ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7535/2013 от 13.12.2013 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

  Дело №2-7535/2013г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 13 декабря 2013г. г.Пермь

 Свердловский районный суд города Перми в составе:

 Председательствующего судьи Толмачевой И.И.,

 При секретаре Семеновой М.А., с участием представителя ФИО4, ООО «Юр-Трейд» ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО4 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя.

 В обоснование требований заявитель указал, что ему и ФИО6 на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле у каждого) принадлежит объект недвижимого имущества – мачта для радиополигона высотой 12 м (лит. I), инв. №, по <адрес>, условный №.

 Указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке площадью -S1-, по <адрес>, кадастровый №.

 Постановлением № Администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден проект межевания и проект планировки территории <адрес>, в том числе и земельного участка, расположенного по указанному адресу.

 По экспликации к названному постановлению Администрации г.Перми данный земельный участок (по экспликации №) подлежит предоставлению под объект недвижимости – мачту для радиополигона.

 ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Перми принято постановление № «О подготовке проекта решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми», по которому одобрены рекомендации Комиссии по землепользованию и застройке города Перми о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми в отношении земельного участка площадью -S1-, по <адрес>.

 Указанные рекомендации Комиссии согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении информации по <адрес> состоят в отнесении земельного участка площадью -S2- по <адрес> к территориям общего пользования – парки, скверы (зона ТОП-1).

 Заявитель считает указанное постановление Администрации г.Перми № незаконным, необоснованным и нарушающим его права как собственника мачты для радиополигона по следующим основаниям.

 - размещение на земельном участке с зоной ТОП-1 объекта капитального строительства, принадлежащем на праве собственности заявителю – мачты для радиополигона недопустимо, так как указанная зона в соответствии с Правилами землепользования и застройки может быть использована для зеленых насаждений, вспомогательных строений, малых архитектурных форм, бассейнов, фонтанов и инфраструктуры для отдыха, мемориалов, игровых площадок, временных павильоном общественного питания, киосков, лоточной торговли, временных павильонов розничной торговли и бытового обслуживания населения, общественных туалетов, площадки для выгула собак, стоянки легковых автомобилей, в том числе встроенных, пристроенных, многоэтажных подземных и надземных, диспетчерских пунктов электротранспорта.

 - границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся территории и существующего землепользования, а по постановлению № Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок по <адрес> подлежит предоставлению под мачту для радиополигона.

 Существующее землепользования данного земельного участка никак не связано с территориями общего пользования, что исключает возможность установления для земельного участка по <адрес> территориальной зоны ТОП-1

 В соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ данный земельный участок в будущем должен быть предоставлен в собственность владельцам названной мачты.

 Смена зонирования земельного участка с кадастровым № на зону ТОП-1 невозможна по причине нахождения на данном участке объекта капитального строительства - мачты для радиополигона, принадлежащего на праве собственности заявителю.

 Заявитель просил признать незаконным постановление Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать Администрацию г.Перми устранить допущенные нарушения прав заявителя.

 О судебном заседании заявитель извещен, не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

 Представитель заявителя, а также заинтересованного лица ООО «Юр-Трейд», указанные требования поддержал, ранее представил дополнительные письменные пояснения (л.д. 133-135), в которых указал, что земельные участки, отнесенные к территориям общего пользования, не могут быть выкуплены собственниками расположенных на них строений, зданий и сооружений. Кроме того, существенным образом снизится рыночная стоимость объекта недвижимости – мачты для радиополигона, земельный участок площадью -S1-, по <адрес>, кадастровый № не обозначен и не может быть обозначен красными линиями, что исключает возможность его отнесения к территориям общего пользования.

 Также представитель заявителя дополнительно пояснил, что постановлением № Администрация города Перми распорядилась в силу своих полномочий о предоставлении земельного участка по указанному адресу собственнику объекта недвижимости – мачты для радиополигона.

 Заинтересованное лицо ФИО6 извещен, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

 Заинтересованное лицо Администрация города Перми извещена, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, с заявленными требованиями не согласилась, ранее представила возражения на заявление (л.д. 48-52, 63-67).

 Суд, заслушав представителя ФИО4, ООО «Юр-Трейд», изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.

 Согласно пункту 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

 В соответствии со ст.2 указанного Федерального закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

 Пунктом 1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

 Пунктом 6 ст.43 указанного Закона предусмотрено, что Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

 В соответствии с пунктами 1, 3 ст.28 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

 На публичные слушания должны выноситься, в том числе проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

 Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО4, ФИО6, ООО «Юр-Трейд» на праве долевой собственности принадлежит мачта для радиополигона высотой 12 м (лит. I), инв. №, по <адрес> (л.д. 12, 13, 78).

 Постановлением и.о. главы Администрации города Перми ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории <адрес>» утверждены прилагаемые проект планировки и проект межевания территории <адрес> (л.д. 14. 90-91).

 Председатель -ОРГАНИЗАЦИЯ1- ДД.ММ.ГГГГ. обратился к главе администрации <адрес> об установлении статуса зоны озеленения территории, расположенной за остановкой автобуса «<адрес>» (в сторону проезда транспорта в <адрес>). Совет микрорайона пять лет ухаживает за этой территорией (л.д. 100).

