ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7520/18 от 20.12.2018 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-7520/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 20 декабря 2018 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при секретаре Млкеян Г.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксеновой ИА к Избирательной комиссии Челябинской области о взыскании премии по итогам работы за 2 квартал 2018 года, компенсации морального вреда и расходов по оплате услуг представителя,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Аксенова И.А. обратилась в суд с иском к ответчику Избирательной комиссии Челябинской области о взыскании премии по итогам работы за 2 квартал 2018 года в размере 33519,63 рублей, компенсации морального вреда в размере 15000 рублей и расходов по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей (с учетом уточненного искового заявления).

В обоснование исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в Избирательной комиссии Челябинской области в должности консультанта управления финансового учета и отчетности аппарата. В соответствии с распоряжением Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-р «О премировании» сотрудникам Избирательной комиссии Челябинской области была выплачена премия за 2 квартал 2018 года. При этом ей премия выплачена не была. Считает, что лишение ее премии носит дискриминационный характер. Неправомерными действиями ответчика ей причинен моральный вред.

Истец Аксенова И.А. и ее представитель Миронов А.М. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали.

Представитель ответчика Избирательной комиссии Челябинской области – Тетюков К.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Суд, заслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Аксенова И.А. с ДД.ММ.ГГГГ работает в Избирательной комиссии Челябинской области в должности главного специалиста управления финансового учета и отчетности, что подтверждается служебным контрактом , распоряжением председателя Избирательной комиссии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ ЛС.

Распоряжением председателя Избирательной комиссии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ ЛС Аксенова И.А. назначена на должность консультанта управления финансового учета и отчетности аппарата Избирательной комиссии Челябинской области.

В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ Аксеновой И.А. с ДД.ММ.ГГГГ установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Челябинской области (должностного оклада) в размере 7195 рублей в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы «Советник государственной гражданской службы Челябинской области 3 класса» (оклада за классный чин) в размере 2057 рублей в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 120% этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением о премировании утвержденным Представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи в размере, установленном положением, утвержденным Представителем нанимателя; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными, областными и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 73 указанного Закона, Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ установлено, что на государственных и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной и муниципальной службе.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного Закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно ч. 1,2,5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Челябинской области, и порядке формирования фонда оплаты труда указанных лиц» установлены следующие дополнительные выплаты лицам, замещающим отдельные государственные должности: ежемесячное денежное поощрение в размере двух должностных окладов; ежеквартальное денежное поощрение в размере одного должностного оклада; премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере до двух денежных вознаграждений; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере трех должностных окладов.

Согласно п. 2.3 Положения о порядке оплаты труда в избирательной комиссии Челябинской области, утвержденного распоряжением председателя избирательной комиссии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ Р (Приложение ), денежное содержание государственных служащих Комиссии состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее должностной оклад), месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы (далее оклад за классный чин), ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, предусмотренных Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 09 июля 2010 года № 2405 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Челябинской области, и порядке формирования фонда оплаты труда указанных лиц», и составляют оклад месячного денежного содержания государственного гражданского служащего.

Согласно п. 2.3.2 Положения о порядке оплаты труда в избирательной комиссии Челябинской области премия за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Комиссии относится к дополнительным выплатам и выплачивается в соответствии с положением Комиссии о порядке премирования, поощрений и осуществления иных выплат.

В силу п. 2 Положения о порядке премирования, поощрений и осуществления иных выплат в избирательной комиссии Челябинской области, утвержденного распоряжением председателя избирательной комиссии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ Р (приложение ) премия за выполнение особо важных и сложных заданий относится к стимулирующим выплатам.

Согласно п.3.4.1 Положения о порядке премирования, поощрений и осуществления иных выплат в избирательной комиссии Челябинской области основанием для выплаты премии являются: распоряжение (поручения) Губернатора Челябинской области; распоряжения председателя Комиссии, либо лица, исполняющего обязанности председателя Комиссии.

Согласно п.3.4.2 Положения основными показателями, влияющими на размер премирования являются: своевременное, квалифицированное и качественное выполнение основных задач; профессиональное исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, соблюдение служебного распорядка; своевременная и качественная подготовка документов (соблюдение установленных сроков, точность, соответствие федеральному законодательству, иным правовым актам Российской Федерации и Челябинской области); проявление инициативы и творческого подхода, использование современных методов и технологий в процессе служебной деятельности; сложность и важность порученных заданий, указаний, распоряжений руководителя структурного подразделения или председателя Комиссии, а также соблюдение качества и срока их выполнения; выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы; оперативность и профессионализм в решении вопросов; представление инициативных предложений по деятельности Комиссии, нижестоящих избирательных комиссий.

Размеры премий лиц, замещающих отдельные государственные должности и государственных гражданских служащих Комиссии, зависят от степени эффективности их участия в работе, сложности и важности решаемых задач, достигнутых результатов, своевременности и качества выполнения работ.

Предложения о премировании вносятся на рассмотрение председателя Комиссии либо лица, исполняющего обязанности председателя Комиссии, заместителем председателя Комиссии, секретарем Комиссии, начальниками управлений и отделов Комиссии.

