Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2023 года г. Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи С. В. Ткачевой,
при секретаре судебного заседания Н.Ю. Штенгауер,
с участием представителя ответчика АО «ФПК» по доверенности О.В. Преображенской,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой (Пыкиной) Татьяны Владимировны к акционерному обществу «Федеральная Пассажирская компания», с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора открытое акционерное общество «Российские железные дороги» о признании недействительным требования об ограничении срока действия бонусных баллов, признании права на приобретение премиального билета за счёт бонусных баллов, обязании возвратить бонусные баллы,
установил:
Власова (Пыкина) Т.В. обратилась в суд с иском к акционерному обществу «Федеральная Пассажирская компания» (далее по тексту – АО «ФПК») о компенсации морального вреда в размере 100 000 руб., обязании возврата на бонусный счёт в программе лояльности «РЖД Бонус» 11586 списанных бонусных баллов.
Уточнила требования. Просила признать недействительным требования АО «ФПК» в рамках программы лояльности РЖД бонус, содержащееся в ответе ответчика от 24.12.2021 на обращение № 1561646 от 21.12.2021 об ограничении срока действия бонусных баллов в течение 24 месяцев; признании права на приобретение премиального билета в рамках программы лояльности «РЖД Бонус» за счёт бонусных баллов в размере 12 548 баллов; возложении обязанности возвратить на счёт истца № в рамках программы лояльности «РЖД Бонус» 12 548 аннулированных бонусных баллов.
В обоснование заявленных требований указала, что 01.07.2012 она зарегистрировалась в программе лояльности «РЖД Бонус» холдинга «РЖД» путем заполнения регистрационной формы на интернет – сайте, ей был присвоен номер №.
С 01.07.2012 она совершала поездки железнодорожным транспортом, за которые ей начислялись премиальные бонусные баллы, которые отражались на лицевом бонусном счёте в соответствии с правилами, последняя поездка была совершена 30.11.2019, за которую ответчиком было начислено 962 балла на бонусный счёт.
11.12.2021 она обнаружила на лицевом бонусном счёте 2 транзакции «сгорание» премиальных баллов в сумме 11 586 и 962 балла, а всего 12 548 баллов, то есть все накопленные бонусные баллы были списаны ответчиком.
22.12.2021 истец обратилась к ответчику с просьбой уточнения причины списания баллов и возврате их на бонусный счёт, на что 24.12.2021 ею был получен ответ о том, что срок действия бонусных баллы не ограничен при условии отражения на персональном счёте хотя бы одной транзакции по начислению баллов за поездку в течение 24 месяцев. При отсутствии транзакций за поездки, накопленные баллы аннулируются.
С данным ответом она не согласна, считает его не мотивированным, поскольку в нем отсутствует ссылка на конкретные положения правил. Считает действия ответчика по аннулированию накопленных на бонусном счёте истца 12 548 бонусных баллов 11.12.2021 незаконными, поскольку аннулирование бонусных баллов является правом оператора программы, но не его обязанностью. Поездки ею не совершались по уважительной причине, вследствие распространения коронавирусной инфекции COVID -19. Кроме того, поскольку она была лишена пользоваться железнодорожным транспортом, по причине отсутствия постоянной регистрации на территории Калининградской области, то оснований для аннулирования бонусных баллов вследствие отсутствия транзакций за период с 01.12.2019 по 01.12.2021 является неправомерным.
Более того, вследствие распространения коронавирусной инфекции, ответчиком были отменены поезда дальнего следования, ограничено количество поездов, что также делало невозможным совершение поездок в течение двух лет.
На этом основании она вынуждена обратиться в суд с указанным иском.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД»).
В судебном заседании истица участия не принимала, направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив при этом, что действительно истица с 2012 года является участником программы «РЖД Бонус» холдинга «РЖД». Для участия в программе истица заполнила регистрационную форму и получила идентификационный номер участника программы. Регистрация в Программе происходит только после заполнения регистрационной формы при обязательном ознакомлении с Правилами программы лояльности «РЖД Бонус» холдинга ОАО «РЖД» Программа адресована всем заинтересованным лицам и является публичной офертой. Участие в программе является бесплатным, добровольным и индивидуальным. То есть, истице были известны правила участия в Программе. Согласно указанной программе пассажиры, совершая поездки, приобретают право на получение премиальных услуг или других привилегий. Им начисляются баллы за оплаченные и фактически совершенные поездки в поездах собственности АО «ФПК», курсирующих во внутригосударственном и межгосударственном сообщении. Бонусы, начисляемые в программе, являются маркетинговым инструментом для поощрения лояльности пассажиров и представляют собой условную единицу (не денежную), применяемую исключительно для учёта количества услуг, которыми воспользовался клиент. Бонусы не имеют стоимостного выражения, покупательной способности и не могут быть обналичены по заявлению участника программы. Срок действия бонусов не ограничен при условии отражения на персональном счёте в течение 24 месяцев хотя бы одной транзакции по начислению баллов за совершенные поездки. Так как истице последнее начисление баллов отражено 10.12.2019 за совершенную поездку 30.11.2019, то в соответствии с правилами программы 11.12.2020 накопленные ранее баллы в размере 11 586 и 962 были аннулированы. На обращение истицы, специалистами контактного Центра была направлена соответствующая информация. Полагает, что взаимоотношения участников и организаторов программы не регулируются Федеральным законом «О защите прав потребителей», поскольку данная программа не предполагает возложение каких – либо обязанностей ни на истца, ни на ответчика. У пассажира лишь есть право зарегистрироваться в данной программе и получить бонусную поездку, но не возникает никаких обязанностей. Программа создана исключительно для поощрения пассажиров, часто пользующихся услугами железнодорожного транспорта. Утверждения истицы о том, что она не могла пользоваться услугами железнодорожного транспорта в период действия ограничительных мер на время распространения новой коронавирусной инфекции, надуманы. Так как железнодорожный транспорт не прекращал свое движение. Потому считает, оснований для удовлетворения иска не имеется.
