ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-753/2012 от 12.11.2012 Дудинского районного суда (Красноярский край)

 _РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

 12 ноября 2012 года      г. Дудинка

 Дудинский районный суд в составе председательствующего судьи Васильева А.В., при секретаре Пантюшевой А.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску исполняющего обязанности прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района О.М. Боднарчука к Правительству Красноярского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Администрации г. Дудинка о признании бездействия Администрации г. Дудинка по непринятию мер к предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации в границах муниципального образования «Город Дудинка», выразившейся в не проведении мероприятий, направленных на предотвращение обрушения городской канализационной станции незаконным, признании бездействия Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по непринятию мер к предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации в границах муниципального образования «Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район», выразившейся в не проведении мероприятий, направленных на предотвращение обрушения городской канализационной станции незаконным, признании незаконным бездействие Правительства Красноярского края по неприятию мер к предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, выразившейся в не проведении мероприятий, направленных на предотвращение обрушения городской канализационной станции и возложении обязанности на Администрацию г. Дудинка, Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Правительство Красноярского края провести мероприятия, направленные на предотвращение обрушения городской канализационной станции,

 У С Т А Н О В И Л:

 Исполняющий обязанности прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края Боднарчук О.М. обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Красноярского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Администрации г. Дудинка с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

 Прокуратурой Таймырского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части организации подготовки к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Таймырбыт» и органах местного самоуправления, в ходе которой установлено, что ОАО «Таймырбыт» на основании договора аренды эксплуатируется городская канализационная станция, расположенная в районе <адрес> в <адрес>. Арендатором осуществлялись неоднократные осмотры указанной станции, в ходе которых установлено, что станция представляет собой отдельно стоящее одноэтажное кирпичное здание. Назначение канализационной станции - перекачка сточных вод городской канализации <адрес> на очистные сооружения. Здание станции имеет значительные деформации осадочного характера, процесс растепления грунтов в основании фундаментов продолжается. Увеличивается величина отрыва монолитного железобетонного стакана от наземной части здания. Деформация здания продолжается. По всему периметру здание стянуто металлическими швеллерами, имеются трещины стен со смещением несущей части. Данная мера направлена на предотвращение разрушения по периметру здания. ОАО «Таймырбыт» неоднократно сообщало о критической ситуации, складывающейся со станцией. Администрацией <адрес> ситуация с состоянием станции признана чрезвычайной, так как имеется высокая вероятность обрушения несущих конструкций здания, что может повлечь гибель работников ОАО «Таймырбыт», обслуживающих станцию, а также попадание в <адрес> сточных канализационных вод в количестве до <данные изъяты> сутки (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). Указанная ситуация также признана аварийной и <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №). Из протокола заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ОАО «Таймырбыт» предложено принять меры по предотвращению гибели обслуживающего персонала в случае обрушения здания станции. Конкретные мероприятия, направленные на предотвращение обрушения здания станции, не предложены и не запланированы. Вместе с тем, в случае обрушения, попадание в <адрес> указанных вод может повлечь невозможность использовать в личных бытовых целях воды из <адрес> жителями в поселках, расположенных вниз по течению - <адрес>, а также грозит возникновением экологической катастрофы. Как видно, угроза возникновения чрезвычайной ситуации сложилась не только для муниципального образования <адрес>, но и для сельского поселения Караул, городского поселения Диксон, которые расположены вниз по течению от <адрес>, то есть носит межмуниципальный характер. В соответствии с актом обследования технического состояния конструктивных элементов станции от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ООО «Творческая мастерская <данные изъяты> деформации здания достигли критического состояния, сохраняется тенденция дальнейшего развития. Здание отнесено к категории «аварийное состояние», не исключающее обрушение конструкций.    Также, указанным обществом разработаны мероприятия по снятию аварийного состояния конструктивных элементов станции. Выполнение приведенных в нем работ позволит незначительно снизить аварийность указанного здания. Приведенные мероприятия включают в себя:

 - установка горизонтальных и вертикальных связей в осях <данные изъяты> для обеспечения общей устойчивости здания;

 - выставление стоек по периметру стен подлежащих разборке;

 - установка защитных сеток против обрушения стен при демонтаже плит;

 - бандаж на отметке <данные изъяты> переопереть на проектируемые стойки;

 - разборка кровли;

 - разрезка анкерных стержней между плитами покрытия и анкерных связей с кладкой; <данные изъяты>0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0; разборка кирпичной кладки парапетов по осям <данные изъяты> до низа плит покрытия; - демонтаж плит покрытия; - разборка кирпичных стен; - восстановление разобранной части здания.     С целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации в <адрес>, сельском поселении Караул, городском поселении Диксон и Таймырском районе необходимо срочное проведение указанных работ. С целью принятия совместных мер по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением здания городской канализационной станции, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации района н - разборка кирпичной кладки парапетов по осям <данные изъяты> до низа плит покрытия;

 - демонтаж плит покрытия;

 - разборка кирпичных стен;

 - восстановление разобранной части здания.

