ачинска - отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Лучина Н.Б.