Дело № 2-754/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2022 года Туапсинский городской суд
Краснодарского края в составе:
Председательствующего: Милинчук И.В.,
при секретаре судебного заседания: Романовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Туапсинского межрайонного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Туапсинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности. В обоснование иска указано, что Туапсинской межрайонной прокуратурой по поступившей из Отдела в г. Туапсе Управления ФСБ России по Краснодарскому краю информации проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем ФИО1 законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок. Индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет деятельность в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом на основании лицензии № АК-23-000246 от 24.04.2019, предоставленной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. При осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок ИП ФИО1 эксплуатирует 19 автотранспортных средств: ... Сведения о данных транспортных средствах в установленном законом порядке внесены в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что подтверждается уведомлениями Росавтодора от 06.12.2021,23.12.2021. Установлено, что во исполнение пп. 4 п. 6 Требований ИП ФИО1 разработаны, утверждены и направлены в Федеральное дорожное агентство паспорта транспортных средств в отношении вышеуказанных эксплуатируемых транспортных средств. При этом, проверкой установлено, что в нарушение пп. 5, 8 п. 6 Требований ПП ФИО1 не в полной мере реализованы мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, а равно не в полной мере обеспечена защита эксплуатируемых транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Так, ИП ФИО1 к проверке представлена копия паспорта транспортного средства на модель автобуса ПАЗ 4230-03 (утвержден 21.02.2022). Иные, разработанные, утвержденные и направленные в уполномоченный орган паспорта транспортных средств в части установленных требований и мер к реализации, являются идентичными по содержанию представленному в Туапсинскую межрайонному прокуратуру паспорту на модель ПАЗ 4230-03. Паспортом транспортного средства предусмотрена схема информирования Федерального дорожного агентства и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства (стр. 62). Установлено, что в схему включены, помимо прочего, стороны в лице органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. При этом, в схеме не детализировано, какой именно орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и какая именно местная администрация задействованы в системе информирования, не указаны конкретные лица данных органов и администраций, номера их телефонов и иные способы контактного обмена информацией. Данные неясности препятствуют надлежащему информированию уполномоченных лиц со стороны ИП ФИО1 о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства. Аналогичные неясности допущены при составлении схемы связи между силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, членами экипажа транспортного средства, а также сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие по маршруту движения транспортного средства (стр. 78). Кроме того, в паспорте транспортного средства отсутствует контактная информация о силах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие по маршруту движения транспортного средства (стр. 77). Средства досмотра заданного количества пассажиров у ИП ФИО1 в эксплуатируемых транспортных средствах отсутствуют, что свидетельствует о невозможности обеспечивать должные условия безопасности пассажирских перевозок в случае наступления второго уровня безопасности. Проведенной проверкой также установлено, что эксплуатируемые - ИП ФИО1 транспортные средства оснащены техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя), обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток), обеспечивающими доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу в порядке, определяемом в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 12 Закона № 16- ФЗ. Вместе с тем, в нарушение пп. 3 п. 10 Требований ИП ФИО1 не обеспечено непрерывное круглосуточное функционирование технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющихся в эксплуатируемых транспортных средствах. Результаты проверки свидетельствуют о неисполнении ИП ФИО1 обязанности по реализации предусмотренных паспортом транспортного средства мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности. В связи с чем, истец просил обязать ИП ФИО1 устранить допущенные нарушения законодательства по обеспечению транспортной безопасности при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок: конкретизировать сведения о сторонах и их контактных данных, содержащихся в прилагаемой к паспортам эксплуатируемых транспортных средств схеме информирования Федерального дорожного агентства и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства; конкретизировать сведения о сторонах и их контактных данных, содержащихся в прилагаемой к паспортам эксплуатируемых транспортных средств схеме связи между силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, членами экипажа транспортного средства, а также сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие по маршруту движения транспортного средства; внести контактную информацию о силах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие по маршруту движения транспортного средства, отражаемых в паспортах безопасности эксплуатируемых транспортных средств; - обеспечить средствами досмотра не менее 30 процентов проходящих перемещаемых) на эксплуатируемые транспортные средства: ...) технических средств обеспечения транспортной безопасности видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя), а также обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток).
В судебном заседании помощник Туапсинского межрайонного прокурора Сазонова Н.Ю. требования поддержала, просила удовлетворить, сославшись на те же обстоятельства.
Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание явился, пояснил, что согласен с исковыми требованиями, обязался устранить выявленные нарушения.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела, следует, что Туапсинской межрайонной прокуратурой по поступившей из Отдела в г. Туапсе Управления ФСБ России по Краснодарскому краю информации проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем ФИО1 законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок.