     С целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации в <адрес>, сельском поселении Караул, городском поселении Диксон и Таймырском районе необходимо срочное проведение указанных работ. С целью принятия совместных мер по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением здания городской канализационной станции, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес> направлено обращение с приложением необходимых документов для решения вопроса о проведении и финансировании работ на канализационной станции, направленных на предотвращение возникновения чрезвычайной ситуации. Также ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> обратилась с соответствующей информацией к заместителю Губернатора Красноярского края с просьбой содействия в решении вопроса финансирования снятия ситуации, грозящей обрушением, со зданием станции. Аналогичное письмо направлялось в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края. Однако, до настоящего времени какие-либо работы на здании станции не проводятся, угроза обрушения здания сохраняется. Из приведенного выше видно, что <адрес>, Администрация г. Дудинка, Правительство Красноярского края не принимают конкретных и эффективных мер по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера в связи с аварийным состоянием городской канализационной насосной станции, что свидетельствует о не исполнении обязанности, возложенной на них федеральным законодательством.    Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ не освобождает от исполнения обязанности по проведению мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации ввиду отсутствия финансовых средств. В соответствии со ст. 28 указанного Федерального закона виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях, должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.    В силу ст. 1065 ГК РФ предотвращение причинения вреда в будущем может являться основаниям для иска. Четко установить круг лиц, чьи права могут быть нарушены возникновением чрезвычайной ситуации невозможно. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является изменение сложившегося правоотношения и присуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, просит суд признать бездействие Администрации <адрес> по непринятию мер к предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации в границах муниципального образования «<адрес>», выразившейся в не проведении мероприятий, направленных на предотвращение обрушения городской канализационной станции, незаконным; признать бездействие Администрации Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района по непринятию мер к предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации в границах муниципального образования «Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район», выразившейся в не проведении мероприятий, направленных на предотвращение обрушения городской канализационной станции, незаконным; признать незаконным бездействие Правительства Красноярского края по непринятию мер к предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, выразившейся в не проведении мероприятий, направленных на предотвращение обрушения городской канализационной станции, незаконным; обязать Администрацию <адрес>, Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Правительство Красноярского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия, направленные на предотвращение обрушения городской канализационной станции, а именно:

 - установку горизонтальных и вертикальных связей в осях <данные изъяты> для обеспечения общей устойчивости здания;

 - выставление стоек по периметру стен подлежащих разборке;

 - установку защитных сеток против обрушения стен при демонтаже плит;

 - бандаж на отметке <данные изъяты> переопереть на проектируемые стойки;

 - разборку кровли;

 - разрезку анкерных стержней между плитами покрытия и анкерных связей с кладкой;

 - разборку кирпичной кладки парапетов по осям <данные изъяты> до низа плит покрытия; <данные изъяты> - демонтаж плит покрытия; - разборку кирпичных стен; - восстановление разобранной части здания.     В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Сердюк Е.А. от ис

 - демонтаж плит покрытия;

 - разборку кирпичных стен;

 - восстановление разобранной части здания.

     В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Сердюк Е.А. от исковых требований к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и к Правительству Красноярского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края отказался в полном объёме.

 Определением Дудинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ представителя истца от исковых требований к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и к Правительству Красноярского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, был принят судом, и производство по делу в этой части прекращено. Истцу разъяснено, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

 В остальной части, представитель истца свои требования к Администрации <адрес> поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным выше.

