Дело № 2-756/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 декабря 2013 года. с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Елфимовой И.А., с участием истца Потаповой Т.В., представителя ответчика Бузулуцкой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Потаповой Т.В. к
ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий»
о признании права на получение ежемесячных
выплат стимулирующего характера,
УСТАНОВИЛ:
Определением суда от <дата> требование Потаповой Т.В. к ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий» о признании права на получение ежемесячных выплат в размере 15% стимулирующего характера с <...>, т.е. с начала учебного года, за проверку тетрадей, предусмотренных п. 3 постановления Правительства РК № 239, выделено в отдельное производство.
Потапова Т.В. в заявлении указала, что работает в ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий» (далее: ГБУЗ РК «КДПТС») с 1994 г., в должности <...> с <дата> г. В обоснование заявления в данной части спорных правоотношений указала, что истцу ранее производили стимулирующие выплаты за качество выполняемых работ, в том числе за проверку тетрадей, но с <дата>. эту выплату прекратили выплачивать, мотивируя тем, что в бюджете санатория нет средств на данные выплаты. При этом, Министерством экономического развития Республики Коми разъяснено обратное, о том, что на каждого сотрудника в бюджет заложены 30% стимулирующих выплат. Истец просит признать за ней право на получение ежемесячных выплат в размере <...> стимулирующего характера с <дата> за проверку тетрадей, которые предусмотрены п. 3 Постановления РК № 239 приложения 4.
Истец Потапова Т.В. в судебном заседании уточнила требования, просила, признать право на получение ежемесячных выплат стимулирующего характера с <дата>. Считает, что имеет право на получение стимулирующих выплат с начала <дата> учебного года за проверку тетрадей, предусмотренных п. 5 постановления Правительства РК № 239, указанных в Приложении № 4. Полагает, что оплата работы за проверку тетрадей входит в стимулирующие выплаты, определяемая как интенсивность выполненной работы. По стимулирующим выплатам Минэкономразвития РК истцу даны разъяснения о наличии в бюджете средств, заложенных на каждого сотрудника в размере 30%. Также прокуратурой Корткеросского района в части неполучения стимулирующих выплат проведена проверка, в ходе которой установлено, что бухгалтерия ГБУЗ РК «КДПТС» регулярно получает стимулирующие выплаты. Кроме того, количество обучающихся не подконтрольно ей, считает, что её работа не может быть сопряжена с работой сотрудников бухгалтерии, оплата которых включает стимулирующие выплаты в виду компенсации зарплаты в сопоставлении уровню заработной платы <...> ГБУЗ РК «КДПТС».
Представитель ГБУЗ РК «КДПТС» Бузулуцкая Е.В. с иском не согласна, суду пояснила, что стимулирующие выплаты учителям ГБУЗ РК «КДПТС» за проведение тетрадей не предусмотрены. Проверка тетрадей является прямой обязанностью <...>, в связи с чем дополнительной работой являться не может, т.к. в типовой должностной инструкции предусмотрена обязанность по проверке контрольных работ обучающихся. Оплата за проверку тетрадей входит в общее начисление заработной платы <...>. В действовавшей должностной инструкции <...> этот вид работ не включен. В данной части в настоящее время проводится работа по внесению изменений в должностные инструкции <...> ГБУЗ РК «КДПТС». При этом, законодательством не предусмотрено получение льгот сразу с двух отраслей, т.е. медицинской и образовательной. <...> ГБУЗ РК «КДПТС» относятся к работникам медицинской сферы. Закон об образовании по отношении к <...> ГБУЗ РК «КДПТС» не применим. В <дата> г. Потаповой, как и другим работникам учреждения, выплачены стимулирующие выплаты в размере <...>, <...> от зарплаты, в связи с наполняемостью санатория, составившей 100%. Аналогичная ситуация была в <дата>., когда педагогическому персоналу учреждения были выплачены стимулирующие надбавки за интенсивность в размере <...>. Положение об оплате труда и коллективный договор находятся в доступном для работников ГБУЗ РК «КДПТС» месте, с которыми они имеют право ознакомиться в любое удобное для них время. Бухгалтерия учреждения имеет большую нагрузку, при этом их зарплата не повышалась в отличие от <...>, в связи с чем в порядке компенсации разницы в заработной плате бухгалтерии производится выплата стимулирующих выплат.
Заслушав истца Потапову Т.В. и представителя ГБУЗ РК «КДПТС» Бузулуцкую Е.В., исследовав представленные материалы дела, суд считает уточненное исковое требование Потаповой Т.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Судом установлено, что Потапова Т.В. работает в должности <...> в ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий» с <дата> по настоящее время. При этом, является <...> учреждения здравоохранения Республики Коми, что установлено в том числе апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от <дата> (гражданское дело Корткеросского районного суда ХХХ), имеющим преюдициальное значение при рассмотрении данного дела, и не оспаривается сторонами.
Статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации подтверждает право каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Обратившись в суд с иском, истец просит признать за ней право на получение ежемесячной выплаты стимулирующего характера за проверку тетрадей.
Представитель ответчика не оспаривала факт выполнения Потаповой Т.В. работы по проверке тетрадей обучающихся в ГБУЗ РК «КДПТС».
Вопрос о порядке и условиях оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации, исходя из положений ст. 144 ТК РФ, в том числе по выплатам стимулирующего характера, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Правительством Республики Коми 11.09.2008 принято Постановление N 239 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми" (далее: Постановление Правительства РК № 239).
В соответствии с п. 3, 5 Постановление Правительства РК № 239 установлено, что должностные оклады, оклады, тарифные ставки работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, относящихся по своим функциональным обязанностям к соответствующим работникам образования, социального обслуживания населения, культуры и искусства, определяются согласно размерам должностных окладов, окладов, тарифных ставок, предусмотренным соответственно условиями оплаты труда работников государственных учреждений Республики Коми образования, социального обслуживания населения, культуры и искусства. Выплаты стимулирующего характера работникам, указанным в п. 3 Постановления, осуществляются в размерах и на условиях, установленных для работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми. Размеры выплат стимулирующего характера определены в приложении № 4.
Согласно п. 5 Приложения № 4 Постановление Правительства РК № 239 выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления, в том числе премиальных выплат по итогам работы, а также надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, определяются учреждениями здравоохранения самостоятельно в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда соответствующего учреждения и фиксируются в установленном порядке в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников. Конкретные размеры выплат стимулирующего характера, в том числе премиальных выплат по итогам работы, надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, заместителям руководителя, главным бухгалтерам и остальным работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми устанавливаются приказом руководителя учреждения.
Наличие действующего порядка выплат стимулирующего характера работникам, установленного на уровне Республики Коми, представитель ответчика не оспаривала, как и сам факт оплаты стимулирующих выплат другим сотрудникам ГБУЗ РК «КДПТС».
При этом, доводы представителя ответчика Бузулуцкой Е.В. о том, что проверка тетрадей <...> учреждения не может являться дополнительной работой, т.к. данная работа входит в обязанности работника, являются несостоятельными.
Обязанность по проверке тетрадей не оговорена трудовым договором от <дата> и последующими дополнительными соглашениями к указанному договору, заключенными с Потаповой Т.В., и в должностную инструкцию включена не была.
Представленная должностная инструкция Потаповой Т.В., включающая указанную выше обязанность, утверждена работодателем истца и подписана последней <дата>.
В соответствии со ст. 129, 135 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством (часть 2 ст. 135 ТК РФ).
Условия, порядок начисления и размеры выплат стимулирующего характера в ГБУЗ РК «КДПТС» урегулированы Коллективным договором и Положением об оплате труда работников.
По коллективному договору ГБУЗ РК «КДПТС» на <дата> г., принятому на общем собрании трудового коллектива <дата>, оплата труда работников Учреждения производится согласно «Положения об оплате труда», «Положения о стимулирующих выплатах» с критериями, согласно смете доходов и расходов, тарификационным спискам, утвержденным Министерством здравоохранения Республики Коми (п. 5.1).
Пунктом 9.2 Коллективного договора предусмотрены виды поощрений, в том числе выплата премий и доплат за интенсивный труд.
Согласно Положению об оплате труда работников ГБУЗ РК «КДПТС» на 2013 год, подведомственного Министерству здравоохранения Республики Коми, фонд оплаты труда работников формируется на календарный год, в том числе исходя из объема лимитов бюджетных обязательств республиканского бюджета Республики Коми (пп. 4п.1). Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (пп. 7, 5 п.1).
Плановый фонд оплаты труда включает, в том числе фонд выплат стимулирующего характера (пп.1 п.2.1). Работникам учреждения могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера: за стаж непрерывной работы; за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; премиальные выплаты по итогам работы (п. 2.6). Надбавки за интенсивность и высокие результаты работникам Учреждения устанавливаются в определенных размерах (п.3), и соответствующим занимаемым должностям. При этом, конкретные размеры выплат стимулирующего характера надбавок за интенсивность и высокие качества результата работы, качество выполняемых работ, работникам устанавливается приказом руководителя учреждения и решением постоянно действующей комиссии по определению размера выплат стимулирующего характера работникам ГБУЗ РК «КДПТС» по представлению, содержащего оценку работы работника и на основе подведения итогов, оценки эффективности, результативности и качества выполняемых работ с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы. Представление оформляется и утверждается: руководителем учреждения - на заместителей руководителя, главного бухгалтера и иных работников, подчиненных руководителю; заместителем руководителя учреждения - на руководителей структурных подразделений учреждения и иных работников, подчиненных заместителям руководителей; руководителями соответствующих структурных подразделений учреждения – на остальных работников, занятых в структурных подразделениях учреждения (п. 4.2, 5). Конкретные размеры выплат стимулирующего характера, в том числе надбавок за интенсивность и высокие результаты работы работникам Учреждения устанавливаются приказом руководителя Учреждения (п. 7).