Правовую основу вопросов, связанных с обеспечением транспортной безопасности, составляет Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ).
В силу ст. 1 Закона № 16-ФЗ под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Субъектом транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
На основании ч. 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Требования), которые является обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками Российской Федерации, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств.
На основании п. 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры перевозчики в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны, в том числе: разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 13-15 статьи 9 Закона по типовой форме согласно приложению (далее - паспорт транспортного средства). Для транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок и эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком), у которых идентичны категории и классы, соответствующие Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», конструктивные, технические, технологические элементы, паспорт транспортного средства может разрабатываться и утверждаться на группу таких транспортных средств по одному маршруту регулярной перевозки (пп. 4); обеспечить защиту транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с паспортом транспортного средства силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, а в установленных настоящим документом случаях - подразделениями транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (пп. 5); реализовать меры, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее одного года с даты вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных средств, а для вводимых в эксплуатацию (приобретенных) - не позднее одного года с даты приобретения (введения) в эксплуатацию (пп. 8).
В соответствии с пп. 2 п. 10 Требований при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок в междугородном (в границах одного субъекта Российской Федерации), городском и пригородном сообщении, по межрегиональным маршрутам между г. Москвой и Московской областью, г. Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, г. Севастополем и Республикой Крым, а также перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по заказу и наземным городским электрическим транспортом субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны оснастить транспортное средство, в том числе техническими средствами: видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя); обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток), обеспечивающими доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу в порядке, определяемом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Закона № 16-ФЗ.
Согласно пп. 3 п. 10 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить непрерывное круглосуточное функционирование технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП ..., ИНН ...) осуществляет деятельность в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом на основании лицензии № АК-23-000246 от ..., предоставленной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
При осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок ИП ФИО1 эксплуатирует 19 автотранспортных средств: ....5299 (VIN-Х1F5299СР70000829), VTONG ZК6118HGA (VIN-LZYTAGE6ХС1008657), YTONG ZK6118HGA (VIN-LZYTAGE61C1008658), ПАЗ 4234-05 (VIN-Х1М423Н0С0001637, ПАЗ 4234-05 (VIN-Х1M4234H-C0001176), ПАЗ 320402-04 (VIN -<***>), ПАЗ 320402-04 (VIN-Х1М32042РН0000289), ПАЗ 320402-04 (VIN-Х1М32042РН0000197), ПАЗ 320402-04 (VIN-Х1М32042РG0000170), ПАЗ 320402-05 (VIN-Х1М32042RE0000785), ПАЗ 320402-05 (VIN-Х1М32042RЕ0000891), ПАЗ 320402-05 (VIN-Х1М32042RE0001573), ПАЗ 320402-05 (VIN-Х1М32042RE0001631), ПАЗ 320402-05 (VIN-Х1М320R2RG0001842), L4H2M2-A (VIN-Z8PL4H2M2CA004228), HYUNDAI HD (LWB) COUNTY (VIN-X7MHDB7DPBM006517), ПАЗ 4234-04 (VIN-X1M4234N0J0000654), ПАЗ 4230-03 (VIN <***>), 2227 UU (VIN <***>), ПАЗ 32042-05 (VIN -<***>).
Сведения о данных транспортных средствах в установленном законом порядке внесены в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что подтверждается уведомлениями Росавтодора от 06.12.2021,23.12.2021.
Установлено, что во исполнение пп. 4 п. 6 Требований ИП ФИО1 разработаны, утверждены и направлены в Федеральное дорожное агентство паспорта транспортных средств в отношении вышеуказанных эксплуатируемых транспортных средств.
При этом, проверкой установлено, что в нарушение пп. 5, 8 п. 6 Требований ПП ФИО1 не в полной мере реализованы мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, а равно не в полной мере обеспечена защита эксплуатируемых транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Так, ИП ФИО1 к проверке представлена копия паспорта транспортного средства на модель автобуса ПАЗ 4230-03 (утвержден 21.02.2022). Иные разработанные, утвержденные и направленные в уполномоченный орган паспорта транспортных средств в части установленных требований и мер к реализации, являются идентичными по содержанию представленному в Туапсинскую межрайонному прокуратуру паспорту на модель ПАЗ 4230-03.
Паспортом транспортного средства предусмотрена схема информирования Федерального дорожного агентства и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства (стр. 62).
Установлено, что в схему включены, помимо прочего, стороны в лице органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
При этом, в схеме не детализировано, какой именно орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и какая именно местная администрация задействованы в системе информирования, не указаны конкретные лица данных органов и администраций, номера их телефонов и иные способы контактного обмена информацией. Данные неясности препятствуют надлежащему информированию уполномоченных лиц со стороны ИП ФИО1 о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства.
Аналогичные неясности допущены при составлении схемы связи между силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, членами экипажа транспортного средства, а также сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие по маршруту движения транспортного средства (стр. 78).
Кроме того, в паспорте транспортного средства отсутствует контактная информация о силах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие по маршруту движения транспортного средства (стр. 77).
Также паспортом транспортного средства утвержден Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и экипажа транспортного средства информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию (стр. 69).Пунктом 1.1 главы 3 данного Порядка предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры на транспортном средстве при втором уровне безопасности обязан обеспечить в соответствии с паспортом силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обследование средствами досмотра не менее 30 процентов проходящих (перемещаемых) на транспортное средство пассажиров (багажа, ручной клади). Аналогичные требования предусмотрены п. 4.2.1 паспортом транспортного средства (стр. 18).
При этом, средства досмотра заданного количества пассажиров у ИП ФИО1 в эксплуатируемых транспортных средствах отсутствуют, что свидетельствует о невозможности обеспечивать должные условия безопасности пассажирских перевозок в случае наступления второго уровня безопасности.
Проведенной проверкой также установлено, что эксплуатируемые - ИП ФИО1 транспортные средства оснащены техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя), обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток), обеспечивающими доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу в порядке, определяемом в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 12 Закона № 16- ФЗ.
Вместе с тем, в нарушение пп. 3 п. 10 Требований ИП ФИО1 не обеспечено непрерывное круглосуточное функционирование технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющихся в эксплуатируемых транспортных средствах.
Результаты проверки свидетельствуют о неисполнении ИП ФИО1 обязанности по реализации предусмотренных паспортом транспортного средства мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
На основании п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона № 16-ФЗ одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Таким образом, неисполнение ИП ФИО1 установленных законом обязанностей по обеспечению транспортной безопасности при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок создает угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, защите интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно ст. 3 Закона № 16-ФЗ основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе законность, соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности, непрерывность, взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Таким образом, заявленные исковые требования являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Туапсинского межрайонного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности - удовлетворить.
Обязать ИП ФИО1 устранить допущенные нарушения законодательства по обеспечению транспортной безопасности при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок: конкретизировать сведения о сторонах и их контактных данных, содержащихся в прилагаемой к паспортам эксплуатируемых транспортных средств схеме информирования Федерального дорожного агентства и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства; конкретизировать сведения о сторонах и их контактных данных, содержащихся в прилагаемой к паспортам эксплуатируемых транспортных средств схеме связи между силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, членами экипажа транспортного средства, а также сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие по маршруту движения транспортного средства; внести контактную информацию о силах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие по маршруту движения транспортного средства, отражаемых в паспортах безопасности эксплуатируемых транспортных средств;
обеспечить средствами досмотра не менее 30 процентов проходящих (перемещаемых) на эксплуатируемые транспортные средства: ..., ПАЗ 4234-05 (VIN-Х1M4234H0C0001176), ПАЗ 320402-04 (VIN -<***>), ПАЗ 320402-04 (VIN-Х1М32042РН0000197), ПАЗ 320402-04 (VIN-Х1М32042РG0000170), ПАЗ 320402-05 (VIN-Х1М32042RE0000785), ПАЗ 320402-05 (VIN-Х1М32042RЕ0000891), ПАЗ 320402-05 (VIN-Х1М32042RE0001573), ПАЗ 320402-05 (VIN-Х1М32042RE0001631), ПАЗ 320402-05 (VIN-Х1М320R2RG0001842), L4H2M2-A (VIN-Z8PL4H2M2CA004228), HYUNDAI HD (LWB) COUNTY (VIN-X7MHDB7DPBM006517), ПАЗ 4234-04 (VIN-X1M4234N0J0000654), ПАЗ 4230-03 (VIN <***>), 2227 UU (VIN <***>), ПАЗ 32042-05 (VIN -<***>) пассажиров (багажа, ручной клади) в целях обеспечения установленных паспортом транспортного средства требований безопасности при втором уровне безопасности;
обеспечить непрерывное круглосуточное функционирование в эксплуатируемых транспортных средствах: ...) технических средств обеспечения транспортной безопасности видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя), а также обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток).
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд (через Туапсинский городской суд) в апелляционном порядке в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2022 года.
Председательствующий: