ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-755/20 от 29.09.2020 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №2-755/2020

УИД 78RS0011-01-2019-005250-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург 29 сентября 2020 года

Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Плиско Э.А.,

при секретаре Митькиной К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Павловой И.В. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу» о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы, обязании принять новое решение об установлении 1 группы инвалидности,

УСТАНОВИЛ:

Павлова И.В. обратилась в суд с исковыми требованиями, заявленными к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу», мотивируя тем, что при освидетельствовании в филиал-бюро истцу установлена <данные изъяты>; экспертным составом оснований к установлению <данные изъяты>, решение бюро оставлено без изменения. По мнению истца, решения являются необоснованными, так как <данные изъяты> С учетом данных обстоятельств, истец просит

признать незаконными решения медико-социальной экспертизы, обязать ответчика <данные изъяты>

Истец и ее представитель в судебное заседание явились, требования поддержали.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств, в том числе об отложении рассмотрения дела, сведений о причинах неявки не представил, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".

В соответствии с пунктом 2 этих Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В силу пункта 14 Правил в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года №310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года №59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.

Согласно Постановлению Правительства РФ «О порядке и условиях признании лица инвалидом» № 95 от 20.02.2006 года, действовавшему на момент возникших спорных правоотношений, порядок освидетельствования и признания лица инвалидом регламентируется данным нормативным актом, вопросы установления группы, причины и срока инвалидности отнесены к компетенции МСЭ. Вопросы установления инвалидности регламентируются также Постановлением Министерства труда и социального развития от 18.07.2001 года №56 и Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 года №789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития РФ, Правительством РФ.

В зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу либо устанавливается группа инвалидности, либо не устанавливается, таким же образом определяется срок установления инвалидности.

Постановление Правительства РФ №95 определяет порядок направления лица на освидетельствование: гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защита населения. При этом учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. Специалисты учреждения, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные сведения, проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности.

Пунктом 10 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 года №1024-н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», действовавшего на момент освидетельствования истца, критерием для установления 1 группы инвалидности определено нарушение здоровья человека с 4 степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне 90-100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами. Пунктом 11 указанного Приказа критерием для определения 2 группы инвалидности определено нарушение здоровья человека с 3 степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне 70-80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Судом установлено, что истцу была <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в филиал-бюро ФКУ ГБ МСЭ по Санкт-Петербургу по направлению «Городская поликлиника » для прохождения медико-социальной экспертизы с целью <данные изъяты>.

В ходе освидетельствования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у истца выявлены <данные изъяты>

В порядке контроля за решением филиал-бюро, очно ДД.ММ.ГГГГ истец была освидетельствована в экспертном составе ответчика; по результатам освидетельствования у истца выявлены стойкие выраженные нарушения <данные изъяты>

Представители ответчика ранее в судебном заседании при даче объяснений подтвердили принятое решение, сославшись на установленную экспертами истцу степень нарушения функций жизнедеятельности, соответствующую критериям установления 2 группы инвалидности в соответствии с приведенными нормативно-правовыми актами.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству ответчика судом была назначена судебная медико-социальная экспертиза, в связи с тем, что с учетом заявленных требований для проверки доводов сторон необходимы специальные познания в области медико-социальной экспертизы. Экспертам поставлены вопросы о том, обоснованно ли в период освидетельствования истца ей была установлена 2 группа инвалидности, если нет – какая группа инвалидности должна была быть установлена истцу, по какой причине и на какой срок.

Согласно выводам судебной медико-социальной экспертизы, по результатам освидетельствований по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ у истца имелись стойкие (в совокупности количественной оценки) выраженные нарушения сенсорных (зрительных) функций, которые приводили к ограничениям жизнедеятельности в передвижении второй степени, самообслуживании второй степени, ориентации второй степени. Трудовой деятельности второй степени, и вызывали необходимость в мерах социальной защиты и реабилитации, что являлось основанием для подтверждения установления второй группы инвалидности. Принятое по результатам освидетельствования решение является обоснованным. Данные, соответствующие критериям установления <данные изъяты>

<данные изъяты>

У суда не имеется оснований не доверять заключению экспертов, поскольку их выводы основаны на исследовании материалов дела, медицинских документов, профессиональных познаниях и применении нормативно-правовых актов. Эксперты перед проведением экспертизы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подробно, мотивировано и основано на установленном состоянии здоровья истца, действующих нормативно-правовых актах, в том числе определяющих критерии установления группы инвалидности.

Суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прерогатива принятия решений об установлении инвалидности, наличия или отсутствии оснований для ее установления принадлежит учреждениям медико-социальной экспертизы. Такие учреждения Постановлениями Правительства Российской Федерации созданы в каждом субъекте Российской Федерации, в связи с чем судом было назначено проведения судебной медико-социальной экспертизы в ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ленинградской области», которое является независимым от ответчика учреждением, самостоятельным юридическим лицом.

Проведение судебной медико-социальной экспертизы и ее заключение подтвердило законность решения ответчика.

В связи с тем, что оспариваемое решение Главного Бюро МСЭ об установлении Павловой И.В. <данные изъяты> по результатам освидетельствования является законным, обоснованным, принято с соблюдением всех подлежащих применению нормативно-правовых актов РФ, оснований для признания его незаконным не имеется.

При таких обстоятельствах, когда отсутствуют сведения о том, что состояние здоровья истца повлекло изменения степени нарушения функций организма, обусловленной заболеваниями, изменения степени ограничений основных категорий жизнедеятельности, у ответчика отсутствовали основания к установлению иной группы инвалидности, равно как и у суда отсутствуют основания обязанию ответчика <данные изъяты>

При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия надлежащих и достоверных доказательств со стороны истца о состоянии ее здоровья, соответствующем критериям определения 1 группы инвалидности, с учетом того, что объяснений истца для определения ее состояния недостаточно, при этом специалистами в области медико-социальной экспертизы установлено отсутствие оснований к <данные изъяты> требования истца удовлетворению не подлежат.

Суд учитывает, что в случае, если состояние здоровья истца ухудшается, и на сегодняшний день изменилась степень нарушения функций организма в сторону ее отягощения, она не лишена права обратиться в организацию ответчика по вопросу освидетельствования на предмет установления инвалидности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Павловой И.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт – Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме

Судья