ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-753/2013 от 31.07.2013 Арсеньевского городского суда (Приморский край)

Гражданское дело №2-753/2013Р Е Ш Е Н И Е  Именем Российской Федерации

 г. Арсеньев 31 июля 2013 года

 Арсеньевский городской суд Приморского края в составе:

 председательствующего судьи Милицина А.В.

 при секретаре Немчиновой С.В.,

 с участием истцов Мега В.Я., Митрофанова А.С., Колтуновой Н.М., Кравцовой О.В.,

 представителей ответчика администрации Арсеньевского городского округа Сидоренко О.С. и Лукьянчук Л.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Мега В.Я. Митрофанова А.С., Колтуновой Н.М., Кравцовой О.В. к администрации Арсеньевского городского округа об оспаривании проекта межевания территории,

 у с т а н о в и л:

 Истцы обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указали, что они являются собственниками жилых помещений в многоквартирных домах №92, №94, №96, №98/1, по ул. Октябрьская в г. Арсеньеве Приморского края. В 2011 году администрацией Арсеньевского городского округа проведено межевании земельных участков и подготовлен проект межевания территории Арсеньевского городского округа в границах улиц Октябрьская, 9 Мая, Ленинская, который нарушает их права как собственников жилых помещений в многоквартирных домах.

 В нарушение земельного законодательства границы земельных участков изломаны, каждый земельный участок вклинивается в другой, уменьшена общая площадь землепользования домов.

 Просили признать недействительным проект межевания территории в Арсеньевском городском округе в границах улиц Октябрьская, 9 Мая, Ленинская; обязать администрацию Арсеньевского городского округа привести в соответствие с действующим законодательством проект межевания территории в Арсеньевском городском округе в границах улиц Октябрьская, 9 Мая, Ленинская и выделить следующим жилым домам придомовой территории площадью: Октябрьская, 92 – 3954 кв.м.; Октябрьской, 94 – 3948 кв.м.; Октябрьская, 96 – 3887 кв.м.; Октябрьская, 98/1 – 10891 кв.м.

 В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Полагали, что ответчик имеет возможность выделить указанным домам при межевании большую площадь, чем указано в проекте межевания. В дополнение Мега В.Я. уточнил, что нарушения администрации Арсеньевского городского округа заключаются и в том, что в отношении домов №92, №94, № 96 по ул. Октябрьской публичные слушания не проводились, а представители этих домов не приглашались для участия в публичных слушаниях. Представитель дома №98/1 по ул. Октябрьской присутствовал при проведении публичных слушаний, выражал свое несогласие, но его замечания не были учтены. Публичные слушания полагает несостоятельными. За счет уменьшения придомовой территории дома №98/1 по ул. Октябрьская ответчик выделяет территорию под строительство нового дома. Полагает, что ответчик собирается строить новый дом на территории дома №98/1.

 Представители ответчика Сидоренко О.С. и Лукьянчук Л.А. иск не признали, в обоснование возражений пояснили о том, что о проведении публичных слушаний истцы были проинформированы через газету, а также через депутатов округов и управляющие компании. В газете «Деловой Восход» №11 был опубликован проект межевания, а в газете «Восход» были опубликованы приглашения на публичные слушания. Оспариваемый истцами проект межевания территорий содержит размеры земельных участков в границах застроенных территорий с учетом фактического землепользования, градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Размеры границ земельных участков для эксплуатации жилых домов определены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, в том числе в соответствии с Приказом Минземстроя РФ от 26.08.1998 года N 59 "Об утверждении методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах". При расчете площадей земельных участков учитывалась общая площадь жилых помещений в домах, этажность, год постройки домов.

 Пункт 3.8 названного приказа предусматривает случаи, когда, в силу объективных причин, фактические размеры предоставляемых земельных участков, могут быть меньше нормативных, в том числе, в случае необходимости обеспечения в зоне плотной застройки интересов владельцев расположенных на смежных участках зданий, строений и сооружений, социально-экономического и градостроительного развития Арсеньевского городского округа.

 Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного иска и признания проекта межевания территорий недействительным.

 Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

 В силу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

 Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).

 Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

 В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

 Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

 Установлено, что земельные участки в границах домов 92, 94, 96, 98/1 по ул. Октябрьской в г. Арсеньеве не сформированы.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции, действовавшей по состоянию на 2005 год – постановка земельных участков на кадастровый учет) земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

 Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

 Статья 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" предусматривает определенный перечень основных сведений о земельном участке, которые в обязательном порядке должны отражаться в Едином государственном реестре земель: кадастровый номер; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

 Из пункта 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, следует, что кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 По смыслу приведенных положений конкретный земельный участок считается сформированным и, как следствие, является объектом прав с точки зрения гражданского оборота, если в его отношении проведен государственный кадастровый учет путем присвоения идентифицирующих характеристик.

