мотивированное решение изготовлено и подписано 03.02.2022
66RS001-01-2021-008023-15
2-82/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2022 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Евграфовой Н.Ю.,
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумского Юрия Владимировича к Акционерному обществу «Альфа-Банк» о возложении обязанности, взыскании штрафа,
установил:
Истец Шумкский Ю.В. обратился в суд с иском к Банку ВТБ (ПАО), АО «СОГАЗ» к Акционерному обществу «Альфа-Банк» о возложении обязанности, взыскании штрафа.
В обоснование требований указано, что Шумский Ю.В., является клиентом АО «Альфа-Банк», имеет 2 кредитные карты с лимитом 450000 рублей и 200000 рублей, согласно индивидуальным условиям NPIL№ и № U№.
С вышеуказанных кредитных карт Банк допустил списание денежных средств. Так ДД.ММ.ГГГГ истцу с номера № позвонило неустановленное лицо, представилось представителем ПАО «Альфа-банк», уточнило ФИО и указало последние цифры карты. ДД.ММ.ГГГГ в 12:38 истцу поступил звонок с телефонного № так же от представителя ПАО «Альфа-Банк». ДД.ММ.ГГГГ с номера № истцу поступил еще один звонок от вышеуказанного лица. Данные карты истец не передавал, коды так же не сообщались. ДД.ММ.ГГГГ используя личный телефон истец зашел в личный кабинет для проверки баланса карт, с целью внесения денежных средств на кредитный счет увидел, что кредитные лимиты исчерпаны путем перечисления кредитных средств неустановленному лицу. Переводов истцом не осуществлялось, кодов доступа сторонним лицам не передавалось, смс о переводах истцом не получались, использовать мобильный телефон истца сторонние лица не имеют возможности ввиду наличия пароля для входа. Доступ третьих лиц отсутствовал.
Истцом были предприняты все меры для блокировки несанкционированного доступа путем обращения в банк. При обращении в банк истцу было указано, что в личный кабинет Альфа-банка был произведен с иного устройства с операционной системой IOS, более того списания производились каждый час в равных суммах, что должно было вызвать у банка подозрение в мошеннических действиях, однако банк допустил списание с расчетного счета истца без его согласия денежных средств.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОП № УМВД России по г. Екатеринбургу, его заявление было зарегистрировано КУСП – 1685ДД.ММ.ГГГГ.2021 было возбуждено уголовное дело №646 по признаку состава преступления предусмотренного ст. 158 УК РФ в котором указанно, что денежные средства были похищены неустановленным лицом, в данном деле истец является потерпевшим, своими действиями истец не способствовал переводу денежных средств.
Истец считает, что поскольку Банк осуществляет предпринимательскую деятельность, то он должен осуществлять и гарантировать защиту банковского счёта и денежных средств, находящихся на нём от вышеописанных действий, а также обеспечивать защиту персональных банковских данных, регламентируется законодательством РФ. Кроме того, обслуживание банковского счёта, является услугой, поэтому защиту клиента банка как потребителя регламентирует Закон «О защите прав потребителей». Банковская услуга должна гарантировать клиенту защиту денежных средств и его персональных данных.
Вышеизложенные данные свидетельствуют о несанкционированном доступе третьих лиц к системам банка, что свидетельствует о недостатке технической защищенности банка. Истцом не давалось распоряжений для отправки денежных среда вышеуказанный период. Действий связанных с утратой картой, передачей ее третьим лицам или иных виновных действий, которые могли бы за собой повлечь несанкционированное списание денежных средств путем входа в личный кабинет Альфа-банка истцом не осуществлялось, Все вышеуказанные обстоятельства указывают на нарушение ответчиком условий заключенных кредитных договоров, поскольку списание денежных средств было необоснованным.
Указав вышеперечисленные факты и приведя правовые основания, истец просил возложить на ответчика обязанность вернуть неправомерно списанные денежные средства в размере 381240 рублей, путем зачисления на его кредитный счет в ПАО «Альфа-Банк», взыскании штрафа.
В судебное заседание истец не явился, был извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя, который исковые требования поддержал по доводам и основаниям иска. Поддержал письменные дополнения к иску. Указал, что согласно ч. 13 ст. 9 Закона «О национальной платежной системе» в случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента. Банк вышеуказанные уведомления о совершенных операциях не направлял истцу, данный факт подтверждается протоколом осмотра телефона и материалами дела.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы возражений на иск. Сослалась на извещение истца об операциях путем размещения сведений в личном кабинете истца с учетом Правил Банка.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно п.п. 1 - 3 ст. 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.
Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
В силу ч. 15 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» в случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.
Согласно ч. 3 ст. 847 Гражданского кодекса Российской Федерации договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и тугими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (п. 2 ст. 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано Уполномоченным на это лицом.
В силу ст. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе» под электронным средством платежа понимается средство и (или) способ, позволяющие клиенту право по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 161-ФЗ, использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключено кредитное соглашение № M0H№, по условиям которого истцу выдана кредитная карта и установлен лимит кредитования в размере 90000 рублей.
Кредитный договор 1 заключен в офертно-акцепной форме. Истец оформил Анкету-заявление на получение кредитной карты, по результатам рассмотрения которой Банк предложил Истцу заключить кредитное соглашение на условиях, содержащихся в Уведомлении об индивидуальных условиях кредитования и в Общих условиях.
Истец принял (акцептировал) предложение (оферту) Банка, подписав Уведомление. С этого самого момента Кредитный договор считается заключенным.
В соответствии с п. 9 Анкеты-заявления на получение кредитной карты Шумский Ю.В. ознакомлен и согласен с тарифами ПАО «Альфа-Банк».
В рамках Кредитного договора 1 истцу был открыт счет № и выдана кредитная карта №.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключено кредитное соглашение № PIL№, в соответствии с которым истцу установлен лимит кредитования в размере 200000 рублей.
Кредитный договор 2 заключен в офертно-акцепной форме путем акцепта истцом оферты Банка, содержащейся в Индивидуальных условиях договора потребительского кредита, предусмотренного выдачу кредитной карты, открытие и кредитование счета кредитной карты (далее – индивидуальные условия) и в Общих условиях. Акцептом истца явилось подписание им Индивидуальных условий. С этого самого момента Кредитный договор считается заключенным.
В расписке в получении кредитной карты истец поставил свою подпись, что с тарифами ПАО «Альфа-Банк» он ознакомлен и согласен.
В рамках кредитного договора 2 истцу был открыт счет 40№ и выдана кредитная карта №.
Обслуживание физических лиц в Банке осуществляется в соответствии с Договором о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК» (далее по тексту ДКБО).
Текст ДКБО размещен на официальном сайте Банка: https://alfabank.fu/retail/docs/.
При заключении Кредитного договора 1 Шумский Ю.В. присоединился к Договору о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК» (далее - ДКБО), что подтверждается Анкетой-заявлением на получение кредитной карты, подписанной собственноручно истцом лично ДД.ММ.ГГГГ.
При заключении Кредитного договора 2 Шумский Ю.В. также присоединился к Договору о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК», что подтверждается Распиской в получении банковской карты от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела оспариваемые истцом операции были осуществлены с применением метода 3D-SECURE, являющегося системой повышения безопасности операций с использованием карт в сети Интернет: подтверждение операции но карте осуществляется путём ввода одноразового пароля, посланного в SMS-сообщении Если карта отправителя не поддерживает механизм проверки но 3D-Seсure, перевод с такой карты невозможен. Это является гарантией защиты Банком счетов и денежных средств своих клиентов вопреки доводам Истца о недостаточной технической защищенности Банка.
Так, на совершение каждой спорной операции на номер мобильного телефона Истца + № были направлены ДД.ММ.ГГГГ одноразовые пароли посредством Push-уведомлений:
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
Все сообщения имеют статус «доставлено», то есть аутентификация была пройдена успешно, в связи с чем Ответчик исполнил все распоряжения Истца на переводы денежных средств. Правовых оснований для неисполнения распоряжений в силу требований ст. 845 ГК РФ у Банка не имелось.
Вопреки доводам истца о нарушении Банком порядка уведомления клиента о совершенных операциях, факт направления Push-уведомлений с одноразовыми паролями на номер телефона Истца подтверждается выпиской из электронного журнала.
В соответствии с ДКБО PUSH-уведомление – это сообщение, передаваемое на мобильное устройство или по инициативе Банка на основании соответствующих протоколов, поддерживающих программным обеспечением мобильного устройства клиента.
Согласно ДКБО, Банк оказывает среди прочих услуг, услугу мобильного интернет-банка «Альфа-Мобайл».
