УИД 42RS0018-01-2021-001056-51
Производство №2-756/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 17 мая 2021 года
Орджоникидзевский районный суд города Новокузнецка Кемеровской области в составе судьи Дементьева В.Г.,
при секретаре Клюевой И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Новокузнецка, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Розница К-1» о возложении обязанности выполнить требования к обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Новокузнецка, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Розница К-1» о возложении обязанности выполнить требования к обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой ....... в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере антитеррористической защищенности торговых объектов установлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в нежилом здании, расположенном по адресу: ул.....г..... в котором осуществляет торговую деятельность ООО «Розница К-1». В соответствии с решением постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в ....... от .. .. ....г. Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка ....... определенным Постановлением Губернатора Кузбасса от .. .. ....г.№... и в качестве уполномоченного органа .. .. ....г. был сформирован и представлен на утверждение Губернатору Кузбасса перечень торговых объектов, подлежащих антитеррористической защите. Проверкой установлено, что ООО «Розница К-1» на основании договора аренды нежилого помещения от .. .. ....г.№... является правообладателем (арендатором) торгового объекта, расположенного по адресу: ул.....г..... Данный объект включен в Перечень торговых объектов, расположенных на территории ......., подлежащих категорированию и паспортизации в интересах их антитеррористической защищенности. Уведомление о включении вышеуказанного объекта в Перечень торговых объектов, расположенных на территории ......., и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защищенности и о выполнении комплекса мероприятий было ....... направлено в ООО «Розница К-1» .. .. ....г., получено ответчиком .. .. ....г.. Однако до настоящего времени категорирование указанного объекта не проведено, паспорт антитеррористической защищенности объектов не оформлен.
ООО «Розница К-1» приказом от .. .. ....г. создана комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) по адресу: ул.....г..... составлен акт, в соответствии с которым сделан вывод о том, что объект не относится ни к одной из категорий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от .. .. ....г.№..., в связи с чем принято решение об исключении объекта из перечня объектов, подлежащих антитеррористической защищенности. Однако, вопреки требованиям пунктов 15, 18, 21 Требований ООО «Розница К-1» обследование на предмет антитеррористической защищенности торгового объекта ООО «Розница К-1», проведено не в полном составе, по состоянию на .. .. ....г. акт обследования и категорирования подписан не всеми членами комиссии, паспорт безопасности торгового объекта на основании данного акта не разработан. В целях устранения выявленных нарушений прокурором района .. .. ....г. в адрес директора ООО «Розница К-1» внесено представление. По результатам рассмотрения представления директором ООО «Розница К-1» .. .. ....г. дан ответ, из которого следует, что необходимая процедура категорирования торговых объектов в присутствии представителей территориальных органов безопасности и Росгвардии не проведена, паспорта безопасности не разработаны в связи с тем, что .. .. ....г. часть членов комиссии не явилась, в том числе представитель .......
Проверкой установлено, что в ......... .. ....г. поступило письмо от представителя ООО «Розница К-1» ФИО2 по вопросу обеспечения участия представителя данного государственного органа в проведении обследования и категорирования объекта, расположенного по адресу: ул.....г....., были указаны контактные сведения представителя. Однако согласно полученной информации от ....... на момент поступления указанного письма от представителя ООО «Розница К-1», действовали требования указания начальника .......ФИО8 от .. .. ....г.№..., в котором, было указано приостановить выполнение мероприятий по обследованию и категорированию объектов, о чем было сообщено ООО «Розница К-1». Вместе с тем, .. .. ....г. после частичного снятия ограничений по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, на электронную почту представителя ООО «Розница К-1» ....... было отправлено письмо старшего инспектора группы ....... от .. .. ....г.ФИО4, согласно которому была доведена информация, что в состав комиссии по категорированию объекта определен старший инспектор группы .......ФИО4, дату и время согласования мероприятий необходимо было согласовать совместно. Таким образом, по истечении указанного срока и обращения представителя ООО «Розница К-1» назначенный сотрудник готов был принять участие в составе комиссии по обследованию и категорированию объектов. Однако процедура категорирования считается завершенной с момента подписания акта обследования и категорирования всеми членами комиссии, чего не было сделано ООО «Розница К-1». Изложенное свидетельствует о несоблюдении основных принципов противодействия терроризму и влечет нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц на обеспечение безопасности на объектах с массовым пребывание людей. Выявленное также свидетельствует о формальном подходе к проведению категорирования, что, в свою очередь, не позволяет сделать вывод об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта, а комиссия, состоящая не в полном составе, не может обладать в полном объеме полномочиями по выполнению всех требований и мероприятий, указанных в пункте 17 Требований. Таким образом, ответчиком меры к обеспечению антитеррористической защищенности объектов массового пребывания людей не приняты, требования закона нарушены. ООО «Розница К-1» не принимает мер к устранению нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности торгового объекта.
