Дело № 2-7556/17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 12 октября 2017 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Нетеса С.С.,
при секретаре Коробкове В.Р.,
с участием:
представителя истца ФИО4,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее – Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края) о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. Из письма заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что по результатам проведенной проверки Департаменту управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа было выдано предписание на устранение выявленных нарушений требований жилищного законодательства, а именно: предоставить информацию о жилом <адрес> ЖКХ и энергетики Камчатского края для включения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№.16-6138-04 за подписью заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края дан ответ председателю Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, согласно которому в соответствии с техническим паспортом указанного многоквартирного дома и Градостроительным кодексом РФ <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском является жилым домом блокированной застройкой, поэтому не может быть включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае. Считает, что отказ Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края в письме от ДД.ММ.ГГГГ№.16-6138-04 является незаконным, так как в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах подлежат включению все многоквартирные дома, расположенные на территории субъекта РФ, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Нормативными актами субъекта установлено, что в региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, в которых менее трех квартир, а также многоквартирные дома, в отношении которых приняты решения о сносе или реконструкции. Между тем многоквартирный <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском состоит из четырех квартир, две из которых являются муниципальной собственностью, и в установленном порядке аварийным, либо подлежащим сносу или реконструкции не признан. Указывает, что отказ Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края в письме от ДД.ММ.ГГГГ№.16-6138-04 нарушает права ФИО1 на комфортное проживание и противоречит нормам Жилищного законодательства РФ. Просила суд возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обязанность включить <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Камчатского края.
Истец ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещена, в судебное заседание не явилась, направила своего представителя.
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, требования истца считала не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ протоколом комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Камчатского края, принято решение о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае. Комиссией принято решение о внесении в указанную региональную программу домов, ранее не включенных в нее по причине отсутствия сведений о них при ее формировании, помимо прочих и многоквартирного <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском. В соответствии с принятым решением Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края подготовлен проект постановления Правительства Камчатского края, который направлен для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы начальнику Главного правового управления Губернатора и Правительства Камчатского края. В связи с этим считает, что Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края в пределах своих полномочий выполнило все действия по включению <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Камчатского края. Окончательное решение в виде соответствующего постановления принимается Губернатором Камчатского края.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 6.1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В силу п. 8.3 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливаются порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции (ст. 168 ЖК РФ).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с названным Кодексом (ч. 6 ст. 168 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 11 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае» для подготовки региональной программы капитального ремонта лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, представляют в органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют. Орган местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае обобщает поступившую информацию, а также собирает информацию по многоквартирным домам, находящимся в муниципальной и (или) государственной собственности, и по многоквартирным домам, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами. Обобщенная информация обо всех многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования в Камчатском крае, представляется органом местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края на основании сведений, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, формирует проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на рассмотрение и утверждение в Правительство Камчатского края. Региональная программа капитального ремонта утверждается постановлением Правительства Камчатского края.
Постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№-П утвержден Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, который определяет процедуру установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и отдельных элементов многоквартирного дома (далее – необходимость (отсутствие необходимости) проведения капитального ремонта), а также принятия решений о необходимости (отсутствии необходимости) проведения капитального ремонта в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, а также регламентирует деятельность комиссии по установлению необходимости (отсутствию необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Камчатского края.
В целях определения необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее – уполномоченный орган) создает комиссию по определению необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта (далее – Комиссия), действующую на постоянной основе. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края» (далее – Региональный оператор) – (п. 6 Порядка).
Согласно п. 11 указанного Порядка с инициативой рассмотрения Комиссией вопроса об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта выступает орган местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае (далее – Заявитель), на основании обращения собственников помещений многоквартирных домов расположенных на территории соответствующего муниципального образования, лица осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо по собственной инициативе.
Заявитель направляет в Комиссию заявление об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта (далее – заявление).
По результатам рассмотрения представленных материалов Комиссия в течение 20 календарных дней с момента получения заявления принимает одно из следующих решений: 1) о признании необходимости проведения одного или нескольких видов работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома; 2) об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта в срок, установленный в региональной программе капитального ремонта (п. 14 Порядка).
В соответствии с п. 16 Порядка решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем и членами Комиссии, присутствующими на заседании.
На основании принятого Комиссией решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме орган местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае готовит предложение по актуализации Региональной программы, в соответствии с порядком внесения изменений в региональную программу, установленным постановлением Правительства Камчатского края (п. 17 Порядка).
Постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№-П утвержден Порядок внесения изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае, который регламентирует содержание и состав процедур по принятию решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае
В соответствии с ч. 3 вышеуказанного Порядка решение о внесении изменений в региональную программу принимается комиссией, созданной в соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№-П «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме».
В силу подпункта «б» пункта 1 части 4 Порядка решение о внесении изменений в региональную программу принимается, в том числе при необходимости включения многоквартирных домов, ранее не включенных в региональную программу по причине отсутствия сведений о них при ее формировании.
С инициативой рассмотрения комиссией вопроса о внесении изменений в региональную программу выступает орган местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае (ч. 6 Порядка).
В соответствии с ч. 11 Порядка по итогам рассмотрения документов комиссия принимает решение о внесении изменений в региональную программу либо об отказе внесения изменений в региональную программу.
Решение комиссии, указанное в настоящей части, оформляется протоколом заседания комиссии.
Комиссия в течение 10 рабочих дней со дня принятия указанных в части 11 Порядка решений направляет их заявителю для сведения и в Министерство для разработки проекта постановления Правительства Камчатского края о внесении изменений в региональную программу (ч. 12 Порядка).
Как следует из материалов дела, письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Государственная жилищная инспекция Камчатского края сообщила ФИО1 о том, что в соответствии с приказом руководителя от ДД.ММ.ГГГГ№ государственным инспектором Государственной жилищной инспекции Камчатского края проведена внеплановая проверка Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на предмет соблюдения требований жилищного законодательства по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. По результатам проверки Департаменту управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа выдано предписание на устранение выявленных нарушений, а именно: предоставить информацию о жилом <адрес> жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края для включения данного жилого дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-46).
Письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского от ДД.ММ.ГГГГ№.16-6138-04, адресованным Председателю Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, было сообщено, что многоквартирный <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском не может быть включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае, так как в указанном доме отсутствуют помещения общего пользования, поэтому помещения данного дома не могут быть квалифицированы как квартиры (л.д. 10).
Вступившим в законную силу решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ на Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность направить в Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края заявление с целью установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта жилого <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае (л.д. 47-54).
Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, выполняя возложенную судом обязанность, Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа направил в Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края соответствующая заявку.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Камчатского края, был рассмотрен вопрос о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае в соответствии с п. 1, п. 6 ч. 4 Порядка внесения изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№-П, на основании, в том числе и заявки Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
По результатам рассмотрения заявки комиссией принято решение внести изменения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае, включив многоквартирные дома, ранее не включенные в региональную программу по причине отсутствия сведений о них при ее формировании, помимо прочих и многоквартирного <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, которое оформлено протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-40).
На основании указанного решения Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского подготовило и с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ направило начальнику Главного правового управления Губернатора и Правительства Камчатского края проект постановления Правительства Камчатского края «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№-П «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае на 2014-2043 годы» для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы (л.д. 41).
Как следует из приложения к проекту вышеуказанного постановления «Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае на 2014-2043 годы», многоквартирный <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском включен в означенное приложение (л.д. 42-44).
Оценив доказательства по рассматриваемому делу в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Министерство ЖКХ и экономического развития Камчатского края в пределах своих полномочий в соответствии с вышеуказанными правовыми актами субъекта Российской Федерации выполнило все зависящие от него действия по включению <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Камчатского края, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись С.С. Нетеса
Подлинник судебного постановления подшит в дело №.
ВЕРНО
Судья С.С. Нетеса