ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7512/2013 от 25.12.2013 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 25 декабря 2013 года         Дело №7512-2013

 Абаканский городской суд

 в составе судьи Царевой Е.А.,

 при секретаре Яковлевой Н.Н.

 рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Прокурора Республики Хакасия о признании незаконными подпункты 1 и 3 п. 1 Постановления Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О внесении изменений в Приложение к Постановлению Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о материальном стимулировании лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия», и Распоряжения Председателя Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-рк «О единовременной денежной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия»,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор РХ обратился в суд с заявлением о признании незаконными подпункты 1 и 3 п. 1 Постановления Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О внесении изменений в Приложение к Постановлению Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о материальном стимулировании лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия», и Распоряжения Председателя Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-рк «О единовременной денежной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия». Требования мотивировал тем, что названные ненормативные правовые акты противоречат федеральному и республиканскому законодательству. Так, в соответствии с ч.4 ст. 12 Закона РХ от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» и ч. 3 статьи 31 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия» лицам, замещавшим государственные должности не менее одного года и прекратившим полномочия (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с их виновными действиями, предоставляется единовременная денежная выплата в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Хакасия. Президиум Верховного Совета в силу положений Конституции Республики Хакасии и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № «О Верховном Совете Республики Хакасия», Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» не является органом государственной власти Республики Хакасия. Его компетенция не позволяет осуществлять нормативно-правовое регулирование, поскольку решаемые им вопросы не затрагивают прав неопределенного круга лиц.

 Ссылаясь на положения статей 164, 165, 172 ТКРФ, где указано, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц, Прокурор РХ полагает, что размер и условия осуществления единовременных денежных выплат депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, работавшим на постоянной основе и прекратившим свои полномочия, должны определяться законом Республики Хакасия, а не постановлением Президиума Верховного Совета Республики Хакасия и изданным на его основе распоряжением Председателя Верховного Совета Республики Хакасия, которым конкретизированы размеры выплат применительно к каждому депутату. Что противоречит требованиям федерального и республиканского законодательства.

 Более того, прокурор указывает, что оспариваемым распоряжением предусмотрены выплаты лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия 5 созыва, которые в связи с переизбранием в Верховный Совет 6 созыва ДД.ММ.ГГГГ продолжают исполнять депутатские полномочия на постоянной основе. Что также является незаконным и необоснованным.

 В ходе судебного заседания старший помощник Прокурора РХ ФИО13 и помощник Прокурора РХ ФИО14, действующие на основании удостоверений, требования заявления поддержали по изложенным в нем обстоятельствам. Дополнительно суду пояснили, что, несмотря на признание утратившими силу Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п пункта 8.2. раздела 8 «Единовременная денежная выплата» Приложения к Постановлению Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о материальном стимулировании лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия», и Распоряжением Председателя Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-рк Распоряжения Председателя Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-рк «О единовременной денежной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия», с учетом предоставленной Верховным Советом РХ информации о частичной выплате суммы на основании оспариваемых ненормативных правовых актов, они настаивают на рассмотрении дела по существу и полагают, что производство по делу не должно быть прекращено, поскольку этими ненормативными актами нарушены права и законные интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

 Представители Верховного Совета РХ ФИО15, ФИО16, ФИО17 и представитель Председателя Верховного Совета РХ ФИО17, действующие на основании доверенностей, суду заявили, что производство по делу по заявлению Прокурора РХ следует прекратить, поскольку Распоряжением Председателя Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-рк Распоряжение Председателя Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-рк «О единовременной денежной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия» признано утратившим силу. Распоряжение вступило в силу с момента его подписания. А также Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п пункт 8.2. раздела 8 «Единовременная денежная выплата» Приложения к Постановлению Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о материальном стимулировании лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия» признан утратившим силу. Постановление вступило в силу со дня его принятия. Кроме того, оспариваемое Распоряжение Председателя Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-рк признано утратившим силу раньше (ДД.ММ.ГГГГ), чем прокурор обратился в Абаканский городской суд с заявлением.

 Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно п. 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» уточняет, что обращение прокурора в суд в защиту публично-правовых образований в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возможно в случае, если такими решениями и действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

 Статьей 4 Конституции Российской Федерации закреплено верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов для всех и на всей территории Российской Федерации.

 Как установлено в ходе судебного заседания, Президиумом Верховного Совета Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление №-п «О внесении изменений в Приложение к Постановлению Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о материальном стимулировании лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия», которым к видам материального стимулирования лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия, отнесена единовременная денежная выплата.