Просит с учетом уточнения признать решение комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) от .. .. ....г., принятого в отношении объекта, расположенного по адресу: ул.....г..... – акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) от .. .. ....г. незаконным; возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Розница К-1» (ОГРН <***>, ИНН <***>) выполнить требования к обеспечению антитеррористической защищенности принадлежащего обществу торгового объекта, расположенного по адресу: ул.....г..... в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от .. .. ....г.№..., а именно: в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование и категорирование торгового объекта, расположенного по адресу: ул.....г......
В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района г.Новокузнецка ФИО5 исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил удовлетворить, дал пояснения аналогичные доводам искового заявления, на удовлетворении требования об обязании разработать паспорт безопасности торгового объекта, расположенного по адресу: ул.....г..... не настаивал.
Представитель ответчика ООО «Розница К-1» ФИО1, действующая на основании доверенности от .. .. ....г. (л.д.73), в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, представила возражения (л.д.88-91), пояснила, что категорирование было проведено. .. .. ....г. Общество получило из департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кузбасса уведомление, что объект по указанному выше адресу включен в перечень объектов подлежащих категорированию. .. .. ....г. Обществом был издан приказ о создании комиссии и проведения данного категорирования, .. .. ....г. ответчик уведомил все структуры, представители которых должны входить в комиссию, уведомления были вручены нарочно как в службу безопасности ФСБ, в Росгвардию, однако, представители не присутствовали. Комиссия была не в полном составе, акта был подписан членами комиссии. Считают, что Обществом, как правообладателем торгового объекта, в полной мере выполнены обязанности в соответствии с ФЗ «О противодействии терроризму», была создана комиссия, были вручены уведомления всем органам. У Общества нет возможности обязать представителей ФСБ, Росгвардии присутствовать на обследовании. В прокуратуру о неисполнении органными данного постановления не обращались. Представителей уведомляли один раз, отметка о получении имеется в материалах дела. Повторно не уведомили, так как на тот момент акт обследования уже был составлен, в отсутствие представителей данных органов.
Представитель третьего лица Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кузбасса в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, причина неявки не известна (л.д.76).
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Согласно п.21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма, в том числе, относятся разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах: обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритете мер предупреждения терроризма; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ, обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности объектов торговли установлены Постановлением Правительства РФ от .. .. ....г.№... «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» (далее – Требования).
В соответствии с п. 5 Требований перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п. 10 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).
Согласно положениям пункта 14 Требований для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований.
В соответствии с п.15 Требований в состав комиссии включаются, в том числе: представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории) (по согласованию); представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию).
Согласно п.17 Требований в ходе своей работы комиссия осуществляет сбор и анализ исходных данных о торговом объекте (территории); изучает конструктивные и технические характеристики торгового объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования торгового объекта (территории); определяет степень угрозы совершения террористического акта на торговом объекте (территории) и возможные последствия его совершения; выявляет потенциально опасные участки торгового объекта (территории) и (или) его критические элементы; определяет категорию торгового объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию либо рекомендует исключить торговый объект (территорию) из перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, при отсутствии у торгового объекта (территории) признаков, позволяющих его отнести к определенной категории; проводит обследование торгового объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности; определяет с учетом категории торгового объекта (территории) и оценки состояния его антитеррористической защищенности необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.
На основании пункта 18 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ООО «Розница К-1» является действующим юридическим лицом (л.д.40-63).
Судом установлено и как следует из материалов дела, что ООО «Розница К-1» на основании договора аренды нежилого помещения от .. .. ....г.№... является правообладателем (арендатором) торгового объекта, расположенного по адресу: ул.....г.....А, пом. 2, торговый центр «Новобайдаевский» (л.д.18-28).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1.. .. ....г.№... данный объект был включен в Перечень торговых объектов, расположенных на территории ......., и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защищенности и о выполнении комплекса мероприятий. Указанный перечень утвержден Губернатором ......... .. ....г..
.. .. ....г. Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кузбасса в ООО «Розница-К» было направлено уведомление о включении торгового объекта, расположенного по ул.....г..... в перечень объектов (территорий), подлежащих категорированию (л.д.117).
Приказом директора ООО «Розница К-1» от .. .. ....г.№... было принято решение создать комиссию по обследованию и категорированию объектов ООО «Розница К-1» по адресу: ул.....г..... (л.д.29).
.. .. ....г. созданной Комиссией был составлен акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) торгового объекта ООО «Розница К-1», в соответствии с выводами которого было принято решение об исключении объекта по адресу: ул.....г....., из перечня объектов, подлежащих антитеррористической защищенности (л.д.13-16).
