Гражданское дело №2-755/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2017 года станица Зеленчукская, КЧР
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республике в составе:
председательствующего судьи Щербина О.Н.,
при секретаре судебного заседания Савченко В.В.,
с участием: представителя истца – Управления лесами КЧР – Кочкаровой Д.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Зеленчукского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Управления лесами КЧР к Темирбулатову Артуру Алиевичу о расторжении договора аренды лесного участка,
установил:
Управления лесами КЧР обратилось в суд с иском к Темирбулатову А.А. о расторжении договора аренды лесного участка.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесами КЧР и Темирбулатовым А.А., был заключен договор аренды лесного участка №, общей площадью - <данные изъяты> га, имеющего месторасположение: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>. Кадастровый №. Указанный договор прошел государственную регистрацию в регистрирующем органе, о чем свидетельствует совершенная надпись от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная печатью на оборотной стороне договора.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и приказом Министерства экономического развития РФ от 06 апреля 2012 года №187 «О порядке передачи отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами управляющей компании» принято передать полномочия управления особыми экономическими зонами управляющей компании.
Особая экономическая зона – это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Целью создания особых экономических зон является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта РФ или территориях субъектов РФ и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принималось Правительством РФ и оформлено Постановлениями Правительства РФ от 14 ноября 2010 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе» постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1195 «Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе». Деятельность Управления лесами КЧР направлена на проведение единой государственной политики в области лесных отношений Карачаево-Черкесской Республики в целях осуществления прав владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися на землях лесного фонда и осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, переданных органам государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, тогда как разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования особых экономических зон и управление особыми экономическими зонами возлагается уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти – ОАО «Курорты Северного Кавказа».
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 апреля 2013 года №208 «О передаче открытому акционерному обществу Курорты Северного Кавказа» отдельные полномочия по управлению особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, принято передать открытому акционерному обществу «Курорты Северного Кавказа», являющейся управляющей компанией особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, на основании Соглашения об управлении особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, от 27 декабря 2012 года №С735-ОС/Д25.
Исходя из вышеизложенного, Управление не правомочно осуществлять права Арендодателя, так как является исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим в пределах установленной компетенции управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории лесного фонда Карачаево-Черкесской Республики.
К приказу Министерства экономического развития РФ от 07 апреля 2013 года №208 прилагается перечень земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики и находящихся в государственной или муниципальной собственности, передаваемых в управление и распоряжение ОАО «Курорты Северного Кавказа», в числе которых находится и спорный лесной участок.
На основании Постановления Правительства РФ от 04 октября 2010 года №833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе» заместителем Министра экономического развития РФ, Председателем Правительства КЧР, Главой администрации Зеленчукского муниципального района КЧР было заключено Соглашение от 19 января 2011 года № С-8-ОС/Д25 о создании на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны, целью которой является создание на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики особой экономической зоны. Далее, между теми же лицами, было заключено Дополнительное соглашение от 16 апреля 2013 года № С-134-ОС/Д14 к Соглашению № С-8-ОС/Д25 о создании на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны от 19 января 2011 года, в перечень, которого входит спорный лесной участок с указанием кадастрового номера, правообладателя, вида права, площади, зарегистрированными ограничениями (обременениями) лесного участка.
Ввиду вышеизложенного, Управление не имеет в дальнейшем полномочий на управление лесными участками, подпадающими под территорию «особые экономические зоны туристско-рекреационного типа», созданных на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, в связи с чем, появилась необходимость расторжения договора аренды лесного участка, заключенного между Управлением лесами КЧР и Темирбулатовым А.А.
Согласно, гражданскому законодательству РФ, а именно ст. 451 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ), договор аренды может быть изменен или расторгнут в связи с существенным изменением обстоятельств. Изменение обстоятельств, признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли разумно это предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Также ГК РФ предоставляется такое право, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны.
Требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучении ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии, в течение тридцатидневного срока.
