Дело № 2-907/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2017 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.А.,
при секретаре Карпекиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.В.В. к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области о взыскании денежного содержания при увольнении, процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы, премии, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
П.В.В. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, указывая, что на основании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее – Минприроды) № -л/с от 11.0.2016 г. она была назначена на должность государственной гражданской службы Калининградской области – ведущий консультант отдела федерального государственного лесного надзора в лесах департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области. На основании ее заявлений, в июне 2016 года в соответствии с Приказом Минприроды №-л/с от < Дата > истице была предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплата осуществлена в июне 2016 года в размере 25 494 руб. В тексте Приказа Минприроды №-л/с от < Дата > о предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска отсутствовало указание на выплату единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи за фактически отработанное время в 2016 г. Таким образом, ей была перечислена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь в полном объеме. Однако при увольнении с неё было произведено удержание в размере 7637 руб. 88 коп., которое полагает незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства. Указывает, что на момент увольнения в Положении о порядке выплаты и условий материального стимулирования государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, положения, регулирующие порядок удержания ранее выплаченной единовременной выплаты или материальной помощи, отсутствовали. О предстоящих удержаниях она уведомлена не была. Кроме того, указывает, что всем государственным служащим департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, осуществляющим полномочия в области лесного хозяйства по итогам работы за девять месяцев и с учетом предстоящего празднования Дня работника лесного хозяйства была выплачена премия в размере 1,5 оклада месячного денежного содержания, который состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы. П.В.В. указанная премия выплачена не была, в связи с чем полагает, что данные действия работодателя носят дискриминационный характер, так как за указанный период времени дисциплинарных взысканий она не имела, основания для лишения ее премии отсутствовали. При таких обстоятельствах, полагает, что ей незаконно не выплачена премия в размере 19120 руб. 50 коп. Учитывая изложенное, просит суд взыскать в ее пользу с ответчика незаконно удержанную при увольнении часть денежного содержания за сентябрь 2016 года в размере 7637 руб. 88 коп., проценты за нарушение сроков выплаты заработной платы, обязать ответчика выплатить ей премию за 9 месяцев работы в 2016 году в размере 19120 руб. 50 коп., а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.
Впоследствии П.В.В. В лице своего представителя К.Д.А., действующего на основании доверенности, уточнила исковые требования в части выплаты премии, просила обязать ответчика выплатить ей премию в размере 22176 руб. за выполнение особо важных и сложных заданий в сентябре 2016 года в связи с прохождением государственной гражданской службы на общих условиях с другими государственными гражданскими служащими Департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области.
П.В.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, пояснив, что действующим законодательством не предусмотрено удержание выплаченной материальной помощи. Случаи удержания заработной платы четко предусмотрены Трудовым кодексом РФ, оснований для удержания не имелось. О предстоящем удержании ее никто в известность не ставил, с соответствующим приказом не знакомил. Также полагала, что она незаконно была лишена премии за выполнение особо важных и сложных заданий, которая была выплачена всем остальным сотрудникам Департамента. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель истца К.Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенных в иске и уточнениях к иску.
Представитель ответчика О.А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что размеры ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих определяется представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты труда государственного органа. Размер материальной помощи, выплачиваемой гражданским служащим за счёт средств фонда оплаты труда государственного органа, устанавливается в размере двух окладов денежного содержания. Согласно расчету выплат к отпуску и в соответствии Порядком предоставления единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска П.В.В. произведена единовременная выплата в размере 12747 руб. за 247 рабочих дней (за период с < Дата > – < Дата >). Единовременная выплата производится один раз в год (с 01 января по 31 декабря) на основании соответствующего письменного заявления гражданского служащего в случаях предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска в полном объеме; при предоставлении одной из частей очередного оплачиваемого отпуска. Также, согласно расчету выплат к отпуску, П.В.В. по ее заявлению выплачена материальная помощь. В соответствии с Положением о порядке выплаты материальной помощи государственным гражданским служащим Калининградской области, материальная помощь является единовременной выплатой, предоставляемой гражданскому служащему один раз в течении календарного года. За периода с < Дата > – < Дата >П.В.В. материальная помощь причиталась в размере 25494 руб. за счёт фонда оплаты труда гражданских служащих. Согласно Положения о порядке выплаты материальной помощи, материальная помощь вновь принятым гражданским служащим выплачивается пропорционально отработанному времени в расчетном году, гражданским служащим, уволенным в течение расчетного года, материальная помощь выплачивается за фактически отработанное время. Таким образом, материальная помощь выплачена П.В.В. пропорционально отработанному времени с < Дата > – < Дата > и «авансом» за период с < Дата > по < Дата > Приказом от < Дата >П.В.В. освобождена от занимаемой должности. При произведении расчета при увольнении с выплаченной П.В.В. материальной помощи было произведено удержание в размере 7637,88 руб. поскольку фактически отработанное ею время по день увольнения составило 173 рабочих дня (за период с < Дата > по < Дата >). Таким образом, указывает, что поскольку истица была уволена с государственной гражданской службы до истечении календарного года, соответствующие произведённые ей выплаты «авансом» были правомерно удержаны из причитающихся ей при увольнении денежного содержания за необработанное в текущем календарном году время. Также возражала против взыскания премии, указав, что премия ко дню празднования сотрудников леса сотрудникам не выплачивалась. Данная премия не предусмотрена внутренними актами работодателя. Что касается выплаты премии за выполнение особо важных и сложных задач, то данная премия также выплачивалась не всем сотрудникам, на П.В.В. выполнение особо важных и сложных задач в сентябре 2016 г. не возлагалось. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Заслушав пояснения сторон, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Приказом от < Дата >№-л/с Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области П.В.В.< Дата > была назначена на должность государственной гражданской службы ведущего консультанта отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в порядке перевода из Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области с должностным окладом согласно штатному расписанию и с окладом за классный чин государственной гражданской службы советник государственной гражданской службы Калининградской области 3-го класса в размере 3059 руб.