 В подпункте 3 пункта 1 Постановления указано, что Приложение дополнено п.8 «Единовременная денежная выплата». Определено, что право на единовременную денежную выплату имеют лица, замещающие государственные должности Республики Хакасия, в связи с окончанием срока полномочий. В соответствии с п.8.2 Приложения единовременная денежная выплата лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия, устанавливается распоряжением Председателя Верховного Совета Республики Хакасия в зависимости от времени замещения государственной должности Республики Хакасия в следующих размерах: от 1 года до 5 лет - в трехкратном размере месячного денежного содержания; свыше 5 лет - в пятикратном размере месячного денежного содержания. Для исчисления размера единовременной денежной выплаты учитывается размер месячного денежного содержания лица, замещающего государственную должность Республики Хакасия, на день увольнения из Верховного Совета Республики Хакасия.

 На основании Постановления Председателем Верховного Совета Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ издано Распоряжение №-рк «О единовременной денежной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия», которым предусмотрено осуществление указанной выплаты перечню лиц, замещавшим государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете 5 созыва.

 Суд соглашается с доводом Прокурора РХ о том, что вышеуказанные правовые акты является ненормативными, которые обоснованно оспорены прокурором в рамках главы 25 ГПК РФ.

 К такому выводу суд приходит исходя из нижеследующего.

 В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» указано, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

 Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

 Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов урегулирован ст. 7 вышеназванного Федерального закона, из которой следует, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативные правовые акты принимаются в формах конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.При этом согласно п.3 этой же статьи Федерального закона № 184-ФЗ постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

 В соответствии со ст. 72 Конституции Республики Хакасия Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия.

 В статье 75 Конституции Республики Хакасия указано, что Верховный Совет Республики Хакасия формирует на своем заседании в порядке, определяемом Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия, Президиум Верховного Совета Республики Хакасия в составе не более одной четвертой от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия. Член Президиума Верховного Совета Республики Хакасия осуществляет свои депутатские полномочия, как правило, на профессиональной постоянной основе. Порядок деятельности и полномочия Президиума Верховного Совета Республики Хакасия определяются Регламентом Верховного Республики Хакасия и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия.

 В ст. 11 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № «О Верховном Совете Республики Хакасия» содержатся полномочия Президиума Верховного Совета Республики Хакасия, которые включают в себя:

 - рассмотрение вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического обеспечения деятельности депутатов, комитетов и комиссий Верховного Совета Республики Хакасия;

 - утверждение плана законопроектной работы Верховного Совета Республики Хакасия;

 - организацию законопроектной работы в Верховном Совете Республики Хакасия, публикация постановлений Верховного Совета Республики Хакасия, Президиума Верховного Совета Республики Хакасия;

 - созыв и подготовку заседаний Верховного Совета Республики Хакасия;

 - организацию парламентского контроля за соблюдением Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия;

 - подготовку предложений по наименованию и переименованию населенных пунктов Республики Хакасия;

 - подготовку отзывов на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации субъектов Российской Федерации;

 - рассмотрение сметы финансирования Верховного Совета Республики Хакасия;

 - _принятие решений о проведении парламентских слушаний;

 - утверждение учредительных документов средств массовой информации, учредителем которых является Верховный Совет Республики Хакасия;

 - утверждение Положения о материальном стимулировании лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия.

 На основании законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия Президиум Верховного Совета Республики Хакасия может быть наделен и другими полномочиями.

 Исходя из этого, суд делает вывод, что Президиум Верховного Совета Республики Хакасия не является органом государственной власти Республики Хакасия. Соответственно, в его компетенцию не входит принятие нормативных правовых актов, поскольку решаемые им вопросы не затрагивают прав неопределенного круга лиц.

 Таким образом, Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п не является нормативным правовым актом, поскольку издано неуправомоченным органом. А Распоряжение Председателя Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-рк не является нормативным правовым актом, поскольку касается конкретно определенного в нем круга лиц.

 Как следует из предоставленной Верховным Советом РХ справки от ДД.ММ.ГГГГ, на основании Распоряжения Председателя Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-рк единовременная денежная выплата в трехкратном размере месячного денежного содержания выплачена: ФИО1- председателю комитета Верховного Совета РХ <данные изъяты>; ФИО2 – председателю <данные изъяты>; ФИО4 – председателю комитета Верховного Совета РХ <данные изъяты>; ФИО3 – председателю комиссии Верховного Совета РХ <данные изъяты>; ФИО5 – председателю комитета Верховного Совета РХ <данные изъяты>; ФИО6 – председателю комитета Верховного Совета РХ <данные изъяты>.

