Дело № 2-752/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.А., помощника прокурора г. Мирный Ковчуга Д.С., при секретаре Трофимовой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Мирный,
28 мая 2014 года
гражданское дело по заявлению заместителя прокурора города Мирный Республики Саха (Якутия) в интересах Российской Федерации к муниципальному образованию «Чуонинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о понуждении совершить определённые действия,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора г. Мирный РС(Я) в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к администрации МО «Чуонинский наслег» о возложении обязанности осуществить действия по постановке на учет бесхозяйной автомобильной дороги, расположенной в границах территории МО «Чуонинский наслег» в <адрес>, протяженностью 0,095 км. до футбольного поля.
В обоснование требований указал, что прокуратурой г.Мирного проведена проверка соблюдения законодательства в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности администрацией МО «Чуонинский наслег», в ходе которой установлено, что в границах муниципального образования «Чуонинский наслег» в <адрес> расположена автомобильная дорога протяженностью 0,095 км. до футбольного поля, которая включена в реестр муниципальной собственности поселения, но на нее не оформлены права собственности в установленном порядке, сведения о дорогах (информационные карты) в Федеральное дорожное агентство для включения в Единый государственный реестр автомобильных дорог не направлены. Данное обстоятельство свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления требований действующего законодательства. Поскольку Единый государственный реестр автомобильных дорог представляет собой федеральный информационный ресурс, то невыполнение требований со стороны муниципального органа нарушает установленный государственный порядок оформления сделок с недвижимостью, не обеспечивает достоверность ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог, затрудняет совершенствование государственного управления сфере дорожной деятельности, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в целом.
Представитель ответчика АМО «Чуонинский наслег» в судебное заседание не явился, заявлением просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, при этом требование признал в полном объеме. На основании ст.167 ГПК РФ суд рассматривает в дело в отсутствие представителя органа местного самоуправления.
В судебном заседании помощник прокурора Ковчуга Д.С. заявленные требования поддержала, просила обязать возложить обязанности осуществить действия по постановке на учет бесхозяйной автомобильной дороги, расположенной в границах территории МО «Чуонинский наслег» в <адрес>, протяженностью 0,095 км. до футбольного поля.
Суд, выслушав доводы помощника прокурора, и исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Как следует из перечня объектов муниципальной собственности муниципального района «<адрес>», передаваемых в собственность между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, городскими округами РС(Я)» в муниципальную собственность муниципальному образованию «Чуонинский наслег» Мирнинского района РС(Я) переданы автомобильные дороги в количестве 21 (двадцати одной) в том числе автомобильная дорога протяженностью 0,095 км, расположенная в <адрес>
Таким образом, указанная автомобильная дорога является объектом учета муниципального имущества и включен в реестр муниципального имущества МО «Чуонинский наслег».
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Мирного РС(Я) проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства, в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что до настоящего времени на недвижимое муниципальное имущество в виде автомобильной дороги протяженностью 0,095 км., расположенной в границах территории МО «Чуонинский наслег» в <адрес> до футбольного поля, право муниципальной собственности (с учетом нового собственника) в органе государственной регистрации не зарегистрировано, сведения о дорогах (информационные карты) в Федеральное дорожное агентство для включения в Единый государственный реестр автомобильных дорог не направлены.
В силу п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В силу пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения муниципального района, при этом финансовые обязательства, возникающие с решением данных вопросов, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно пункту 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу п.8 ст.6 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п.9 ст.5 указанного Закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно ч.1 ст.10 ФЗ единый государственный реестр автомобильных дорог представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.
В силу п.14 Правил формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог, утвержденных приказом Минтранса РФ от 20.05.2009 № 80 сведения об автомобильной дороге оформляются в виде информационной карты автомобильной дороги.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что подготовку и заполнение информационной карты автомобильной дороги на бумажном и электронном носителе осуществляет владелец автомобильной дороги, физическое или юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, или уполномоченная собственником автомобильной дороги организация.
Статьей 164 ГК РФ закреплено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и законом, о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные нрава на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно ст.ст. 130-132, 164 ГК РФ государственная регистрация, является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество и соответственно единственным основанием для распоряжения им. При этом ст. 219 ГК РФ установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, зозникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст.ст. 2. 4 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним
Согласно сведению Мирнинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии но PC (Я) от <дата> №, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества в виде автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес> до футбольного поля.
Согласно действующему законодательству автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития территорий. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог. К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.
В силу ст.210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
Системное толкование законодательных норм, регулирующих правоотношения в области дорожного движения, в том числе п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положений Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст.12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 2005 года "О безопасности дорожного движения", указывает на необходимость проведения мероприятий по учету автомобильных дорог лиц, являющихся собственниками дорог.
Ответчик не доказал суду, что указанная автомобильная дорога относится к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения или является частной автомобильной дорогой.
Из материалов дела следует, что автомобильная дорога, протяженностью 0,095 км., расположенная в <адрес> до футбольного поля входит в состав МО Чуонинский наслег» <адрес> РС(Я). В силу ст.6 Федерального закона N 257-ФЗ указанная автомобильная дорога относится к собственности МО «Чуонинский наслег».
Таким образом, государственную регистрацию, в том числе предоставление сведений о дорогах в Федеральное дорожное агентство, должен осуществлять ее собственник - МО «Чуонинский наслег» в лице администрации муниципального образования, осуществляющего от имени муниципального образования полномочия собственника.
Не принятие мер по оформлению государственной регистрации прав на указанное имущество, не осуществление подготовки и заполнения информационной карты автомобильной дороги на бумажном и электронном носителе, нарушает установленный государственный порядок оформления сделок с недвижимостью. Кроме того не обеспечивает достоверность ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог, затрудняет совершенствование государственного управления сфере дорожной деятельности, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в целом.
Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности создает угрозу общественной, государственной безопасности, что является основанием для обращения прокурора в суд с настоящим заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ, а выполнение требований законодательства входит в круг обязанностей данного органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, и учитывая отсутствия возражений со стороны органа местного самоуправления, приходит к выводу об удовлетворении заявленного прокурором требования в интересах Российской Федерации, исходя из того, что администрацией МО «Чуонинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) не выполнены требования действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требование прокурора гор. Мирного РС(Я) в интересах Российской Федерации к муниципальному образованию «Чуонинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о понуждении совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Чуонинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу, расположенную в <адрес> в Управлении Росреестра по Республики Саха (Якутия) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Обязать администрацию муниципального образования «Чуонинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) представить в Федеральное дорожное агентство на бумажном и электронном носителе информационную карту автомобильной дороги протяженностью 0,095 км., расположенной в <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию – Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) путём подачи апелляционной жалобы через Мирнинский районный суд РС(Я) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 03.06.2013.
Председательствующий С.А. Иванова