ОАО «РЖД» извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило.
Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Существование в гражданском процессе института защиты прав других лиц является одной из гарантий осуществления конституционного права каждого на судебную защиту его прав и свобод.
В силу п. 1 ст. 1 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту – Закона «О защите прав потребителей») отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (пункт 1).
Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта) (пункт 2).
В соответствии с вводной частью Правил программы лояльности ОАО «ФПК» (далее по тексту – Программа) названные правила являются публичной офертой ОАО «ФПК», адресованной всем заинтересованным лицам, на участие в программе лояльности ОАО «ФПК» на определенных в Правилах условиях. Данные правила распространяют свое действие на всех без исключения Участников программы.
На основании анализа положений Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правил Программы, суд приходит к выводу о том, что спорные правоотношения ОАО «ФПК» и граждан, принявших участие в предложенной перевозчиком бонусной программе, безусловно, регулируются Законом о защите прав потребителей со всеми вытекающим и из этого последствиями.
Согласно распоряжению от 6 июля 2016 г. № 1345р «Об утверждении правил программы лояльности «РЖД Бонус» холдинга «РЖД» (имеющейся в СПС «Консультант плюс», а также представленной ответчиком с изменениями от 23.12.2020 № 2858/р), данная программа разработана в целях повышения качества обслуживания пассажиров в поездах холдинга «РЖД» и развития Программы лояльности «РЖД Бонус» холдинга «РЖД».
Пунктом 4.1.1. Программы предусмотрено, что баллы в Программе начисляются за оплаченные и фактически совершенные участником Программы поездки в поездах формирования/вагонах собственности АО «ФПК».
При этом суд отмечает, что АО «ФПК» обязан соблюдать Правила и начислять баллы, помимо этих Правил, и в силу закона. К этому следует добавить, что соблюдение названных Правил является обязательным как для участника Программы, который вправе претендовать на бонусы при условии пользования услугами АО «ФПК» и его партнеров, так и для АО «ФПК», который обязан начислять баллы в соответствии с им же разработанными Правилами.
Поскольку предоставление бонусов в виде начисления баллов участникам программы «РЖД Бонус» неразрывно связано с заключением ими договора перевозки, что в данном случае выражается в покупке билета, правоотношения участников программы и ее организатора не могут рассматриваться как безвозмездные, тогда как обязанность АО «ФПК» по начислению баллов возникает лишь в отношении потребителей, купивших билет. При этом отсутствие отдельной платы за вступление лица и участие в ней не свидетельствует о безвозмездном характере правоотношений сторон на стадии начисления баллов и их последующей реализации путем обмена на товары и услуги, получение которых и является целью участия в этой Программе.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» применим к спорным правоотношениям, поскольку АО «ФПК» является для пассажиров исполнителем услуги по перевозке железнодорожным транспортом; Баллы и Правила по их предоставлению неразрывно связаны как с перевозкой отдельного гражданина, так и в целом с деятельностью АО «ФПК», поскольку направлены исключительно на привлечение потребителей пользоваться услугами именно железнодорожным транспортом.
Сама по себе цель организации Программы «РЖД Бонус» направлена на то, чтобы повлиять на выбор граждан воспользоваться услугами РЖД, что согласуется с положениями п. 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» в части обеспечения потребителя правильностью выбора.
В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся помимо прочего результаты работ и оказания услуг. В данном случае таким результатом для участников Программы вследствие их поездок железнодорожным транспортом является набор Баллов.
Как следует из материалов дела, Власова (Пыкина) Т.В., согласившись с правилами программы лояльности «РЖД Бонус» 01.07.2012 зарегистрировалась на сайте программы «РЖД Бонус»,ей открыт счёт №, до 30.11.2019 она совершала поездки железнодорожным транспортом, за что ей были начислены премиальные баллы, которые отражались на счёте. Поскольку истица не совершала поездки железнодорожным транспортом в течение 24 месяцев после последней поездки, то 11.12.2021 накопленные премиальные баллы в размере 11 586 и 962 сгорели.
