ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-755/19 от 28.08.2019 Пригородного районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

дело №2-755/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Октябрьское 28 августа 2019 г.

Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего – судьи Таймазова В.Н.,

при секретаре Бираговой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО9 к Республике Северная Осетия-Алания в лице Комитета дорожного хозяйства Республике Северная Осетия-Алания (далее - Комитет дорожного хозяйства РСО-Алания) и Администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания (далее – АМС МО Пригородный район РСО-Алания) о взыскании суммы пени за несвоевременное исполнение обязательства по государственному контракту и обязании заключить концессионное соглашение,

установил:

ФИО1 ФИО10 обратился в суд с исковым заявлением, в котором содержатся следующие требования:

- к Комитету дорожного хозяйства РСО-Алания о взыскании суммы в размере ... руб., из которой ... руб. - это сумма пени, предусмотренной государственными контрактами ... от ... и ...-сод от ... на выполнение дорожных работ и по строительству автомобильной дороги «Кобань-Даргавс» через «Кахтисар», заключенных заказчиком Комитетом с подрядчиком ООО «Дзамараз», за несвоевременное исполнение обязательства по оплате выполненных подрядчиком работ в размере 1/300 ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки обязательства, а ... руб. – это сумма процентов, исчисленных из суммы задолженности по указанным государственным контрактам в размере ... руб. и ... руб., которая была взыскана с Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания в пользу ООО «Дзамараз» решением Арбитражного суда РСО-Алания по делу №...;

- к АМС МО Пригородный район РСО-Алания об обязании заключить концессионное соглашение на завершение работ по строительству автомобильной дороги «Кобань-Даргавс» через «Кахтисар».

В обоснование иска указано, что Комитетом дорожного хозяйства РСО-Алания нарушены предусмотренные контрактами обязательства об оплате выполненных работ поэтапно путем перечисления на расчетный счет подрядчика денежных средств на основании подписанных уполномоченными лицами сторон справок о стоимости выполненных работ (формы КС №3) и актов сдачи-приемки выполненных работ (формы КС №2), осуществлении заказчиком текущего платежа в течение 60-ти дней с момента подписания акта выполненных работ по форме КС-2 и справки о выполненных работах по форме КС-3, и о производстве окончательного расчета в течение 180 дней после ввода объекта в эксплуатацию, что является основанием для выплаты Комитетом неустойки и процентов, исчисленных на основании ст.395 ГК РФ. Вместе с тем, истец приобрел право требования денежных сумм в виде процентов на сумму основного долга по указанным государственным контрактам на основании договора цессии от ..., заключенного истцом в качестве цессионария с цедентом ООО «Дзамараз», в котором предусмотрена обязанность ФИО1 ФИО11 по организации завершения работ по строительству автомобильной дороги «Кобань-Даргавс» через «Кахтисар». Между тем, вопреки тому, что органы местного самоуправления уполномочены рассматривать вопросы в области дородной деятельности местного значения и участвовать в софинансировании, обращение истца в АМС МО ... РСО-Алания о заключении договора в виде концессионного соглашения, по которому одна сторона обязуется за свой счет создать имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне, в соответствии со ст.3 Федерального закона №115 от ... «О концессионных соглашениях» оставлено без удовлетворения.

Представители истца ФИО2 ФИО12 и адвокат Халати ФИО13, уполномоченные на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования поддержали частично, пояснив, что наличие обязанности у Комитета на выплату пени, предусмотренной за нарушение обязательства по государственным контрактам, очевидна из представленных доказательств. При этом, положение п.11.2 контракта от ..., предусматривающее, что заказчик в лице Комитета не несет ответственности за несвоевременную оплату выполненных работ, обусловленную несвоевременным поступлением бюджетных средств, не освобождает Комитет от гражданско-правовой ответственности за неисполнение договора. Вместе с тем, представленный ответчиком расчет суммы пени в размерах ... руб. и ... руб. и периоды ее начисления истцом признается, не возражает против взыскания с ответчика суммы пени в указанном ответчиком размере. При этом, истец имеет право на взыскание с Комитета суммы процентов, предусмотренных ст.395 ГК РФ, за пользование чужими денежными средствами – суммой задолженности, взысканной с ответчика решением Арбитражного суда РСО-Алания. Кроме того, следует учитывать, что на основании договора цессии ФИО1 ФИО14 взял на себя обязательство организации окончания строительства дороги, которая будет принадлежать на праве собственности муниципальному образованию Пригородный район РСО-Алания, следовательно, АМС МО Пригородный район РСО-Алания должна участвовать в строительстве указанной дороги путем софинансирования строительства лишь на основании требуемого концессионного соглашения.