Из условий ДКБО следует, что «Альфа-Мобайл» - услуга Банка, предоставляющая Клиенту по факту его Верификации и Аутентификации возможность дистанционно при помощи электронных средств связи осуществлять Денежные переводы «Альфа-Мобайл», а также совершать иные операции, предусмотренные п. 8.8. Договора. Верификация – это установление личности Клиента при его обращении в Банк для совершения банковских операций и других действий в рамках Договора, и/или получения информации по Счету, в т.ч. по ОМС, в порядке, предусмотренном Договором. Аутентификация - это удостоверение правомочности обращения Клиента в Банк /для совершения банковских операций и других действий в рамках Договора, и/или получения информации по Счету, в т.ч. по ОМС, в порядке, предусмотренном Договором. То есть, при совершении спорных операций клиент либо лица, получившие доступ к его средствам доступа, прошли все этапы верификации и аутентификации (корректно ввели пароли и коды для входа в Альфа-Мобайл, а также все одноразовые коды для совершения сорных операций).
В соответствии с преамбулой ДКБО верификация – это установление личности клиента при его обращении в банк для совершения банковских операций и других действий в рамках Договора (до ДД.ММ.ГГГГ в договоре вместо термина «Верификация» применялся термин «Идентификация»)
В Соответствии с п. 4.1.4. ДКБО Банк осуществляет верификацию (идентификацию) клиента в Интернет-Банке «Альфа-Мобайл» по коду «Альфа-Мобайл»/логину/своему логину/виртуальному токену, полученному в результате верификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица клиента (в случае предварительного установления кода «Альфа-Мобайл»), клиент считается верифицированным в случае соответствия кода «Альфа-Мобайл», введенного клиентом для использования услуги «Альфа-Мобайл», коду «Альфа-Мобайл», назначенному клиентом и содержащемуся в информационной базе банка. Клиент считается верифицированным в случае соответствия логина, введенного клиентом для использования услуги «Альфа-Мобайл», логину, присвоенному клиенту и содержащемуся в информационной базе банка. Клиент считается верифицированным в случае соответствия своего логина, введенного клиентом для использования услуги «Альфа-Мобайл», своему логину, созданному клиентом и содержащемуся в информационной базе банка. Условия и порядок проведения верификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица клиента описаны в п. 4.3. Договора.
В соответствии с п. 4.1.5. ДКБО Банк осуществляет верификацию в «Альфа-Мобайл» - по Секретному коду/Коду «Альфа-Мобайл» (по Коду «Альфа-Мобайл» - только до установки Клиентом версии Мобильного приложения «Альфа-Мобайл», которая дает возможность создания Секретного кода)/Виртуальному токену, полученному в результате Верификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица Клиента (в случае предварительного установления Кода «Альфа-Мобайл» или Секретного кода, если версией Мобильного приложения «Альфа-Мобайл» предусмотрена возможность создания Секретного кода). Клиент считается верифицированным в случае соответствия Секретного кода/Кода «Альфа-Мобайл», введенного Клиентом для использования услуги «Альфа-Мобайл», Секретному коду/Коду «Альфа-Мобайл», назначенному Клиентом и содержащемуся в информационной базе Банка. Условия и порядок проведения верификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица клиента описаны в п. 4.3. Договора.
Как следует из материалов дела Клиент вошел в мобильное приложение «Альфа-Мобайл» и осуществил в нем спорные операции, что подтверждается распечаткой Журнала операций в «Альфа-Мобайл» за ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из электронного журнала входов в мобильное приложение, следовательно, его личность была успешно идентифицирована.
В соответствии с п. 17 4. ДКБО (стр. 81) подтверждением Верификации и Аутентификации Клиента при использовании услуг «Альфа-Мобайл», «Альфа-Мобайл-Лайт» и «Альфа-Диалог», Интернет Банка «Альфа-Клик», Телефонного центра «Альфа-Консультант», совершении Денежных переводов «Альфа-Оплата», а также подтверждением исполнения Банком поручений Клиента, переданных через Интернет Банк «Альфа-Клик», или посредством услуг «Альфа—Мобайл», «Альфа-Мобайл-Лайт», «Альфа-Диалог», или в рамках Денежных переводов «Альфа-Оплата» являются аудиозаписи и Электронные документы (Электронные журналы, электронные протоколы и т.д.), хранящиеся в Банке. Аудиозапись и электронные документы (Электронные журналы, электронные протоколы и т.п.) предоставляются Банком в качестве подтверждающих документов при рассмотрении спорных ситуаций, в том числе в суде.
Согласно гл. 1 Договора Электронный журнал – взаимосвязанный набор электронных записей в различных информационных системах Банка, отражающий результаты любых проверок и действия Клиента/Банка, в том числе факт создания Электронного документа, подписанного Простой электронной подписью, результаты проверки 17 Простой электронной подписью.
