Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2019 года пос. ж.д. ст. ФИО1
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Севостьянова А.А., при секретаре Загидуллиной Г.И.,
с участием представителя истца помощника прокурора ВысокоГ.Г.<адрес> Республики Татарстан ФИО2,
представителя ответчика Исполнительного комитета ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан по доверенности ФИО3, третьего лица - главного специалиста отдела строительства, архитектуры и ЖХК Исполнительного комитета ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ВысокоГ.Г.<адрес> Республики Татарстан, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Высокогорский муниципальный район
Республики Татарстан», к Тома Н. Л., Исполнительному комитету ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан о признании незаконной выдачу разрешения на строительство жилого дома, запрете осуществлять строительные работы до устранения нарушений градостроительного законодательства,
установил:
прокурор ВысокоГ.Г.<адрес> Республики Татарстан, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Высокогорский муниципальный район
Республики Татарстан», обратился в Высокогорский районный суд Республики Татарстан с вышеназванным иском к Тома Н.Л., Исполнительному комитету ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан, в обоснование указав следующее.
Прокуратурой ВысокоГ.Г.<адрес> в связи с рассмотрением коллективного обращения граждан по вопросу законности возведения объекта недвижимости по адресу: <адрес>, пос. ж/д ст. ФИО1 ВысокоГ.Г.<адрес> Республики Татарстан проведена проверка соблюдения Исполнительным комитетом ВысокоГ.Г. муниципального района
Республики Татарстан градостроительного законодательства при выдаче
2
разрешения на строительство, а также соблюдения Правил землепользования и застройки.
В ходе проверки установлено, что главным специалистом отдела строительства, архитектуры и ЖКХ Исполнительного комитета ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан ФИО5ДД.ММ.ГГГГ за исх. № выдано разрешение Тома Н. Л. на строительство блокированного жилого дома количеством 6 блоков на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, пос. ж/д ст. ФИО1, <адрес>.
При этом, как отмечает истец, согласно эскизному проекту площадь застройки (возводимого объекта недвижимости) составляет 311 кв.м., а площадь земельного участка с кадастровым номером № собственником которого является Тома Н.Л., на момент выдачи разрешения на строительство (ДД.ММ.ГГГГ) составляла 714 кв.м.
На момент подачи настоящего искового заявления площадь земельного участка с кадастровым номером № согласно сведениям публичной кадастровой карты составляет 785 кв.м, дата последних изменений в ГКН - ДД.ММ.ГГГГ, то есть площадь земельного участка фактически увеличилась в результате уточнения границ земельного участка.
Согласно правоустанавливающим документам данный земельный участок отнесен к категории «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «блокированная жилая застройка».
Земельный участок с кадастровым номером № согласно Правилам землепользования и застройки Красносельского сельского поселения ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан входит в зону Ж2 - зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки, что также подтверждается объяснениями главного специалиста отдела строительства, архитектуры и ЖКХ исполнительного комитета ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан ФИО5
В соответствии с п. 2 ст. 25 Правил землепользования и застройки Красносельского сельского поселения минимальный размер земельного участка под строительство блокированного жилого дома составляет 300 кв.м., максимальный - 1000 кв.м. При этом процент застройки (площадь застройки) должна составлять не более 30 % от площади земельного участка.
Согласно разрешению на строительство блокированного жилого дома за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь застройки составляет 311 кв.м., площадь земельного участка составляет 714 кв.м.
Таким образом, как полагает прокурор, при выдаче разрешения за исх. № на строительство блокированного жилого дома требования п. 2 ст.25 Правил землепользования и застройки Красносельского сельского поселения учтены не были, поскольку площадь застройки (311 кв.м.) превышала 30 % от площади земельного участка (714 кв.м.) и составляла фактически 43,5 % (311 кв.м. / 714кв.м * 100 % = 43,5 %).
3
Истец указывает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ строительные работы по возведению объекта недвижимости ведутся с нарушением указанных требований Правил землепользования и застройки Красносельского сельского поселения, поскольку площадь застройки (311 кв.м) превышает 30% от площади земельного участка (785 кв.м) и составляет фактически 39,6% (311кв.м / 785кв.м * 100 % = 39,6 %).
При таких обстоятельствах, как указывает истец, разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным.
Несоблюдение требований действующего градостроительного законодательства со стороны ответчиков, по мнению истца, нарушает права неопределенного круга лиц, а также муниципального образования «Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан».
