ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-753/20 от 26.11.2020 Камызякского районного суда (Астраханская область)

№2-753/2020

30RS0009-01-2020-001428-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2020 года г. Камызяк Астраханская область

Камызякский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи М.А. Кушалакова

при секретаре Л.Ж. Ситалиевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя администрации МО «Чаганский сельсовет» к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области, третьему лицу администрации МО «Камызякский район» о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли,

установил:

Истец обратился в суд с иском о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, указывая, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 « О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», постановлением администрации Камызякского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ были выделены членам коллектива и социальной сферы колхоза «Звезда» земельные доли каждому, площадью 14.6 га, что подтверждалось свидетельствами на право собственности на землю. Постановлением администрации Камызякского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ были выделены членам коллектива и социальной сферы АОЗТ (ТОО «Чаганское») земельные доли каждому, площадью 1/5,59 га, что подтверждалось свидетельствами на право собственности на землю. В связи с тем, что некоторые собственники не распорядились земельными долями, они были включены истом в список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Данный список был надлежащим образом опубликован, однако никто из указанных лиц не заявил о возражениях на указанную публикацию. Согласно ст.12.1 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусматривает, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течении трех и более лет подряд. При этом, земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержаться в принятых до дня вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органом местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственника который умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Таким образом, список невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения АОЗТ (ТОО) «Чаганское», расположенных в границах МО «Чаганский сельсовет» Камызякского района Астраханской области, был опубликован ДД.ММ.ГГГГ в районной газете «Маяк Дельты», ДД.ММ.ГГГГ в «Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области». Также указанная информация была размещена на сайте администрации МО «Чаганский сельсовет». Извещение о проведении общих собраний было размешено на информационных стендах администрации МО «Чаганский сельсовет», а также в сети Интернет, на официальном сайте администрации. Согласно Протоколу от ДД.ММ.ГГГГ собрание участников обшей долевой собственности признано несостоявшимся, поскольку отсутствовал кворум. Учитывая, что общее собрание собственников было признано несостоявшимся, Постановлением Главы МО «Чаганский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден окончательный список невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок земель сельскохозяйственного назначения АОЗТ (ТОО) «Чаганское». Однако, учитывая, что в кадастровом паспорте земельного участка отсутствуют сведения по некоторым собственникам земельных долей, право признания муниципальной собственности у истца возможно в отношении 20 земельных долей. Таким образом, истцом была выполнена досудебная процедура признания земельных долей невостребованными, направленная па реализацию полномочий по признанию права муниципальной собственности на 30 земельные доли. Собственники, которые перечислены в утвержденном списке невостребованных земельных долей на территории МО «Чаганский сельсовет» не проживают, место их возможного проживания, а также факт их возможной смерти установись самостоятельно истец не имеет возможности, исходя из следующего: запрос информации о наследственных делах ограничен законом «О нотариате», которые исключает возможность предоставления информации истцу о наследственных делах; возможность запросить в органах ЗАГСа информацию о возможной смерти указанных в списке лицах, также отсутствует, так как у истца отсутствуют полные данные по дате рождения лиц, соответственно о датах рождения и месте проживания, истец имеет самостоятельной возможности запросить указанную информацию в органах УФМС, так как данное право истца ограничено законом «О персональных данных». На основании изложенного, просит признать за муниципальным образованием «Чаганский сельсовет» право муниципальном собственности на 30 невостребованных земельных долей, кадастровый , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, ранее принадлежавших: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО38, ФИО5, ФИО39, ФИО17 Оксане, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 с размером доли 1/5,59 га у каждого.

Представитель истца АМО «Чаганский сельсовет» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом по Астраханской области и АМО «Камызякский район» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств и возражений не представили.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, в том числе условия и порядок признания земельных долей невостребованными регулируются ФЗ от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В соответствии со ст. 15 ФЗ данного Федерального закона земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 12 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусматривает особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила ГК РФ. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила ГК РФ применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.

Администрацией Камызякского района было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче собственникам земельных долей членам коллектива и социальной сферы АОЗТ (ТОО) «Чаганское» свидетельств на право собственности на землю, согласно которого утвержден представленный коллективом согласованный с сельской администрацией список собственников земельных долей АОЗТ (ТОО) «Чаганское». На основании указанного постановления гражданам выдавались свидетельства о праве собственности на земельную долю без выдела в натуре вышеуказанной площадью.

Согласно ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции ФЗ от 29.12.2010 г. N 435-Ф3) невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Согласно п. 5 ст. 13 этого же Закона в редакции, действовавшей до 29.12.2010 г., земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

В силу п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.93 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" собственники земельных долей (паев) имели право без согласия других сособственников на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и аренду, расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство, а также обменивать земельную долю (пай) на имущественный пай, передавать ее по наследству, получать стоимостное выражение (стоимость) земельной доли в случае выкупа принадлежащего коллективу на праве общей совместной или общей долевой собственности земельного участка и на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду.

Собственники земельных долей (паев) имели право продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции.

Действовавшими до 27.01.2003 Рекомендациями о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренными Постановлением Правительства РФ 01.02.1995 г. N 96, невостребованные земельные доли определялись как земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.

Как видно из материалов дела ответчики не распорядились земельными долями в установленный законом срок, в том числе не зарегистрировали право собственности в соответствии с положениями ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г., о чем свидетельствуют сведения Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.

В силу ч. 8 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Список невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения АОЗТ (ТОО) «Чаганское», расположенных в границах МО «Чаганский сельсовет» Камызякского района Астраханской области был опубликован ДД.ММ.ГГГГ в районной газете «Маяк Дельты», ДД.ММ.ГГГГ в «Сборнике законов и нормативных правовых актов <адрес>».

Также указанная информация была размещена на официальном сайте АМО «Чаганский сельсовет».

Извещение о проведении общего собрания было размешено на информационных стендах администрации МО «Чаганский сельсовет», а также в сети Интернет, на официальном сайте администрации.

Согласно Протоколу от ДД.ММ.ГГГГ собрание участников обшей долевой собственности признано несостоявшимся, поскольку на собрание не прибыл ни один из собственников земельных долей.

Учитывая, что общее собрание собственников было признано несостоявшимся, постановлением Главы МО «Чаганский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден окончательный список невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок земель сельскохозяйственного назначения АОЗТ (ТОО) «Чаганское», однако в связи с отсутствием в кадастровом паспорте сведений по некоторым собственникам земельных долей, указанных в утвержденном списке невостребованных долей, истцом заявлено требование о признании муниципальной собственности в отношении 30 земельных долей.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, невостребованные земельные доли, находятся в земельном участке, кадастровый , общей площадью 12364100 по адресу: <адрес>, АОЗТ (ТОО) «Чаганское».

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что собственники земельных долей ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 – умерли.

В п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что порядок наследования и учета выморочного имущества должен определяться федеральным законом.

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 29.05.2012 г. "О судебной практике по делам о наследовании, Верховный Суд РФ разъяснил, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 29.05.2012 г. "О судебной практике по делам о наследовании" признанные в установленном порядке невостребованными земельные доли, принадлежавшие на праве собственности гражданам, которые не передали эту земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд, до их передачи решением суда в муниципальную собственность входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ.

"Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683 и "Инструкцией о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", утвержденной Министерством финансов СССР 19.12.1984 N 185 (далее - Инструкция), согласно п. 5 которой документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства, либо соответствующее судебное решение.

Судом установлено, что процедура признания земельных долей невостребованной, соответствует требованиям, изложенным в п. 2 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В удовлетворении исковых требований в части признания муниципальной собственности на невостребованные земельные доли умерших ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 суд считает необходимым отказать, ввиду установления наследственных прав к имуществу последних.

Разрешая исковые требования о признании права собственности на невостребованные земельные доли, принадлежащие ответчикам ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО38, ФИО5, ФИО39, ФИО17 Оксане, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28 суд полагает возможным их удовлетворить, поскольку возражений по поводу включения в список невостребованных земельных долей в соответствии с п. 6 ст. 12.1 Закона со стороны указанных ответчиков не поступало. Как следует из материалов дела, ответчики свои права на земельные доли в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не зарегистрировали, не распорядились и не использовали свою земельную долю. Кроме того, о невостребованности ответчиками земельных долей свидетельствует также и то, что последние, несмотря на публикацию в СМИ, не обратились в администрацию с возражениями на инициативу признать доли невостребованными и не предоставили возражений на исковое заявление.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными (п. 7 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

Таким образом, порядок признания земельной доли невостребованной, определенной положениями ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", соблюден в полном объеме. Поскольку земельные доли, принадлежавшие ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО38, ФИО5, ФИО39, ФИО17 Оксане, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28 признаны в установленном порядке невостребованными, за муниципальным образованием может быть признано право муниципальной собственности на указанные земельные доли.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования администрации МО «Чаганский сельсовет» к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области третьему лицу администрации МО «Камызякский район» о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли – удовлетворить частично.

Признать за администрацией МО «Чаганский сельсовет» право муниципальной собственности на земельные доли расположенные на земельном участке с кадастровым номером 30:05:000000:16, площадью 212,42 га, расположенные по адресу: <адрес>», признанные невостребованными, размером доли 1/5,59 за каждым, ранее принадлежавшие: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО38, ФИО5, ФИО39, ФИО17 Оксане, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28.

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Астраханский областной суд через Камызякский районный суд Астраханской области.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 1 декабря 2020 года.

Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.

Судья М.А. Кушалаков