ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7523/17 от 19.12.2017 Невского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело 2-7523/17 19 декабря 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Байковой В.А.

с участием прокурора Винниченко А.Н.

при секретаре Пляченко М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского транспортного прокурора к ООО «Транспортная компания «Кижское ожерелье» об обязании обеспечить дублирование зрительной информации установленной на судне «Комета-5», предназначенной для пассажиров, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля,

У С Т А Н О В И Л:

Карельский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Транспортная компания «Кижское ожерелье», указывая, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей и незащищенной категории граждан (инвалидов) в ООО «Транспортная компания «Кижское ожерелье». В ходе проверки установлено, что ответчик является собственником и эксплуатантом пассажирского теплохода «Камета-5». Теплоходом «Камета-5» осуществляются пассажирские перевозки по маршруту Петрозаводск-Кижи-Петрозаводск. Обществом ДД.ММ.ГГГГ получена лицензия на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров. В ходе осмотра теплохода «Камета-5» ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на теплоходе отсутствуют опознавательные знаки движения по теплоходу (схема), визуальные, тактильные средства для инвалидов по зрению. Дублирование информации, предназначенной для пассажиров, надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля для инвалидов по зрению на теплоходе не обеспечено. Ссылаясь на Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правила перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, «ГОСТ Р 51671-2000. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», «ГОСТ Р 52131-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования» истец просит обязать ответчика обеспечить дублирование зрительной информации установленной на судне «Комета-5», предназначенной для пассажиров, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор Винниченко А.Н. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просит удовлетворить.

Представитель ответчика – ООО «Транспортная компания «Кижское ожерелье» в суд не явился, ответчик о судебном заседании извещен.

Суд, выслушав пояснения истца, изучив и оценив материалы дела, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела ООО «Транспортная компания «Кижское ожерелье» является владельцем пассажирского теплохода «Комета-5» (л.д. 16).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Общества является деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта (л.д. 8).

Ответчик имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров (л.д. 17).

Карельским транспортным прокурором проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей и незащищенной категории граждан (инвалидов) в ООО «Транспортная компания «Кижское ожерелье». В ходе проверки установлено, что дублирование зрительной информации для пассажиров, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на теплоходе не обеспечено (л.д. 19).

Как следует из пояснений ООО «Транспортная компания «Кижское ожерелье», данных в ходе проверки, Обществом в межнавигационный период 2017-2018 гг. на судах будет исполнено дублирование звуковой и зрительной информации, предназначенной для пассажиров, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля (л.д. 21-22).

Согласно ст. 56 п.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку ответчик возражений на иск не представил, не реализовал свое право, предусмотренное статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ на предоставление доказательств в обоснование возражений, суд полагает возможным рассмотреть дело по существу на основании представленных истцом доказательств.

Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В соответствии с ч 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Во исполнение требований указанной выше статьи разработана и действует система нормативных документов: «ГОСТ Р 52131-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования», «ГОСТ Р 51671-2000. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», Правила перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, утвержденные приказом Минтранса России от 05.05.2012 № 140 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте», Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса РФ от 24.12.2002 № 158.

В соответствии с п. 4 Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 05.05.2012 № 140, на судах транспортных, туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутов капитан судна в возможно короткие сроки после окончания посадки пассажиров на судно организует с пассажирами инструктаж (занятия) по условиям оставления судна в аварийных ситуациях. При проведении инструктажа пассажиры должны быть ознакомлены с приемами применения индивидуальных спасательных средств, местами расположения на судне индивидуальных и коллективных спасательных средств и планом эвакуации пассажиров, требованиями пожарной безопасности, местами, отведенными на судне для курения, оказываемыми на судне услугами и местами размещения справочной информации.

Пунктом 87 указанных Правил перевозчик обеспечивает дублирование звуковой и зрительной информации, предназначенной для пассажиров, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Размещение на борту судна пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности осуществляется с учетом условий обеспечения в приоритетном порядке эвакуации при аварийной ситуации.