Во исполнение нормы п. 2 ст. 452 ГК РФ, Управлением лесами КЧР в порядке досудебного урегулирования спора Темирбулатову А.А. было направлено уведомление о необходимости расторжения договора с проектом Соглашения о расторжении договора аренды лесного участка, а также о неполном расчете с бюджетом от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым арендатору был предоставлен разумный срок для рассмотрения предложения и подписания Соглашения о расторжении договора аренды и погашения имеющейся задолженности. Уведомление было вручено лично арендатору ДД.ММ.ГГГГ. Ответа на предложение Управления лесами КЧР и погашения задолженности, также и на сегодняшний день не имеется, в связи с чем, Управление лесами КЧР, для урегулирования данного спора, возникла необходимость обращения в суд.
С учётом изложенного, Управление лесами КЧР просило суд: расторгнуть договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, общей площадью лесного участка - <данные изъяты> га, имеющий месторасположение: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>. Кадастровый №, заключенный между Управлением лесами КЧР и Темирбулатовым Артуром Алиевичем; прекратить запись об ограничении (обременении) в Едином государственном реестре недвижимости за № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанного договора.
В судебном заседании представитель истца Управления лесами КЧР Кочкарова Д.С. поддержала исковые требования по изложенным в них основаниям и просила суд их удовлетворить.
Ответчик Темирбулатов А.А. в итоговое судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
В предыдущих судебных заседаниях ответчик пояснил суду, что задолженности по арендной плате у него не имеется, а также в 2016 году им был заключено дополнительное соглашение о заме стороны в договоре, которое прошло государственную регистрацию.
Представитель ответчика Темирбулатова А.А. - Калмыкова М.А., в итоговое судебное заседание также не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика пояснила суду, что задолженности по арендной плате ее доверитель не имеет, соглашение им заключено, оно также прошло государственную регистрацию, будет представлено в последующих судебных заседаниях.
При таких обстоятельствах, с учётом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ данное гражданское дело судом рассмотрено в отсутствие ответчика Темирбулатов А.А., а также его представителя Калмыковой М.А..
Выслушав представителя истца Управления лесами КЧР Кочкарову Д.С., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесами КЧР и Темирбулатовым А.А., был заключен договор аренды лесного участка №, общей площадью - <данные изъяты> га, имеющего месторасположение: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>. Кадастровый №. Указанный договор прошел государственную регистрацию в регистрирующем органе, о чём свидетельствует надпись от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заверенной печатью на обратной стороне договора.
Спорный лесной участок находился в границах туристско-рекреационной особой экономической зоны, созданной на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов КЧР в соответствии с Соглашением от 19 января 2011 года № С-8-ОС/Д25 о создании на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов КЧР туристско-рекреационной особой экономической зоны.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особые экономические зоны создаются на земельных участках, которые принадлежат к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные особые экономические зоны могут создаваться также на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и приказом Минэкономразвития РФ от 06 апреля 2012 года № 187 «О порядке передачи отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами управляющей компании» передача полномочий осуществляется по решению Минэкономразвития и оформляется приказом Минэкономразвития России.
Приказом Минэкономразвития РФ от 17 апреля 2013 года № 208 «О передаче ОАО «Курорты Северного Кавказа» отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа, созданной на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики», на основании Соглашения об управлении особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа, созданной на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов КЧР от 27 декабря 2012 года № С-735-ОС/Д25.
16 апреля 2013 года между теми же лицами было заключено Дополнительное соглашение № С-134-ОС/Д14 к Соглашению № С-8-ОС/Д25 о создании на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов КЧР туристско-рекреационной особой экономической зоны от 19 января 2011 года.
В п. 30 «Перечня земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики и находящихся в государственной или муниципальной собственности, передаваемых в управление и распоряжение открытому акционерному обществу «Курорты Северного Кавказа», являющегося приложением к приказу Минэкономразвития РФ от 17 апреля 2013 года №208, и п. 30 «Перечня земельных участков, по границам которых проходят границы туристско-рекреационной особой экономической зоны, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципального районов Карачаево-Черкесской Республики», являющегося приложением к Дополнительному соглашению Дополнительное соглашение от 16 апреля 2013 года № С-134-ОС/Д14 к Соглашению № С-8-ОС/Д25 о создании на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов КЧР туристско-рекреационной особой экономической зоны от 19 января 2011 года указан спорный земельный участок с кадастровым №.