Представитель ответчика Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания ФИО3 ФИО15 уполномоченный на основании доверенности №24 от ..., в судебном заседании иск не признал, пояснив, что ответчик признает факт несвоевременного исполнения обязательств по оплате выполненных работ по указанным государственным контрактам, подтвержденного решением Арбитражного суда РСО-Алания, которое было допущено комитетом в связи с несвоевременным поступлением бюджетных средств для производства оплаты, следовательно, с комитета не может быть взыскана указанная сумма пени, составляющая ... руб. по первому контракту и ... руб. по второму контракту. При этом, требование о взыскании суммы процентов, предусмотренных ст.395 ГК РФ, является необоснованным, поскольку такие проценты не могут быть взысканы наряду с неустойкой. На основании ст.333 ГК РФ просит снизить размер неустойки.

Представитель ответчика – АМС МО Пригородный район РСО-Алания ФИО4 ФИО16 уполномоченная на основании доверенности ... от ..., исковые требования о понуждении к заключению концессионного соглашения не признала, в объяснения привела следующие обстоятельства и доводы.

В соответствии со ст. 13 ФЗ от 21.07.2005 г. №115 «О концессионных соглашениях», концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Согласно п. 2 ст. 37 ФЗ от 21.07.2005 г. №115 «О концессионных соглашениях», концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения, возникли на основании договора аренды, при соблюдении одновременно следующих условий:

Объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и может быть объектом концессионного соглашения в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 г. №115 «О концессионных соглашениях»;

Договор аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключен до ....

25.01.2018 АМС МО-Пригородный район и ООО «Дзамараз» заключили два договора аренды земельного участка для завершения строительства автомобильной дороги «Кобан-Даргавс» сроком на один год. ... срок аренды был продлен до ... АМС МО Пригородный район не может заключить концессионное соглашение без проведения конкурса, так как договор аренды земельного участка с ООО «Дзамарас» заключен в 2018 году, т.е. после .... Кроме того, на балансе АМС МО Пригородный район не числится автомобильная дорога «Кобан-Даргавс», т.к. строительство не завершено и объект не сдан. Целесообразнее решать вопрос заключения концессионного соглашения путем проведения конкурса после завершения строительства автодороги.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Как следует из материалов дела, между ООО «Дзамараз» (Подрядчик) и Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания (Заказчик) (далее – Комитет) заключен государственный контракт на выполнение дорожных работ от ......, в соответствии с которым Подрядчик принимает на себя обязательства по строительству автомобильной дороги «Объезд ...» (объект), а Заказчик берет на себя обязательства принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта. Согласно п.3.1 контракта общая стоимость работ составляет 26 252 747руб. В соответствии с пунктом 4.2 контракта оплата выполненных работ производится поэтапно путем перечисления на расчетный счет Подрядчика денежных средств на основании подписанных уполномоченными лицами сторон справок о стоимости выполненных работ (формы КС №3) и актов сдачи-приемки выполненных работ (формы КС №2). Заказчик осуществляет текущий платеж в течение 60-ти дней с момента подписания акта выполненных работ по форме КС-2 и справки о выполненных работах по форме КС-3. Окончательный расчет производится в течение 180-ти дней после ввода Объекта в эксплуатацию (п.4.4 контракта).