Подпунктом д пункта 17 требований предусмотрено, что Комиссия определяет категорию торгового объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию либо рекомендует исключить торговый объект (территорию) из перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, при отсутствии у торгового объекта (территории) признаков, позволяющих его отнести к определенной категории.
Однако, до настоящего времени категорирование торгового объекта не проведено (л.д.38). Вопреки требованиям пунктов 15, 18 Требований ООО «Розница К-1» обследование на предмет антитеррористической защищенности торгового объекта ООО «Розница К-1», расположенного по адресу: ул.....г....., в установленный 30 дневный срок со дня создания Комиссии проведено не в полном составе, в состав комиссии не были включены представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, по месту нахождения торгового объекта (территории). По состоянию на .. .. ....г. акт обследования и категорирования подписан не всеми членами комиссии.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и было установлено в ходе проведенной прокуратурой ....... проверки, от представителя ООО «Розница К-1» в ......., ......... .. ....г. поступило письмо по вопросу обеспечения участия представителя данного государственного органа в проведении обследования и категорирования объекта, расположенного по адресу: ул.....г..... (л.д.30,31).
Однако представители данных государственных органов не присутствовали при проведении обследования объекта. Согласно полученной информации от ФГКУ ....... на момент поступления указанного письма от представителя ООО «Розница К-1», действовали требования указания начальника ....... от .. .. ....г.№..., согласно которого выполнение мероприятий по обследованию и категорированию объектов было приостановлено до особого распоряжения (л.д.67-68), о чем было устно сообщено представителю ООО «Розница К-1», доставившего уведомление (л.д.64-65).
Вместе с тем, .. .. ....г. после частичного снятия ограничений по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, на электронную почту представителя ООО «Розница К-1» было отправлено письмо старшего инспектора группы ....... от .. .. ....г., содержащее информацию, что в состав комиссии по категорированию спорного объекта, определен представитель от Новокузнецкого филиала ......., предложено согласовать дату и время проведения обследования (л.д. 64-65, 66).
Таким образом, по истечении указанного срока и обращения представителя ООО «Розница К-1» назначенный сотрудник готов был принять участие в составе комиссии по обследованию и категорированию объектов.
В соответствии с п. 18 Требований акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности
При наличии разногласий между членами комиссии по вопросам категорирования торгового объекта (территории) решение принимается в ходе согласительного совещания большинством голосов членов комиссии с решающим голосом председателя комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования торгового объекта (территории).
Из выше указанных норм права следует, что определение категории торгового объекта относиться к исключительной компетенции созданной с учетом положений п. 14 Требований Комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта (территории).
Несмотря на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от .. .. ....г.№... не определена процедура завершения категорирования и повторного уведомления не явившихся членов комиссии, процедура категорирования считается завершенной с момента подписания акта обследования и категорирования всеми членами комиссии.
В связи с изложенным доводы ответчика ООО «Розница К-1» о том, что акт был составлен и решение комиссии принято в установленном порядке, была создана комиссия, проведено обследование объекта, что неявка представителей органа безопасности, территориального органа ....... не свидетельствует о незаконности решения, являются не состоятельными.
Поскольку обследование и категорирование торгового объекта проведено в отсутствие уполномоченных представителей подразделений национальной гвардии РФ и представителей территориального органа безопасности, которые в соответствии с Требованиями подлежат включению в состав комиссии, объективно установить наличие дифференцированных требований антитеррористической защищенности торгового объекта не представилось возможным и, как следствие, отсутствовала возможность представить свое компетентное заключение относительно категорирования спорного объекта. Вышеуказанное свидетельствует о формальном подходе к проведению категорирования, что, в свою очередь, не позволяет сделать вывод об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта, а комиссия, состоящая не в полном составе, не может обладать в полном объеме полномочиями по выполнению всех требований и мероприятий, указанных в пункте 17 Требований.
Таким образом, ООО «Розница К-1» меры к обеспечению антитеррористической защищенности объектов массового пребывания людей не приняты.
Изложенное свидетельствует о несоблюдении вышеуказанных Требований и влечет нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц на обеспечение безопасности на объектах с массовым пребыванием людей.
При указанных обстоятельствах, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд взыскивает с ООО «Розница К-1» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) от .. .. ....г., принятого в отношении объекта, расположенного по адресу: ул.....г....., – акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) от .. .. ....г. незаконным.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Розница К-1», ОГРН <***>, ИНН <***>, выполнить требования к обеспечению антитеррористической защищенности принадлежащего обществу торгового объекта, расположенного по адресу: ул.....г....., в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от .. .. ....г.№..., а именно: в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование и категорирование торгового объекта, расположенного по адресу: ул.....г.....
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Розница К-1», ОГРН <***>, ИНН <***>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000,0 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено .. .. ....г..
Судья В.Г. Дементьев