ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-754/2021 от 30.09.2021 Каменского городского суда (Пензенская область)

Дело (УИД)58RS0012-01-2021-001759-91

производство № 2-754/2021

Решение

Именем Российской Федерации

30 сентября 2021 года г. Каменка

Каменский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Лавровой С.А.,

при секретаре Макеевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФР в г. Каменке Пензенской области об индексации страховой пенсии после прекращения трудовой деятельности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФР в г. Каменке Пензенской области об индексации страховой пенсии после прекращения трудовой деятельности. В обоснование заявленного требования указывает, что он с 2016 года является получателем страховой пенсии по старости. До 26.02.2021 работал в ОАО «Атмис-Сахар», а с 24.03.2021 трудоустроился в ООО «Агромеханика». При увольнении с ОАО «Атмис-Сахар» 26.02.2021, сумма его страховой пенсии подлежит выплате в размере, исчисленном с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и подлежит корректировки размера страховой пенсии за период, начиная с 01.03.2021.

При возобновлении работы у другого работодателя с 24.03.2021 его страховая пенсия подлежит выплате в сумме, причитающейся на день, предшествующий дню возобновления работы, то есть на 23.03.2021 года, а именно в размере, исчисленном с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и с учетом корректировки размера страховой пенсии за период, начиная с 01.03.2021. В настоящее время сумма его страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается в размере, равном выплатам в период работы в ОАО «Атмис-Сахар» (до увольнения), без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.

Через электронные услуги и сервисы ПФР он 22.06.2021 направил ответчику информацию о прекращении трудовой деятельности и просил произвести индексацию страховой пенсии на основании ч.3 ст. 26.1 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», в чем ему было отказано, так как он по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета является работающим и в феврале и в марте 2021 года. С чем истец не согласен и просит суд произвести индексацию (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировку размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации с 01.03.2021 в связи с прекращением трудовой деятельности. Взыскать с ответчика в его пользу понесенные судебные расходы в размере 300 руб.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Просит суд их удовлетворить.

Представитель ответчика УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное)- ФИО2, действующая на основании доверенности исковые требования не признала по доводам, изложенным возражении на исковое заявление, просит суд отказать в удовлетворении иска.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему:

Вопросы осуществления выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности урегулированы положениями ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с 2016 года. На дату назначения страховой пенсии по старости работал в ОАО «Атмис-Сахар».

26.02.2021 между ФИО1 и ОАО «Атмис-Сахар» прекращены трудовые отношения.

Так как истец является получателем страховой пенсии, и в период с 2016 по 26.02.2021 год осуществлял трудовую деятельность, то ему выплачивалась сумма страховой пенсии без учета индексации и корректировок, имеющих место в этот период.

22.06.2021 истец через электронные сервисы ПФР обратился к ответчику в пенсионный орган с просьбой произвести ему индексацию размера страховой пенсии, сообщив при этом о своем увольнении 26.02.2021 года.

Решением УПФ РФ в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) оформленным в виде письма от 04.08..2021 за номером 1141/03 истцу разъяснено об отсутствии у него права на перерасчет размера страховой пенсии по старости, так как согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета истец является работающим и в феврале 2021 года и в марте 2021 года.

Между тем, согласно трудовой книжки истец уволен с ОАО «Атмис-Сахар» 26.02.2021 Приказом № 89-л от 26.02.2021. Принят в ООО «Агромеханика» 24.03.2021 Приказ № 8 от 24.03.2021.

Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч. 1 ст. 26.1. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 указанного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с указанным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 указанного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с указанным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (ч. 3 ст. 26.1. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 26.1. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 указанного Федерального закона.

В силу положений ч.ч. 7-9 ст. 26.1. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи.

В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

При выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 данной статьи.

Из анализа указанной правовой нормы следует, что работающим пенсионерам страховая пенсия выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты. Данная норма корреспондирует положениям п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, предусматривающей увеличение размера страховой пенсии работающих пенсионеров по данным индивидуального (персонифицированного) учета, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, уплачиваемых работодателем за период работы пенсионера. Таким образом, действующим законодательством предусмотрено повышение уровня пенсионного обеспечения как работающих пенсионеров в порядке п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, так и пенсионеров, прекративших работу, в порядке ст. 26.1. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Из положений ст. 26.1. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ также следует, что установление факта осуществления либо прекращения пенсионером работы производится пенсионным органом по данным индивидуального (персонифицированного) учета. При этом, пенсионер вправе самостоятельно представить в пенсионный орган заявление о факте осуществления (прекращения) работы и подтверждающие документы. В случае прекращения пенсионером работы, перерасчет размера пенсии с учетом ее индексации (увеличения) осуществляется с 1-ого числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы (ч. 3 ст. 26.1. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), и производится до дня, предшествующего дню возобновления работы (ч. 8 ст. 26.1. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ). При этом в случае выявления обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, решение о выплате таких сумм пересматривается пенсионным органом, в том числе за прошедшее время.

Отказ УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) истцу в праве на индексацию размера фиксированной выплаты к страховой пенсии со ссылкой на то, что факт прекращения пенсионером работы осуществляется пенсионным органом по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, и то обстоятельство, что согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета указаны данные об осуществлении истцом трудовой деятельности как в феврале 2021 г., так и в марте 2021 г., что лишает истца права на перерасчет размера пенсии, противоречит положениям ч.ч. 3, 8 ст. 26.1. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, согласно которым такой перерасчет осуществляется с 1-ого числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы, и до дня возобновления трудовой деятельности.

положение ч.ч. 6, 7 ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ о том, что решение о перерасчете принимается пенсионным органом только в следующем месяце после увольнения, а выплата производится в следующем месяце после принятия решения, в данном случае не имеют правового значения, так как указанные нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ только устанавливают сроки, в пределах которых пенсионный орган обязан принять решение и выплатить суммы страховой пенсии. При этом период такой индексации (повышения) определен частями 3, 8 ст. 26.1. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2019 г. № 105-О).

Также пенсионным органом не принято во внимание, что с учетом увольнения истца 26 февраля 2021 г. и поступления его на новую работу 24 марта 2021 г., в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, безусловно, будут сохранены сведения об осуществлении истцом работы в марте 2021 г. (по 24 число) и в марте 2021 г. (с 24 числа). Однако, в период с 26 февраля 2021 г. по 23 марта 2021 г. истец не работал, такие сведения в индивидуальном (персонифицированном) учете отсутствуют, напротив, сведения о трудовом стаже истца за фиксированы в представленной выписке из лицевого счета застрахованного лица с указанием конкретных периодов работы до и после определенного числа.

С учетом того, что сведения о прекращении истцом работы с 26 февраля 2021 г. и последующем возобновлении работы 24 марта 2021 г. подтверждаются данными индивидуального (персонифицированного) учета, данные сведения ответчиком не оспорены и не опровергнуты, доказательств осуществления истцом работы в указанный период не имеется, суд приходит к выводу о том, что истец имел право на перерасчет размера страховой пенсии в порядке ст. 26.1. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ за период с 01 марта 2021 г. (с 1-ого числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы).

Оценивая все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, об удовлетворении исковых требований.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования ФИО1 к ГУ УПФР в г. Каменке Пензенской области УПФР (межрайонное) об индексации страховой пенсии после прекращения трудовой деятельности, удовлетворить.

Возложить на УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) обязанность произвести ФИО1 индексацию (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировку размера страховой пенсии в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.03.2021 в связи с прекращением ФИО1 трудовой деятельности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Каменский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Лаврова

Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2021 года.