ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2018 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,
при секретаре Ефимовой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-753/2018 по иску прокурора г. Братска Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации к ФИО1, Обществу с ограниченной ответственностью «СтройСпецГрупп» об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, прекращении трудового договора,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Братска Иркутской области обратился в суд с иском к ответчикам ФИО1, Обществу с ограниченной ответственностью «СтройСпецГрупп» (далее – ООО «СтройСпецГрупп») в котором просит признать трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ*** между ООО «СтройСпецГрупп» и ФИО1 заключенным с нарушением требований законодательства о противодействии коррупции; возложить на ООО «СтройСпецГрупп» обязанность прекратить трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ***, заключенный между ООО «СтройСпецГрупп» в лице генерального директора Ю.С.Т. и ФИО1
В обоснование исковых требований прокурор г. Братска указал, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ замещал должность советника регионального отдела государственного строительного надзора Службы государственного строительного надзора Иркутской области. 03.02.2017 служебный контракт с ФИО1. расторгнут, ФИО1 освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по собственной инициативе.
01.06.2017 между генеральным директором в ООО «СтройСпецГрупп» Ю.С.Т. и ФИО1 был заключен трудовой договор *** о работе ФИО1. в ООО «СтройСпецГрупп» в должности начальника производственно-технического отдела на неопределенный срок. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ*** ФИО1 принят на работу в ООО «СтройСпецГрупп» на указанную должность.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Должностные обязанности ФИО1. в ООО «СтройСпецГрупп» входят в предмет государственного строительного надзора, осуществляемого Службой государственного строительного надзора Иркутской области.
Кроме того, ФИО1 осуществлял государственный строительный надзор в отношении объектов капитального строительства ООО «СтройСпецГрупп». В настоящее время застройщиком ООО «СтройСпецГрупп» осуществляется строительство объектов капитального строительства - многоквартирных жилых домов, находящихся по адресам: <...> а» (3 дома), ул. Котельная, 5, 7, 9, 11, при строительстве которых Службой осуществляется государственный строительный надзор.
Вместе с тем, обращение ФИО1, замещавшего в Службе должность государственной гражданской службы Иркутской области, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, в течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы <адрес> в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих службы государственного строительного надзора <адрес> и урегулированию конфликта интересов не поступало.
2 ноября 2017 года в отдел кадровой и организационной работы Службы государственного строительного надзора поступило уведомление ООО «СтройСпецГрупп» о заключении с ФИО1, замещавшим должность государственной гражданской службы Иркутской области советника регионального отдела государственного строительного надзора в Службе, 01.06.2017 трудового договора на неопределенный срок.
Полагает данный договор является незаконным и подлежит прекращению.
Несоблюдение требований антикоррупционного законодательства нарушает интересы Российской Федерации.
В судебное заседание помощник прокурора г. Братска Пащенко В.П. заявленные исковые требования поддержала, просила признать трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ*** между ООО «СтройСпецГрупп» и ФИО1 заключенным с нарушением требований законодательства о противодействии коррупции; возложить на ООО «СтройСпецГрупп» обязанность прекратить трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ***, заключенный между ООО «СтройСпецГрупп» в лице генерального директора Ю.С.Т. и ФИО1
В судебное заседание ответчики ФИО1, ООО «СтройСпецГрупп» не явились, будучи надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела, либо о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, возражений по иску не представили.
С учетом мнения истца, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства, о чем судом вынесено определение.
Выслушав помощника прокурора, изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что заявленный иск подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.07,2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в п. 3.1 ст. 17 содержит аналогичные положения, в силу которых гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
При этом указанная комиссия, оценив конкретные обстоятельства, может дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой организации либо отказать в получении такого согласия (пункты 16, 24 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Проверка соблюдения гражданином, указанным в ч. 1 настоящей статьи, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» в п. 1 установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в разделе I или разделе II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделе III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы:
а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821;
б) обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 №557.
Указанный перечень включает в себя 3 раздела: должности федеральной государственной гражданской службы, должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов, другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Кроме того, в п. 2 Указа от 18.05.2009 № 557 Президентом РФ поручено руководителям федеральных государственных органов утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о дюходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Таким образом, исходя из положений вышеназванных нормативных правовых актов, согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство государственного гражданского служащего необходимо при наличии двух условий: упоминание должности служащего в перечне, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и выполнение служащим функций государственного управления организацией, в которую он планирует трудоустраиваться.
Анализируя и оценивая представленные суду доказательства в совокупности, которые суд принимает, так как они являются относимыми и допустимыми, и содержат обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного дела, суд находит достоверно установленным, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ замещал должность советника регионального отдела государственного строительного надзора Службы государственного строительного надзора Иркутской области. С 03.02.2017 служебный контракт с ФИО1. расторгнут, ФИО1. освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по собственной инициативе.