В ходе судебного разбирательства истец изменил свои исковые требования.
В этой связи, с учетом изменения требований, истец просит суд:
признать незаконной выдачу Исполнительным комитетом ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан в лице главного специалиста отдела строительства, архитектуры и ЖКХ ФИО5 разрешения на строительство блокированного жилого дома количеством 6 блоков на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ;
- запретить Тома Н. Л. осуществлять какие-либо строительные работы самостоятельно либо с привлечением третьих лиц по строительству объекта недвижимости - блокированного жилого дома количеством 6 блоков на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>,
<адрес>, пос. ж/д ст. ФИО1, <адрес>, до устранения нарушений градостроительного законодательства, а именно до приведения площади застройки относительно площади земельного участка в соответствие с требованиями Правил землепользования и застройки Красносельского сельского поселения ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан, исходя из расчета, что площадь застройки не должна превышать более 30% от площади земельного участка.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, в обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Исполнительного комитета ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан ФИО3 в судебном заседании иск не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований, пояснил, что разрешение на строительство блокированного жилого дома было отменено самим Исполнительным комитетом, какие-либо права и законные интересы района и неопределенного круга лиц не нарушены.
4
Ответчик Тома Н.Л. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена судом надлежащим образом.
Третье лицо - главный специалист отдела строительства, архитектуры и ЖХК Исполнительного комитета ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан ФИО4 в судебном заседании возражал против доводов иска, пояснил, что является уполномоченным должностным лицом Исполнительного комитета ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан на выдачу разрешений на строительство, оспариваемое разрешение на строительство выдано им с учетом погрешности, требований градостроительного законодательства при этом не нарушено.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, проверив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Пунктом 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство отнесена к вопросам местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального
5
строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к жилым зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным
6
регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, прокуратурой ВысокоГ.Г.<адрес> Республики Татарстан в связи с рассмотрением коллективного обращения граждан по вопросу законности возведения объекта недвижимости по адресу: <адрес> проведена проверка соблюдения Исполнительным комитетом ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан градостроительного законодательства при выдаче разрешения на строительство указанного объекта, а также соблюдения Правил землепользования и застройки.
В ходе проведенной проверки установлено, что главным специалистом отдела строительства, архитектуры и ЖКХ Исполнительного комитета ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан ФИО5ДД.ММ.ГГГГ за исх. № выдано разрешение Тома Н. Л. на строительство блокированного жилого дома количеством 6 блоков на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Указанное разрешение на строительство блокированного жилого дома Тома Н.Л. было выдано на основании ее заявления № от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в Исполнительный комитет ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан через Высокогорский филиал ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>».
Совместно с заявлением в Исполнительный комитет района от заявителя поступила выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая право собственности Тома Н.Л. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 714 +/- 19 кв.м., а также эскизный проект планируемого к постройке объекта.
Из спорного разрешения на строительство №
усматривается, что Тома Н.Л. разрешено строительство на земельном участке с кадастровым номером 16:16:220101:28 блокированного жилого дома количеством 6 блоков, при этом общая площадь застройки была определена в 311 кв.м., т.е. составляла фактически 43,5 % (311 кв.м. / 714кв.м * 100 % = 43,5 %) от площади приведенного земельного участка.
Как утверждает прокурор, действия органа местного самоуправления по выдаче указанного разрешения на строительство фактически были осуществлены в нарушение требований градостроительного законодательства, а именно п. 2 ст. 25 Правил землепользования и застройки Красносельского сельского поселения ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан.
Суд соглашается с указанными доводами прокурора.
7
Так, решением Совета Красносельского сельского поселения ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки Красносельского сельского поселения ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан.
Как следует из материалов дела и, в частности, из Градостроительного плана № RU16516321-5157 земельного участка с кадастровым номером №, подготовленного главным специалистом отдела строительства, архитектуры и ЖКХ Исполнительного комитета ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан ФИО5, согласно Правилам землепользования и застройки Красносельского сельского поселения ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан указанный участок входит в зону Ж2 - зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки.
Это обстоятельство также подтверждается объяснениями самого главного специалиста отдела строительства, архитектуры и ЖКХ исполнительного комитета ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан ФИО5, данными прокурору при проведении проверки.
Согласно приведенному Градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером № максимальный процент застройки (площадь застройки) в зоне Ж2 для блокированной жилой застройки должен составлять не более 30 % от площади земельного участка.
