Дело № 2-753/2020
УИД 43RS0018-01-2020-001260-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Котельнич Кировской области 03 декабря 2020 года
Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Эсауловой Н.Н.,
при секретаре Косолаповой О.С.,
с участием истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Управлению образования городского округа города Котельнич Кировской области (органу опеки и попечительства) о восстановлении срока, возложении обязанности включить в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском к Управлению образования городского округа города Котельнича Кировской области (органу опеки и попечительства). Свои требования обосновывал тем, что относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. После лишения в 1994 году родительских прав его родителей в отношении него и его и двух его сестер, он находился под опекой бабушки, затем был направлен в <...>. За ними было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, общей площадью 16,8 кв.м. В настоящее время в квартире прописаны три человека – он и его сестры, квартира оформлена в собственность на пятерых человек: его, сестер и их родителей, которые умерли. Истец намерен воспользоваться предусмотренным Законом Кировской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» правом на предоставление ему жилья по месту его выявления в г. Котельниче, так как общая площадь закрепленного за ним жилого помещения, приходящаяся на одного человека, менее учетной нормы и составляет 5,6 кв.м вместо 9 кв.м. С заявлением о предоставлении жилья он не смог обратиться ранее, до достижения им возраста 23 лет, потому что с 01.01.2013 до 07.04.2013 находится на заработках в г. Москва и не знал о своем праве на получение жилья в соответствии с законом области. Просит восстановить срок для обращения в органы опеки города Котельнича для установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, обязать органы опеки установить факт невозможности его проживания в ранее занимаемом жилом помещении и включить его в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Определением суда от 19.11.2020 года к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация городского округа города Котельнича Кировской области.
В судебном заседании истец ФИО2 на исковых требованиях настаивал, дополнительно пояснил, что ранее он неонократно пытался реализовать свое право на получение жилья как сирота, однако реализовать право не представилось возможным. Считает пропуск срока обращения в орган опеки уважительным, поскольку до достижения возраста 23 лет он находился на заработках в г.Москва, в дальнейшем отбывал наказание в местах лишения свободы, а также работал за пределами Кировской области. На сегоднашний день он жилья не имеет, квартира <адрес> сгорела в результате пожара. Квартира по данному адресу была за ним закреплена вместе с двумя сестрами, общая плошадь которой 16,8 кв.м., за ним закреплена площадь 5,6 кв.м., что менее учетной нормы 9 кв.м. Кроме того, все собственники являются разнополыми. Квартира, расположенная по адресу: <адрес> находится в собственности его сестры ФИО3. Он намерен воспользоваться своим правом на предоставление ему жилья как ребенку-сироте.
Представитель ответчика – Управление образования городского округа города Котельнич Кировской области (орган опеки и попечительства) в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Согласно ходатайству начальника Управления ФИО4 просили рассмотреть дело без участия их представителя. В материалы дела представили отзыв на исковое заявление, согласно которому истец ФИО2, <дд.мм.гггг> года рождения, относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители были лишены родительских прав. Распоряжением мэрии города Котельнича от 06.02.1995. № 100-с за ФИО2 и двумя его сестрами было закреплено жилое помещение по
адресу: <адрес>, общей площадью 16,8 кв.м., по
месту регистрации и проживания. Согласно постановлению администрации города Котельнича № 66 от 10.02.2000 квартира была передана в собственность ФИО2, его сестер и родителей. Согласно имеющемуся акту проверки технического состояния от 17.11.2004 квартира находилась в исправном техническом состоянии. По акту обследования от 26.11.2007 имеются сведения о том, что квартира
нуждалась в ремонте, санитарные условия были удовлетворительные. ФИО2, имевший закрепленное помещение, не мог быть принят на учет органами опеки и попечительства в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 51 Жилищного кодекса РФ). С 01.01.2013 в связи с изменениями в Федеральном законе № 159-ФЗ РФ от 21.12.1996 и принятием Закона Кировской области № 222-З0 от 04.12.2012 предусмотрена возможность установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями которых (или членами семьи нанимателя), либо собственниками которых они являются. Установление факта невозможности проживания гарантирует право на предоставление лицу из указанной категории жилого помещения. ФИО2 с 01.01.2013 до достижения 23 лет, то есть до <апреля 2013 года>, мог обратиться в органы опеки и попечительства города Котельнича с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении в связи с тем, что общая площадь, приходящаяся на одного человека, проживающего в помещении, менее учетной нормы. В указанный период заявление от ФИО2 не поступило, и он не был принят на учет органом опеки и попечительства, как лицо, подлежащее обеспечению жилым помещением. В 2014 году ФИО2, отбывая наказание в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области, неоднократно обращался посредством почтовой связи в управление образования города Котельнича по вопросу предоставления ему жилья. Ответы с разъяснениями были ему направлены. Также в 2014 году ФИО3, сестра ФИО2, передала в управление образования города Котельнича личное дело ФИО2, находившееся у нее на руках. В 2020 году ФИО2 обратился в управление образования города Котельнича с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по <адрес>, но заявление
оставлено без удовлетворения, так как ФИО2 уже не относится к категории
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
согласно формулировке, изложенной в Федеральном законе № 159-ФЗ. Полагают, что исковое заявление ФИО2 о восстановлении срока обращения в органы опеки города Котельнича с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении подлежит удовлетворению. Включение в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями может быть выполнено органами опеки и попечительства того муниципального образования Кировской области, на территории которого ФИО2 хотел бы быть обеспечен жилым помещением.