Федеральнымзакономот < Дата > N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Закон N 79-ФЗ) установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласнопункту 4 части 1 статьи 14указанного закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральнымзаконом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силучасти 1 статьи 50Закона N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 данного закона).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими...; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50указанного закона).
Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя(часть 8 статьи 50).
Аналогичные положения также предусмотрены положениями ст. 17 Закона Калининградской области от < Дата >№ «О государственной гражданской службе Калининградской области».
В силу положений ст. 5 Закона Калининградской области от < Дата > N 86 «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности, и государственных гражданских служащих Калининградской области» представитель нанимателя самостоятельно определяет порядок и условия выплаты гражданским служащим Калининградской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премий и материальной помощи.
Размер материальной помощи, выплачиваемой гражданским служащим за счет средств фонда оплаты труда государственного органа, устанавливается в размере двух окладов денежного содержания (ч. 4 ст. 5 Закона Калининградской области от < Дата > N 86).
Указом Губернатора Калининградской области от < Дата > N 8 "О дополнительных выплатах государственным гражданским служащим Калининградской области" утверждено Положение о порядке выплаты материальной помощи государственным гражданским служащим Калининградской области, в соответствии с которым материальная помощь является единовременной выплатой, предоставляемой гражданскому служащему один раз в течении календарного года.
Кроме того, в соответствии с данным указом Губернатора, руководителям исполнительных органов государственной власти Калининградской области следует руководствоваться настоящим Указом при утверждении соответствующих порядков и положений в отношении государственных гражданских служащих Калининградской области, представителями нанимателя которых они являются.
Приказом Министра природных ресурсов и экологии и экологии Калининградской области от < Дата >№ «Об утверждении Положения о порядке выплаты и условий материального стимулирования государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области» утверждены Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Калининградской области; Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий; Положение о порядке выплаты материальной помощи; Порядок предоставления единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, а также Порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения.
В соответствии с Положением о порядке выплаты материальной помощи государственным гражданским служащим Калининградской области, установлено, что материальная помощь вновь принятым гражданским служащим выплачивается пропорционально отработанному времени в расчетном году, гражданским служащим, уволенным в течении расчетного года – за фактически отработанное время.
Как следует из материалов гражданского дела, < Дата >П.В.В. написано заявление о предоставлении ей части очередного ежегодного отпуска продолжительностью 14 календарных дней с < Дата > по < Дата > с произведением единовременной выплаты в размере одного оклада денежного содержания и выплаты материальной помощи в размере двух окладов месячного денежного содержания.
Приказом Министра природных ресурсов и экологии Калининградской области №-л/с от < Дата >П.В.В. предоставлена часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска за период работы с < Дата > по < Дата > продолжительностью 14 календарных дней с < Дата > по < Дата > и произведены причитающиеся ей выплаты.
Согласно расчету выплат к отпуску П.В.В. произведена единовременная выплата в размере 12747 руб. за 247 рабочих дней (за период с < Дата > по 31.12.2016г.), а также материальная помощь за данный период в размере 25494 руб.
Приказом Министра природных ресурсов и экологии Калининградской области № л/с от < Дата >П.В.В. освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы ведущего консультанта отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области и уволена < Дата > по п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ от < Дата > N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего) с выплатой денежной компенсации за 10 дней неиспользованного отпуска.
Судом также установлено, что при произведении расчета при увольнении с выплаченной П.В.В. материальной помощи было произведено удержание в размере 7637,88 руб., поскольку фактически отработанное ею время по день увольнения составило 173 рабочих дня (за период с < Дата > по < Дата >).
Рассматривая законность произведённого удержания, суд принимает во внимание, что в соответствии со ст. 11 Трудового кодекса России?скои? Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих деи?ствие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России?скои? Федерации о государственнои? гражданскои? службе.
