ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-755/2020КОПИ от 20.04.2021 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-755/2020 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кунгур Пермский край 20 апреля 2021 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Зыковой Е.И.,

при секретаре Светлаковой Т.Б.,

с участием представителя истцов Галузиной Н.И., Галузина А.М. - Котельникова В.С., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика администрации города Кунгура Пермского края – Плесовских К.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по иску Галузиной Н.И., Газулина А.М. к администрации <адрес> края о выкупе жилого помещения, признанного аварийным,

УСТАНОВИЛ:

Галузина Н.И., Галузин А.М. обратились в суд с иском к администрации <адрес> края о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты> рубля в связи с изъятием путем выкупа квартиры, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>; прекратить право собственности истцов на указанное жилое помещение в связи с изъятием путем выкупа; признать право собственности на жилое помещение за муниципальным образованием «<адрес>»; взыскать с администрации <адрес> края в пользу Галузина А.М. судебные расходы по составлению отчета независимым оценщиком в сумме <данные изъяты>, по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками квартиры в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, собственники жилых помещений должны быть отселены в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а дом снесен собственниками до ДД.ММ.ГГГГ. Снос многоквартирного дома фактически невозможен без изъятия земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости. Истцы, как собственники жилого помещения, не намерены осуществлять снос вышеуказанного многоквартирного жилого дома. Ответчик каких-либо мер по соблюдению прав собственников помещений в доме не принял, в том числе и по окончанию сроков, установленных для жилого дома по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом по <адрес> не участвует в каких-либо целевых программах по расселению из ветхого и аварийного жилья. У администрации <адрес> имеется длительное бездействие, выразившееся в непринятии предусмотренных мер, указанных ч.10 ст.32 ЖК РФ. Согласно отчету ООО «Компания «Центр Недвижимости», выкупная стоимость квартиры составляет <данные изъяты>., в том числе стоимость самой квартиры и доли земельного участка – <данные изъяты>., убытки в виде стоимости услуг риэлтора и стоимости транспортных услуг <данные изъяты>. За оставление отчетов независимого оценщика, положенных в основу доказательственной базы по исковым требованиям Галузин А.М. уплатил денежные средства в размере <данные изъяты>.

Истцы Галузина Н.И., Галузин А.М. в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, доверили представлять свои интересы Котельникову В.С.

Представитель истца Котельников В.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, по доводам изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Плесовских К.А. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв, указав, что при принятии решения о включении дома в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда администрацией <адрес> в установленный программой срок будет разрешаться вопроса о порядке предоставления иных жилых помещений или выплат выкупной стоимости за жилые помещения, кроме того разрешаться вопрос об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в соответствии с Земельным кодексом РФ. Полагает, что само по себе решение о выкупе жилого помещения истца не может быть основано на доводах о срочной необходимости осуществить выкуп, поскольку выплата денежных средств даже по решению суда представляет собой для бюджета достаточно длительную процедуру и согласование с представительным органом власти дополнительных бюджетных ассигнований, которые планируются и выделяются на следующий календарный год. Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч.10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Администрацией <адрес> решения об отселении лиц, проживающих в доме и изъятии земельного участка не принимались. Срок реализации программы не истек. С момента признания дома аварийным и подлежащим сносу ни собственники, ни управляющая компания уведомлений об ухудшении состояния дома не направляли. Не подтвержден также факт угрозы обрушения здания, не представлено доказательств об угрозе жизни и здоровья собственников и нанимателей жилых помещений, что в свою очередь могло бы повлечь возложение на администрацию <адрес> обязанности произвести выкуп жилого помещения при несоблюдении процедур, установленных ЖК РФ и Федеральным законом. Период, прошедший со времени истечения срока, предоставленного собственникам многоквартирного дома для его сноса, до обращения истца в суд с иском нельзя признать длительным. Срок проведения процедуры выкупа жилого помещения, находящегося в аварийном доме, законом не предусмотрен. Доказательств обращения истца к ответчику с заявлением о предоставлении жилья в маневренном фонде, со ссылкой на невозможность проживания в спорном доме отсутствуют. В связи с чем, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Суд, заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

В соответствии ст.ст.209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в частности, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка на основании ст.239.2 ГК РФ (ст.235 ГК РФ).

На основании ст.10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных правоотношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Частью 10 ст.32 ЖК РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.

В соответствии с п.6 ст.16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в числе прочего, обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст.53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Судом установлено.

Истцы Галузин А.М. и Галузина Н.И. являются собственниками квартиры, общей площадью <данные изъяты>м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, сведениями из ЕГРН (л.д.9).

По данным технического паспорта на квартиру, физический износ здания ДД.ММ.ГГГГ года постройки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял 25 % (л.д. 10-11).

Согласно акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) к аварийному состоянию относится техническое состояние свайных фундаментов в осях «1-4», габаритах 4 подъезда ввиду образования значительных осадочных трещин и зазоров в строительных конструкциях здания шириной раскрытия до <данные изъяты> К недопустимому состоянию относится техническое состояние свайныйх фундаментов ввиду повсеместного образования множества осадочных трещин, разрушений отмостки по периметру здания, участка наружной стены в осях «в/2-3», в котором выявлены значительные сквозные осадочные трещины шириной раскрытия до 40 мм на всю высоту здания. Проведение мероприятий по реконструкции здания и его дальнейшая эксплуатация нецелесообразна, требуется расселение жильцов дома до ДД.ММ.ГГГГ года.

Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.14-15),

Постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, Комитету по градостроительству и ресурсам администрации <адрес> поручено принять меры к расселению и снятию с регистрационного чета, лиц, зарегистрированных по указанному адресу в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. С целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан собственникам помещений принять меры к отселению из жилого многоквартирного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ и к сносу жилого многоквартирного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16),

Согласно технического заключения ООО «СП Групп» от ДД.ММ.ГГГГ строительные конструкции здания (жилого помещения), расположенного по адресу: <адрес>, в настоящее время не соответствует современным требованиям нормативно-технической документации в строительстве. Общее техническое состояние здания оценивается как ограничено работоспособное, техническое состояние части здания в габаритах 4 подъезда оценивается как аварийное, эксплуатация зданий и сооружений при аварийном состоянии конструкций, включая грунтовое основание, не допускается, устанавливается обязательный режим мониторинга. Выполнение реконструкции технически невозможно. Проведение мероприятий по реконструкции здания и его дальнейшую эксплуатацию нецелесообразно, требуется расселение жильцов дома.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункт 1); гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2).

Согласно п.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, условием применения ч.10 ст.32 ЖК РФ является признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном Правительством РФ.

Такой порядок закреплен в постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее – Постановление N 47).

Основания признания дома аварийным и подлежащим сносу содержатся в пунктах 33-41 Постановления N 47.

Согласно п.34 Постановления N 47 основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2 ст.32 ЖК РФ).

Нормы ГК РФ и Земельного кодекса РФ предусматривают специальную систему гарантий прав собственников недвижимости, расположенной на участках, изымаемых для государственных и муниципальных нужд (ст.ст.235, 239, 239.2, 279, 281 ГК РФ, глава VII.1 ЗК РФ).

Из подп.3.2 п.2 ст.235 ГК РФ следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статьи 239.2).

Согласно подп.1 п.2 ст.56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 данной статьи, должно быть обоснованно, в частности решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Как указано в разъяснении, содержащемся в п.22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", Судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Согласно п.3 ст.239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Данные правила установлены ст.279 ГК РФ, из п.6 которой следует, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В силу ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" процедура, предусмотренная ст.32 ЖК РФ, должна быть осуществлена администрацией <адрес> края.

Ответчиком администрацией <адрес> края процедура, предусмотренная ст.32 ЖК РФ, не выполняется, с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу со стороны ответчика не заключено соглашение об изъятии жилого помещения с выплатой истцу соответствующего возмещения.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации <адрес> края многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам установлен срок для его сноса до ДД.ММ.ГГГГ, однако техническое состояние конструкций многоквартирного жилого дома находится в аварийном состоянии, представляет опасность для проживания, в связи с чем, требуется незамедлительное расселение из указанной квартиры.

В отсутствие каких-либо действий со стороны администрации <адрес> края в течение длительного периода времени, суд приходит к выводу о том, что собственники желают по своей инициативе реализовать свои права, распорядиться правом собственности на недвижимое имущество – жилые помещения, в порядке, предусмотренном п.1 ст.235 ГК РФ, т.е. отказаться от права собственности на жилые помещения и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а администрация <адрес> края в данном случае, бездействует.

Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме по истечении срока, указанного в ч.11 ст.32 ЖК РФ, допускается для муниципальных нужд. В данном случае срок для исполнения собственниками действий по сносу дома истек ДД.ММ.ГГГГ, состояние конструкций здания создает угрозу жизни и здоровью собственников данных помещений.

Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч.10 ст.32 ЖК РФ, принятие органом местного самоуправления решений, нарушающих права и законные интересы граждан, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о возможности затягивания процедуры обжалования гражданами действий или бездействия администрации и последующем разрешении вопроса о произведении выкупа помещений для муниципальных нужд, что в свою очередь может привести к нежелательным последствиям.

Из представленных в суд документов следует, что на ДД.ММ.ГГГГ год жилой дом имел износ <данные изъяты>

Согласно выводам технического заключения ООО «СП Групп» по оценке технического состояния многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, техническое состояние части здания находится в аварийном состоянии, реконструкции не подлежит, представляет опасность для проживания, требует расселения.

В частности на ДД.ММ.ГГГГ установлено, что: к аварийному состоянию относится техническое состояние свайных фундаментов в осях «1-4» в габаритах 4 подъезда ввиду образования осадочных трещин и зазоров в строительных конструкциях здания шириной раскрытия до 40 мм; к недопустимому состоянию относится техническое состояние свайных фундаментов ввиду повсеместного образования множества осадочных трещин и зазоров в строительных конструкциях здания, разрешенной отмостки по периметру здания, участка наружной несущей стены в осях «в/2-3», в котором выявлены значительные сквозные осадочные трещины шириной раскрытия до 40 мм на всю высоту здания, сборных ж.-б консольных козырьков на входами в здание ввиду значительного разрушения бетона с оголением и коррозией арматуры, отдельных деревянных заполнений оконных проемов; к ограниченно работоспособному состоянию относится техническое состояние несущих стен, в которых выявлены многочисленные сквозные осадочные трещины, недопустимые отклонения от вертикали, нижних лестничных маршей, ведущих от входа в подъезд на уровень 1 этажа, ввиду значительной коррозии стальных косоуров, и т.д. Выявлены отклонения несущих стен от вертикали более 100 мм, превышающие предельно-допустимые значения, прогибы сборных ж.-б многопустотных плит перекрытий, превышающие предельно-допустимые значения, и т.д. Выполнение реконструкции технически невозможно, требуется расселение жильцов дома.

По мнению суда, именно со стороны администрации прослеживается нарушение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, предусмотренной ст.32 ЖК РФ. Исследовав представленные доказательства и проанализировав в системной связи нормы гражданского и жилищного законодательства, суд пришел к выводу, что бездействие ответчика – не изъятие земельного участка и не выкуп жилого помещения нарушает права и законные интересы истца.

Поэтому следует обязать администрацию <адрес> края принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный дом.

Из разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст.32 ЖК РФ). При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Учитывая, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, не включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", принимая во внимание, что к настоящему времени срок сноса аварийного многоквартирного дома истек, проживание в нем создает угрозу жизни и здоровью граждан, решения об изъятии помещений у собственников в указанном доме не приняты, процедура достижения соглашений с собственниками помещений в данном доме о выкупе жилых помещений не инициирована, то есть процедура, предусмотренная ст.32 ЖК РФ, ответчиком нарушена, истец проживает в признанном аварийным жилом помещении, выразив подачей настоящего иска волю на выкуп принадлежащего ему жилого помещения, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию г.Кунгура Пермского края обязанности по выкупу жилого помещения истца, которое располагалось в аварийном доме, подлежащем сносу.

Согласно ч.6 ст.32 ЖК РФ изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии равноценного возмещения. По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч.6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч.7 ст.32 ЖК РФ).

В добровольном порядке истцы и администрация г.Кунгура Пермского края соглашения о размере выкупной цены жилого помещения и доли земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не достигли.

В качестве обоснования своих требований истцом суду представлен отчет ООО «Компания «Центр недвижимости» , согласно которому выкупная стоимость спорного жилого помещения составляет <данные изъяты>., стоимость имущества определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Данный отчет судом принимается в качестве относимого и допустимого доказательства, при определении размера возмещения истцу за жилое помещение. Отчет об оценке содержит подробное описание проведенного исследования, выводы оценщиков мотивированы, основан на специальной нормативной, справочной и технической литературе и проведенных исследованиях, их обоснованность ответчиком не опровергнута. Оценщик имеет специальное образование, соответствующую квалификацию. Доказательств ошибочности выводов оценщиков не имеется. Оснований не доверять выводу, указанному в отчете, у суда не имеется. Иного расчета рыночной стоимости объектов недвижимости ответчиком не представлено.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что к настоящему времени срок сноса аварийного многоквартирного дома, установленный собственникам жилых помещений в доме истек ДД.ММ.ГГГГ, проживание в нем невозможно, решение об изъятии жилых помещений у собственников в указанном доме не принято, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика выкупной цены жилого помещения истца, расположенного в аварийном доме, подлежащем сносу, в размере <данные изъяты> руб.

При этом суд учитывает требования пп. «л» п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14, которым разъяснено, что резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.

В соответствии с п.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно подп.3.2 п.1 ст.235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).

В силу п.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для государственных или муниципальных нужд.

Поскольку судом на ответчика возложена обязанность принять решение об изъятии у истца жилого помещения, определена стоимость возмещения за данные жилые помещения в связи изъятием их для муниципальных нужд, то право собственности истца на указанное жилое помещение подлежит прекращению.

Согласно абз.2 п.3 ст.215 ГК РФ муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество.

В соответствии с ч.4 ст.4 БК РФ, для исполнения судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в п.2 ст.242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

На основании изложенного, суд считает, что денежные средства за выкуп жилого помещения истца следует взыскать с администрации г.Кунгура Пермского края.

Доводы представителя ответчика о том, что администрацией г.Кунгура в установленный программой срок будет разрешаться вопроса о порядке предоставления иных жилых помещений или выплат выкупной стоимости за жилые помещения, кроме того разрешаться вопрос об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, о том, что истцами не соблюден установленный законом порядок. не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку при рассмотрении дела установлено, что спорное помещение представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, в связи с чем, выплата возмещения за жилое помещение, непригодное для проживания, не может быть поставлена в зависимость от наличия плана и включения дома в программу.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся другие признанные судом необходимыми расходы.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Истцом ФИО6 понесены расходы на оплату услуг оценщика в размере <данные изъяты> руб.

Суд считает, что данные расходы являются издержками, понесенными в связи с рассмотрением дела, и подлежат возмещению ответчиком.

Также истец Галузин А.М. понес расходы за участие представителя в суде по данному делу в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждено договором на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ и копией чека (л.д.21,22).

Договор заключен в соответствии с действующим законодательством, участие представителя в судебном процессе по данному гражданскому делу не противоречит нормам процессуального законодательства, сведений о недееспособности представителя истца суду представлено не было. Несение истцом расходов по оплате услуг представителя подтверждено распиской об оплате денежных средств. Факт несение истцом данных расходов ответчиком не опровергнут.

В силу статьи 100 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя взыскиваются судом в разумных пределах.

Согласно Пленуму Верховного Суда РФ № 1 от 21.01. 2016 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 1 ГПК РФ).

Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер ( п.11 Пленума).

Согласно п. 12 Пленума, расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах ( ч.1 ст. 100 ГПК РФ).

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства ( п.13 Пленума).

Для установления разумности суд оценивает соразмерность понесенных расходов применительно к условиям договора на оказание услуг, характер услуг, оказанных в рамках договора, их необходимости и разумности для целей восстановления нарушенного права, а также учитывает необходимость несения данных расходов по обстоятельствам дела.

Разрешая заявление о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, суд исходит из фактических обстоятельств дела, объема оказанных представителем услуг, сложности дела, суд определяет разумными расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Галузина А.М., Галузиной Н.И. к Администрации <адрес> края о выкупе квартиры в аварийном доме удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> края принять решение об изъятии путем выкупа у Галузина А.М., Галузиной Н.И. квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

Прекратить право собственности Галузина А.М. и Галузиной Н.И. на квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в связи с изъятием путем выкупа.

Признать за муниципальным образованием «<адрес>» право собственности на квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в связи с изъятием путем выкупа.

Взыскать с Администрации <адрес> края в пользу Галузина А.М. и Галузиной Н.И. выкупную цену за квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в сумме <данные изъяты> в связи с изъятием путем выкупа.

Взыскать с Администрации города Кунгура Пермского края за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Галузина А.М. судебные расходы по составлению отчета об оценке в размере <данные изъяты>.), по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>.)

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е.И.Зыкова

Копия верна. Судья

Подлинное решение подшито в материалах дела ), дело находится в Кунгурском городском суде <адрес>