 Представитель ответчика - Администрации <адрес>, Иванов Д.Е., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что Администрация города неоднократно обращалась по поводу финансирования ремонта старой ГКНС к Администрации района, но ответов в адрес Администрации города из Администрации района не поступало. Помимо этого, доходы бюджета ДД.ММ.ГГГГ составляют <данные изъяты> рублей, расходы составляют <данные изъяты> рублей. Учитывая недостаточность доходов бюджета для реализации установленных законодательством полномочий, и в целях сбалансированности бюджета в ДД.ММ.ГГГГ был привлечен бюджетный кредит в сумме <данные изъяты> рублей из районного бюджета. В настоящее время <данные изъяты> рублей для бюджета города это деньги неподъемные. Специалисты переосметили объем работ по ремонту старой ГКНС и за последний год данные работы подорожали примерно на <данные изъяты> Уплатив данные деньги подрядной организации на ремонт старой ГКНС, соответствующую сумму придется убрать с обслуживания улично-дорожной сети, в том числе в зимний период, с освещения, с затрат на нормальное функционирование инженерно-транспортной системы города. Представитель ответчика полагает, что мероприятия, которые были проведены Администрацией города в течение нескольких лет, в рамках тех полномочий, которыми наделена Администрация города законом, являются исчерпывающими. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации делятся на чрезвычайную ситуацию локального характера, муниципального характера, межмуниципального характера, регионального характера, межрегионального характера и федерального характера. В том случае, если произойдет катастрофа с выбросом сточных вод из ГКНС в реку Енисей, ущерб составит около <данные изъяты> рублей, что попадает под чрезвычайную ситуацию регионального характера в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства РФ. О том, что ситуация может носить межмуниципальный характер, не оспаривается и самим заявителем. В соответствии со ст. 26.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» расходным обязательством субъектов РФ, в том числе, является выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Расходы бюджета субъекта РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и финансовое обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом об организации местного самоуправления. В соответствии со ст. 60 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями субъекта РФ по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений, соответствующие средства предоставляются из бюджета муниципального района за счет субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта РФ или путем установления представительным органом муниципального района для поселений, входящих в состав данного муниципального района, дополнительных нормативов отчислений от федеральных или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в порядке, установленном законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О межбюджетных отношениях в <адрес>» в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов указанными государственными полномочиями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в части, касающейся предоставления дотаций поселениям, находящимся на территории муниципального района, в составе краевого бюджета не предусматриваются. Дотации, подлежащие перечислению в бюджеты поселений, входящих в состав муниципальных районов, включаются в состав регионального фонда компенсаций и распределяются между бюджетами муниципальных районов исходя из численности жителей в расчете на одного жителя в соответствии с единой методикой. Субвенции, полученные бюджетом муниципального района на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств краевого бюджета, включаются в дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Между тем, в соответствии со ст. 26.14. ФЗ № №-ФЗ районные фонды финансовой поддержки поселений образуются из дотации, из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района и осуществляющих свои полномочия по решению вопросов местного значения. Дотации из районных фондов финансовой поддержки поселений распределяются между поселениями, которые входят в состав соответствующего муниципального района и уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень расчетной обеспеченности поселений, определенный в качестве критерия для предоставления указанных дотаций бюджетам поселений в соответствии с методикой, утверждаемой законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений показателей фактических доходов и расходов за отчетный период или показателей прогнозируемых на плановый период доходов и расходов отдельных городских, сельских поселений не допускается. Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год. В соответствии с ч. 5 ст. <адрес> Таймырский Совет депутатов, Глава и Администрация муниципального района оказывают поддержку органам местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, при решении ими своих задач, содействуют выравниванию и расширению их возможностей по удовлетворению социально-экономических потребностей жителей поселений, входящих в состав муниципального района. В соответствии с Решениями о бюджете района на ДД.ММ.ГГГГ год дотации из районного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности городу <адрес> составила <данные изъяты> соответственно, что явно не обеспечивает цели, указанной в ч. 5 ст. 10 Устава района. Таким образом, органы местного самоуправления <адрес>, как сугубо дотационного муниципального образования, практически не имеют полномочий по самостоятельному планированию бюджета города, в том числе, и в части дополнительных расходов. Схема согласования и планирования расходов городского бюджета полностью увязана с управленческим волеизъявлением должностных лиц Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и, в конечном итоге – органов государственной власти Красноярского края. При этом Администрацией города постоянно направляются необходимые для согласования соответствующих расходов документы, однако, как правило, указанные расходы не согласуются. Одновременно необходимо отметить, что механизм такого согласования, условия отказа в согласовании расходов ни одним правовым актом Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района или Красноярского края не установлен и реализуется «по традиции». Фактически этот процесс происходит следующим образом: заявки на финансирование с приложением необходимых документов, подготовленных Администрацией города, направляются в Администрацию Таймырского района или в Управление развития инфраструктуры района, которые оставляют указанные запросы без ответа или готовят ответ с перечнем согласованных расходов, но не содержащим запрошенных расходов. Ежегодно Администрацией района