ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-751/20 от 11.02.2020 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-751/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Сверчкова И.В.,

при секретаре Зубик О.Н.,

с участием: истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 11 февраля 2020 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Ухтажилфонд» о предоставлении информации и прекращении обязательств,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Ухтажилфонд» (далее также – Общество) о предоставлении информации и прекращении обязательств, в обоснование заявленных требований указав, что он является плательщиком услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Общество, как региональный оператор обязано предоставить ему полную расшифровку предъявляемых сумм по вывозу и переработке мусора. И поскольку объём оплачиваемого им мусора, а также величина тарифа завышены, истец просит освободить его от обязательств по оплате этой услуги.

Истец доводы иска поддержал.

Общество, в лице своего представителя, с иском не согласилось.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

ФИО1 пользуется жилым помещением в многоквартирном доме .... и является плательщиком услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Общество на основании соглашения от 22.06.2018, заключённого с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми обеспечивает сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Коми, т.е. является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами по смыслу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно абз. 12 ст. 6 этого закона утверждение предельных тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, относится к компетенции Республики Коми.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 20.12.2018 № 70/42-Т (с последующими изменениями) Обществу были утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Коми.

Тарифы установлены на основании методик, изложенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», постановлении Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов», приказа ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

В силу п. 11 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», региональный оператор обязан предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Пунктами 13 и 14 Стандартов раскрытия информации в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 № 564 установлена обязанность Общества раскрыть информацию о предельных тарифах в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (сведения об утверждённых предельных тарифах на услуги по обработке, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов, едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами), путём опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Данная информация размещена Обществом на своём сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, при определении и установлении тарифа по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Коми Общество не наделено полномочиями устанавливать тарифы, а действует на основании тарифов установленных субъектом РФ – Республикой Коми. Следовательно, тарифы не устанавливаются Обществом произвольно, поскольку Обществом они вообще не устанавливаются. Также закон не наделяет Общество обязанностью предоставлять потребителям полную подетальную расшифровку предъявляемых сумм по вывозу и переработке мусора. Эта информация не является конфиденциальной, она изложена в нормативной документации указанной выше (постановления правительства, приказа ФАС России) и опубликована в открытых источниках.

Вся информация, раскрытие которой предусмотрено законодательством, уже размещена Обществом.

Касательно отдельного требования об освобождении истца от нереально завышенных цен и объёмов по вывозу мусора, необходимо отметить следующее.

В соответствии с правовой позицией, содержащейся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ст. 12 ГК РФ предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом. Если при принятии искового заявления суд придёт к выводу о том, что избранный истцом способ защиты права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения. Суд выносит на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношения для определения того, какие нормы права подлежат применению при разрешении спора.

В данном случае, обсудив со сторонами в судебном заседании вопрос о юридической квалификации правоотношения и в первую очередь с учётом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть это требование, как требование о прекращении обязательства по оплате тарифа на услуги по обработке, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов (абз. 12 ст. 12 ГК РФ).

Между тем, данное требование удовлетворению не подлежит, т.к. ст. 309 и ст. 310 ГК РФ, п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 8(18) Правил обращения с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», предписывают собственнику твёрдых коммунальных отходов (потребителю услуги), в т.ч. лицу, пользующемуся жилым помещением в многоквартирном доме, оплачивать стоимость услуг регионального оператора, по установленному тарифу. Соответственно, прекращение обязательства по оплате тарифа невозможно в силу лишь одного желания истца, вызванного не согласием с размером, ранее утверждённого тарифа.

По этим причинам, в удовлетворении исковых требований, надлежит отказать.

Согласно ст. 98 ГПК РФ судебные издержки остаются на стороне истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Ухтажилфонд» о предоставлении информации и прекращении обязательств, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков

Мотивированное решение составлено 11 февраля 2020 года.