В соответствии с пунктами 134, 135 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 24.12.2002 № 158 на пассажирских судах необходимо иметь информацию для пассажиров с указанием их действий по общесудовой тревоге при пожаре в каюте или обнаружении его признаков на судне, а также другую информацию, которую администрация судна считает необходимой. На пассажирских судах, перевозящих иностранцев, информация должна быть изложена на русском и английском языках, оформлена в виде стенда и помещена в вестибюлях пассажирских помещений. В пассажирских каютах на видном месте у выхода должна быть вывешена каютная карточка, в которой указываются: значение сигналов тревог, обязанности и место сбора пассажиров данной каюты по тревогам, номер и место нахождения спасательного средства, за которым закреплены пассажиры каюты по шлюпочной тревоге.

Пунктом 5.1 ГОСТ Р 51671-2000 предусмотрено, что информационные системы и системы предупреждающей и аварийной сигнализации в зданиях и сооружениях, коммуникационных пространствах, средствах общественного пассажирского транспорта и других объектах социальной инфраструктуры, доступные для инвалидов (далее - информационные системы для инвалидов), должны быть оснащены визуальными, звуковыми и тактильными средствами информации и сигнализации, а также средствами связи, доступными для инвалидов (ДИССИС), предоставляющими инвалидам своевременную и необходимую информацию по всем вопросам, относящимся к процессу получения соответствующей услуги (процессу обслуживания) и обеспечению безопасности.

Постановлением Госстандарта России от 04.11.2003 № 309-ст принят и введен в действие «ГОСТ Р 52131-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования», который распространяется на знаковые средства отображения информации (предупреждающие знаки, пиктограммы, таблички и наклейки), с помощью которых инвалиды получают информацию о доступности объектов среды жизнедеятельности, и устанавливает размеры и технические требования к средствам отображения информации, размещаемым на объектах среды жизнедеятельности и их элементах, общественном пассажирском транспорте, приборах и оборудовании различных видов.

Пунктом 4.1. ГОСТ Р 52131-2003 установлено, что с помощью знаковых средств отображения информации инвалидам должна быть предоставлена необходимая и достаточная визуальная информация, способствующая уверенной ориентации, безопасности и эффективной жизнедеятельности при нахождении в инфраструктуре городов, микрорайонов, поселков и других населенных пунктов, в том числе на дорогах, улицах, в зданиях, общественном пассажирском транспорте, и при пользовании приборами, оборудованием, элементами объектов среды жизнедеятельности.

Таким образом, в силу закона перевозчик обязан дублировать информацию для пассажиров с указанием их действий по общесудовой тревоге при пожаре, предоставления услуг, о применении индивидуальных спасательных средств, мест расположения на судне индивидуальных и коллективных спасательных средств, плана эвакуации пассажиров в виде надписей, знаков либо иной текстовой, графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Судом установлено, что дублирование зрительной информации для пассажиров, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на теплоходе «Комета-5» ответчиком не обеспечено.

Доказательств обратного ответчиком в суд не представлено.

Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 05.05.2012 № 140 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте», Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 24.12.2002 № 158, «ГОСТ Р 51671-2000. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», «ГОСТ Р 52131-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования», суд приходит к выводу о том, что ООО «Транспортная компания «Кижское ожерелье» обязанность по обеспечению маломобильных групп населения информацией, предназначенной для пассажиров с указанием их действий по общесудовой тревоге при пожаре, предоставления услуг, о применении индивидуальных спасательных средств, мест расположения на судне индивидуальных и коллективных спасательных средств, плана эвакуации пассажиров, а также информацией по всем вопросам, относящимся к процессу получения соответствующей услуги (процессу обслуживания) на теплоходе «Комета-5» не исполняется, в связи с чем, выявленные нарушения подлежат устранению.

На основании ст. 103 ГПК РФ взысканию с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит государственная пошлина в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Карельского транспортного прокурора к ООО «Транспортная компания «Кижское ожерелье» об обязании обеспечить дублирование зрительной информации установленной на судне «Комета-5», предназначенной для пассажиров, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля удовлетворить.

Обязать ООО «Транспортная компания «Кижское ожерелье» обеспечить дублирование зрительной информации установленной на судне «Комета-5», предназначенной для пассажиров, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля в срок до 01.06.2018 года.

Взыскать с ООО «Транспортная компания «Кижское ожерелье» госпошлину в бюджет Санкт-Петербурга в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца.

Судья