В силу статьи 73 Федерального закона от < Дата > N 79-ФЗ "О государственной гражданской? службе России?скои? Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты России?скои? Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов России?скои? Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Поскольку в соответствии с указом Губернатора Калининградской области от < Дата > N 8 материальная помощь является единовременной выплатой, предоставляемой гражданскому служащему один раз в течении календарного года, П.В.В. обоснованно, в соответствии с ее заявлением, была выплачена материальная помощь в полном объеме в размере двух окладов. Суд также принимает во внимание, в соответствии с Положением о порядке выплаты материальной помощи государственным гражданским служащим Калининградской области, материальная помощь вновь принятым гражданским служащим выплачивается пропорционально отработанному времени в расчетном году, гражданским служащим, уволенным в течении расчетного года – за фактически отработанное время. При таких обстоятельствах, учитывая, что П.В.В. была уволена с государственной гражданской службы до истечения календарного года за который ей выплачена материальная помощь, работодатель обоснованно произвёл перерасчёт выплаченный материальной помощи в соответствии с фактически отработанным истцом временем, согласно действующему Положению.
Кроме того, суд учитывает, что поскольку единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, который формируется в расчете на год, выплата истице, не отработавшей полностью расчетный год, материальной помощи в полном объеме приведет к нарушению прав иных работников, трудоустроенных на ее место, поскольку в данном случае работник будет лишен возможности выплаты ему материальной помощи пропорционально отработанному времени в расчетном году.
Не находит суд оснований для удовлетворении требований истца о взыскании премии ко дню работника леса, поскольку выплата данной премии не предусмотрена нормативно-правовыми актами работодателя.
Отсутствуют и основания для взыскания с ответчика и премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 50Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" премия за выполнение особо важных и сложных заданий как часть денежного содержания гражданского служащего отнесена к числу дополнительных выплат, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
Периодичность выплаты, а также конкретный размер данной премии федеральным законодателем не установлена.
В соответствии с порядком выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от < Дата >, а также приказом от < Дата >№ "О внесении изменений приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от < Дата >.", размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий определяется исходя из результатов конкретного гражданского служащего и зависит от: личного вклада гражданского служащего в обеспечение выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на департамент и/или Министерство; степени сложности выполнения гражданским служащим заданий, эффективности достигнутых результатов за определенный период работы; оперативности и профессионализма гражданского служащего в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в подготовке документов, выполнение поручений руководства Министерства; качества работы с документами и поручениями руководителей, использование новых форм и методов работы, позитивно отразившихся на результатах служебной деятельности.
При принятии решения о выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий учитывается профессиональный уровень исполнения должностных обязанностей, творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям, достижение высоких результатов при выполнении особо важных и сложных заданий в период, за который выплачивается премия.
Таким образом, данная премия выплачивается по результатам выполнения особо важных и сложных заданий, носит характер дополнительного поощрения, а не обязательного вознаграждения, и право определять порядок выплаты данного вида премий в соответствии с установленными федеральным законом критериями - обеспечение задач и функций государственного органа и исполнение должностного регламента делегировано представителю нанимателя.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от < Дата >№ – л/с произведена выплата государственным служащим Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области за выполнение особо важных и сложных заданий за сентябрь 2016 г. Указанная премия была выплачена сотрудникам Департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира, отделу федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, отделу организации охраны, защиты, воспроизводств лесов и лесопользования, П.В.В. указанная премия выплачена не была.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика указала, что данная премия была выплачена не всем сотрудникам Министерства, в сентябре 2016 г. П.В.В. каких-либо особо важных и сложных заданий не поручалось, в связи с чем основания для начисления указанной премии работодатель не усмотрел.
В ходе судебного разбирательства стороной ответчика также представлены сведения, согласно которым в сентябре 2016 года П.В.В. в основном выполняла работу, которая была поручена ей ещё в августе месяце.
Доводы стороны истца о том, что на П.В.В. было возложено выполнение полномочий в рамка Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что превышало объем полномочий, предусмотренных служебным контрактом, не свидетельствует о выполнении ею особо важных и сложных заданий в сентябре 2016 г. Как следует из пояснений самой П.В.В. обязанности по выполнению полномочий в рамка Федерального закона № 44-ФЗ были возложены на неё еще с февраля 2016 года и за предыдущие месяцы с учетом выполнения данных обязанностей работодателем не начислялась ей премия за выполнение особо важных и сложных заданий.
При таких обстоятельствах, учитывая, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий является дополнительной выплатой стимулирующего характера, не носит обязательного характера, выплачивается по решению руководителя, представитель нанимателя, к исключительной компетенции которого относится разрешение вопроса о выплате указанной премии, не усмотрел оснований для выплаты истице премии за сентябрь 2016 г., доказательств выполнения истцом в течение спорных периодов времени особо важных и сложных заданий, в материалах дела не имеется и судом не установлено, поэтому оснований для взыскания премии в требуемом истицей размере не имеется.
Довод о том, что у истца не было дисциплинарных взысканий, не свидетельствует о незаконности решения о не выплате премии, поскольку из приведенных положений федерального и областного законодательства следует, что само по себе наличие или отсутствие действующих дисциплинарных взысканий не является критерием для выплаты дополнительного вознаграждения за выполнение особо важных и сложных заданий.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено фактов нарушения трудовых прав истицы, оснований, предусмотренных ст.ст. 236, 237ТК РФ, для удовлетворения ее требований о взыскании процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда не имеется, в связи с чем в удовлетворении указанной части иска истице также следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 197-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования П.В.В. оставить без удовлетворения.
Решением может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено < Дата >.
Судья И.А. Иванова