Председатель избирательной комиссии Челябинской области может самостоятельно принять решение о повышении или понижении размера премии конкретному служащему (лицу, замещающему отдельную государственную должность, государственному гражданскому служащему комиссии, если заместителем председателя Комиссии, секретарем Комиссии, начальниками управлений и отделов Комиссии не были приняты во внимание достигнутые служащим успехи в работе или допущенные нарушения.

Премия не выплачивается: лицам, замещающим отдельные государственные должности, государственным гражданским служащим Комиссии, находящимся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком; лицам, освобожденным от замещаемых должностей и уволенным с гражданской службы в Комиссии до принятия решения председателем Комиссии либо лицом, его заменяющим, о премировании.

Лица, замещающие отдельные государственные должности, государственные гражданские служащие Комиссии, имеющие дисциплинарные взыскания, допускавшие некачественное и несвоевременное выполнение своих служебных обязанностей, нарушавшие служебный распорядок, могут быть лишены премии, либо размер их премии может быть уменьшен по отношению к размерам премий иных лиц, замещающих отдельные государственные должности избирательной комиссии, государственных гражданских служащих.

Решение о премировании и его размере оформляется распоряжением председателя Комиссии, либо лицом, его заменяющим. Размер премии может устанавливаться как в процентном отношении к установленным денежным вознаграждениям и окладам, так и в денежном выражении.

Из правового анализа норм Положения следует, что выплата премии не является безусловной обязанностью работодателя, что эта премия не относится к постоянной части заработной платы работников, является стимулирующей выплатой работникам, оплачиваемой при наличии условий, предусмотренных в Положении.

Распоряжение Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-р, по итогам работы за 2 квартал 2018 года разрешено премировать за счет средств, предусмотренных Законом Челябинской области от 26 декабря 2017 года № 636-ЗО «об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на содержание органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области: в размере месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Челябинской области.

В соответствии с Положением о порядке премирования, поощрений и осуществления иных выплат в избирательной комиссии Челябинской области на имя председателя Избирательной комиссии Челябинской области от начальника управления финансового учета и отчетности ФИО7 поступила служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ, в которой она просила премировать сотрудников управления, за исключением консультанта управления финансового учета и отчетности Аксеновой И.А.

Председателем Избирательной комиссии Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение ЛС о премировании членов избирательной комиссии на постоянной (штатной) основе и государственных гражданских служащих аппарата избирательной комиссии Челябинской области согласно приложению, в котором Аксенова И.А. не указана.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник управления финансового учета и отчетности Избирательной комиссии Челябинской области ФИО7 пояснила, что во втором квартале 2018 года было много работы, шла выборная компания, планировался бюджет на 2019 год, составлялись различные отчеты, шла работа по письмам Министерства финансов Челябинской области, в связи с чем, сотрудникам управления помимо текущей работы давались поручения на выполнение дополнительной работы. Аксенова И.А. от выполнения поручений отказывалась, в связи с чем, эти поручения выполнялись другими работниками, пришлось даже принять на работу человека по срочному контракту. При составлении служебной записки она учла вклад каждого работника, производительность работы каждого сотрудника. Поскольку целью выплаты премии является поощрение сотрудников добросовестно исполняющих трудовые обязанности за выполнение дополнительной работы, за выполнение большого объема работы вне основного служебного времени, премия является стимулирующей выплатой, ею было принято решение, что во втором квартале 2018 года не было оснований симулировать Аксенову И.А.

Учитывая, что выплата премии по итогам работы за квартал не является безусловной обязанностью работодателя, что эта премия не относится к постоянной части заработной платы работников, является стимулирующей выплатой работникам, оплачиваемой при наличии условий, предусмотренных в Положении, учитывая, что выплата премии по итогам квартала и определение ее размера является исключительной прерогативой работодателя, то правые основания для принятия решения о взыскании с ответчика премии за 2 квартал 2018 года в пользу истца отсутствуют.

Доводы истца о том, что действия ответчика в отношении нее по невыплате премии являются дискриминационными, суд признает несостоятельными, поскольку, в силу норм ст.3 Трудового кодекса РФ, п.3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 года № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» под дискриминацией в сфере труда по смыслу статьи 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года № 111 относительно дискриминации в области труда и занятий и статьи 3 Трудового кодекса РФ следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

В связи с этим в отношении женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних не допускаются различия при приеме на работу, установлении оплаты труда, продвижении по службе, установлении или изменении индивидуальных условий труда, подготовке (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительном профессиональном образовании, расторжении трудового договора и т.д., не основанные на деловых качествах работников, характеристиках условий их труда.

Факт невыплаты премии по итогам работы за 2 квартал 2018 года не свидетельствует о дискриминации.

В связи с тем, что требование истца о взыскании премии по итогам работы за 2 квартал 2018 года не подлежат удовлетворению, а требования о компенсации морального вреда являются производными от основных требований, то они также подлежат оставлению без удовлетворения.

В связи с тем, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется оснований и для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов по оплате услуг представителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Аксеновой ИА к Избирательной комиссии Челябинской области о взыскании премии по итогам работы за 2 квартал 2018 года, компенсации морального вреда и расходов по оплате услуг представителя – отказать.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: п/п Ю.Н. Резниченко

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

25.12.2018

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Секретарь: Г.А. Млкеян