ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-757 от 20.02.2012 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

                                                                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-757/2012РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Веселковой Т. А.

при секретаре Распутиной Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, «20» февраля 2012 года, гражданское дело по иску прокурора г. Сыктывкара в интересах Уляшева Д.А.  к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка» г. Сыктывкара, Правительству Республики Коми, Министерству финансов Российской Федерации об обязании организовать бесплатное питание учащимся, о предоставлении социальной поддержки многодетной семье, о признании незаконным бездействие Правительства Республики Коми по неисполнению Указа Президента Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Уляшева Д.А. к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка» г. Сыктывкара (далее МОУ «СОШ №21») об обязании организовать бесплатное питание (завтраки и обеды) для детей Уляшева Д. А. В., и А., являющихся учащимися данного образовательного учреждения; к Правительству Республики Коми о предоставлении социальной поддержки многодетной семье Уляшева Д. А. в виде предоставления бесплатного питания (завтраки и обеды) в МОУ «СОШ №21» В., и А., в виде предоставления бесплатного обеспечения В. и А. в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения их в общеобразовательной школе, а также в виде предоставления бесплатного посещения многодетной семье Уляшева Д. А. музеев, парков культуры и отдыха, выставок один день в месяц; к Министерству финансов Российской Федерации об обязании за счет средств казны Российской Федерации осуществлять финансирование в республиканский бюджет по предоставлению бесплатного питания (завтраки и обеды) В., и А., являющихся учащимися МОУ «СОШ №21», по обеспечению В. и А. в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещении школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения их в общеобразовательной школе, по бесплатному посещению многодетной семьи Уляшева Д. А. музеев, парков культуры и отдыха, выставок один день в месяц; к Правительству Республики Коми о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в части установления для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из многодетных семей бесплатного питания (завтраки и обеды), бесплатного обеспечения с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещении школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения их в общеобразовательной школе, бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок один день в месяц.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании п. «б» ст.1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 года №431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга необходимо установить для многодетных семей меры социальной поддержки. Однако проверкой, проведенной прокуратурой города, установлено, что с 1992 года и по настоящее время Министерством финансов РФ, Правительством Республики Коми меры по исполнению Указа Президента не предпринимались, поскольку до настоящего времени в Российской Федерации, Республике Коми не принят нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок и условия предоставления социальных гарантий для многодетных семей. Также при проведении проверки было установлено, что Уляшев Д. Н. является многодетным отцом, имеет на воспитании троих несовершеннолетних детей В., А., и Т., при этом В. и А. являются учащимися МОУ «СОШ №21». А. получает в школе только бесплатные завтраки на основании Постановления Правительства РК от 10.12.2010 года №439 «О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на мероприятия по организации питания обучающихся 1-4 классов в муниципальных образовательных учреждениях в Республике Коми, реализующих программу начального общего образования», поскольку учится в 1-ом классе. В связи с этим Администрацией МОУ «СОШ №21» не приняты меры по организации бесплатного питания детей из многодетных семей по причине отсутствия финансирования затрат на данные услуги, а также по причине отсутствия установленного порядка предоставления бесплатного питания данной категории граждан. Также многодетной семье Уляшевых не предоставляются меры социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой, а также один раз в месяц бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок ввиду имеющегося пробела в законодательстве.

В судебном заседании представитель истца в лице пом. прокурора г. Сыктывкара Томова Е.С. поддержала исковые требования.

Заинтересованное лицо Уляшев Д.А. в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ранее в судебном заседании указал на то обстоятельство, что у него отсутствуют доказательства фактически понесенных затрат по указанным выше мерам социальной поддержки многодетным семьям.

Представитель ответчика МОУ «СОШ №21» Чернышов Л.Е., действующий по доверенности, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ответчика Правительства Республики Коми Лукина А. Н., действующая по доверенности, в судебном заседании не признала иск со ссылкой на письменный отзыв.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми Колегов И. М., действующий по доверенности, в суде также не признал иск прокурора г. Сыктывкара.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

При рассмотрении дела судом установлено, что Уляшев Д.В. является многодетным отцом, имеет на воспитании троих несовершеннолетних детей В., А., и Т., при этом В. и А. являются учащимися МОУ «СОШ №21».

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с пп. «б» ч.1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 года 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» было постановлено в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе установить для многодетных семей: бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

Положениями ст.19 Закона Республики Коми №55-РЗ от 12.11.2004 года «О социальной поддержке населения в Республике Коми» установлено, что многодетным семьям, имеющим и воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей, предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 30 процентов указанным семьям за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; оплата в размере 30 процентов указанным семьям коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, за исключением отопления (теплоснабжения), предоставляемого в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения; многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 50 процентов стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива; первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения; пособие на оплату проезда детей, являющихся учащимися общеобразовательных учреждений, в пассажирском транспорте в расчете на каждого; первоочередное получение садово-огородных участков.

На основании норм Закона Республики Коми от 26.12.2005 N 143-РЗ «О предоставлении питания учащимся государственных общеобразовательных учреждений, государственных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Республики Коми, а также муниципальных общеобразовательных учреждений из семей, в установленном порядке признанных малоимущими, и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми» решение о предоставлении питания принимается государственным учреждением Республики Коми, определенным Правительством Республики Коми, по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи.

