Камышловский городской суд Свердловской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Камышловский городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-751/2010г.
Мотивированное решение изготовлено 21.12.2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 декабря 2010 года
Камышловский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Деева Д.Л.
с участием помощника Камышловского межрайонного прокурора Бороздиной С.А.
при секретаре Ошиваловой С.В., Шмелевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ №, администрации Камышловского городского округа, Министерству финансов и третьим лицам - отделу образования Камышловского городского округа и финансовому управлению Камышловского городского округа об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства об образовании,
УСТАНОВИЛ:
Камышловский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, указав следующее. В ходе проверки соблюдения прав несовершеннолетних в образовательных учреждениях выявлены нарушения, а именно не соблюдаются нормативы, материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны, утвержденные Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального среднего профессионального образования и учебных пунктах. В МОУ СОШ № данные нормативы не соблюдаются в связи с недостаточным финансированием. Данный факт свидетельствует о нарушении прав детей на образование. Предусмотренных ст.43 Конституции Российской Федерации, ст.50 ФЗ «Об образовании». Просит обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства об образовании в МОУ СОШ №: оборудовать тир, обеспечить оснащение отдельного кабинета ОБЖ по нормативам материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны, утвержденные Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Министерства обороны РФ №, Минобнауки РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании исковые требования были уточнены, а именно установлен срок исполнения обязательства до ДД.ММ.ГГГГ и к пункту об оборудовании стрелкового тира добавить «или место для стрельбы».
В судебном заседании помощник Камышловского межрайонного прокурора Бороздина С.А. уточненные исковые требования поддержала и пояснила, что согласно ст.14 закона «Об образовании» определены стандарты, то есть необходимый минимум для организации образования, в связи с этим, установленные Приказом Министерства обороны РФ №, Минобнауки РФ № от ДД.ММ.ГГГГ нормативы являются необходимым минимумом. В связи с тем, что исполнением данного приказа стали заниматься довольно поздно, со дня его принятия, то считает, что срок необходимо увеличить до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика (МОУ СОШ №) ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась и показала, что она считает данные нормативы рекомендательными, так как средств на реализацию данного закона не выделено и не целесообразно будет потратить выделяемую субсидию только на организацию кабинета ОБЖ в ущерб остальному образовательному процессу. По данной учебной программе у них проходит 50 человек, для приобретения указанного в законе материально-технического оснащения по количеству обучающихся потребуется около 200 тысяч рублей, им на 2010 год на весь образовательный процесс было выделено 474800 рублей. На следующий год сумму примерно останется такой же и при выполнений требований прокурора половину денежных средств придется потратить на организацию кабинета ОБЖ, что является нецелесообразным. По поводу тира, у них имеется место для стрельбы из пневматической винтовки, когда они проходили лицензирование это было указано, то есть оно соответствует необходимым стандартам.
Представитель ответчика (администрация КГО) ФИО5 исковые требования не признал и показал, что администрация не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, так как обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) возложено на субъекты Российской Федерации. Органы местного самоуправления обеспечивают только содержание зданий образовательных учреждений и коммунальные расходы).
Представитель ответчика (Министерство финансов ) в судебное заседание не явился. Поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, с исковыми требованиями не согласны. В отзыве указал, что министерство финансов считает, что требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.7 ст.14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. Также согласно ст.12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. В ст.11 названного Закона указано, что обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В п.1 названного Постановления указано, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. В соответствии с п.4 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Министерства обороны РФ №, Минобнауки РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Минобрнауки России утверждает в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 142 "Об утверждении Правил разработки и утверждения государственных образовательных стандартов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110) федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования, федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального и среднего профессионального образования (далее именуются - федеральные государственные образовательные стандарты), предусматривающие обязательность получения гражданами начальных знаний в области обороны и их подготовки по основам военной службы. В приложении № к данной инструкции приведены рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования не утверждены. Соответственно средства на их финансирование из федерального бюджета не выделяются. На органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления не могут быть возложены обязанности по финансированию расходов на обеспечение нормативов материально-технического оснащения образовательных учреждений, которые в соответствии с правовыми актами федеральных органов государственной власти являются рекомендательными. В соответствии с подп.6.1 ст.29 закона «Об образовании», к полномочиям органов государственной власти субъектов российской Федерации отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.2 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений общего образования, осуществляющих деятельность на территории , за счет субвенции, предоставляемых из областного бюджета» установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений общего образования, в том числе норматив на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, с учетом корректирующих повышающих коэффициентов, учитывающих уровень инфляции. В соответствии с указанными нормативами муниципальному образованию «Камышловский городской округ представляются субвенции из областного бюджета на финансирование муниципальных образовательных учреждений. В настоящее время в виду отсутствия утвержденных федеральных государственных образовательных стандартов для расчета нормативов финансирования и оснащения муниципальных образовательных учреждений материально-техническими средствами, в том числе по предмету «ОБЖ», используя письмо Минобрнауки от ДД.ММ.ГГГГ № «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», а также в принятом в соответствии с ним постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении перечня технических средств обучения, учебно-наглядных, печатных и медиапособий, учебно-лабораторного и практического оборудования, мебели, расходных материалов и материалов для хозяйственных нужд, приобретаемых за счет субвенций из областного бюджета для реализации общеобразовательных программ» не предусмотрены отдельные наглядные пособия согласно рекомендуемым в Инструкции (например макет автомата Калашникова) и не содержатся требования по оборудованию тира. Образовательные учреждения самостоятельны в осуществлении материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений, то есть они самостоятельно решают вопрос приобретения учебно-наглядных пособий в рамках образовательных программ. С учетом изложенного, факт нарушения МОУ СОШ № законодательства об образовании не подтверждается предоставленными доказательствами.
