ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-751/2022 от 19.07.2022 Пролетарского районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2-751/2022 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 19 июля 2022 г.

Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

в составе: судьи Образцовой С.А.,

при секретаре Пахомовой А.Г.,

с участием в деле:

истца Бикеевой Елены Алексеевны,

представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» - Илькаевой А.А., действующей на основании доверенности от 29.04.2022 года,

третьих лиц: Администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия,

Администрации Новоакшинского сельского поселения Администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикеевой Елены Алексеевны к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании действий ответчика, выразившихся в начислении платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, незаконными, о возложении обязанности произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, компенсации морального вреда,

установил:

Бикеева Е.А. обратилась в суд с иском к обществу ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (далее – ООО «РЕМОНДИС Саранск») о признании действий ответчика, выразившихся в начислении платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, незаконными, о возложении обязанности произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО), компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что проживая в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты> ежемесячно в полном объеме производит оплату за потребляемые коммунальные услуги по обращению с ТКО.

Также она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в котором не проживает. Вместе с тем, ответчиком ей начислена плата в размере 1 712 руб. 13 коп. за коммунальную услугу по обращению с ТКО, за период с августа 2020 года по апрель 2022 года, по этому адресу, которой она не пользуется.

Она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, в связи с тем, что она не проживает в доме по адресу: <данные изъяты>. В удовлетворении данного заявления ответчик отказал, по мотиву того, что она является собственником жилого помещения и, в силу закона, не освобождается от уплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО по изложенным в заявлении обстоятельствам.

Считает действия ответчика по начислению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по адресу: <данные изъяты>, являются незаконными.

Таким образом, ответчиком нарушены её права, как потребителя, в связи с чем, она несет нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях из – за необоснованного начисления платы за услуги по обращению с ТКО, и просит взыскать с ответчика в её пользу, в соответствии со статьей 15 Закона РФ «О Защите прав потребителей», компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

На основании изложенного, просит суд признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в начислении платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по адресу: <данные изъяты>, и произвести перерасчет начисленной ответчиком платы за данную услугу, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

В судебном заседании истец Бикеева Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «РЕМОНДИС Саранск» Илькаева А.А. иск не признала, по тем основаниям, что, в силу закона, Бикеева Е.А. – собственник жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> обязана заключить договор на предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО. Бикеева Е.А. самостоятельно не обращалась в ООО «РЕМОНДИС Саранск» для заключения договора. После получения ООО «РЕМОНДИС Саранск» в августе 2020г. информации о наличии в собственности Бикеевой Е.А. жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> начислена плата за указанную коммунальную услугу, начиная с 01.08.2020 по 01.04.2022г.

В судебное заседание представители третьих лиц: Администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия, Администрации Новоакшинского сельского поселения Администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия, не явились, о дате, времени и месте рассмотрения ела извещены своевременно и надлежащим образом, представили суду заявления о рассмотрении дела без их участия.

Суд, в соответствии со статьей 167 ГПК Российской Федерации читает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных неявившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Бикеева Е.А. зарегистрирована в месте постоянного жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Воинова, д. 36 кв. 155.

Данная квартира принадлежит ей на праве собственности с 19.02.2013 года, что подтверждается регистрационным удостоверением № 463.

Также Бикеева Е.А. является собственником жилого дома общей площадью 101 кв. м., расположенного по адресу: <данные изъяты> Государственная регистрация права произведена 17.12.2013 г. по записи <данные изъяты> (свидетельство о государственной регистрации права собственности <данные изъяты>

Согласно справке Администрации Новоакшинского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 21.07.2021 года, в жилом доме, расположенном по адресу <данные изъяты>2а, выписки из домовой книги от 01.07.2022 года, не имеется лица, зарегистрированных по месту жительства.

Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Поскольку истец Бикеева Е.А. имеет в собственности квартиру и жилой дом, то, в силу перечисленного закона, она обязана в каждом принадлежащем ей объекте недвижимости обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами и заключение договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами регламентированы следующим законодательством.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В силу п. 1 ст. 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 4 ст. 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ закреплено, что содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

В пункте 7 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ указано, что зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

ООО «РЕМОНДИС Саранск» осуществляет свою деятельность на основании лицензии № 013-00065 от 27.06.2016 по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданной Управлением службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты, населения Республики Мордовия от 12.10.2016 № 16/129 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Республики Мордовия, куда включен городской округ Саранск, Старошайговский муниципальный район.