Представитель соответчика – администрации городского округа города Котельнича Кировской области в судебное заседание не явился. Согласно отзыва на иск, просили рассмотреть дело без их участия. Считают, что отношения связанные с вопросами обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа относятся к полномочиям управления образования городского округа города Котельнич Кировской области, которое согласно Положению об управлении образования городского округа города Котельнича Кировской области, утвержденного решением Котельничской городской Думы от 24.04.2019 года № 40, в соответствии с Уставом муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области управление образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа города Котельнича Кировской области,навделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области, в том числе по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, защиты имущественных и личных неимущественных прав и интересов несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Третье лицо ФИО2, в судебном заседании 19.11.2020 года исковые требования ФИО2 поддержала в полном объеме.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств не заявила, мнения по иску не представила.
Заслушав истца, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159), а также действующим с 01.01.2013 Законом Кировской области № 222-30 от 04.12.2012 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» (далее – Закон Кировской области № 222-ЗО).
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона, носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно положениям ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно редакции этой же статьи, действовавшей до 01.01.2013, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Согласно ст. 4 Закона Кировской области № 222-ЗО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в ч. 1 ст. 16 настоящего Закона, имеют право на обеспечение в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 16 Закона Кировской области № 222-ЗО детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 17 Закона Кировской области № 222-ЗО лицам, указанным в ст. 16 настоящего Закона, по месту жительства на территории Кировской области, за исключением закрытого административно-территориального образования, предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее 26 квадратных метров. Жилые помещения должны быть пригодны для постоянного проживания (отвечать требованиям жилищного законодательства, предъявляемым к жилым помещениям, санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям законодательства). Жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 18 Закона Кировской области № 222-ЗО список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формирует и ведет орган опеки и попечительства. В список включаются лица, указанные в ч. 1 ст. 16 настоящего Закона, по достижении возраста 14 лет, а также лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Согласно ст. 20 Закона Кировской области № 222-ЗО проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием перечисленных в части 1 данной статьи обстоятельств, в том числе в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного человека, проживающего в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливается на основании заявления законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо ребенка, достигшего возраста 14 лет, либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заявление подается в орган местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения по форме, установленной органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в сфере образования. Орган местного самоуправления в течение 30 дней рассматривает представленные документы и выносит мотивированное заключение. Заключение о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении принимается органом местного самоуправления при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи. Заключение органа местного самоуправления является основанием для включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список органа опеки и попечительства в установленном порядке при соблюдении условий, установленных статьей 53 Жилищного кодекса РФ.
В судебном заседании установлено, что родители истца - ФИО и ФИО1 решением Котельничского районного народного суда Кировской области от 22.12.1994 лишены родительских прав по отношению к истцу и двум его сестрам – ФИО2 и ФИО3.
Таким образом, истец ФИО2, <дд.мм.гггг> года рождения, относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достиг 23-летнего возраста <в апреле 2013 года>.
В исковом заявлении ФИО2 указано, что после лишения его родителей родительских прав он находился под опекой бабушки, затем был направлен в Яранский детский дом. В прилагаемой к иску копии свидетельства о рождении ФИО2 имеется отметка о регистрации его с <июля 1999 года> по адресу: <...> «а» (адрес местонахождения МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом для детей школьного возраста г. Яранска Кировской области), а также о выдаче ФИО2<феврале 2005 года> ПВС Яранского РОВД паспорта гражданина РФ.
Выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается, что МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом для детей школьного возраста г. Яранска Кировской области ликвидирован 03.09.2009.
Распоряжением мэрии города Котельнича Кировской области от 06.02.1995 за несовершеннолетними ФИО2, ФИО2, ФИО2 закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> в причитающейся им доле от жилой площади 16,8 кв.м.
По договору передачи квартиры в совместную собственность граждан от 25.06.1999 ООО «Котельничское УПП ВОС» передало ФИО1, ФИО и троим их несовершеннолетним детям в совместную собственность занимаемую ими квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью 25,9 кв.м, в том числе жилой площадью 12,1 кв.м.
Постановлением администрации города Котельнича Кировской области от 10.02.2000 № 66 шестиквартирный жилой дом по адресу: <адрес> в связи с приватизацией квартир передан в собственность граждан, в том числе ФИО2 – 168/1085 долей дома.
Копией свидетельства о государственной регистрации права от 27.06.2000 подтверждено право собственности С-вых на 168/1085 долей жилого дома площадью 108,5 кв.м по адресу: <адрес>.
Согласно копиям свидетельств о смерти ФИО1 умерла <дд.мм.гггг>, ФИО3 умер <дд.мм.гггг>.
В акте проверки технического состояния жилого дома, составленного Управлением ЖКХ «Служба заказчика» 17.11.2004, указано, что жилой дом по адресу: <адрес>, находился на балансе УПП ВОС, с <дд.мм.гггг> года дом передан жильцам в частные руки. Дом в деревянном исполнении, одноэтажный, шестиквартирный, отопление в доме печное, водопровод, канализация местная. Квартира <№> находится в середине, жилой площадью <...> кв.м. Распоряжением № 100-С от 06.02.1995 данная квартира закреплена за несовершеннолетним ФИО2, находящимся на момент проверки в Яранском детском доме. По данному адресу прописаны: несовершеннолетний ФИО2, его сестра ФИО2, <...> года рождения, его сестра ФИО3<...> года рождения, их отец ФИО., который проживает по адресу: <адрес>, квартира по наследству, в наследство не вступил; мать несовершеннолетних ФИО1 умерла, актовая запись <№> от <дд.мм.гггг>. Квартира по <адрес> находится в технически исправном состоянии, в настоящее время квартира сдана квартирантам, а семья С-вых проживает по <адрес>, данная квартира двухкомнатная, жилая площадь <...> кв.м, общая площадь – <...> кв.м. Семья планирует проживание несовершеннолетнего А.А. после возвращения из детского дома по <адрес>
Актом первичного обследования закрепленного за несовершеннолетним ФИО2 жилья по адресу: <адрес>, составленному 26.11.2007 социальным педагогом ПУ № 27, установлено, что ФИО2 после выпуска из Яранского детского дома учился в ГОУ НПО ПУ № 27, но училище не закончил, решил работать. ФИО2 имеет постоянное место жительства и регистрацию по месту закрепления жилья по адресу: <адрес>. Квартира находится в шестиквартирном деревянном доме барачного типа, состоит из одной комнаты, кухни общей площадью 12,1 кв.м и 4,7 кв.м подсобной. Жилье неблагоустроенное, отопление печное, газа нет, еду готовят на плитке. В квартире, кроме ФИО2 зарегистрированы его сестры ФИО3 и ФИО2, последняя проживает по данному адресу постоянно. ФИО2, <дд.мм.гггг> года рождения нигде не работает, в центре занятости населения не состоит, злоупотребляет спиртными напитками, но выражала желание быть попечителем брата. Квартира нуждается в ремонте, как капитальном, так и декоративном: полы гнилые, поток дырявый, печка распалась, вместо стекол на окнах пластиковые щиты, обои на стенах отпали. Дров для отопления не заготовлено. Санитарное состояние помещения на день проверки удовлетворительное. В комнате имеется ветхая старая мебель, в неудовлетворительном состоянии.
