ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-751/2012 от 07.12.2012 Курагинского районного суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 Р.п. Курагино 07 декабря 2012года

 Судья Курагинского районного суда Красноярского края в составе председательствующего судьи Рукосуевой Е.В.

 с участием: прокурора Свирко О.С.,

 представителя ответчика МБОУ Кочергинской средней общеобразовательной школы №19 в лице ФИО1, действующей на основании доверенности от 02.10.2012 года, сроком на один год;

 представителя третьего лица – ООО «Прогресс» в лице ФИО2, действующей по доверенности № от 28.05.2012 года,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетномуобразовательному учреждению Кочергинской средней общеобразовательной школе №19 и администрации Курагинского района Красноярского края о возложении обязанности обеспечить котельную №19, расположенную в <...> Курагинского района резервным источником питания в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Курагинского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Кочергинской средней общеобразовательной школе №19 и администрации Курагинского района Красноярского края о возложении обязанности обеспечить котельную №19, расположенную в <...> Курагинского района резервным источником питания, указав, что администрацией Курагинского района за МБОУ Кочрегинской средней общеобразовательной школой №19 на праве оперативного управления закреплено здание, расположенное по адресу: <...>, где располагается котельная, работающая на твердом топливе и подающая энергию в МБОУ Кочергинскую среднюю общеобразовательную школу №19. Вышеуказанная котельная передана во временное владение и пользование ООО «Прогресс» в соответствии с договором аренды №934 от 22.04.2011 года. В данной котельной отсутствует резервный источник электропитания. Кочергинская средняя общеобразовательная школа №19 относится ко второй группе надежности электроснабжения, и отсутствие резервного источника электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии на котельную может повлечь за собой остановку оборудования в отопительный период, размораживание систем тепло-водоснабжения, что приведет к чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании в с. Кочергино. А также создает угрозу жизни и безопасности детей, находящихся в муниципальных образовательных учреждениях. Просит возложить обязанность обеспечить котельную №19, расположенную в <...> Курагинского района резервным источником питания в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

 В судебном заседании прокурор Свирко О.С. заявленные требования поддержала в и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении.

 Ответчик – Администрация Курагинского района надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения настоящего дела, в судебное заседания не явился, причину не явки суду не сообщил.

 Представитель ответчика МБОУ Кочергинской средней общеобразовательной школы №19 в лице ФИО1 суду пояснила, что с исковыми требованиями не согласна, так как на балансе школы котельная отсутствует, школе передано в оперативное управление лишь само здание школы. Но она согласна, что котельная должна быть обеспечена резервным источником электропитания.

 Представитель третьего лица- ООО «Прогресс» ФИО2 суду пояснила, что котельная №19, расположенная в <...> передана во временное владение и пользование ООО «Прогресс» в соответствии с договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. Данная котельная работает на твердом топливе и подает энергию в МКОУ Имисскую среднюю общеобразовательную школу №19. В данной котельной отсутствует резервный источник электропитания.

 С учетом мнения прокурора, представителя ответчика МБОУ Кочергинской средней общеобразовательной школы №19 и третьего лица- ООО «Прогресс», суд нашел возможным, рассмотреть дело в отсутствии ответчика- администрации Курагинского района.

 Свидетель Б*** суду пояснил, что является <...> Курагинских районных электросетей. ДД.ММ.ГГГГ он выезжал в Кочергино и обследовал котельную школы №19. Согласно правилам устройства электроустановок, утвержденными Приказами Минэнерго РФ от 08.07.2002 года №204 все котельные общеобразовательных школ, в том числе и Кочергинской средней школы №19, относятся ко 2-й категории, и должны быть обеспечены резервным источником электропитания

 Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика и третьего лица, свидетеля Б***, исследовав материалы дела, обсудив доводы письменных возражений не явившегося в суд ответчика, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

 Как установлено в суде, Муниципальное образование Курагинский район Красноярского края является собственником сооружения- котельной, расположенной по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ.

 В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 В силу ст.7 Закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

 Нормами ст.14 Закона организациям предписано планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

 В соответствии с положением Раздела 7 "Электрооборудование специальных установок" п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 года N 204 (далее Правил) в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

 Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

 Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

 Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

 Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

 В силу п. 1.2.19 Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

 Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.

 В соответствии с п. 1.2.20 Правил электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

 Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

 Согласно п. 1.2.21 Правил для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.

 В соответствии с п. 1.12 СНиПа II-35-76 "Нормы проектирования котельных установок" котельные могут относиться либо к первой, либо второй категории электроприемников.

 К первой категории Правила устройства электроустановок относят электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

 Согласно п.5 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» (одобрен и рекомендован к применению с 01.01.2004 постановлением Госстроя РФ от 26.11.2003 № 194 взамен ВСН 59-88), электроприемники противопожарных устройств и охранной сигнализации в учреждениях образования, воспитания и подготовки кадров относятся к первой категории, комплекс остальных электроприемников в указанных учреждениях относится ко второй категории по надежности электроснабжения.

 Следовательно, котельная указанной выше общеобразовательной школы относится ко второй категории электроприемников и в силу п. 1.2.20 Правил устройства электроустановок должна обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

 Пунктом 1.2.20. Правил устройства электроустановок установлено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

 Кроме того, как указано выше, в учреждении имеется котельная, работающая на твердом топливе.

 В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать требования технических регламентов в сфере функционирования Единой энергетической системы России.

 Согласно пункту 14.1 СНиП 11-35-76 "Котельные установки", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 года N 229, электротехническая часть проектов котельных должна разрабатываться в соответствии с Правилами устройства электроустановок, строительными нормами и правилами производства и приемки работ по электротехническим устройствам.

 Согласно пункту 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 года N 204, (далее - ПУЭ) электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

 Согласно пункту 1.2.7 ПУЭ электроприемник - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.

 Согласно пункту 1.2.18 ПУЭ электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

 Требования вышеуказанных Правил (ПУЭ) рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки (п. 1.1.1).

 Суд считает, что требования вышеуказанных ПУЭ подлежат применению при разрешении данного дела, поскольку требование об обеспечении котельной резервным источником электроснабжения повышает ее надежность.

 Использование резервных источников питания в электроустановках предусмотрено и Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530, согласно которым, в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии, задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя (п. 197).

 Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления отнесена организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в соответствии с требованиями технических регламентов, поэтому на ответчике лежит обязанность обеспечить котельную №13 резервными источниками питания.

 При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора основанными на законе и подлежащими удовлетворению, а доводы представителей ответчика- администрации Курагинского района, несостоятельными. Однако суд считает, что Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кочергинская средняя общеобразовательная школа №19 является ненадлежащим ответчиком, поскольку котельная находится в собственности администрации Курагинского района и обязанность по установке резервного источника электропитания должна быть возложена на администрацию Курагинского района.

 Вместе с тем, учитывая, в силу ч. 2 ст. 83 БК РФ, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. А также что для исполнения заявленных требований необходимы значительные временные и финансовые затраты, суд считает необходимым установить разумный срок их исполнения, - 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения.

 Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности обеспечить котельную №19, расположенную в <...> Курагинского района резервным источником питания удовлетворить частично.

 Возложить обязанность на администрацию Курагинского района Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить МБОУ Кочергинскую среднюю общеобразовательную школу №19 резервным источником питания, в остальной части иска отказать.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Курагинский районный суд.

 Мотивировочное решение изготовлено 10 декабря 2012 года.

 Председательствующий: Е.В. Рукосуева