ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-753 от 23.11.2021 Зимовниковского районного суда (Ростовская область)

УИД:61RS0034-01-2021-001449-71

№ 2-753 (21)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2021 года п. Зимовники

Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе судьи Яковенко Д.А., при секретаре Сухаревой И.Ю.,

с участием представителя истца ст. помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Бозоева В.П.,

представителей ответчика Администрации Зимовниковского района Ростовской области по доверенности ФИО1, ФИО2,

представителя ответчика ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зимовниковского района Ростовской области поданному в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зимовниковского района Ростовской области, ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения», третье лицо Региональная служба по тарифам Ростовской области, об обязании привести техническое задание в соответствие с требованиями закона, разработать, согласовать и направить для утверждения инвестиционную программу холодного водоснабжения, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Зимовниковского района Ростовской области, ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения», и просил - обязать администрацию Зимовниковского района Ростовской области, в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями постановления Правительства РФ № 641 от 29.07.2013 года, техническое задание на разработку инвестиционной программы холодного водоснабжения, утвержденное постановлением администрации Зимовниковского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. А также обязать ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения», в течении 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, после приведения администрацией Зимовниковского района Ростовской области вышеуказанного технического задания, в соответствие с требованиями законодательства, согласовать и направить для утверждения в Региональную службу по тарифам Ростовской области инвестиционную программу холодного водоснабжения.

В обоснование указанных требований, в заявлениях приведено следующее: «прокуратурой района, проведена проверка исполнения требований законодательства о водоснабжении Гашунского сельского поселения Зимовниковского района. Установлено, что ГУП РО «УРСВ» на основании заключенных договоров с использованием переданных по концессионному соглашению водопроводных сетей, находящихся в муниципальной собственности, предоставляет, жилищно-коммунальные услуги потребителям Гашунского сельского поселения в сфере водоснабжения. Также, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Гашунского сельского поселения с Государственным унитарным предприятием Ростовской области «Управление развитие систем водоснабжения» заключено концессионное соглашение № 1, сроком действия на 10 лет. В соответствии с заключенным соглашением концессионер согласно утвержденной производственный и инвестиционной программам, обязуется за свой счет обеспечить эффективное использование принадлежащих на праве собственности концессионеру объекты водоснабжения, содержать и обслуживать их, выполнять работы по реконструкции, осуществлять модернизацию и улучшение характеристик иного имущества, а концедент обязуется предоставить концессионеру право владения и пользования соответствующими объектами, для осуществления хозяйственной деятельности. В соответствии с дополнительным соглашением к концессионному соглашению в отношении муниципальных объектов водоснабжения Гашунского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с переходом полномочий по водоснабжению от поселений к району, сторона соглашения МО «Гашунское сельское поселение» заменена на МО «Зимовниковский район». Постановлением администрации Зимовниковского района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ГУП РО «УРСВ» по развитию системы водоснабжения Зимовниковского района. В нарушение указанных положений закона соответствующие положения в техническом задании ГУП РО «УРСВ» отсутствуют. Указанный в п. 5.2 технического задания срок реализации инвестиционной программы с 2021 по 2024 не соответствует требованиям п. 9 Правил в части требования к началу планируемого срока действия инвестиционной программы на следующий после утверждения технического задания год, то есть на 2022. В связи с выявленными нарушениями закона, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Зимовниковского района внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, нарушения не устранены. Согласно информации администрации района от ДД.ММ.ГГГГ техническое задание, утвержденное постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с требованиями федерального законодательства не приведено в связи с отсутствием необходимой информации. Также, в связи с неприятием ГУП РО «УРСВ» должных мер, направленных на разработку инвестиционной программы с момента заключения концессионного соглашения, прокурором района ДД.ММ.ГГГГ директору ГУП РО «УРСВ» внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено. Согласно ответу на указанное представление принимаются меры, направленные на разработку инвестиционной программы холодного водоснабжения. Согласно положениям Правил проект инвестиционной программы разрабатывается на основании технического задания регулируемой организацией ГУП РО «УРСВ» (п. 6 Правил), и направляется на согласовании в орган местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого осуществляются мероприятия инвестиционной программы, в части мероприятия, обеспечивающих водоснабжение и (или) водоотведение абонентов на территории муниципального образования, ив органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (за исключением случаев, когда инвестиционная программа утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ, в полномочия которых входит установление регулируемых цен (тарифов) (п. 12 Правил). Таким образом, положениями Правил закреплена обязанность регулируемой организации разработать и согласовать проект инвестиционной программы для дальнейшего обеспечения эффективного использования объектов водоснабжения, выполнения работ по реконструкции, модернизации и улучшении характеристик имущества. Согласно сведениям администрации Зимовниковского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ инвестиционная программа в сфере холодного водоснабжения Гашунского сельского поселения, утвержденная в установленном законом порядке, не поступала. Таким образом, надлежащая разработка технического задания, инвестиционной программы холодного водоснабжения, ее согласование и реализация находится в совместном ведении ответчиков. Выявленные прокуратурой района нарушения закона не способствуют соблюдению прав граждан – добросовестных плательщиков на обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами, поскольку отсутствие инвестиционной программы в сфере холодного водоснабжения препятствует модернизации и развитию системы водоснабжения на территории района улучшению качества предоставляемых коммунальных услуг. Непринятие своевременных мер по модернизации и ремонту системы холодного водоснабжения может привести к ее износу и как следствие к неправомерному приостановлению оказания услуг по водоснабжению населения».