Между указанными сторонами также был заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования РСО-Алания и искусственных сооружений на них от ......-СОД, согласно которому в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования РСО-Алания ответчик (Заказчик) поручает, а истец (Подрядчик) принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных работ и искусственных сооружений на них. Согласно п.3.1 контракта стоимость работ составляет ... руб. Заказчик производит оплату Подрядчику за выполненные работы в течение 180-ти календарных дней после их приемки. Оплата производится в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет Подрядчика (п.3.2 контракта). В соответствии с п.3.3 контракта основанием для оплаты работ по содержанию автомобильных дорог является оформленная в установленном порядке справка о стоимости выполненных работ затрат (по форме №КС-3), составленная в соответствии с календарным графиком производства работ на основании акта-приемки выполненных работ (по форме №КС-2). Акты приемки выполненных и справки о стоимости выполненных работ и затрат составляются Подрядчика в соответствии с согласованным Заказчиком расчетом стоимости работ по контракту. Объемы и виды работ, используемые Подрядчиком для расчета стоимости работ, должны соответствовать объемам и видам работ, указанным в сметном расчете Заказчика, входящем в комплект аукционной документации. Дополнительным соглашением от ...... к государственному контракту от ......-СОД стороны уменьшили стоимость работ до ... руб.

Истцом заявлено о том, что изложенные контрактные обязательства ООО «Дзамараз» были выполнены надлежащим образом, однако ответчиком стоимость работ своевременно не была уплачена в полном объеме в установленные контрактами сроки, что явилось причиной обращения в суд с настоящим иском.

В силу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. При заключении государственного контракта на выполнение работ для нужд Республики Северная Осетия - Алания государственный заказчик действует от имени и по поручению субъекта РФ. Согласно пункту 1.1. Положения о Комитете дорожного хозяйства РСО-Алания, утвержденного постановлением Правительства РСО-Алания от 06.07.2007 №170, Комитет дорожного хозяйства РСО-Алания является органом исполнительной власти РСО-Алания, осуществляющим на ее территории государственные полномочия в сфере дорожного хозяйства, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области дорожного хозяйства на территории РСО-Алания. Комитет является государственным заказчиком в отношении объектов дорожного хозяйства республики (пункт 1.4.Положения о Комитете). В соответствии с пунктом 1.8. Положения о Комитете финансирование деятельности Комитета осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Согласно разделу 3 Положения о Комитете Комитет в соответствии с возложенными на него задачи осуществляет, в том числе функции государственного заказчика и финансирует работы по проектированию, содержанию, ремонту, реконструкции, строительству и техническому оснащению автодорог за счет средств республиканского и федерального бюджетов, иных источников. В силу изложенного должником по обязательствам о выплате неустойки и процентов (по государственному контракту) и является Республика Северная Осетия - Алания в лице уполномоченного органа - Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания.

Факт несвоевременного исполнения обязательств заказчиком по оплате выполненных работ установлен решением Арбитражного суда РСО-Алания от ... по делу №... с Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания в пользу ООО «Дзамараз» взысканы суммы задолженности по указанным государственным контрактам в размере ... руб. и ... руб.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 1 статьи 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.

По общему правилу, уступка требования об уплате сумм неустойки, начисляемых в связи с нарушением обязательства, в том числе подлежащих выплате в будущем, допускается как одновременно с уступкой основного требования, так и отдельно от него (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки" (далее - постановление Пленума от 21.12.2017 N 54).

В абзаце втором пункта 4 постановления Пленума от 21.12.2017 N 54 разъяснено, что первоначальный кредитор не может уступить новому кредитору больше прав, чем имеет сам.

Договор уступки права признается заключенным, если предмет договора является определимым, то есть возможно установить, в отношении какого права (из какого договора) произведена уступка. При этом отсутствие в договоре указания точного размера уступаемого права не является основанием для признания договора незаключенным (пункт 1 статьи 307, пункт 1 статьи 432, пункт 1 статьи 384 ГК РФ) (пункт 69 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").

Представленный истцом договор цессии от ..., заключенный истцом в качестве цессионария с цедентом ООО «Дзамараз», на основании которого к истцу перешло право требования неустойки и процентов, исчисленных с размера задолженности, взысканной с Комитета на решением Арбитражного суда РСО-Алания от ... по делу №... с возложением на ФИО1 ФИО17 обязанности по организации завершения работ по строительству автомобильной дороги «Кобань-Даргавс» через «Кахтисар», соответствует указанным требованиям закона, следовательно, требования истца, основанные на договоре цессии, являются законными.

Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Государственным контрактом от ......-СОД предусмотрена ответственность заказчика за просрочку оплаты платежного требования в виде уплаты подрядчику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки (п.5.5).

