ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7544/2017 от 18.01.2018 Невского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-981/2018 18 января 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Игумновой Е.Ю.,

с участием прокурора Новоселовой Е.А.,

при секретаре Ворончихиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Невского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Невского района Санкт-Петербурга обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет на интернет-сайте с адресами http://www.eskargo.ru/ и http://www.spanishshop.ru/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обосновании иска указано, что Прокуратурой Невского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей сведения о поставке и реализации на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского Союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, и которые до 31 декабря 2018 года (включительно) запрещены к ввозу в РФ, в результате которой было выявлено, что на интернет-страницах http://www.eskargo.ru/ и http://www.spanishshop.ru/ размещены сведения о дистанционной продаже на территории РФ продовольствия (мясо крупного рогатого скота, мясо сушенное или копченное, сыры), странами происхождения которого являются члены Европейского союза Королевство Испания и Итальянская Республика, и которые до 31 декабря 2018 года (включительно) запрещено к ввозу в РФ.

Ссылаясь на Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 30.12.2006 года № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах», прокурор просит суд признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет на странице с указанным адресом, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Помощник прокурора Новоселова Е.А. в судебное заседание явилась, заявление поддержала.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав прокурора, оценив представленные по делу доказательства, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Невского района Санкт-Петербурга проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей сведения о дистанционной продаже на территории РФ продовольствия (мясо крупного рогатого скота, мясо сушенное или копченное, сыры), странами происхождения которого являются члены Европейского союза Королевство Испания и Итальянская Республика, и которые до 31 декабря 2018 года (включительно) запрещено к ввозу в РФ. Согласно акту проверки прокуратуры Невского района Санкт-Петербурга в сети Интернет на интернет-сайтах с адресами http://www.eskargo.ru/ и http://www.spanishshop.ru/ размещены сведения о дистанционной продаже указанных выше продовольственных товаров, странами происхождения которых являются члены Европейского союза Королевство Испания и Итальянская Республика и которые до 31 декабря 2018 года (включительно) запрещены к ввозу в РФ. На сайте размещен каталог продукции с указанием цены, способа доставки. Посещение сайта свободно для всех без исключения граждан.

В соответствии с ч.2 ст.1, ч.ч.1-4 ст.3, ч.ч.1,3 ст.4, ч.1 ст.5 ФЗ от 30.12.2006 года №281 ФЗ « О специальных экономических мерах» специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности РФ и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан.

К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены на:

1) приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;

2) запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление;

3) запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление;

4) прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

5) изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;

6) запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;

7) установление ограничений на осуществление туристской деятельности;

8) запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.

Реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.

Ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, связанных с реализацией специальных экономических мер, определяется федеральными законами

Решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении.

Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений. В случае, если реализация специальных экономических мер требует решения Центрального банка Российской Федерации, то запрет совершения и (или) обязанность совершения действий и иные ограничения устанавливаются Центральным банком Российской Федерации во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.

Срок применения специальных экономических мер устанавливается Президентом Российской Федерации.

Согласно п.1 указан Президента РФ от 06.08.2014 года №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

В силу п.1 Указа Президента РФ от 29.06.2016 года « О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных п.1 Указа №560, продлено по 31.12.2017 года, а п.1 Указа Президента РФ от 30.06.2017 года № 2936 действие продлено с 01.01. по 31.12.2018 года.

В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 07.08.2014 года №778 « О мерах по реализации указов Президента РФ от 06.08.2014 года №560, от 24.06.2015 года №320 и от 29.06.2016 года №305 до 31.12.2018 года (включительно) введен запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению. При этом в отношении Украины указанный запрет применяется с 1 января 2016 г.

Приложение к Постановлению №778 содержит перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые до 31 декабря 2018 г. (включительно) запрещены к ввозу в РФ, а именно мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное, мясо крупного рогатого скота, замороженное, свинина свежая, охлажденная или замороженная, мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое, живая рыба (за исключением мальков лосося атлантического (Salmo salar), мальков форели (Salmo trutta), мальков форели (Oncorhynchus mykiss), мальков камбалы-тюрбо (Psetta maxima), мальков лаврака обыкновенного (Dicentrarchus labrax), живой декоративной рыбы), рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные (за исключением молоди (спата) устриц, молоди (спата) мидий, молоди белоногой креветки (Litopenaeus vannamei), молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания), овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды (за исключением картофеля семенного, лука-севка, кукурузы сахарной гибридной для посева, гороха для посева), фрукты и орехи, колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе, пищевые или готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5 мас.% или более молочного жира.

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 29.07.2015 года №391 « Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности РФ» ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (далее - товары), подлежат уничтожению с 6 августа 2015 г.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пункт 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установил, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основанием для включения в реестр сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть Интернет в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе, путем признания её судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов.

Судом установлено, что в сети Интернет на страницах http://www.eskargo.ru/ и http://www.spanishshop.ru/ размещена информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации. Данная информация подрывает авторитет Российской Федерации, а также основы нравственности граждан России, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации, в связи с чем, подлежит ограничению. На указанной странице предлагаются услуги по дистанционной продаже на территории РФ продовольствия (мясо крупного рогатого скота, мясо сушенное или копченное, сыры), странами происхождения которого являться члены Европейского союза Королевство Испания и Итальянская Республика, и которые до 31 декабря 2018 года (включительно) запрещено к ввозу в РФ. Посещение сайта свободно для всех без исключения граждан.

Таким образом, учитывая вышеизложенное и обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что требования Прокурора Невского района Санкт-Петербурга подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Невского района Санкт-Петербурга удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет на сайтах http://www.eskargo.ru/ и http://www.spanishshop.ru/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сетевых адресов http://www.eskargo.ru/ и http://www.spanishshop.ru/ в единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Решение в окончательной форме принято 18 января 2018 года.