Представитель третьего лица (финансовое управление КГО) ФИО6 исковые требования не признала и показала, что субъект Российской Федерации, то есть , является гарантом обеспечения прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Для реализации полномочий в сфере образования, согласно постановления №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ0 года определило порядок расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на обеспечение общедоступного и бесплатного образования в лице главного распорядителя – министерства финансов . Также постановлением №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ0 года указан перечень технических средств обучения, учебно-наглядных, печатных и медиапособий, учебно-лабораторного и практического оборудования, мебели, расходных материалов и материалов для хозяйственных нужд, которые можно приобрести за счет данной субвенции. На местном уровне главным распорядителем является отдел образования Камышловского городского округа. Кроме того, добавила, что Инструкция была утверждена ДД.ММ.ГГГГ, а бюджет на 2010 год был принят в конце 2009 года и в него не были включены дополнительные расходы. Выделенных из областного бюджета средств недостаточно, кроме того, Инструкция новая и при составлении смет, она не учитывалась, а приобретение имущества только по смете. Требования прокуратуры завышены, ими не учтены все обстоятельства, поэтому считает в их удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица (отдел образования КГО) ФИО7 с исковыми требованиями не согласилась, показала, что совместным приказом Министра обороны и Минобрнауки определены рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Данные нормативы не являются стандартом. Помимо этого, не было выделено ни каких дополнительных средств для реализации данного приказа. А бюджет на 2010 год был принят еще в 2009 году и он не мог предусмотреть данные расходы. Оснащать один кабинет ОБЖ в ущерб всему образовательному процессу нецелесообразно. Также пояснила по учебникам ОБЖ, которые не являются обязательными, так как данный предмет носит более практический характер. Необходимый материал преподаватель дает под запись. Считает исковые требования прокурора завышенными и нецелесообразными.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, гарантируется общедоступность основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях.
Согласно п.4 ст.50 ФЗ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ N3266-1, обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.
В п.7 ст.14 данного закона определено, что в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.
В ч.1 ст.7 данного закона определено, что в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В ч.6.1 данного закона определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;
Согласно ст.12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
В ст.11 названного Закона указано, что обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В п.1 названного Постановления указано, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п.4 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Министерства обороны РФ №, Минобнауки РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Минобрнауки России утверждает в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 142 "Об утверждении Правил разработки и утверждения государственных образовательных стандартов", федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования, федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального и среднего профессионального образования (далее именуются - федеральные государственные образовательные стандарты), предусматривающие обязательность получения гражданами начальных знаний в области обороны и их подготовки по основам военной службы. В приложении № к данной инструкции приведены рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении перечня технических средств обучения, учебно-наглядных, печатных и медиапособий, учебно-лабораторного и практического оборудования, мебели, расходных материалов и материалов для хозяйственных нужд, приобретаемых за счет субвенций из областного бюджета для реализации общеобразовательных программ» не предусмотрены отдельные наглядные пособия согласно рекомендуемым в Инструкции, утвержденной Приказом Министерства обороны РФ №, Минобнауки РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в настоящее время не утверждены, в Инструкции, утвержденной Приказом Министерства обороны РФ №, Минобнауки РФ № от ДД.ММ.ГГГГ приведены рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям. Средства на их финансирование из федерального бюджета не выделяются. На органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и образовательные учреждения не могут быть возложены обязанности по финансированию расходов на обеспечение нормативов материально-технического оснащения образовательных учреждений, которые в соответствии с правовыми актами федеральных органов государственной власти являются рекомендательными и которые не являются образовательным стандартом. Довод истца, что установленные Приказом Министерства обороны РФ №, Минобнауки РФ № от ДД.ММ.ГГГГ нормативы являются необходимым минимумом несостоятелен.
Оценив доказательства, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Камышловского межрайонного прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Решение изготовлено в печатном виде в совещательной комнате.
Судья Д.Л.Деев
Решение вступило в законную силу «____»__________________2010г.
Судья Д.Л.Деев