Из копии соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия № 72/47 от 11.08.2017 следует, что по результатам конкурсного отбора, между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключено Соглашение № 72/47 от 11.08.2017 (далее по тексту – Соглашение). Согласно пунктам 1, 2 Соглашения ООО «РЕМОНДИС Саранск» присвоен уполномоченным государственным органом субъекта РФ статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия с момента подписания настоящего соглашения до 31.12.2027.

Из пункта 7.2.2 Дополнительного соглашения № 1 к указанному Соглашению следует, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме, в том числе и на территории городского округа Саранск, Старошайговского муниципального района Республики Мордовия с 01.05.2018.

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Порядок обращения с ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее по тексту – Правила обращения с ТКО), а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту – Правила предоставления коммунальных услуг).

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО также применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) о публичном договоре.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. 4 ст. 426 ГК РФ).

Пунктом 5 ст. 426 ГК РФ определено, что условия публичного договора, которые не соответствуют указанным требованиям, ничтожны и не влекут каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью (ст. 426, 167 ГК РФ).

В соответствии со ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон.

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В пункте 8(17) Правил обращения с ТКО установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайге в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

04.04.2018 в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия в газете «Известия Мордовии» региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» опубликовано адресованное, в том числе потребителям городского округа Саранск, Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия, что подтверждается копией публикации объявления от указанной даты. Также региональным оператором опубликована информация по предмету договора. Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия, изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение. Потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного тарифа (п. 2.1)), права и обязанности сторон (п. 5.1), срок начала оказания услуг (п. 2.5), порядок фиксации нарушений (п. 7), ответственность сторон (п.8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (п. 3). В договоре содержится информация и иных условиях, предусмотренных ст. 432 ГК РФ, п. 25 Правил обращения с ТКО.

В п. 1.5 опубликованной публичной оферты (договора) Региональным оператором Потребители уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) Потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с п. 1 ст. 433, п. 3 ст. 438 ГК РФ является совершение Потребителем действий, свидетельствующих о намерении Потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Потребителем на расчетный счет регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами также возможно путем подписания Потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.

В соответствии с п. 2 ст. 70 Закона Республики Мордовия «О правовых актах Республики Мордовия» от 21.02.2002 № 10-3 газета «Известия Мордовии» является источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия. Исходя из этого, следует, что информация, опубликованная в газете «Известия Мордовии», считается доведенной до всех лиц, находящихся на территории Республики Мордовия. Это означает, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» выполнило свою обязанность по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проекта такого договора.

Согласно п. 2.5 опубликованной публичной оферты от 04.04.2018 дата начала оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО для физических лиц городского округа Саранск - 01.01.2018, Старошайговского муниципального района - 01.05.2018.

В соответствии с п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

В соответствии с п. 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

В силу п. 148(15) Правил предоставления коммунальных услуг собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 148(4) и подпункте «б» пункта 148(5) настоящих Правил, путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах «в», «г», «д» и «л» пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148 (14) настоящих Правил.

Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2 экземплярах.

Таким образом, обязанность регионального оператора заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с любым лицом, которое обратится к нему с одной стороны и обязанность каждого собственника ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором с другой стороны, при отсутствии заявления собственника жилого дома о заключении договора в 2 экземплярах с перечнем приложенных документов, в совокупности означает, что с 01.05.2018 данный договор считается заключенным автоматически, после совершения действий, свидетельствующих о намерении присоединиться к настоящему договору (фактическое пользование услугами, перечисление платы на расчетный счет за оказанные услуги и др.). Данный договор считается заключенным независимо от наличия письменного договора. При этом как составление и подписание письменного договора, так и совершение конклюдентных действий в соответствии с формой акцепта, указанного в пункте 1.5 публичной оферты, являются юридически равнозначными способами заключения договора. Фактическое пользование потребителем услугами регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов предполагается. В обязанность регионального оператора не входит проверка факта осуществления потребителем складирования отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших потребительские свойства, количества накопленного и сложенного ТКО.

Исходя из содержания перечисленных норм закона истица Бикеева Е.А., являясь собственником жилых помещений, могла заключить с исполнителем – ответчиком договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Отсутствие заключенного в письменной форме договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не исключает обязанность собственника твердых бытовых отходов производить оплату коммунальных услуг, что следует из положений пунктов 4, 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из пояснений истицы следует, что она не обращалась к ответчику по вопросу заключения с ней письменных договоров о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно квитанции на оплату обращения с ТКО за февраль 2002 г. по лицевому счету № , открытому ООО «РЕМОНДИС Саранск» на имя Бикеевой Е.А. по адресу: <данные изъяты> начисления за данную услугу производятся, исходя из четырех зарегистрированных в жилом помещении лиц, то есть, в том числе на потребителя услуги Бикееву Е.А.