Материалами дела подтверждено, что 20.11.2009 истец ФИО2 районным военным комиссариатом г. Котельнича Кировской области был призван в Вооруженные Силы РФ, проходил военную службу в войсковой части <№><адрес>, уволен с военной службы <дд.мм.гггг> с зачислением в запас, направлен на воинский учет в ВК г. Котельнич Кировской области.
Приговором Котельничского районного суда Кировской области от <дд.мм.гггг>ФИО2 назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года, судом постановлено наказание считать условным с испытательным сроком 2 года 6 месяцев. В ходе предварительного расследования данного уголовного дела, а также при рассмотрении дела в суде ФИО2 с <дд.мм.гггг> избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, после рассмотрения дела мера пресечения отменена, ФИО2 освобожден из-под стражи в зале суда.
Приговором мирового судьи судебного участка № 20 Котельничского судебного района Кировской области от 21.05.2013, с учетом постановления мирового судьи от 10.01.2014 не отбытое наказание в виде исправительных работ заменено ФИО2 на 1 месяц 9 дней лишения свободы с отбыванием наказания в колонии поселении, осужденный заключен под стражу в здании суда.
Постановлением судьи Котельничского районного суда Кировской области от 04.02.2014 условное осуждение по приговору Котельничского районного суда Кировской области от 12.11.2012 отменено, ФИО2 назначено окончательное наказание в виде 2 лет 1 месяца лишения свободы, осужденный ФИО5 направлен для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима. До вступления постановления в законную силу ФИО2 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, осужденный заключен под стражу в здании суда.
В июле 2014 года ФИО2, отбывающий наказание в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области, обращался к Уполномоченному по правам человека в Кировской области по вопросу предоставления ему жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
На указанное обращение Управлением образования городского округа города Котельнича Кировской области 20.08.2014 был дан ответ, что ФИО2 действительно до достижения им возраста 23 лет являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители были лишены родительских прав. Он действительно воспитывался в Яранском детском доме, по выпуску из которого вернулся в город Котельнич и учился в профессиональном училище № 27. За систематические пропуски занятия и неуспеваемость был отчислен из училища 01.07.2006, вселился в ранее занимаемое жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, закрепленное за ним распоряжением мэрии города Котельнича от 06.02.1995. Из-за наличия у него данного закрепленного жилья, официально не признанного ни ветхим, ни непригодным для проживания ФИО2 не имел права на предоставление ему жилого помещения, так как оно в соответствии с действовавшим до 01.01.2013 законодательством предоставлялось только лицам, не имевшим закрепленного жилья (включая лиц, у которых закрепленное за ними жилье было утрачено в связи с признанием его непригодным для проживания, пожаром и прочее). В период с 01.01.2013 до достижения ФИО2 возраста 23 лет (<апрель 2013 года>) он в соответствии с действующим с 01.01.2013 Законом области № 222-ЗО в органы опеки и попечительства города Котельнича с официальным заявлением об установлении факта невозможности его проживания в ранее занимаемом жилье не обращался. В настоящее время в закрепленном за ФИО2 и его сестрами жилом помещении общей площадью 16,8 кв.м зарегистрированы постоянно проживающими ФИО2, <...> года рождения и его сестры ФИО2, <...> года рождения, ФИО2, <...> года рождения. Общая площадь, приходящаяся на каждого из проживающих в данном жилом помещении, составляет 5,6 кв.м, что менее учетной нормы жилого помещения – 9 кв.м. Данное обстоятельство давало ФИО2 право обратиться с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом им жилом помещении с момента вступления в силу указанного Закона области, то есть с 01.01.2013 до достижения им 23 лет – до <апреля 2013 года>, но обращения от ФИО2 в органы опеки города Котельнича не поступало.
01.08.2014 начальник ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области обращался в Управление образования г. Котельнича с просьбой проверить адрес осужденного ФИО2 (<адрес>) на пригодность для проживания. В обращении указано, что в беседе осужденный ФИО2 рассказал, что до осуждения он неоднократно обращался с жилищным вопросом в органы опеки, но его личного дела там не было, в помощи было отказано.
В ответе от 20.08.2014 Управление образования сообщило, что обследование закрепленного за ФИО2 жилого помещения для установления его технического состояния не представлялось возможным, так как не удавалось разыскать его сестер, у которых находились ключи от квартиры, личное дело ФИО2 также находилось у него, поэтому вопрос об обеспечении жильем ФИО2 оставался нерешенным. В настоящее время удалось связаться с сестрой ФИО2ФИО3, которая передала в органы опеки личное дело ФИО2, находившееся у нее на руках. Из документов личного дела ФИО2 установлено, что в настоящее время в закрепленном за ФИО2 и его сестрами жилом помещении общей площадью 16,8 кв.м зарегистрированы постоянно проживающими ФИО2, <...> года рождения и его сестры ФИО2, <...> года рождения, ФИО3, <...> года рождения. Общая площадь, приходящаяся на каждого из проживающих в данном жилом помещении, составляет 5,6 кв.м, что менее учетной нормы жилого помещения – 9 кв.м. Данное обстоятельство давало ФИО2 право обратиться с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом им жилом помещении с момента вступления в силу указанного Закона области, то есть с 01.01.2013 до достижения им 23 лет – до <апреля 2013 года>. В случае пропуска ФИО2 по уважительным причинам срока обращения в органы опеки и попечительства города Котельнича об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом им жилом помещении ФИО2 рекомендовано обратиться в суд с иском о восстановлении данного срока.
Приговором Усинского городского суда Республики Коми от 26.03.2019 ФИО2 назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Согласно справки ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области от 25.09.2020 ФИО2 отбывал наказание в местах лишения свободы с 14.05.2019 по 25.09.2020.
Согласно информации отдела по вопросам миграции МО МВД России «Котельничский» от 26.10.2020, а также копии паспорта истца, ФИО2 с <ноября 2005 года> по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Также согласно указанной информации, истец имел регистрацию по месту пребывания в учреждениях уголовно-исполнительной системы Кировской области <в 2020 году>.
02.10.2020 года истец обратился с заявлением в Управление образования города Котельнича Кировской области, в котором просил установить факт невозможности его проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, собственником которого он является, поскольку на основании п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона Кировской области № 222-ЗО общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного человека, меньше учетной нормы.
Письмом от 05.10.2020 Управление образования города Котельнича Кировской области сообщило истцу, что согласно действующему законодательству у него было право обратиться с указанным заявлением с 01.01.2013 до момента достижения им возраста 23 лет, то есть до <апреля 2013 года>. В настоящее время ФИО2, как заявитель, не соответствует требованиям, предъявляемым к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его возраст старше 23 лет, заявление ФИО2 оставлено ответчиком без удовлетворения.
Согласно технической документации на жилой дом по адресу: <адрес>, в частности на принадлежащую истцу и его сестрам квартиру <№> общая площадь данной квартиры в договоре передачи в совместную собственность от 25.06.1999 учтена с площадью холодных пристроев, общая площадь квартиры <№> без учета холодных пристроев составляет 16,8 кв.м.
С учетом того, что в настоящее время в закрепленном за истцом ФИО2 и его сестрами жилом помещении общей площадью 16,8 кв.м зарегистрировано трое человек, вместе с тем общая площадь, приходящаяся на каждого из зарегистрированных в данном жилом помещении лиц, составляет 5,6 кв.м, что менее учетной нормы жилого помещения – 9 кв.м, утвержденной постановлением главы города Котельнича Кировской области от 06.07.2005 № 27, суд приходит к выводу, что имеются основания для установления факта невозможности проживания в занимаемом ФИО2 жилом помещении.
Кроме того, как следует из справки отдела надзорной деятельности и профилактической работы Котельничского района и г. Котельнича, 30.09.2020 произошел пожар жилого шестиквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В квартире <№> зарегистрирован ФИО2 в результате пожара квартира <№> частично повреждена, а именно: крыша дома огнем уничтожена полностью, стены обуглены изнутри по всей площади, имущество уничтожено в результате пожара.
То обстоятельство, что истец достиг 23-летнего возраста, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, пропущенный срок подлежит восстановлению, поскольку в соответствии со ст. 4 Закона Кировской области № 222-ЗО право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Кроме того, материалами дела подтверждается, что ранее истец обращался с заявлениями о решении жилищного вопроса, однако данный вопрос решен не был.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Восстановить ФИО2 срок обращения в органы опеки Управления образования городского округа города Котельнича Кировской области с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении для дальнейшего включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 08.12.2020.
Судья Н.Н. Эсаулова