Предоставление питания осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Коми №342 от 30.12.2005 года, где образовательные учреждения не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляют в центры по предоставлению государственных услуг табели посещаемости учащимися учебных заведений и документы, подтверждающие произведенные расходы по предоставлению питания. Финансирование расходов по предоставлению питания осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год Агентством Республики Коми по социальному развитию в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.132 Конституции Российской Федерации наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

На основании п.6.1 Устава МОУ «СОШ №21» источником финансового обеспечения деятельности данного образовательного учреждения является бюджет муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

Между ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» и МОУ «СОШ №21» заключен договор   от ** ** ** года, на основании которого последний обязуется организовать предоставление горячего питания учащимся из семей, в установленном порядке признанных малоимущими, а Центр обязуется производить финансирование расходов по предоставлению питания за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в порядке, установленном п.3.2 настоящего договора.

На основании изложенного, не подлежит удовлетворению требование истца к МОУ «СОШ №21» об обязании организовать бесплатное питание (завтраки и обеды) для детей Уляшева Д. А. В., и А., являющихся учащимися данного образовательного учреждения, поскольку в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Сыктывкара предоставляется бесплатное питание обучающимся из семей, которые в установленном порядке признаны малоимущими. Поскольку семья Уляшева Д. А. является многодетной семьей, поэтому на данного ответчика не могут быть возложены обязанности по организации предоставления бесплатного питания несовершеннолетним детям В. и А., обучающимися в МОУ «СОШ №21».

Законом Республики Коми от 05.04.2005 года N 31-РЗ «О льготах, предоставляемых отдельным категориям граждан при посещении государственных учреждений культуры Республики Коми» установлены льготы при посещении платных мероприятий, организуемых государственными учреждениями культуры Республики Коми, детям дошкольного возраста, учащимся, а также обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и образовательных учреждениях среднего профессионального образования студентам, инвалидам, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Вместе с тем, региональное действующее законодательство не предусматривает в этой сфере социальную поддержку семьям, имеющим статус многодетной.

Также не разработаны нормативные документы, регулирующие выплаты многодетным семьям стоимости школьной и спортивной формы, не предусмотрено бесплатное обеспечение данной формой, как за счет средств территориальных фондов социальной поддержки населения, так и местных бюджетов.

Кроме того, создание внебюджетного фонда на территории Республики Коми, предусматривающего компенсацию несовершеннолетним детям из многодетных семей стоимость школьной и спортивной формы, а также предоставления им бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок один день в месяц, судом также не установлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Расходы на реализацию мер по социальной поддержке многодетных семей предусматриваются ежегодно в законе Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год, в том числе предусмотрены Законом Республики Коми «О республиканском бюджете РК на 2011 и 2012 годы».

Поскольку финансирование расходов по социальной поддержке многодетных семей осуществляется исключительно за счет средств бюджета Республики Коми, и Государственный Совет и Правительство РК вправе самостоятельно определить объем и виды мер социальной поддержки многодетным семьям, суд полагает принятие нормативных правовых актов по социальной поддержке многодетных семей в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения и не противоречащими федеральному законодательству.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.

В отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям, собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет бюджета республики, не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав граждан.

Кроме того, в своем заявлении прокурор по существу ставит вопрос о принятии Министерством финансов РФ и Правительством Республики Коми соответствующих нормативных правовых актов.

Согласно ст. 24 ГПК РФ гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Исходя из данного конституционного принципа разделения властей суд не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязать Министерство финансов РФ и Правительство Республики Коми принять соответствующие нормативные правовые акты.

На основании изложенного, исковые требования, заявленные прокурором г. Сыктывкара к Правительству Республики Коми и Министерству финансов Российской Федерации, не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору г. Сыктывкара, выступающего в интересах Уляшева Д.А., в иске к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка» г. Сыктывкара об обязании организовать бесплатное питание (завтраки и обеды) для детей Уляшева Д. А. В., и А., являющихся учащимися данного образовательного учреждения, отказать.

Прокурору г. Сыктывкара, выступающего в интересах Уляшева Д.А., в иске к Правительству Республики Коми о предоставлении социальной поддержки многодетной семье Уляшева Д. А. в виде предоставления бесплатного питания (завтраки и обеды) в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка» г. Сыктывкара В., и А., в виде предоставления бесплатного обеспечения В. и А. в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещении школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения их в общеобразовательной школе, а также в виде предоставления бесплатного посещения многодетной семье Уляшева Д. А. музеев, парков культуры и отдыха, выставок один день в месяц, отказать.

Прокурору г. Сыктывкара, выступающего в интересах Уляшева Д.А., в иске к Министерству финансов Российской Федерации об обязании за счет средств казны Российской Федерации осуществлять финансирование в республиканский бюджет по предоставлению бесплатного питания (завтраки и обеды) В., и А., являющихся учащимися МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка» г. Сыктывкара, по обеспечению В. и А. в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещении школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения их в общеобразовательной школе, по бесплатному посещению многодетной семьи Уляшева Д. А. музеев, парков культуры и отдыха, выставок один день в месяц, отказать.

Прокурору г. Сыктывкара, выступающего в интересах Уляшева Д.А., в иске к Правительству Республики Коми о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в части установления для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из многодетных семей бесплатного питания (завтраки и обеды), бесплатного обеспечения с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещении школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения их в общеобразовательной школе, бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок один день в месяц, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца через Сыктывкарский городской суд.

Судья- Т. А. Веселкова