Таким образом, суд полагает, что в соответствии с вышеуказанными нормами законов установлены границы особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики.
В силу положений ч.ч. 2,3 ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае создания туристско-рекреационных особых экономических зон. Установление границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также включение земельных участков в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Таким образом, с учётом вышеуказанных положений закона был осуществлён перевод земельных участков, входящих в границы особой экономической зоны, в категорию «Земли особо охраняемых территорий и объектов», в том числе и спорного лесного участка с кадастровым номером 09:06:0021401:289, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, в связи с чем, арендованный ответчиком Темирбулатовым А.А. лесной участок утратил статус лесного участка и исключен из реестра земель лесного фонда, а также изменились условия договора, касающиеся данного лесного, ныне земельного участка, заключенного до включения его в границы особой экономической зоны.
ОАО «Курорты Северного Кавказа» на основании заключенного с Минэкономразвития РФ Соглашения от 27 декабря 2012 года № С-735-ОС/Д25 об управлении особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданного на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, является Управляющей компанией, осуществляющей деятельность по обеспечению создания на территории особой экономической зоны объектов инфраструктуры и иных объектов, необходимых для её функционирования, и осуществляет управление указанными объектами. Также на основании дополнительного соглашения от 26 апреля 2013 года №147-ОС/Д14 к Соглашению об управлении, открытое акционерное общество «Курорты Северного Кавказа» управляет земельными участками, в том числе предоставляет земельные участки, расположенные на территории особой экономической зоны в аренду.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что право на передачу в аренду лесного участка, ныне земельного участка перешло к новому арендатору Управляющей компании - Открытому Акционерному Обществу «Курорты Северного Кавказа».
Согласно ч. 1 ст. 451 ГК РФ договор аренды может быть изменен или расторгнут в связи с существенным изменением обстоятельств. Изменение обстоятельств, признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли разумно это предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу положений ч. 4 ст. 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. Таких обстоятельств, свидетельствующих в том числе, об исключительности случая судом не установлено и сторонами не предоставлено.
Согласно ч. 1 ст. 617 ГК РФ переход права собственности хозяйственного владения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Не предусматривает таких оснований расторжения и договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Лесной участок, арендованный ответчиком Темирбулатовым А.А. в установленном законом порядке был переведен в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов в связи с чем, исключен из Реестра земель лесного фонда, соответственно и условия договора аренды земельного участка, заключенного до включения земельных участков в границы особой экономической зоны, изменились.
В связи с отсутствием предмета аренды (лесного участка) требование истца Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики о расторжении договора аренды лесного участка не подлежит удовлетворению в полном объёме.
Исключение из Реестра земель лесного фонда переданного Управлением лесами КЧР Темирбулатову А.А. влечет за собой прекращение записи о государственной регистрации договора аренды лесного участка с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> га.
Требований о взыскании задолженности истцом не заявлялось. Согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Управлению лесами КЧР в удовлетворении искового заявления к Темирбулатову Артуру Алиевичу о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ лесного участка общей площадью <данные изъяты> га, с кадастровым №, имеющего месторасположение: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, заключенного между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики и Темирбулатовым Артуром Алиевичем.
Отказать Управлению лесами КЧР в удовлетворении искового заявления к Темирбулатову Артуру Алиевичу о прекращении записи об ограничении (обременении) в Едином государственном реестре недвижимости за № от ДД.ММ.ГГГГ договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№.
Исключение лесного участка из Реестра земель лесного фонда, переданного Темирбулатову А.А. влечет за собой прекращение записи о государственной регистрации договора аренды лесного участка с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> га.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Зеленчукский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 ноября 2017 года.
Председательствующий судья О.Н.Щербина