готовится Протокол заседания рабочей группы по вопросам формирования консолидированного бюджета района на соответствующий год и согласования его показателей. Однако присутствующие на заседании рабочей группы представители Администрации города фактически знакомятся с уже подготовленными Администрацией района параметрами городского бюджета и участия в их согласовании не принимают. Не подписание указанного протокола представителями Администрации города влечет автоматическое блокирование соответствующих бюджетных трансфертов Финансовым управлением района. Все силы и средства, в том числе и финансовые, связанные с предупреждением чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера находятся в Администрации муниципального района, а именно в Управлении по делам ГО и ЧС. Тут как раз у Администрации города нет никаких полномочий по предотвращению чрезвычайных ситуаций как межмуниципального так и регионального характера, они есть у органа государственной власти – Правительства Красноярского края и у Администрации района. Письма, которые направлялись Администрации района по поводу старой ГКНС оставались без ответа. Никакого участия в решении данного вопроса Администрация района не предпринимала, за исключением участия начальника управления ГО и ЧС на наших заседаниях городского комитета по чрезвычайным ситуациям. Однако, Администрация города просила начальника управления ГО и ЧС созвать районную комиссию по предупреждению чрезвычайных ситуаций и составить соответствующий протокол заседания данной комиссии, однако до сих пор по данному вопросу комиссия по чрезвычайным ситуациям не создана. Региональная комиссия с учетом полномочий вправе в соответствии с ФЗ «О чрезвычайных ситуациях» принять решение об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации такого уровня. Также, представитель ответчика полагает, что необходимо сделать вывод о конкретных полномочиях и конкретном участии поселения в предупреждении чрезвычайной ситуации. Администрация <адрес> осведомлена о тех полномочиях, которые лежат на собственнике в соответствии с Гражданским кодексом, соответствующим способом Администрация города распорядилась этим имуществом. Данный объект был передан городу в ДД.ММ.ГГГГ. Ранее ГКНС была в собственности Автономного округа, затем она была передана в собственность муниципального района, но владел старой ГКНС на протяжении многих лет Таймырский автономный округ. До этого данный объект находился в государственной собственности РФ, этот объект <данные изъяты>х годов постройки, приходил в негодность постепенно и в <данные изъяты> году, когда данный объект был передан городу, он уже был в непригодном состоянии и тут бремя по содержанию этого имущества возникло у Администрации города внезапно, а не постепенно, поэтому нет в действиях Администрации <адрес> никакой халатности по содержанию этого объекта. Администрация <адрес>, а также городской Совет депутатов, который на тот момент функционировал, не принимали никаких мер в то время для того, чтобы ГКНС поддерживать в нормальном эксплуатационном состоянии. Поэтому причинно-следственной связи между бездействием Администрации <адрес> и тем состоянием, в котором сейчас находится ГКНС, нет. Учитывая сложившуюся ситуацию, представитель ответчика считает необходимым признать бездействие органов местного самоуправления Таймырского района и Правительства Красноярского края, которые, имея информацию о состоянии ГКНС, не приняли никаких мер по предупреждению чрезвычайной ситуации или ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования жизнеобеспечения населения. Администрация города, в соответствии с законом, не уполномочена предупреждать чрезвычайные ситуации, эти полномочия принадлежат другим субъектам публичного права. Неоднократно городской Администрацией отправлялись письма в Администрацию Таймырского муниципального района с просьбой профинансировать из резервного фонда <адрес> ремонтные работы на старой ГКНС, однако, данные письма оставались без ответа. С учетом сложившейся ситуации было принято решение ДД.ММ.ГГГГ провести еще одну комиссию по предупреждению чрезвычайных ситуаций, где был составлен конкретный подробный план действий каждого из лиц в случае возникновения каких-либо внештатных ситуаций, там прописан алгоритм действий каждого человека, куда он пойдет, что будет делать и за какой период времени, то есть это очень подробный план действий. Специалисты ОАО «Таймырбыт» проинформированы об этом плане, также данный план содержит мероприятия по консервации старой ГКНС, Администрация города готова обеспечить ограждение этой конструкции с учетом тех технических особенностей, которые могут возникнуть в связи с промерзанием грунтов. То ограждение, которое планируется возвести, дабы ограничить доступ лиц внутрь здания, позволит даже при обрушении здания предотвратить причинение какого-либо ущерба. Технические моменты, связанные с возведением этого ограждения сейчас обсуждаются и финансирование на это ограждение будет. Учитывая изложенное, представитель ответчика Иванов Д.Е. полагает, что Администрация города провела достаточно мероприятий в рамках своих бюджетных полномочий и полномочий, связанных с предупреждением чрезвычайной ситуации. В настоящее время не существует правового акта, который бы четко разграничивал для каждого уровня публичной власти его действия. Если есть субсидиарная ответственность каждого органа публичной власти, то опять же, данная субсидиарность ничем четко не установлена. Почему речь должна идти о субсидиарной ответственности, если законодателем соответствующие полномочия четко определены при исполнении конкретных уровней публичной власти, субъектам РФ. В данном случае Администрации района были переданы эти полномочия. В соответствии с изложенным, данный иск к Администрации города Дудинка удовлетворению не подлежит.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Открытого акционерного общества «Таймырбыт», Лавыш О.О., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснила, что поддерживает исковые требования прокурора в части бездействия. Как видно никаких действенных мероприятий по восстановлению ГКНС проведено не было. С учетом того, что данное здание было передано ОАО «Таймырбыт» для осуществления жизнедеятельности всего города, данное здание находится в критическом состоянии и создает угрозу не только экологического характера, но еще и угрожает безопасности работающих на данном объекте людей. Однако заявленные требования по проведению необходимых мероприятий по восстановлению старой ГКНС, полагает, необоснованны, так как уже существуют реальные сроки сдачи в эксплуатацию новой ГКНС и с учетом того, что восстановление старой ГКНС влечет за собой немалые финансовые затраты, эти мероприятия на сегодняшний день уже нецелесообразны.