Истица не согласившись со списанием баллов, 22.12.2021 обратилась к ответчику посредством электронного обращения, в котором указала о том, что не может совершать поездки в условиях пандемии и просила начислить указанные баллы. На данное сообщение 22.12.2021 получила ответ, из содержания которого усматривается, что данные баллы аннулированы по причине отсутствия транзакций в течение 24 месяцев, сделана ссылка на веб – сайт Программы в раздел «Помощь», где данная информация размещена.
Истица не отрицает тот факт, что самостоятельно зарегистрировалась на веб – сайте Программы, а поскольку регистрация в Программе происходит только после заполнения регистрационной формы при обязательном ознакомлении с Правилами программы лояльности «РЖД Бонус» холдинга ОАО «РЖД», а программа и правила адресованы всем заинтересованным лицам, в связи с чем является публичной офертой, то истице были известны условия программы.
Согласно п. 4.3.1. Правил (действующих на момент аннулирования баллов), срок действия премиальных баллов на персональном счёте ограничен. Актуальные сроки и условия действия баллов размещаются на веб – сайте Программы. На главной странице https: rzd-bonus.ru, в разделе «Помощь», в графе «Накопление баллов» представлено разъяснение о сроках действия баллов, в котором указано, что срок действия баллов не ограничен при условии отражения на персональном счёте в течение 24 месяцев хотя бы одной транзакции по начислению баллов за совершенные поездки. В случае отсутствия транзакций за поездки и если в течение 24 месяцев отражены только транзакции по списанию баллов или транзакции по совместным банковским картам, а также транзакции за иные товары, работы, услуги Партнеров, накопленные баллы аннулируются.
Утверждение истицы о том, что ей был дан ответ без ссылок на конкретные положения правил, что ею расценено как отсутствие мотивированного ответа, суд считает несостоятельным, поскольку истица сама ссылается на конкретные положения правил, а в ответе содержится ссылка на веб – сайт Программы раздел «Помощь».
Истица не оспаривает тот факт, что в течение 24 месяцев не осуществляла поездки железнодорожным транспортом, однако, указывает, что не могла пользоваться услугами железнодорожного транспорта всё это время по причине ограничительных мер, принятых Распоряжением Правительства от 27.03.2020 вследствие распространения коронавирусной инфекции COVID -19. В данные меры также входило отмена поездов дальнего следования ограничение количества поездов, что полагает, относится к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам.
Действительно, согласно Распоряжению Правительства РФ от 27.03.2020 № 763-р «О временном ограничении движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы», в целях предупреждения проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции и в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и статьей 31 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: 1. Минтрансу России совместно с ФСБ России, ФТС России и Роспотребнадзором с 00 часов 00 минут по московскому времени 30 марта 2020 г. временно ограничить движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы.
2. Положения пункта 1 настоящего распоряжения не применять в отношении: граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Калининградской области, следующих железнодорожным пассажирским транспортом транзитом с одной части территории Российской Федерации в Калининградскую область и обратно, при наличии в паспорте гражданина Российской Федерации отметки о регистрации по месту жительства на территории Калининградской области.
При этом, 31.07.2020 в данное распоряжение были внесены дополнения № 1993-р, исходя из которых в пункт 2 внесены дополнения о том, что Положения пункта 1 настоящего распоряжения не применяются также в отношении граждан Российской Федерации, следующих железнодорожным пассажирским транспортом транзитом с одной части территории Российской Федерации в Калининградскую область и обратно.
Из представленных ответчиком выписок из АБД АСУ «Экспресс» следует, что действительно имело место отмена курсирования поездов из Калининградской области в апреле, мае и июне 2020 года, однако с 01.07.2020 пассажирское сообщение было полностью восстановлено.
Вместе с тем, истица совершила последнюю поездку 30.11.2019, за которую ей были начислены премиальные баллы в размере 962, в декабре 2019, январе, феврале, марте 2020 года поездки железнодорожным транспортом она не осуществляла, транспортное сообщение действительно было ограничено частично в апреле, мае и июне 2020 года, однако после этого времени и до 11.12.2021 (на протяжении полутора лет) истица также не пользовалась железнодорожным транспортом.
Ссылку истицы на отсутствие регистрации по месту жительства на территории Калининградской области, что по её мнению, препятствовало ей пользоваться услугами железнодорожного транспорта в период пандемии, суд находит несостоятельной, поскольку лишь истица несет ответственность за отсутствие регистрации по месту жительства (пребывания), кроме того, с 31.07.2020 на граждан Российской Федерации, следующих железнодорожным пассажирским транспортом транзитом с одной части территории Российской Федерации в Калининградскую область и обратно положения пункта 1 указанного выше Распоряжения Правительства не применяются.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истица была ознакомлена в полном объеме с Правилами Программы, действия ответчика по списанию 11.12.2021 накопленных истицей премиальных баллов в размере 11 586 и 962 обоснованны, соответствуют Правилам Программы, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Власовой (Пыкиной) Татьяны Владимировны (СНИЛС №) к акционерному обществу «Федеральная Пассажирская компания» (ИНН 7708709686) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Черняховский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья С.В. Ткачева
Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2023 года.
Судья С.В. Ткачева
УИД 39RS00-22-01-2023-000482-19
дело № 2-755/2023