Дело № 2-754/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 28 мая 2021 года
Любинский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Акуловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Носковой О.Л.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Ахтырских Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Любинского муниципального района к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Любинского муниципального района обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости. Просит вынести решение о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости гидротехническое сооружение – дамба, имеющее местоположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяжённостью <данные изъяты> м.
Представитель истца администрации Любинского муниципального района Омской области Представитель №1 в судебном заседании участия не принимала, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Омской области Представитель №1 в судебном заседании участия также не принимала. Представила отзыв на исковое заявление, где указала, что Управление Росреестра по Омской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку истцом не представлено доказательств нарушения права со стороны Управления. Управление Росреестра по Омской области не является субъектом спорных материальных правоотношений, права истца на недвижимое имущество не нарушало, действия Управления не были признаны незаконными.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст.ст.12, 56 и 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона в судебном разбирательстве должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами.
В соответствии со ст.ст.195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Из содержания пункта 3 статьи 218 и пункта 1 статьи 225 ГК РФ следует, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на бесхозяйную вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо на вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абзац 2 пункта 3 статьи 225ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ гидротехническое сооружение - дамба, имеющая расположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяженностью <данные изъяты> м поставлена на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, присвоен кадастровый №., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения плана проведения обследования гидротехнических сооружений, расположенных на территории <адрес>, в послепаводковый период ДД.ММ.ГГГГ года, проведено межведомственное комиссионное обследование бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного на озере <данные изъяты> у <адрес>. По результатам обследования было выявлено, что данный бесхозяйный объект недвижимого имущества в результате негативного воздействия паводковых вод в ДД.ММ.ГГГГ году разрушен полностью (100%). Произошло изменение в физическом существовании вещи, которое определяется как гибель и как уничтожение. Свидетельство о государственной регистрации права собственности и технический паспорт сооружения отсутствуют. Проектно-сметная документация на строительство гидротехнического сооружения отсутствует. Данные сведения подтверждаются актом послепаводкового обследования гидротехнического сооружения плотины от ДД.ММ.ГГГГ.
Министерством природных ресурсов и экологии Омской области рекомендовано Администрации Любинского муниципального района осуществить мероприятия по снятию с учета бесхозяйного объекта недвижимого имущества (гидротехнического сооружения на оз. <данные изъяты> у <адрес>).
Управлением Росреестра по Омской области Администрации Любинского муниципального района было отказано в снятии объекта с государственного кадастрового учета исходя из того, что право муниципальной собственности на гидротехническое сооружение - дамба, имеющая расположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяженностью <данные изъяты> м не зарегистрировано.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются законом.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации).
Снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости Законом о регистрации, предусмотрено для следующих случаев:
- для объектов, которые содержались в ЕГРН со статусом "временные";
- в случае прекращения существования объектов недвижимости;
- снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастрового учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН.
Действующее законодательство предусматривает снятие объектов недвижимости с кадастрового учета при их гибели или уничтожении.
Правовым последствием факта уничтожения объекта недвижимого имущества и его части, является снятие объекта недвижимости с кадастрового учета. Одновременно производится государственная регистрация прекращения права собственности на него (п.3 ч.3 ст.14 Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В судебном заседании установлено, что бесхозяйный объект недвижимого имущества (гидротехническое сооружение) в результате негативного воздействия паводковых вод в ДД.ММ.ГГГГ году разрушен полностью.
Гидротехническое сооружение не имеет собственника. Однако, в судебном заседании установлено, что объект поставлен на учет как бесхозяйный на основании заявления Администрации Любинского муниципального района Омской области.
При таких обстоятельствах суд считает, требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Любинского муниципального района Омской области удовлетворить.
Снять с кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером № гидротехническое сооружение – дамба, имеющее местоположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяжённостью <данные изъяты> м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения в окончательной форме.
Судья О.В. Акулова
Мотивированное решение изготовлено 04.06.2021 года