     Выслушав стороны, опросив свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

     В соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения, помимо прочего, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

     Согласно п. 8 ч. 1 ст. 16 Устава «Городского поселения Дудинка», к вопросам местного значения <адрес>, в частности, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах <адрес> (т. 1 л.д. 24).

 Как указано в ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

     Статьёй 7 вышеназванного закона предусмотрено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

     Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №, в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

 В судебном заседании установлено, что городская канализационная насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>). Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.

 На основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес>, Открытому акционерному обществу «Таймырбыт», на праве аренды переданы во временное владение и пользование объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса <адрес>, в том числе и городская канализационная насосная станция по <адрес>. Договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9- 13).

 Как видно из п.п. 2.3.3 и 2.3.5 вышеуказанного договора аренды, арендатор обязуется содержать объекты в полной технической исправности и надлежащем санитарном состоянии в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического надзора, обеспечивать пожарную безопасность и безопасное состояние электропроводки. В течение срока договора поддерживать объекты в надлежащем (рабочем) состоянии, производить текущий ремонт, устранять любые аварийные ситуации (в том числе, если имущество требует проведения капитального ремонта).

 В этой связи, арендатором - ОАО «Таймырбыт», неоднократно проводилось обследование технического состояния несущих и ограждающих конструкций главной канализационной насосной станции, что подтверждается имеющимися в материалах дела комиссионными актами от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28). Как видно из содержания указанных актов комиссии, при осмотре ГКНС выявлено, что динамика раскрытия трещин превышает все нормы, продолжают разрушаться несущие конструкции здания, предельное состояние конструкций по несущей способности сводится к минимуму. По маякам, установленным на несущие и ограждающие конструкции видно, что деформации здания прогрессируют, достигая катастрофического уровня, небезопасного для бесперебойной работы здания ГКНС. Увеличилось горизонтальное смещение несущих стен более чем на <данные изъяты>, отклонение от вертикали составляет более <данные изъяты> см, возрастает крен здания. На внутренних и наружных стенах машинного зала образовались новые трещины, не зафиксированные ранее. Этот факт говорит о том, что процесс разрушения ГКНС ускоряется. На основании изложенного, комиссия пришла к выводу о том, что механические повреждения стен не подлежат восстановлению. При достижении технического состояния здания ГКНС критического уровня устойчивости несущих и ограждающих конструкций, произойдет внезапное обрушение наземной части строения и поперечной несущей стены железобетонного стакана. Как следствие – встроенная трансформаторная подстанция и машинное отделение прекратят своё существование, произойдет остановка перекачивающих насосов. От вынужденного сброса техногенных стоков токсичного характера пострадает экология города. В сложившейся ситуации невозможно поддерживать работоспособность ГКНС без выполнения мероприятий по реконструкции и усилению наземной её части.

 ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии Администрации района по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, на котором ситуация по заключению технического состояния несущих и ограждающих конструкций здания ГКНС признана, как угроза чрезвычайной ситуации в городском поселении Дудинка, что подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 29-31).