Стороны не оспаривают, что по указанному адресу Бикеева Е.А. производит оплату услуги обращения с ТКО с 2019 года. Предметом спора данные начисления не являются.

Следовательно, между истцом и ответчиком договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по указанному адресу заключен путем совершения конклюдентных действий.

Аналогично с 01.05.2018 заключен между истцом и ответчиком договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту нахождения жилого дома, принадлежащего на праве собственности Бикеевой Е.А., по адресу: <данные изъяты> поскольку услуги по вывозу ТКО оказываются собственникам в каждом отдельном принадлежащим им помещении независимо от проживания в них граждан.

Из пояснений представителя ответчика следует, что лицевой счет на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <данные изъяты>, открыт на имя собственника Бикеевой Е.А., поскольку только в августе 2020 г ООО «РЕМОНДИС Саранск» стало известно о наличии у Бикеевой Е.А. с 2013 года права собственности на этот жилой дом. В связи с чем, были произведены начисления с 01.08.2020 и в счете за январь 2022 г. выставлена задолженность за период с 01.08.2020 по 01.04.2022 в размере 1 712 руб. 13 коп.

Согласно квитанции на оплату за апрель 2022 г., выставленной ООО «РЕМОНДИС Саранск» по лицевому счету № на имя Бикеевой Е.А. по указанному выше адресу, по состоянию на 01.04.2022 имеется задолженность в размере 1 712 руб. 13 коп.

Истец Бикеева Е.А. оспаривает начисления по лицевому счету , ссылаясь на то, что она, как собственник двух жилых помещений, обязана оплачивать услугу по вывозу ТКО, предоставленную в месте своего жительства.

В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подп. «а» п. 148(23) и подп. «в» п. 148(25) Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - уплаты неустоек (штрафов, пеней), а потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 148(44) Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрена возможность перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил, только в случае временного, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствия проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя.

Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется при временном отсутствии потребителя в жилом помещении на основании заявления потребителя, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя (п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг).

Пунктом 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

При этом, ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения (пункт 56(2) Правил).

Применяя положения перечисленного закона к установленным судом обстоятельствам, суд приходит к выводу о том, что начисление ответчиком платы за потребление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами производится:

по квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>, исходя из количества лиц, зарегистрированных и проживающих в ней;

по жилому дому, находящемуся по адресу: <данные изъяты> с учетом одного собственника Бикеевой Е.А.

Данные действия ответчика по открытию лицевых счетов и начислению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами соответствуют требованиям перечисленных закона и законодательных актов.

Неиспользование постоянно истцом принадлежащего ему на праве собственности жилого дома не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемом в Правилах предоставления коммунальных услуг для проведения соответствующего перерасчета за коммунальную услугу, и, следовательно, не является основанием для освобождения истца Бикеевой Е.А., как собственника жилого помещения, от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Поскольку не проживание постоянно истца Бикеевой Е.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты>, в силу вышеприведенных норма права, не освобождает ее от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, которая рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения, действия ответчика ООО «РЕМОНДИС Саранск» по начислению Бикеевой Е.А. платы за указанную коммунальную услугу основаны на нормах закона, в связи с чем, не могут быть признаны судом незаконными, как этого требует истец.

Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами предоставления коммунальных услуг, ни иными нормативно - правовыми актами не предусмотрен.

Следовательно, отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности осуществить перерасчет платы истцу за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Довод истца о том, что накопившийся во время нахождения в жилом доме по адресу: <данные изъяты>, бытовой мусор, она увозит с собой в город, где и выбрасывает, суд считает необоснованным, поскольку доказательств этому, в нарушение статьи 56 ГПК Российской Федерации истцом суду не представлено.

Суд также не может принять во внимание довод истца о том, что она не пользуется услугами по вывозу ТБО из-за того, что мусорные контейнеры для сбора ТБО находятся далеко от её жилого дома, на соседней улице, куда она просто не доходит, поскольку истец вправе по своему усмотрению использовать предоставляемую ей услугу.

Поскольку требования истца о компенсации морального вреда, производны от требований о признании действий ответчика, выразившихся в начислении платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, незаконными, о возложении обязанности произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, то данные исковые требования также не подлежат удовлетворению.

Таким образом, исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия,

решил:

отказать Бикеевой Елене Алексеевне (<данные изъяты>) в удовлетворении иска к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (<данные изъяты>) о признании действий ответчика, выразившихся в начислении платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, незаконными, о возложении обязанности произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, взыскании компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья Пролетарского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>