 Между тем, в материалы дела суду предоставлено Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п, которым пункт 8.2. раздела 8 «Единовременная денежная выплата» Приложения к Постановлению Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о материальном стимулировании лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия» признан утратившим силу. Постановление вступило в силу со дня его принятия.

 А, кроме того, предоставлено Распоряжение Председателя Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-рк о признании утратившим силу Распоряжения Председателя Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-рк «О единовременной денежной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия».

 Довод представителей заинтересованных лиц о том, что в связи с отменой оспаривыемых документов производство по делу должно быть прекращено, суд считает необоснованным, поскольку Прокурор РХ в ходе рассмотрения дела настаивал на вынесении решения по существу с учетом предоставленной суду справки о выплатах.

 Суд делает этот вывод основываясь на разъяснениях, содержащихся в абз. 3 п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2012 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в котором указано, что несмотря на установление в ходе рассмотрения дела обстоятельств, являющихся основанием для прекращения производства по делу (ст. 220 ГПК РФ), судья не вправе прекратить производство по делу, если оспариваемое решение, действие (бездействие) уже отменено, но заявитель настаивает на рассмотрении дела по существу и устранении допущенных нарушений его прав и свобод либо препятствий к их осуществлению, поскольку в этом случае должен быть исследован вопрос о том, были ли при этом устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителя, что может быть сделано только при рассмотрении заявления по существу.

 Поскольку на основании оспариваемых правовых актов были произведены выплаты, суд считает, что права и законные интересы Российской Федерации, которая вправе рассчитывать на полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на своей территории, субъекта Российской Федерации Республики Хакасия, на которого возложено дополнительное финансовое бремя расходов за счет его бюджета, а также неопределенного круга лиц, в чьих интересах выступает Прокурор РХ, затрагиваются ими и на день рассмотрения дела.

 Из анализа вышеизложенных нормативных правовых актов федерального значения, а также нормативных правовых актов Республики Хакасия суд делает вывод о незаконности подпунктов 1 и 3 п. 1 Постановления Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О внесении изменений в Приложение к Постановлению Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о материальном стимулировании лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия», и Распоряжения Председателя Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-рк «О единовременной денежной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия».

 Удовлетворяя требования Прокурора РХ, суд также исходит еще и из нижеследующего.

 Понятие компенсаций, связанных с исполнением трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом РФ. Согласно ст. 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.

 Статьей 165 ТК РФ предусмотрены случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в числе которых установлен случай предоставления гарантий работникам при исполнении государственных или общественных обязанностей.

 Статьей 172 ТК РФ предусмотрены гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, указано, что гарантии таким лицам устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок их деятельности.

 Из системного толкования указанных норм трудового законодательства и ч.1 ст. 13 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что размер и условия осуществления единовременных денежных выплат депутатам Верховного Совета РХ, работающим на постоянной основе и прекратившим свои полномочия, должны определяться законом Республики Хакасия, а не Постановлением Президиума ВС РХ.

 Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, содержащуюся в Постановлении от 05.04.2013 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Собрания депутатов", где указано, что предоставление депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, при прекращении их полномочий такой гарантии, как единовременная денежная выплата, направлено на обеспечение им дополнительных возможностей для адаптации к изменившимся в связи с прекращением депутатских полномочий жизненным обстоятельствам, а также, учитывая, что часть указанных в распоряжении лиц, замещавших государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия 5 созыва в связи с переизбранием в Верховный Совет 6 созыва ДД.ММ.ГГГГ продолжают исполнять депутатские полномочия на постоянной основе (ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО4), суд считает, что эта единовременная выплата не носит компенсационного характера. В связи с чем, также является незаконной.

 Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Заявление Прокурора Республики Хакасия удовлетворить.

 Признать незаконными подпункты 1 и 3 п. 1 Постановления Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О внесении изменений в Приложение к Постановлению Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о материальном стимулировании лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия».

 Признать незаконным Распоряжение Председателя Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-рк «О единовременной денежной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия в Верховном Совете Республики Хакасия».

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в суд, вынесший решение.

     Мотивированное решение изготовлено 09.01.2014

 СУДЬЯ                        Е.А. ЦАРЕВА