 В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии Администрации <адрес> по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, ситуация с состоянием действующей ГКНС также признана угрожающей возникновением чрезвычайной ситуации регионального и федерального масштаба, в связи с высокой вероятностью обрушения конструкций здания действующей ГКНС и как следствие – возможной гибелью людей, аварийным сбросом стоков в реку <данные изъяты> в количестве до <данные изъяты> и с ущербом реке <данные изъяты> в размере <данные изъяты> в год (протокол заседания комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 167-168, т. 1).

 Согласно выводам, изложенным в акте обследования технического состояния конструктивных элементов здания ГКНС от ДД.ММ.ГГГГ, составленном ООО «Творческая мастерская <данные изъяты> <адрес>, деформации здания ГКНС достигли критического состояния, сохраняется тенденция дальнейшего развития. Здание, согласно <данные изъяты> следует отнести к категории «аварийное состояние». Не исключено аварийное обрушение конструкций. Нахождение обслуживающего персонала в здании ГКНС недопустимо (т. 1 л.д. 34-35).

 Также, ООО «Творческая мастерская <данные изъяты>» разработаны мероприятия по снятию аварийного состояния конструктивных элементов здания ГКНС (т. 1 л.д. 51-58), которые включают в себя:

 - установку горизонтальных и вертикальных связей в осях <данные изъяты> обеспечения общей устойчивости здания;

 - выставление стоек по периметру стен подлежащих разборке;

 - установку защитных сеток против обрушения стен при демонтаже плит;

 - бандаж на отметке <данные изъяты> переопереть на проектируемые стойки;

 - разборку кровли;

 - разрезку анкерных стержней между плитами покрытия и анкерных связей с кладкой;

 - разборку кирпичной кладки парапетов по осям <данные изъяты>» до низа плит покрытия;

 - демонтаж плит покрытия;

 - разборку кирпичных стен;

 - восстановление разобранной части здания.

 Указанные выше технические решения, как указано в акте ООО «Творческая мастерская <данные изъяты> обеспечат временную безопасность для жизни и здоровья людей при эксплуатации здания при соблюдении всех требований, предусмотренных рабочими чертежами (разборка части здания, восстановление из быстровозводимых легких конструкций). Длительная эксплуатация здания ГКНС, в связи с продолжающейся деформацией вечномерзлых грунтов, продолжающейся осадкой подземного железобетонного стакана, недопустима (т. 1 л.д. 51 оборотная сторона).

 У суда нет оснований сомневаться в достоверности и объективности представленного прокурором акта обследования технического состояния конструктивных элементов здания ГКНС от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку исследование здания проводилось специалистами на основании визуального обследования и проверочных расчётов.

 Таким образом, изложенные выше обстоятельства дают суду основания полагать, что в случае разрушения, действующее здание ГКНС будет представлять опасность возникновения чрезвычайной ситуации, и как следствие, будет причинен вред населению и окружающей среде.

 Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

 В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

 Ответчиком не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что отсутствуют признаки опасности возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с эксплуатацией здания ГКНС, а также не было представлено доказательств, подтверждающих отсутствие необходимости проведения тех мероприятий по снятию аварийного состояния конструктивных элементов здания ГКНС, которые указаны в акте ООО «Творческая мастерская «<данные изъяты>

     В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что требования истца в части возложения на ответчика обязанности провести мероприятия, направленные на предотвращение обрушения ГКНС, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

 На основании ст. 210 ГК РФ – собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 Также, согласно ст. 616 ГК РФ, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

 Как было указано выше, собственником городской канализационной насосной станции, расположенной по адресу: <адрес>, является Муниципальное образование «Городское поселение Дудинка». ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора аренды № здание ГКНС было передано во временное владение и пользование ОАО «Таймырбыт», в связи с чем, суд полагает, что мероприятия, направленные на предотвращение обрушения ГКНС, должны выполняться Администрацией <адрес>.

 Доводы представителя ответчика – Администрации <адрес> о том, что в настоящее время возложение обязанности выполнить мероприятия, указанные в акте ООО «Творческая мастерская «<данные изъяты> является нецелесообразным, так как в ДД.ММ.ГГГГ будет произведена сдача новой ГКНС, судом не могут быть приняты во внимание, по следующим основаниям.

 Так, из объяснений начальника управления развития инфраструктуры <адрес> ФИО7, опрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля следует, что на сегодняшний день дата сдачи новой ГКНС в эксплуатацию определена ДД.ММ.ГГГГ, однако, стройка это процесс «живой» и уже сейчас есть основания, свидетельствующие о том, что ДД.ММ.ГГГГ основные строительно-монтажные работы будут завершены, также до указанного срока будут проведены пуско-наладочные работы на данном объекте, но в процессе подготовки объекта к сдачи в эксплуатацию появляются такие моменты, которые могут повлиять на то, что ввод объекта в эксплуатацию может быть отсрочен до конца ДД.ММ.ГГГГ года - ДД.ММ.ГГГГ, так как данный объект находится под строительным надзором в службе строительного надзора <адрес>. Это означает, что возникнет необходимость пригласить указанную Службу, провести лабораторные исследования, которые связаны непосредственно с эксплуатацией, необходимо будет взять анализ воды, тепла, освещенности и т.д., кроме этого должны будут приехать специалисты из службы строительного надзора и провести свой контроль и выдать документ, который будет свидетельствовать о том, что действительно, данный объект сделан в соответствии с проектом и готов к вводу в эксплуатацию. Техническая возможность переподключения старой ГКНС на новую без учета оформления соответствующих документов, возможна на конец декабря текущего года. Данный объект очень многоёмкий, самый тяжелый момент на сегодняшний день, связанный с вводом в эксплуатацию новой ГКНС, связан с зимним периодом времени и подключением сетей напорной и самотечной канализации в уже существующие сети, так называемая «переврезка», которая запланирована контрактом, но так как это будет зимний период времени, это может создать дополнительные трудности, это будет сделать очень сложно зимой, но такая задача поставлена, и специалисты должны будут с ней справиться. Все работы на новой ГКНС планировалось закончить еще ДД.ММ.ГГГГ но в связи с поздним финансированием этого сделать не удалось, деньги были выданы только в ДД.ММ.ГГГГ

 Опрошенный в качестве свидетеля главный инженер ОАО «Таймырбыт» ФИО8 пояснил, что работы по вводу в эксплуатацию новой ГКНС практически завершены, осталось провести работы по обработке крестовины и врезаться в действующую канализационную сеть. Врезку в действующую канализационную сеть будет осуществлять ООО «Эколог». Техническая инструкция по эксплуатации новой ГКНС ОАО «Таймырбыт» пока на передавалась, в связи с чем, не представляется возможным пояснить, будет ли ОАО «Таймырбыт» готово эксплуатировать новую ГКНС. Здание старой ГКНС восстановить возможно, но это очень сложно будет сделать технически, так как уже несущая стена здания старой ГКНС дала трещину и к середине здания с северо-восточной стороны идет разрушение. В ДД.ММ.ГГГГ проводились ремонтные работы старой ГКНС, было сделано металлическое укрепление этого здания – одет металлический пояс, который и не дает на сегодняшний день разрушиться зданию. Также свидетель пояснил, что невозможно предсказать, что будет со старым зданием ГКНС, если в ближайшее время по каким-то причинам новая ГКНС не будет введена в эксплуатацию. Весной и осенью происходит разрушение этого здания сильнее, чем летом и зимой и сколько времени оно еще простоит трудно сказать, в любой момент может произойти разрушение этого здания и как поведет себя «стакан» тоже трудно сказать. Чтобы приостановить разрушение здания, необходимо укреплять несущую стену. По мнению ФИО8, такая катастрофическая ситуация с действующим зданием ГКНС сложилась из-за того, что своевременно не был произведен ремонт этого здания.

 Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля главный инженер ООО <данные изъяты>» ФИО9, пояснил, что он участвовал при подготовке акта обследования технического состояния ГКНС и тех проектных рекомендациях, которые были изложены в указанном акте. На момент осмотра внутреннего оборудования здания ГКНС, бандажи стояли, на тот момент было принято решение снести часть от машинного зала и поставить металлический каркас, были сложности с переносом электрооборудования. В настоящее время, проведение каких-либо мероприятий, направленных на защиту оборудования, находящегося внутри здания ГКНС и не связанных с теми рекомендациями, которые были указаны в проекте, зависит от того срока, в который необходимо это сделать. В последний раз, когда ФИО9 был на указанном объекте, подвижек кровельной панели не было, то есть они лежали нормально, без видимых смещений. Часть стены подвержена сильной деформации и этот угол опасный, в этом же месте находится монтажный проем, там можно положить металлическую раму или обложить его кладкой. Над помещением машинного зала ситуация не изменилась. Если поставить какие-либо металлические сварные конструкции над оборудованием, то данный вид работы будет менее затратным, чем было указано в проекте и такие конструкции смогут защитить от повреждения оборудование. Каких-либо противоаварийных мероприятий в проекте предусмотрено не было. Также, по мнению ФИО9, требуется ежедневное наблюдение за состоянием здания, технический персонал должен отслеживать технические деформации оборудования. Вообще, период эксплуатации здания возможен до одного года. Если не учитывать сроки выполнения тех мероприятий, которые указаны в проекте, их все можно выполнить, после чего эксплуатировать здание, но уже не в аварийном состоянии, а в ограниченно работоспособном режиме.

 Анализируя показания свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9, суд отмечает, что, несмотря на то обстоятельство, что срок сдачи новой ГКНС в эксплуатацию определен ДД.ММ.ГГГГ, существует вероятность того, что ввод объекта в эксплуатацию может быть отсрочен на неопределенный срок. В то же время, возможность разрушения старой ГКНС и опасность возникновения в связи с этим чрезвычайной ситуации, строительство новой ГКНС не исключает.

 Пояснения свидетеля ФИО9 о том, что в монтажном проеме ГКНС можно положить металлическую раму или обложить его кладкой, судом не могут быть приняты во внимание, так как других доказательств, свидетельствующих о том, что данные работы исключат возможность обрушения ГКНС, суду не представлено, в то время, как совокупность других доказательств, содержащихся в материалах дела свидетельствует о том, что для предотвращения обрушения ГКНС требуется целый комплекс мероприятий.

 Также, суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что проведение мероприятий, указанных в акте ООО <данные изъяты> направленных на предотвращение обрушения ГКНС, требует значительных финансовых затрат, по тем основаниям, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № № не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности по предотвращению мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации ввиду отсутствия финансовых средств.

 В то же время суд считает, что основания для признания незаконным бездействия ответчика – Администрации <адрес> отсутствуют, так как из материалов дела видно, что Администрацией <адрес> неоднократно проводились заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, на которых обсуждался вопрос о состоянии действующей ГКНС, предлагались мероприятия, направленные на минимизацию возможных негативных последствий в случае обрушения здания ГКНС (л.д. 68-69, 70-71, 72), неоднократно направлялись информационные письма об ухудшении состояния ГКНС в адрес руководителя Администрации Таймырского района, Министра ЖКХ Красноярского края, начальника Управления по делам ГО и ЧС Таймырского района, заместителя Губернатора края – заместителя председателя Правительства края, председателя краевой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (<данные изъяты>). Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> разработан и утвержден план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера на ГКНС, связанных с разрушением конструктивных элементов здания (т<данные изъяты> Опрошенный в судебном заседании свидетель ФИО8 также пояснил, что Администрация города выделяла денежные средства и приглашала проектировщиков, после чего в ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Таймырбыт» нанимало подрядчиков, которые делали металлический пояс вокруг здания старой ГКНС. Благодаря этому металлическому поясу и держится в настоящее время здание, и если бы этой стяжки не было, здание уже давно бы разрушилось.

 Вышеизложенное, свидетельствует о том, что Администрацией <адрес> принимались меры к предотвращению обрушения ГКНС и возникновения чрезвычайной ситуации, однако, по мнению суда, объём данных мер был недостаточным, в связи с чем, имеется необходимость возложить обязанность на Администрацию <адрес> дополнительно провести те мероприятия, направленные на предотвращение обрушения ГКНС, которые указаны в акте ОАО «<данные изъяты>

 Также, суд находит возможным увеличить срок для исполнения требований, указанных в исковом заявлении на четыре месяца, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, так как из объяснения главного инженера ОАО <данные изъяты>» ФИО9 следует, что за ДД.ММ.ГГГГ выполнить те мероприятия, которые указаны в проекте 2011 года невозможно, потому что много времени займет снос трансформатора и монтажные работы. При интенсивном труде, если есть в наличии весь материал, не меньше месяца займет только строительная часть, плюс еще работы с электрооборудованием. В целом, работы могут занять около ДД.ММ.ГГГГ

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Требования исполняющего обязанности прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района удовлетворить частично.

 Обязать Администрацию города Дудинки в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия, направленные на предотвращение обрушения городской канализационной станции, а именно:

 - установку горизонтальных и вертикальных связей в осях <данные изъяты> для обеспечения общей устойчивости здания;

 - выставление стоек по периметру стен подлежащих разборке;

 - установку защитных сеток против обрушения стен при демонтаже плит;

 - бандаж на отметке <данные изъяты> переопереть на проектируемые стойки;

 - разборку кровли;

 - разрезку анкерных стержней между плитами покрытия и анкерных связей с кладкой;

 - разборку кирпичной кладки парапетов по осям «<данные изъяты> до низа плит покрытия;

 - демонтаж плит покрытия;

 - разборку кирпичных стен;

 - восстановление разобранной части здания.

 В удовлетворении остальной части требований отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

 Судья А.В. Васильев