Согласно представленному Комитетом расчету неустойки по указанному контракту, который стороной истца не оспаривался, с ... по ... сумма пени составила ... руб., которая подлежит взысканию с Комитета в пользу истца.

Возражения Комитета в части отсутствия его вины в несвоевременной оплате выполненных работ по указанных государственным контрактам со ссылками на несвоевременное поступление бюджетных средств судом не принимаются по следующим основаниям.

Обязательства между сторонами возникли из заключенного государственного контракта на выполнение работ, по условиям которого Комитет принял на себя обязательство по принятию выполненных работ и их оплате.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (статья 1 Гражданского кодекса).

В соответствии с положениями статей 307, 309 Гражданского кодекса РФ Комитет как сторона по возникшей гражданско-правовой сделке должно надлежащим образом соблюдать согласованные в ней условия, а также требования закона, иных нормативных актов.

Согласно статье 395 Гражданского кодекса РФ установлена ответственность за неисполнение денежного обязательства в виде уплаты процентов на сумму долга.

Учитывая назначение института процентов и их роль для надлежащего исполнения сторонами возникших гражданско-правовых обязательств, в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).

Установленные Бюджетным кодексом особенности порядка исполнения судебных актов не регулируют имущественные гражданско-правовые отношения, не затрагивают соотношения прав и обязанностей их участников и сами по себе не изменяют оснований и условий применения гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств.

Таким образом, за несвоевременное исполнение обязательств заказчика по оплате выполненных работ по государственному контракту ... от ... у Комитета возникла за неисполнение денежного обязательства, предусмотренная ст.395 ГК РФ, следовательно, с Комитета подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ... по ..., размер которых, согласно представленному Комитетом расчету, составляет ... руб.

Заявление Комитета о необходимости применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не может служить основанием для снижения неустойки.

Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Если подлежащая уплате неустойка (штраф) явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку (штраф) (статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку (штраф) в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика. При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.

Между тем указанные доводы Комитета в обоснование заявления о снижении неустойки документально не обоснованы, а сами по себе данные доводы не свидетельствуют о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком.

Вместе с тем, никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.

Учитывая изложенное, предусмотренных статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для уменьшения размера неустойки не имеется.

Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения иска к АМС МО Пригородный район РСО-Алания об обязании заключить концессионное соглашение по мотивам, изложенным представителем АМС МО Пригородный район РСО-Алания.

В соответствии со ст. 13 ФЗ от ...... «О концессионных соглашениях», концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Согласно п. 2 ст. 37 ФЗ от ...... «О концессионных соглашениях», концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения, возникли на основании договора аренды, при соблюдении одновременно следующих условий:

Объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и может быть объектом концессионного соглашения в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 г. №115 «О концессионных соглашениях»;

Договор аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключен до ....

... АМС МО-Пригородный район и ООО «Дзамараз» заключили два договора аренды земельного участка для завершения строительства автомобильной дороги «Кобан-Даргавс» сроком на один год. ... срок аренды был продлен до ... АМС МО Пригородный район не может заключить концессионное соглашение без проведения конкурса, так как договор аренды земельного участка с ООО «Дзамарас» заключен в 2018 году, т.е. после .... Кроме того, на балансе АМС МО Пригородный район не числится автомобильная дорога «Кобан-Даргавс», т.к. строительство не завершено и объект не сдан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иска ФИО1 ФИО18 удовлетворить частично.

Взыскать с Республики Северная Осетия-Алания в лице Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания в пользу ФИО1 ФИО19 сумму процентов, предусмотренных ст.395 Гражданского кодекса РФ за неисполнение денежного обязательства по государственному контракту на выполнение дорожных работ ... от ..., в размере ... рублей, сумму пени в размере ... рублей за неисполнение денежного обязательства по государственному контракту на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Северная Осетия-Алания и искусственных сооружений на них ...-сод от ..., всего ... (...) рублей 20 копеек.

В удовлетворении иска в части требования ФИО1 ФИО20 к АМС МО Пригородный район РСО-Алания об обязании заключить концессионное соглашение – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ...

Председательствующий судья Таймазов В.Н.