Таким образом, право на получение стимулирующих выплат Потаповой Т.В. прямо предусмотрено действующим законодательством на уровне Республики Коми, регламентировано Коллективным договором и Положением об оплате труда работников учреждения, в котором осуществляет свою трудовую деятельность истец.
Потаповой Т.В. установлена выплата стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы в размере <...>, что соответствует пп.2.п.2.6 Положения.
Локальный акт, регламентирующий выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы за выполнение <...> ГБУЗ РК «КДПТС» работы по проверке тетрадей, как следует из пояснений представителя ответчика, не принимался.
При этом, приказом ГБУЗ РК «КДПТС» от <дата> № ХХХ «О стимулирующих выплатах», <...> персоналу выплачены стимулирующие надбавки за интенсивность и высокие результаты работы в размере <...> за ХХХ года, что также подтверждается расчетным листком Потаповой Т.В. за <дата> г. Однако в приказе не указано с чем была связана выплата стимулирующего характера.
По пояснениям представителя ответчика и истца, надбавки стимулирующего характера были начислены и выплачены за <дата>, а также за <дата> в размере <...> и за <дата> года в размере <...> всем работникам ГБУЗ РК «КДПТС».
В соответствии с Уставом ГБУЗ РК «КДПТС» учреждение осуществляет образовательную деятельность (п.2.2).
Типовой должностной инструкцией преподавателей общеобразовательного учреждения, на которую ссылается представитель ответчика, предусмотрена обязанность по осуществлению контрольно – оценочной деятельности в образовательном процессе. При этом, проверка тетрадей, не предусмотрена в типовой должностной инструкции и не включена в должностные обязанности по трудовому договору Потаповой, и не была предусмотрена должностной инструкцией Потаповой до <дата>.
Однако, согласно постановлению пп.3 п.4 Приложения N 3 к постановлению Правительства Республики Коми от 22 октября 2007 года N 241 "Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Коми" <...> учреждений образования предусмотрены доплаты, в том числе за осуществление проверки тетрадей в начальных классах за работу, как не входящие в круг основных должностных обязанностей работников, и данные доплаты устанавливаются к должностным окладам, окладам (ставкам заработной платы, тарифным ставкам).
При установленных обстоятельствах, с учетом Положения ГБУЗ РК «КДПТС» об оплате труда, разъяснения Минэкономразвития РК от <дата> ХХХ, <дата> ХХХ, Типового положения преподавателя образовательного учреждения, трудового договора, заключенного с истцом, Должностной инструкции Потаповой Т.В., по сведениям сторон до <дата> не содержащий обязанностей по проверке тетрадей обучающихся, <...> работа, предусматривающая проверку тетрадей, обучающихся в ГБУЗ РК «КДПТС», является дополнительной работой <...> учреждения здравоохранения и подлежит оплате в данном случае за счет средств, предусмотренных на выплаты стимулирующего характера.
Таким образом, право на выплаты стимулирующего характера, возникающие при выполнении Потаповой соответствующих условий (функций), в частности по проверке тетрадей, в том числе определенных с <дата> в должностной инструкции, и достижении установленных показателей оценки результатов труда предусмотрено действующим законодательством и не опровергается локальными нормативными актами. Однако размеры выплат стимулирующего характера за проверку тетрадей, исходя из выполненного плана работ и фонда оплаты труда, определяются соответствующей комиссией, действующей в ГБУЗ РК «КДПТС» и приказом его руководителя на основании представлений руководителей структурных подразделений, содержащих оценку работы работника и на основе подведения итогов, оценки эффективности, результативности и качества выполняемых работ с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы. При установленных обстоятельствах суд не правомочен устанавливать конкретный размер выплат стимулирующего характера за проверку тетрадей, учитываемый как за интенсивность выполненной работы Потаповой Т.В.
На основании изложенного, с учетом положений ст.196 ГПК РФ, суд считает исковые требования Потаповой Т.В. подлежащими удовлетворению о признании за ней права с <дата>
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Потаповой Т.В. удовлетворить.
Признать за Потаповой Т.В. право на получение ежемесячных выплат стимулирующего характера за проверку тетрадей обучающихся в ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий» с <дата>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Корткеросский районный суд.
Судья Буян Э.Ф.
В окончательной форме решение изготовлено 09 января 2014 года.