Дело № | ||
<адрес> |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи | Савченко Е.А. |
При секретаре судебного заседания | ФИО4 |
Представителя ответчика Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу по доверенности | ФИО5 |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к начальнику Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу, Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу об оспаривании действий руководителя, взыскании компенсации при увольнении, индексации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к начальнику Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу об оспаривании действий руководителя, взыскании компенсации при увольнении, индексации. В обоснование иска указал, что проходил государственную гражданскую службу в Департаменте Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу в период с 03.06.2014г. по 11.01.2016г. в должности ведущего специалиста-эксперта отдела по надзору на море по <адрес> (место работы п.ФИО1-<адрес>). Уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ. 14.06.2016г. и 11.07.2016г. он обращался к работодателю с заявлениями, в которых просил выплатить ему сохраненную среднюю заработную плату на период трудоустройства в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения в сумме 76 766,40 руб. До настоящего времени выплаты не произведены. Просит суд признать действия начальника Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу, связанные с невыплатой компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения неправомерными, обязать начальника Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу выплатить компенсацию за 5 и 6 месяцы со дня увольнения в общем размере 76 655,40 руб., обязать начальника Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу рассчитать и возместить причиненные в результате нарушения его прав убытки путем применения к сумме денежной компенсации соответствующих индексов потребительских цен, рассчитанных местным органом государственной статистики, т.е. экономических показателей, объективно отражающих уровень инфляции в регионе, за период с 06.2016г. по сентябрь 2016г.
Определением Центрального районного суда <адрес> от 01.11.2016г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу.
Истец, ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе смс-оповещением, о чем имеется отчет о доставке, а также публично путем размещения информации на сайте суда. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. От истца имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд не располагает сведениями об уважительности причин их неявки в судебное заседание и полагает возможным в силу требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу исковые требования не признал в полном объеме, указав, что 14.06.2016г. и 11.07.2016г. истец обращался в департамент с заявлениями по выплате средней заработной платы на период трудоустройства в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения. Согласно заявления от 14.06.2016г., полученного 22.06.2016г. Департаментом издан приказ от 24.06.2016г. №-к «О выплате компенсации ФИО2», произведено начисление сохраняемого денежного содержания в сумме 38 327,70 руб. и направлен запрос зам.руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2016г. о выделении лимитов бюджетных средств, о чем было сообщено истцу письмом от 19.07.2016г.
Согласно заявления от 11.07.2016г., полученного ДД.ММ.ГГГГ Департаментом издан приказ от 20.07.2016г. №-к «О выплате компенсации ФИО2», произведено начисление сохраняемого денежного содержания в сумме 38 327,70 руб. и направлен запрос зам.руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.07.2016г. о выделении лимитов бюджетных средств, о чем было сообщено истцу письмом от 12.08.2016г. Лимиты бюджетных обязательств в размере 76 655,04 руб. поступили на лицевой счет Департамента 21.10.2016г. 25.10.2016г. согласно платежного поручения № компенсация на период трудоустройства в течение 5 и 6 месяца со дня увольнения в размере 76 655,40 руб. выплачены ФИО2 (путем перевода на его расчетный счет). Суммы, заявленные истцом как убытки (индексация) не подлежит взысканию, поскольку не предусмотрены действующим законодательством. Просит суд в иске отказать.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Вопросы, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, включая порядок назначения на должность и освобождения от должности федерального государственного гражданского служащего, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (далее Закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ), другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (статьи 2, 3, 5 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно ст. 3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 5 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" исходит из того, что отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются специальным законодательством, а положения законодательства о труде применяются к ним субсидиарно - в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе.
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. а 06.12.2011г.), регулирование отношений между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы осуществляется на основании служебного контракта.
Служебный контракт является основанием возникновения права и обязанностей сторон, и заключается в порядке, предусмотренном ст.ст.24-27 вышеуказанного федерального закона.
Из материалов дела, приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ, служебного контракта № от 02.06.2014г., следует, что ФИО2 был принят на должность федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта отдела по надзору на море по <адрес> (место работы п.ФИО1-<адрес>) на неопределенный срок (л.д.8, 10-11).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ), как отражено в его преамбуле, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 13 статьи 46 названного Федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (пункт 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562 (далее - Правила).
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель (юридическое лицо) в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые организационные решения, в частности кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения.
Приказом Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу от 11.01.2016г. № служебный контракт от 02.06.2013г. № с ФИО2 расторгнут, ФИО2 уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», с выплатой денежной компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 37 календарных дней за период работы с 03.06.2015г. по 11.01.2016г., компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (л.д.9).
Согласно заявления истца от 14.06.2016г. о выплате сохраняемого денежного содержания госслужащему за пятый месяц при увольнении, полученного ответчиком 22.06.2016г. Департаментом издан приказ от 24.06.2016г. №-к «О выплате компенсации ФИО2», произведено начисление сохраняемого денежного содержания в сумме 38 327,70 руб. и направлен запрос зам.руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2016г. № о выделении лимитов бюджетных средств, о чем было сообщено истцу письмом от 19.07.2016г. №.
Согласно заявления истца от 11.07.2016г. о выплате сохраняемого денежного содержания госслужащему за шестой месяц при увольнении, полученного ответчиком ДД.ММ.ГГГГ Департаментом издан приказ от 20.07.2016г. №-к «О выплате компенсации ФИО2». произведено начисление сохраняемого денежного содержания в сумме 38 327,70 руб. и направлен запрос зам.руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.07.2016г. № о выделении лимитов бюджетных средств, о чем было сообщено истцу письмом от 12.08.2016г. №.
Невыплата компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения ФИО2 была обусловлена отсутствием лимитов бюджетных обязательств на лицевом счете Департамента. Расходование бюджетных средств департамент, как получатель бюджетных средств осуществляет только в соответствии со ст.162, 221 Бюджетного кодекса РФ, приказом Минфина России от 01.07.2013г. №н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской федерации», Приказом Минфина России от 01.09.2008г. №н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета».
Таким образом, судом достоверно установлено, что Росприроднадзором велась работа по выделению данных лимитов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и приказом Минфина России от 30.11.2015г. №Н «Об утверждении Порядка составления и ведения свободной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета.
Лимиты бюджетных обязательств в размере 76 655,04 руб. поступили на лицевой счет Департамента 21.10.2016г. 25.10.2016г. согласно платежного поручения № компенсация на период трудоустройства в течение 5 и 6 месяца со дня увольнения в размере 76 655,40 руб. выплачены ФИО2 (путем перевода на его расчетный счет). Таким образом, требования истца о признании незаконным действий начальника Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу, связанные с невыплатой компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения неправомерными, обязать начальника Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу выплатить компенсацию за 5 и 6 месяцы со дня увольнения в общем размере 76 655,40 руб. не подлежат удовлетворению.
Требования истца об обязании начальника Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу рассчитать и возместить причиненные в результате нарушения его прав убытки путем применения к сумме денежной компенсации соответствующих индексов потребительских цен, рассчитанных местным органом государственной статистики, т.е. экономических показателей, объективно отражающих уровень инфляции в регионе, за период с 06.2016г. по сентябрь 2016г. также не подлежат удовлетворению.
Действующим Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" не предусмотрена индексация в связи с обесцениванием денежных средств вследствие инфляционных процессов компенсации сохраняемого денежного содержания на период трудоустройства за пятый и шестой месяцы при увольнении, нормы трудового законодательства к данным правоотношениям не применяются.
В связи с указанным, суд полагает необходимым в требованиях истца отказать в полном объеме.
На основании ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Истец в силу требований ст.93 ГПК РФ, п.п.1 п.1 ст.333.40 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
Вопрос о возврате переплаченной ФИО2 госпошлины в первую инстанцию подлежит разрешению в ином порядке, поскольку порядок возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины урегулирован пунктом 3 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, согласно которому возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к начальнику Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу, Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу об оспаривании действий руководителя, взыскании компенсации при увольнении, индексации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия судом ДД.ММ.ГГГГ решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Копия верна:
Председательствующий Е.А.Савченко