в силу п. 4.2. «Положения об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при совершении операций с использованием платежной (банковской) карты без участия уполномоченного сотрудника кредитной организации - эквайрера или иной кредитной организации, не являющейся кредитной организацией - эмитентом, идентификация клиента проводится кредитной организацией на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов и паролей.
Согласно п. 8.14. операции в рамках услуги «Альфа-Мобайл», предусмотренные настоящим разделом договора, совершенные клиентом с использованием логина, пароля «Альфа-Мобайл» или кода «Альфа-Мобайл» и одноразового пароля (по операциям, требующим использования одноразового пароля) считаются совершенными клиентом с использованием простой электронной подписи.
Документ считается подписанным простой электронной подписью, если отправленный банком одноразовый пароль совпадает с введенным клиентом одноразовым паролем и время его ввода не истекло.
В соответствии с п. 8.8. ДКБО посредством услуги «Альфа-Мобайл» клиент, при наличии технической возможности, может осуществить следующие операции: оформить электронные документы и подписать их простой электронной подписью в целях заключения договора кредита наличными в соответствии с приложением к договору.
Из выписки по счету № следует, что ДД.ММ.ГГГГ были осуществлены следующие операции – переводы с карты на карту:
Из выписки по счету № следует, что ДД.ММ.ГГГГ были осуществлены следующие операции - переводы с карты на карту:
Итого, с учетом комиссии было осуществлено операций на общую сумму 381240 рублей.
Все операции совершены в мобильном приложении «Альфа-Мобайл».
Денежные средства переведены на карту № Сбербанк.
Согласно п. 14.2.2. ДКБО клиент обязуется не передавать средства доступа, кодовое слово, кэшкод, пароль «Альфа-Диалог», пароль «Альфа-Клик», пароль «Альфа-Мобайл», код «Альфа-Мобайл», пароль «Альфа-Мобайл-Лайт», код «Альфа-Мобайл-Лайт», мобильное устройство, использующееся для получения услуги «Альфа-Мобайл» с возможностью аутентификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица клиента/держателя дополнительной карты, третьим лицам.
Согласно п. 15.2 ДКБО Клиент несет ответственность за все операции, проводимые клиентом и/или третьими лицами с ведома или без ведома клиента при использовании услуг «Альфа-Мобайл», «Альфа-Мобайл-Лайт», «Альфа-Чек», «Альфа-Диалог», интернет-банка «Альфа-Клик», телефонного центра «Альфа-Консультант».
В соответствии с п. 15.5 ДКБО Банк не несет ответственности в случае, если информация, передаваемая при использовании услуг «Альфа-Чек», «Альфа-Мобайл», «Альфа-Мобайл-Лайт», «Альфа-Диалог», «персональные SMS-уведомления», интернет-банка «АльфаКлик», банкомата банка и телефонного центра "Альфа-Консультант", совершении денежного перевода «Альфа-Оплата», в том числе о счетах, картах, средствах доступа, станет известной иным лицам в результате прослушивания или перехвата канала сотовой и телефонной связи во время их использования, а также в случае недобросовестного выполнения клиентом условий хранения и использования средств доступа и/или мобильного устройства, использующегося для получения услуги «Альфа-Мобайл» с возможностью аутентификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица клиента/держателя дополнительной карты.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
В соответствии с п. 16.5 Приложения № к ДКБО после получения подтверждения о совершении операции с использованием карты, Банк имеет право списать денежные средства в соответствии с условиями Договора со счета, к которому выпущена карта, с использованием которой совершена соответствующая операция.
Таким образом, после введения истцом одноразового пароля. Банком была совершена каждая спорная операция,
В силу п. 17.4. приложения 4 ДКБО до получения банком сообщения об утрате карты, клиент/держатель карты несет ответственность за все операции с картой (в том числе с дополнительными картами), совершенные другими лицами, с ведома или без ведома держателя карты. После получения банком от клиента/держателя карты сообщения об утрате карты, ответственность держателя карты за дальнейшее использование карты прекращается, за исключением случаев, когда банку стало известно, что использование карты имело место с согласия клиента/держателя карты.
Аналогичная позиция отмечена в Письме Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-Т «О памятке «О мерах безопасного использования банковских карт» в случае если имеются предположения о раскрытии ПИН, персональных данных, позволяющих совершить неправомерные действия с банковским счетом, а также, если банковская карта была утрачена, держателю карты необходимо немедленно обратиться в кредитную организацию-эмитент банковской карты (кредитную организацию, выдавшую банковскую карту) и следовать указаниям сотрудника данной кредитной организации. До момента обращения в кредитную организацию-эмитент банковской карты владелец несет риск, связанный с несанкционированным списанием денежных средств с банковского счета.