 Депутат Пермской городской Думы 5 созыва ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. также обратилась к главе администрации <адрес> с просьбой установить статус зоны озеленения территории, расположенной за остановкой автобуса «<адрес>» (в сторону проезда транспорта в <адрес>). С данной территории начинается территория <адрес>. -ОРГАНИЗАЦИЯ1- много лет совместно со -ОРГАНИЗАЦИЯ2- и -ОРГАНИЗАЦИЯ3- ухаживает за этой территорией (л.д. 101).

 Из письма от ДД.ММ.ГГГГ. № Комиссии по землепользованию и застройке города Перми Администрации города Перми в адрес ФИО4, протоколов заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Перми от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что на заседании Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. было рассмотрено заявление депутата Пермской городской Думы ФИО1 и -ОРГАНИЗАЦИЯ1- об отнесении земельного участка площадью -S2- по <адрес> к территории общего пользования – парки, скверы (ТОП-1). Комиссия поддержала данное предложение.

 Однако в связи с тем, что определением Ленинского районного суда г.Перми приняты обеспечительные меры в виде наложения запрета Департаменту земельных отношений Администрации города Перми, Департаменту градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, Комиссии выставлять на торги, отменять постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, производить любые действия, направленные на смену зонирования по земельному участку по <адрес>, на заседании от ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия рекомендовала не включать данное предложение в сводный проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. №, до снятия указанных обеспечительных мер (л.д.15-19).

 ДД.ММ.ГГГГ. Глава администрации города Перми ФИО3 издал обжалуемое ФИО4 постановление № «О подготовке проекта решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми», в соответствии с которым постановил одобрить рекомендацию комиссии по землепользованию и застройке города Перми о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. № по заявлениям депутата Пермской городской Думы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. №, -ОРГАНИЗАЦИЯ1- от ДД.ММ.ГГГГ. № в отношении земельного участка площадью -S2- по <адрес>.

 Департаменту градостроительства и архитектуры Администрации города Перми обеспечить подготовку проекта решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» с учетом рекомендации комиссии по землепользованию и застройке города Перми; до ДД.ММ.ГГГГ. представить комиссии по землепользованию и застройке города Перми проект постановления Главы города Перми – председателя Пермской городской Думы о назначении публичных слушаний по проекту решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми»; обеспечить размещение постановления на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекомуникационной сети Интернет (л.д. 20, 86).

 На основе исследованных доказательств, суд полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных ФИО4 требований в силу следующих положений.

 Обжалуемое постановление № принято органом местного самоуправления в рамках компетенции, предоставленной ему Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, нарушений закона судом не установлено.

 На день рассмотрения заявленных требований из представленных доказательств судом установлено, что у участников долевой собственности на мачту для радиополигона отсутствует какое-либо вещное право на земельный участок площадью -S1-, по <адрес>.

 Возможность, установленная ст.36 Земельного кодекса РФ, о приобретении в собственность земельных участков гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения или сооружения, расположенные на эти участках, сама по себе не предполагает автоматически право собственности названных лиц на подобные участки, без совершения ими и представителями муниципалитета юридически значимых действий, которые бы стали основанием возникновения права собственности на земельные участки.

 Доказательств возникновения у заявителя вещного права на указанный земельный участок суду не представлено. Более того, суду не представлено доказательств, что принадлежащая заявителю мачта для радиополигона занимает весь земельный участок площадью -S1-, учитывая, что по представленным фотографиям мачты площадь, необходимая для ее обслуживания, составляет несколько квадратных метров.

 По имеющимся в деле документам следует, что указанный земельный участок принадлежит муниципальному образованию город Пермь (л.д. 90-91).

 Из актов от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. обследований земельного участка по <адрес> установлено, что земельный участок не огорожен, на участке расположена рекламная конструкция в виде стелы высотой 10-12 м, также на участке расположены <данные изъяты> (л.д. 79-86).

 При несогласии заявителя с обжалуемым постановлением он вправе участвовать в публичных слушаниях по проекту решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» и привести свои доводы и замечания по проекту, реализовав свое право на непосредственное участие в местном самоуправлении.

 Постановлением Главы города Перми – Председателем Пермской городской думы № от ДД.ММ.ГГГГ. определены мероприятия в рамках публичных слушаний по проекту решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. № ДД.ММ.ГГГГ. в 18.00 часов по <адрес> (л.д. 32-35).

 Представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, расположенного по <адрес>, - мачта для радиополигона при разных территориальных зонах, а также документы, подтверждающие судебные споры заявителя со структурными подразделениями Администрации города Перми (л.д. 103-113, 130-132, 136-204, 220-222), не влекут удовлетворение заявленных требований, поскольку не могут повлиять на право лица, которое не нарушено.

 Таким образом, оснований к удовлетворению заявленных ФИО4 требований у суда не имеется, следовательно, ему должно быть отказано.

 Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.

 Суд, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 1. Отказать ФИО4 в удовлетворении требований о признании незаконным постановления Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. №, возложении обязанности на Администрацию г.Перми устранить допущенные нарушения прав заявителя.

 2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

 Судья И.И.Толмачева