В судебном заседании представитель истца Бозоев В.П., требования иска поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил иск удовлетворить.

Представители ответчиков Администрации Зимовниковского района Ростовской области ФИО2 и ФИО1 требования иска признали частично, не согласны с иском в части срока выполнения, просили установить срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представили суду возражения, из которых следует, что постановлением администрации Зимовниковского района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ГУП РО «УРСВ» по развитию системы водоснабжения Зимовниковского района. При проведении проверки технического задания прокуратурой Зимовниковского района выявлены нарушения. В целях корректировки технического задания на разработку инвестиционной программы ГУП РО «УРСВ» по развитию системы водоснабжения Зимовниковского района администрацией Зимовниковского района направлен запрос ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении технической информации. По информации представленной ГУП РО «УРСВ» от ДД.ММ.ГГГГ проект инвестиционной программы направлен в Региональную службу по тарифам Ростовской области. По результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы Региональной службой по тарифам Ростовской области будет разработан и направлен в адрес администрации Зимовниковского района проект корректировки технического задания. Вместе с тем информация технического характера, проект корректировки технического задания, утвержденной инвестиционной программы от ГУП РО «УРСВ» не поступал.

Представитель ответчика ГУП РО «УРСВ» ФИО3 в судебном заседании требования иска признала частично, указав, что ведётся работа с администрацией Зимовниковского района Ростовской области по устранению замечаний и как только ими будет предоставлена откорректированное техническое задание, они его утвердят. Считают, что срок, который просит истец недостаточный для исполнения. Представили суду отзыв по исковым требования (том 1 л.д. 128-130), согласно которого просили отказать в удовлетворении требований иска.

Представитель третьего лица Региональной службы по тарифам Ростовской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, обратились к суду с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представили суду отзыв по исковым требованиям, из которого следует, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГУП РО «УРСВ» направлены в РСТ проекты инвестиционных программ, в том числе проект инвестиционной программы ГУП РО «УРСВ» по территории Зимовниковского района. Согласно п. 17 Правил уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ рассматривает проект инвестиционной программы и протокол разногласий к проекту инвестиционной программы (при его наличии) в течение 30 дней со дня получения. По результатам рассмотрения уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение об утверждении инвестиционной программы или о необходимости ее доработки с указанием причин отказа в утверждении инвестиционной программы. В соответствии с п. 17 (1) Правил № 641 РСТ письмом от ДД.ММ.ГГГГ проекты инвестиционных программ ГУП РО «УРСВ» направлены на доработку с учетом изложенных в указанном письме замечаний. До настоящего времени доработанные инвестиционные программы ГУП РО «УРСВ» в РСТ не поступали».

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Как установлено в судебном заседании, подтверждено материалами прокурорской проверки и не отрицалось ответчиками, в настоящее время не устранены нарушения законодательства в сфере организации водоснабжения Зимовниковского района Ростовской области.