В соответствии с п. 15.7. ДКБО банк не несет ответственности за последствия исполнения поручений, выданных неуполномоченными лицами, в тех случаях, когда с использованием предусмотренных законодательством Российской Федерации и Договором процедур Банк не мог установить факта выдачи распоряжения неуполномоченными лицами.
Из изложенного выше следует, что корректное введение одноразовых кодов, направленных на телефон Истца на совершение каждой спорной операции, свидетельствует о том, что Банк, действуя разумно и добросовестно, не мог установить факт выдачи распоряжений на осуществление операций неуполномоченным лицом (при наличии данных обстоятельств), что освобождает- ответчика от ответственности по условиям ДКБО.
Кроме того, одноразовые пароли для совершения спорных операций были направлены Истцу только после прохождения им процедуры идентификации (установления личности) при входе в мобильное приложение в порядке п. 4.1.5 ДКБО, что подтверждается выписками из электронных журналов входов в мобильное приложение и направленных PUSH-сообщений.
Доводы истца о неразглашении им информации третьим лицам опровергаются материалами дела, а именно, выпиской из электронного журнала Push-уведомлений ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из электронного журнала смс-уведомлений, выпиской из электронного журнала входов в мобильное приложение, распечаткой о совершенных ДД.ММ.ГГГГ в мобильном приложении «Альфа-Мобайл» операциях, подтвержденных паролями, запретами на разглашение своих данных и средств доступа к счетам, содержащимися в ДКБО,
Доводы иска о нарушении ответчиком Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» также не нашли своего подтверждения.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.06 2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
Согласно ч.11 ст. 9 Федерального «О национальной платежной системе» в случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получении от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции
Согласно ч. 14 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» в случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.
Банк свои обязательства по информированию истца исполнил в полном объеме способами, предусмотренными п. ДД.ММ.ГГГГ ДКБО, о совершении оспариваемой операции на мобильный телефон истца поступили PUSH-уведомления.
Кроме того, информация обо всех операциях в соответствии с условиями ДКБО размещена в мобильном банке «Альфа-Мобайл» и интернет-банке «Альфа-Клик».
Как следует из материалов дела, претензия поступила от истца только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока, установленного ч.11 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» срока.
Также суд соглашается с позицией ответчика, сто не имеет правового значения, что истец владеет одной маркой телефона, а спорныеоперации были осуществлены с телефона другой марки.
В исковом заявлении Истец указывает, что он пользуется телефоном операционной системы андроид, а оспариваемые операции были совершены с телефона системы IOS.
Многочисленные входы в мобильное приложение истца с мобильного устройства системы IOS зафиксированы с ДД.ММ.ГГГГ.
В свою очередь 16.06.2021в 15:30 часов перед первым входом в приложение «Альфа-Мобайл» с нового мобильного устройства на номер телефона истца № было направлено СМС-сообщение следующего содержания: «Код для входа в Альфа-Мобайл на мобильном устройстве: 8409. ОСТОРОЖНО! Если вы не входите в Альфа-Мобайл, значит Код запрашивают Мошенники».
Действуя добросовестно, истец должен был предпринять все разумные меры для предотвращения возможных убытков и обратился бы в Банк в случае, если вход в Альфа-Мобайл совершал не он. Такое обращение предусмотрено п. 14 2.3. ДКБО. Такого сообщения от истца не последовало. Истец нарушил п 14.2.3. ДКБО, не сообщив своевременно в Банк об утрате средств доступа, что привело к совершению оспариваемых операций. При таких обстоятельствах, в силу п. 15 ст. 9 ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств, то есть Банк, освобожден от обязанности возместить сумму спорных операций.
Таким образом, оснований возложения на ответчика обязанности по возврату денежных средств, в частности, комиссий, предусмотренных Тарифами Банка судом при рассмотрения дела не установлено.
Статья 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку в удовлетворении требований истцу отказано, то оснований для взыскания судебных расходов в его пользу с ответчика не имеется. Истец освобожден от уплаты госпошлины.
Дело рассмотрено в пределах заявленных требований. Иных требований, равно как иных доводов и доказательств суду не заявлено и не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 55, 56, 57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Шумского Юрия Владимировича к Акционерному обществу «Альфа-Банк» о возложении обязанности, взыскании штрафа оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: Н.Ю. Евграфова