В ходе судебного разбирательства главный специалист отдела строительства, архитектуры и ЖКХ исполнительного комитета ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан ФИО5 не представил суду убедительных доводов правомерности своих действий при выдаче им Тома Н.Л. разрешения на строительство №, тогда как данное разрешение изначально вступало в противоречие с выданным им же Градостроительным планом № RU16516321-5157 земельного участка.
Доводы третьего лица о том, что данное разрешение на строительство выдано им с учетом имеющихся погрешностей, без нарушения требований градостроительного законодательства, какими-либо допустимыми доказательствами не подтверждены.
В силу положений ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ получению разрешения на строительство, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функциональнотехнологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной
8
документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
При выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ Исполнительным комитетом ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан требования вышеуказанного градостроительного регламента не были соблюдены, вследствие чего следует признать незаконной выдачу Исполнительным комитетом ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан в лице главного специалиста отдела строительства, архитектуры и ЖКХ ФИО5 разрешения на строительство блокированного жилого дома количеством 6 блоков на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>, пос. ж/д ст. ФИО1, <адрес>, за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела также следует, что распоряжением руководителя Исполнительного комитета ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№, выданное Тома Н.Л., было отменено и прекращено его действие в связи с тем, что площадь планируемой застройки превышает 30 % от площади земельного участка, принадлежащего Тома Н.Л.
Таким образом, орган местного самоуправления сам согласился с неправомерностью выдачи указанного разрешения на строительство и отменил его в порядке самоконтроля.
В то же время, сама по себе отмена спорного разрешения на строительство не опровергает того факта, что разрешение на строительство было выдано с нарушением установленного законом порядка, что влечет за собой соответствующие правовые последствия как для уполномоченного органа, выдавшего такой документ, так и для застройщика, начавшего строительство объекта на основании незаконного разрешения.
В этой связи, поскольку судом признана незаконной выдача ответчику Тома ФИО6 комитетом ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан разрешения № на строительство блокированного жилого дома, имеются основания для запрета ответчику Тома Н.Л. осуществлять какие-либо работы по строительству объекта недвижимости - блокированного жилого дома количеством 6 блоков на земельном участке с кадастровым номером №, до устранения приведенных нарушений
9
градостроительного законодательства, а именно до приведения площади застройки относительно площади земельного участка в соответствие с требованиями Правил землепользования и застройки Красносельского сельского поселения ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан, исходя из расчета, что площадь застройки не должна превышать более 30% от площади земельного участка.
В то же время, доводы представителя ответчика о том, что какие-либо права и законные интересы района и неопределенного круга лиц не нарушены, опровергаются представленными материалами дела.
В частности, прокурорская проверка, выявившая факт незаконности выдачи органом местного самоуправления Тома Н.Л. разрешения на строительство была инициирована в связи коллективным обращением граждан, проживающих вблизи объекта строительства, заявивших о нарушении их прав.
Кроме того, размещение объекта капитального строительства без учета параметров разрешенного строительства фактически влечет за собой и нарушение требований пожарной безопасности и санитарно- эпидемиологических норм.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора следует удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
С учетом установленных фактов нарушения Исполнительным комитетом ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан требований градостроительного законодательства суд полагает необходимым вынесение частного определения в адрес Исполнительного комитета ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56-57, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора ВысокоГ.Г.<адрес> Республики Татарстан, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Высокогорский муниципальный район
Республики Татарстан», к Тома Н. Л., Исполнительному комитету ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан удовлетворить.
Признать незаконной выдачу Исполнительным комитетом
ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан в лице главного специалиста отдела строительства, архитектуры и ЖКХ ФИО5 разрешения на строительство блокированного жилого дома количеством 6 блоков на земельном участке с кадастровым номером №
10
расположенном по адресу: <адрес>, за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Запретить Тома Н. Л. осуществлять какие-либо строительные работы самостоятельно либо с привлечением третьих лиц по строительству объекта недвижимости - блокированного жилого дома количеством 6 блоков на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>
<адрес>, до устранения нарушений градостроительного законодательства, а именно до приведения площади застройки относительно площади земельного участка в соответствие с требованиями Правил землепользования и застройки Красносельского сельского поселения ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан, исходя из расчета, что площадь застройки не должна превышать более 30% от площади земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного мотивированного решения в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.
Полное мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: