Гражданское дело № 2-755\2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2018 года Краснодарский край, г. Апшеронск
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Бахмутова А.В.
при секретаре судебного заседания Казыевой Ю.Р.
с участием истца ТСА,
представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Апшеронском районе Краснодарского края ФИО1, действующей на основании доверенности от 11.01.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Апшеронского районного суда Краснодарского края гражданское дело по иску ТСА к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Апшеронском районе Краснодарского края об обжаловании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
17.07.2018 г. ТСА обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Апшеронском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22.06.2018 г. в части отказа во включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска ТСА указала, что 25.04.2018г. обратилась в ГУ- УПФ РФ в Апшеронском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, однако решением ответчика от 22.06.2018 г. ей было отказано из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (25 лет). Считает, что периоды работы в должности воспитателя (на подмену отпусков воспитателей) в детском садике № с 05.06.1989 г. по 28.09.1989 г. (00л.03 м.24д.) подлежат включению в стаж педагогической работы, поскольку фактически ею выполнялись трудовые функции воспитателя, поскольку она работала за ставку заработной платы, то есть норма рабочего времени ею вырабатывалась.
В судебном заседании ТСА поддержала предъявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ УПФР в Апшеронскому районе ФИО1 в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в решении от 22.06.2018г., поскольку должность, в которой работала истец, не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781. За период работы подменным воспитателем не подтвержден факт выполнения нормы рабочего времени (36 часов в неделю).
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Согласно пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014г. N665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Согласно пункту 2 указанных выше Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Разделом «Наименование учреждений» Списка от 16 июля 2014г. N665 предусмотрены «Дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли».
Разделом «Наименование должностей» указанного Списка предусмотрена должность «воспитатель».
В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367, предусмотрены должности воспитателя и воспитателя детского сада (яслей-сада), должность помощника воспитателя указана в разделе профессии рабочих. Должность "младший воспитатель" внесена в классификатор в 2002 году.
По тарифно-квалификационным характеристикам должность воспитателя (включая старшего) в силу пункта 4 Приказа N 463/1268 относятся к должностям педагогических работников.
Единая номенклатура должностей служащих, которой предусмотрена базовая должность "воспитатель", без учета тарифно-квалификационных характеристик должности "младший воспитатель", является только основой для разработки должностных характеристик и тарифно-квалификационных справочников служащих, схем должностных окладов, штатов предприятий и учреждений, а также при подготовке других нормативных документов, касающихся льготных пенсий, дополнительных отпусков и т.д.
Факт работы истицы в указанной выше должности подтверждается копией трудовой книжки ...№. По сути, указание работодателем в наименовании должности ТСА направления деятельности воспитателя носит конкретизирующий характер, не изменяя характер трудовых обязанностей работника.
Приходя к вышеизложенному выводу, суд учитывает правовую позицию Верховного Суда РФ, выраженную в п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012г.N30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которой, вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Суть возражений представителя ответчика заключается в том, что спорный период работы истицы в указанной выше должности, не может быть засчитан только по той причине, что данные должности не входят в списки должностей, дающих право на назначение досрочной пенсии. При этом у ответчика возникли сомнения в части работы истцы в указанной должности, так как на указанную дату ей исполнилось 16 лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29января2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, исключение спорных периодов из трудовой деятельности истицы повлечет нарушение принципа равенства граждан (ст. 19 Конституции РФ), поскольку при выполнении одних и тех же обязанностей в одинаковом объеме в одном и том же учреждении влечет различные последствия в зависимости от правильности указания должности работника.
Таким образом, ТСА в спорный период с 05.06.1989 г. по 28.09.1989 г. работала в должности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении, соответствующему по направленности своей деятельности детскому саду, следовательно, этот период подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Таким образом, суд считает установленным, что стаж педагогической деятельности ТСА на момент обращения в пенсионный орган для установления пенсии составил более 25 лет.
Учитывая то, что стаж работы ТСА, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, на дату обращения за пенсией составляет более 25 лет, необходимых в соответствии с подпунктом п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона « О страховых пенсиях» для назначения досрочной трудовой пенсии, исковые требования о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязании ответчика назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением, то есть с 25.04.2018г., подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ТСА удовлетворить.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Апшеронском районе Краснодарского края об отказе ТСА в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 22.06.2018 года отменить в части отказа во включении в страховой стаж периодов работы ТСА в должности воспитателя в детском садике № с 05.06.1989 года по 28.09.1989 года (00л.03 м.24д.).
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Апшеронском районе Краснодарского края обязанность включить в специальный стаж работы ТСА периоды ее трудовой деятельности воспитателем детском садике № с 05.06.1989 года по 28.09.1989 года (00л.03 м.24д.)
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Апшеронском районе Краснодарского края назначить ТСА досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с момента возникновения права на нее, то есть с 25.04.2018 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Апшеронский районный суд Краснодарского края.
Судья А.В. Бахмутов
На день публикации решение не вступило в законную силу.