 В силу статьи 11.1 действующего Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

 К уникальным характеристикам земельного участка Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" относит местоположение границ земельного участка, которые устанавливаются посредством определения координат характерных точек таких границ.

 Таким образом, земельный участок считается сформированным, если в его отношении проведен государственный кадастровый учет.

 В кадастровых выписках земельных участков 92, 94, 96, 98/1 по ул. Октябрьской в г. Арсеньеве отсутствуют сведения, позволяющие определенно установить их характеристики, земельные участки не индивидуализированы, их границы не установлены, то есть земельные участки считаются несформированными.

 При таких обстоятельствах истцы в настоящее время вправе владеть и пользоваться земельными участками только в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирных домов, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

 Поэтому доводы истца Мега В.Я. о том, что ответчиком принято решение о строительстве нового дома, на земельном участке, принадлежащем собственникам помещений в многоквартирном дома №98/1 по ул. Октябрьская в г. Арсеньеве, является несостоятельными, а в силу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" истцы не вправе распоряжаться землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.

 Согласно п.п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

 Частью 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

 Частью 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

 Частью 2 ст. 6 ФЗ РФ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определено, до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 Согласно ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (ч. 2).

 Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (ч. 4).

 Действующими на территории Арсеньевского городского округа Правилами землепользования и застройки части территории Арсеньевского городского округа, утвержденными муниципальным правовым актом Думы Арсеньевского городского округа от 01.06.2010 №25-МПА, также предусмотрено, что при подготовке и согласовании проекта градостроительного плана земельного участка в составе проекта межевания должны учитываться требования градостроительного законодательства: характер фактически сложившегося землепользования на неразделенной на земельные участки застроенной территории; минимальные размеры земельных участков, определяемые в соответствии с градостроительными нормативами, действовавшими на период застройки территории; необходимость обеспечения проходов, проездов, условий безопасности и возможности обслуживания инженерно-технических коммуникаций и объектов, достигаемая путем фиксации в проекте градостроительного плана земельного участка границ зон действия публичных сервитутов; права третьих лиц, которые не могут быть ущемлены в результате установления на местности границ земельных участков (в том числе путем установления ограждений) (п. 4 ст. 18).

 Земельные участки подготавливаются и формируются по процедурам, установленным градостроительным, земельным законодательством, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами Арсеньевского городского округа для формирования земельных участков многоквартирных домов на неразделенных на земельные участки территориях по инициативе собственников жилых помещений, администрации Арсеньевского городского округа - в порядке, определенном статьей 18 настоящих Правил (п.п. 2 ч. 1 ст. 11).

 Согласно пункту 43.3 (Градостроительные регламенты. Жилые зоны. Ж2 - зона смешанной малоэтажной жилой застройки) до 08.02.2011 г. - минимальная площадь участка жилого дома определялась из расчета 23,7 кв. м. на чел., а после февраля 2012 года предельные минимальные площади земельных участков для многоквартирных домов установлены следующие: с жилой площадью до 1000 кв. м - 750 кв. м; жилой площадью от 1000 до 2000 кв. м - 1500 кв. м; с жилой площадью от 2000 до 3500 кв. м - 2000 кв. м; с жилой площадью до 3500 до 7000 кв. м - 3000 кв. м; с жилой площадью от 7000 кв. м - 4000 кв. м.

 Ранее, до 24 октября 2009 г., действовало Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах" (в последней ред. от 21 августа 2000 г.), которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 834. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1223 был издан Приказ Минземстроя России от 26 августа 1998 г. N 59 "Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах".

 Пункт 3.8 названного приказа предусматривает случаи, когда, в силу объективных причин, фактические размеры предоставляемых земельных участков, могут быть меньше нормативных, в том числе, в случае необходимости обеспечения в зоне плотной застройки интересов владельцев расположенных на смежных участках зданий, строений и сооружений, социально-экономического и градостроительного развития Арсеньевского городского округа.

 Из пояснений представителя ответчика Лукьянчук Л.А. следует, что при подготовке оспариваемого проекта межевания территории она руководствовалась указанными методическими рекомендациями, что суд находит не противоречащим закону, так как Методические рекомендации Минземстроя по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, подлежат применению и в настоящее время постольку, поскольку не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.

 Таким образом, из системного толкования ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, части 1 статьи 16 Вводного закона, Правил землепользования и застройки части территории Арсеньевского городского округа, Методических рекомендаций Минземстроя по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах следует, что в силу объективных причин, фактические размеры предоставляемых в порядке ст. 16 Вводного закона земельных участков, могут быть меньше нормативных, в том числе, в случае необходимости обеспечения в зоне плотной застройки интересов владельцев расположенных на смежных участках зданий, строений и сооружений, социально-экономического и градостроительного развития Арсеньевского городского округа.

 Согласно положений п. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

 Постановлением администрации Арсеньевского городского округа от 11.04.2011 г. N212-па "О назначении публичных слушаний по вопросам: «Проект межевания территории в Арсеньевском городском округе в границах улиц Октябрьская, 9 Мая, Ленинская»…» в соответствии со статьями 43, 46 Градостроительного кодекса РФ, решением Думы Арсеньевского городского округа от 27 октября 2004 года №179 «Об утверждении Положения «О публичных слушаниях в г. Арсеньеве», Уставом Арсеньевского городского округа, принято решение о назначении на
28 апреля 2011 года в 11 часов в малом зале администрации публичных слушаний по проекту межевания территории Арсеньевского городского округа в границах улиц Октябрьская, 9 Мая, Ленинская, утвержден состав оргкомитета по проведению публичных слушаний. Постановление опубликовано в газете «Восход» №41 (9810) 14.04.2011 г., а проект межевания территории опубликован в газете «Деловой Восход» №11 (151), на что обращено внимание населения Арсеньевского городского округа на последней странице газеты «Восход» №41.

 Согласно протоколу от 28.04.2011 г. публичные слушания признаны состоявшимися.

 Постановлением администрации Арсеньевского городского округа от 10.05.2011 г. №291-па «Об утверждении проекта межевания территории в Арсеньевском городском округе в границах улиц Октябрьская, 9 Мая, Ленинская…» проект межевания территории Арсеньевского городского округа в границах улиц Октябрьская, 9 Мая, Ленинская утвержден. Экспликацией жилых многоквартирных зданий с проектируемыми и утвержденными границами земельных участков (Таблица №1) предусмотрено формирование земельных участков по ул. Октябрьская следующих многоквартирных зданий в следующих размерах: д. 92 – 3658 кв.м.; д. 94 – 2773 кв.м.; д. 95 – 3386 кв.м.; д. 98 – 8564 кв.м. Данное постановление опубликовано 12.05.2011 г. в газете «Восход» № 52 (9821).

 Поэтому доводы истцов о том, что они не были уведомлены о проведении публичных слушаний и не имели возможности внести предложения по оспариваемому проекту межевания территории не нашли своего подтверждения. Кроме этого ст. 61 Устава Арсеньевского городского округа установлено, что правовые акты Думы городского округа, главы администрации городского округа, Контрольно-счетной палаты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Восход", газете "Бизнес-Арс", "Сборнике муниципальных правовых актов Арсеньевского городского округа". Этот порядок ответчиком соблюден.

 Реализовать свое право на внесение замечаний и предложений по доработке проекта межевания территории истцы имели возможность и в течение 7 дней после проведения публичных слушаний.

 Наряду с изложенным, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, а окончательное решение об утверждении межевания в границах, по возможности максимально соблюдающих интересы всех заинтересованных лиц, принадлежит уполномоченному органу власти.

 Доводы истцов о неверном расчете площадей землепользования несостоятелен, поскольку установлено, что каждая сторона в своих расчетах руководствовались Методическими указаниями по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26.08.1998 N 59, но при этом истцами не были приняты во внимание приведенные выше положения Градостроительного кодекса РФ и Вводного закона, Жилищного кодекса РФ и Вводного закона о том, что фактические размеры предоставляемых в порядке ст. 16 Вводного закона земельных участков, могут быть меньше нормативных, с учетом фактического землепользования в том числе, в случае необходимости обеспечения в зоне плотной застройки интересов владельцев расположенных на смежных участках зданий, строений и сооружений, социально-экономического и градостроительного развития Арсеньевского городского округа.

 Не состоятельными суд находит и доводы истцов о нарушении
ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ в силу неправильного толкования данной нормы закона, так как образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим недостаткам только тогда, когда они препятствуют рациональному и разрешенному использованию, охране земель, а также нарушают требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

 Границы земельных участков истцов, предусмотренные оспариваемым проектом межевания территории, не препятствуют рациональному и разрешенному использованию, охране земель и не противоречат закону. Как указано выше в силу ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий предусмотрены проектом межевания территорий с учетом фактического землепользования. Дом 92 построен в 1990 году, дома 94 и 96 в 1989 году, дом 98/1 в 1991 году. Границы домов предусмотрены проектом с учетом размещения домов относительно друг друга, прохождения красных линий, расположения проездов между домами, инженерных коммуникаций.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

 В удовлетворении иска Мега В.Я., Митрофанова А.С., Колтуновой Н.М., Кравцовой О.В. к администрации Арсеньевского городского округа о признании недействительным проекта межевания территории в Арсеньевском городском округе в границах улиц Октябрьская, 9 Мая, Ленинская, отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

 Судья А.В. Милицин

     Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2013 года.