В ходе проверки установлено, что ГУП РО «УРСВ» на основании заключенных договоров с использованием переданных по концессионному соглашению водопроводных сетей, находящихся в муниципальной собственности, предоставляет, жилищно-коммунальные услуги потребителям Гашунского сельского поселения в сфере водоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Гашунского сельского поселения с ГУП РО «УРСВ» заключено концессионное соглашение , со сроком действия на 10 лет. В соответствии с заключенным соглашением концессионер согласно утвержденной производственный и инвестиционной программам, обязуется за свой счет обеспечить эффективное использование принадлежащих на праве собственности концессионеру объекты водоснабжения, содержать и обслуживать их, выполнять работы по реконструкции, осуществлять модернизацию и улучшение характеристик иного имущества, а концедент обязуется предоставить концессионеру право владения и пользования соответствующими объектами, для осуществления хозяйственной деятельности (л.д. 11-36).

В соответствии с дополнительным соглашением к концессионному соглашению в отношении муниципальных объектов водоснабжения Гашунского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с переходом полномочий по водоснабжению от поселений к району, сторона соглашения МО «Гашунское сельское поселение» заменена на МО «Зимовниковский район» (л.д. 37-41).

Постановлением администрации Зимовниковского района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ГУП РО «УРСВ» по развитию системы водоснабжения Зимовниковского района, в соответствии с приложением (л.д. 42-49).

Однако, техническое задание не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».

В связи с выявленными нарушениями закона, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Зимовниковского района внесено представление об устранении нарушений закона (л.д. 58-62).

Администрацией района от ДД.ММ.ГГГГ техническое задание, утвержденное постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с требованиями федерального законодательства не приведено (л.д. 66).

Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору ГУП РО «УРСВ» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ (л.д. 50-54).

Как следует из представленных документов и не отрицается сторонами до настоящего времени техническое задание на разработку инвестиционной программы холодного водоснабжения, не приведено в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно п. 6 ч. 2 Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии с ч. 4 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района водоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов на территории сельских поселений по организации водоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ.

Согласно п. 7 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 (далее - Правила), техническое задание должно содержать: перечень мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий; перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 9 Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641, орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы. Для регулируемой организации, осуществляющей деятельность на основании концессионного соглашения, в первый календарный год после вступления в силу концессионного соглашения орган местного самоуправления утверждает техническое задание не позднее 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения.

Согласно положениям Правил проект инвестиционной программы разрабатывается на основании технического задания регулируемой организацией - ГУП РО «УРСВ» (п. 6 Правил), и направляется на согласование в орган (органы) местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого (которых) осуществляются мероприятия инвестиционной программы, в части мероприятий, обеспечивающих водоснабжение и (или) водоотведение абонентов на территории муниципального образования, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением случаев, когда инвестиционная программа утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых входит установление регулируемых цен (тарифов) (п. 12 Правил).

Положениями Правил закреплена обязанность регулируемой организации разработать и согласовать проект инвестиционной программы для дальнейшего обеспечения эффективного использования объектов водоснабжения, выполнения работ по реконструкции, модернизации и улучшении характеристик имущества.

Инвестиционная программа в сфере холодного водоснабжения Гашунского сельского поселения, утвержденная в установленном законом порядке, не поступала.

Таким образом, надлежащая разработка технического задания, инвестиционной программы холодного водоснабжения, ее согласование и реализация находится в совместном ведении ответчиков.

Выявленные нарушения закона не способствуют соблюдению прав граждан - добросовестных плательщиков на обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами, поскольку отсутствие инвестиционной программы в сфере холодного водоснабжения препятствует модернизации и развитию системы водоснабжения на территории района улучшению качества предоставляемых коммунальных услуг. Непринятие своевременных мер по модернизации и ремонту системы холодного водоснабжения может привести к ее износу и как следствие к неправомерному приостановлению оказания услуг по водоснабжению населения.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Зимовниковского района Ростовской области, удовлетворить.

Обязать администрацию Зимовниковского района Ростовской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 641 от 29.07.2013 года, техническое задание на разработку инвестиционной программы холодного водоснабжения, утвержденное постановлением администрации Зимовниковского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения», в срок до ДД.ММ.ГГГГ, после приведения администрацией Зимовниковского района Ростовской области вышеуказанного технического задания, в соответствие с требованиями законодательства, согласовать и направить для утверждения в Региональную службу по тарифам Ростовской области инвестиционную программу холодного водоснабжения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение, изготовленное в окончательной форме, стороны могут получить по истечении 5 дней. Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания или отдельного процессуального действия и в течение пяти дней со дня подписания протокола подать в письменной форме замечания на такие протокол и аудиозапись с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий судья: Д.А. Яковенко