Должность советника регионального отдела государственного строительного надзора Службы включена в Перечень должностей государственной гражданской службы Иркутской области в службе государственного строительного надзора Иркутской области, в случае замещения которых гражданин в течение двух лет после увольнения с областной государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих службы государственного строительного надзора Иркутской области и урегулированию конфликта интересов, и обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы, утвержденный приказом Службы от 20 апреля 2015 года № 005-спр.
В соответствии с должностным регламентом в должностные обязанности советника регионального отдела государственного строительного надзора Службы входили обязанности осуществлять государственный строительный надзор за соответствием выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; осуществлять государственный строительный надзор в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством и правовыми актами Службы, объектов капитального строительства на территории надзора Иркутской области на территории города Братска, Братского района, Нижнеилимского района, города Усть-Илимска, Усть-Илимского района, города Усть-Кута, Усть-Кутского района, города Тайшет, Тайшетского района, Чунского района, города Тулу на, Тулунского района, города Нежнеудинска, Нижнеудинского района.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Кодекса строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, все мероприятия, которые осуществляются в рамках строительного контроля, взаимосвязаны с полномочиями Службы, которые осуществляются в рамках государственного строительного надзора. В том числе, Служба наделена полномочиями по привлечению виновных лиц к административной ответственности за ненадлежащее осуществление строительного контроля.
В период своей служебной деятельности ФИО1. был ознакомлен с приказом Службы «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Иркутской области в службе государственного строительного надзора Иркутской области, в случае замещения которых гражданин в течение двух лет после увольнения с областной государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих службы государственного строительного надзора Иркутской области и урегулированию конфликта интересов, и обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы» от 20 апреля 2015 года № 005-спр.
Как следует из материалов дела, 01.06.2017 года между генеральным директором ООО «СтройСпецГрупп» и ФИО1 был заключен трудовой договор *** о работе ФИО1. в ООО «СтройСпецГрупп» в должности начальника производственно-технического отдела на неопределенный срок, что также подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ***
Трудовым договором к должностным обязанностям ФИО1 отнесены: организация входного контроля проектной документации объектов капитального строительства; оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов.
При указанных обстоятельствах, суд находит установленным, что должностные обязанности ФИО1. в ООО «СтройСпецГрупп» входят в предмет государственного строительного надзора, осуществляемого Службой.
Кроме того, как установлено судом из распоряжений Службы от ДД.ММ.ГГГГ***, ***, *** ФИО1, при замещении должности советника регионального отдела государственного строительного надзора осуществлял государственный строительный надзор в отношении объектов капитального строительства ООО «СтройСпецГрупп».
При этом, в настоящее время застройщиком ООО «СтройСпецГрупп» осуществляется строительство объектов капитального строительства - многоквартирных жилых домов, находящихся по адресам: <...> а» (3 дома), ул. Котельная, 5, 7, 9, 11, при строительстве которых Службой осуществляется государственный строительный надзор.
В целях реализации основных принципов противодействия коррупции - законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер (статья 3 Федерального закона "О противодействии коррупции") - в нормативных правовых актах установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора. В частности, в части 3.1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", части первой статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и подпункте "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрена возможность заключения бывшим государственным или муниципальным служащим такого договора с организациями, отдельные функции по государственному управлению которыми входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Установление данного правила направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, ориентировано на обеспечение безопасности государства.
Вместе с тем, как следует из протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Службы государственного строительного надзора Иркутской области и урегулированию конфликтов интересов от 18.12.2017 обращение ФИО1., замещавшего в Службе должность государственной гражданской службы Иркутской области, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, в течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы Иркутской области в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих службы государственного строительного надзора Иркутской области и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия) не поступало.
Исходя из анализа приведенных выше норм закона, суд приходит к выводу, что трудовой договор *** от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «СтройСпецГрупп» заключен с нарушением требований ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, что влечет прекращение заключенного ответчиками трудового договора по основаниям п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233, 234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Братска Иркутской области удовлетворить.
Признать трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ*** между Обществом с ограниченной ответственностью «СтройСпецГрупп» и ФИО1 заключенным с нарушением требований законодательства о противодействии коррупции.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «СтройСпецГрупп» обязанность прекратить трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ***, заключенный между Обществом с ограниченной ответственностью «СтройСпецГрупп» в лице генерального директора Ю.С.Т. и ФИО1.
Ответчик вправе подать в Братский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.М.Шаламова