ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-757/18 от 27.07.2018 Шушенского районного суда (Красноярский край)

Гр.дело № 2-757/2018

(24RS0059-01-2018-000810-85)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Шушенское

Красноярского края 27 июля 2018 года

Шушенский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Филимоновой А.Л.,

при секретаре Немцевой И.С.,

с участием :

действующего в интересах истца ФИО1 - старшего помощника прокурора Шушенского района Сажиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шушенского района, поданному в интересах ФИО1 к РМКУ «Технологический центр учреждений культуры», РМБУК «Социокультурный комплекс» о взыскании недоначисленной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шушенского районаобратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к РМКУ «Технологический центр учреждений культуры», РМБУК «Социокультурный комплекс», в котором просил взыскать с ответчика РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» в пользу ФИО1 сумму недоначисленной заработной платы за период с 01.09.2017г. по 31.03.2018г. в размере 17012,43 руб, с ответчика РМБУК «Социокультурный комплекс» в пользу ФИО1 сумму недоначисленной заработной платы за период с 01.05.2017г. по 31.08.2017г. в размере 4500,58 руб..

Требования мотивированы тем, что по обращению ФИО1 об оказании помощи по взысканию с работодателя суммы недоначисленной заработной платы, прокуратурой района проведена проверка РМКУ «Технологический центр учреждений культуры», в ходе которой установлено, что ФИО1 работает в РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» в должности сторожа, о чем заключен трудовой договор от 01.09.2017 года, ранее ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в РМБУК «Социокультурный комплекс». По данным расчетных листков заработная плата ФИО1 в течение мая – декабря 2017 года начислялась в размере, определенном региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае - 10592 рубля, в январе – марте 2018 года – в размере 11016 рублей, что противоречит действующему законодательству. Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01 июля 2016 года установлен МРОТ в размере 7500 рублей, с 1 июля 2017 года – 7800 рублей. С 01 января 2018 года ст.3 Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ установлен МРОТ в размере 9489 рублей. При установлении системы труда в организациях, расположенных в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с начисленным районным коэффициентом и надбавкой за стаж работы в данных районах или местностях. Постановлением администрации Красноярского края от 13.11.1992 года № 393-п с 01 ноября 1992 года на территории Шушенского района введен районный коэффициент к заработной плате 1,3. Постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 года № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока» на территории южных районов Красноярского края применяется 30% надбавка к заработной плате. Период взыскания недоначисленной заработной платы ФИО1 составил с 01.05.2017 года по 31.03.2018 года. При таких обстоятельствах, минимальный размер оплаты труда работника, выполнившего нормы труда в Шушенском районе Красноярского края, с 01.04.2017 по 30.06.2017 не может быть ниже 12000 рублей (7500х 1,6), с 01.07.2017 по 31.12.2017 не может быть ниже 12480 рублей (7800х 1,6), с 01.01.2018 по 30.04.2018 не может быть ниже 15182,40 рублей (9489х 1,6). Сумма недоначисленной заработной платы ФИО1 за период с 01.05.2017 по 31.08.2017 составила 4500,58 рублей, с 01.09.2017 по 31.03.2018 составила 17012,43 рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Старший помощник прокурора Шушенского района Красноярского края Сажина А.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков РМКУ «Технологический центр учреждений культуры», РМБУК «Социокультурный комплекс» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» ФИО2, действующая по доверенности, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

Из письменного отзыва представителя РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» ФИО2, следует, что до 07.12.2017г. размер выплачиваемой истцу зарплаты отвечал требованиям закона. Представитель связывает возможность взыскания недоначисленной зарплаты с датой вынесения Постановления Конституционного суда от 07.12.2017г.

Выслушав старшего помощника прокурора Сажину А.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1 с 01 июня 2016 года до 31.08.2017 года работал в должности сторожа в РМБУК «Социокультурный комплекс», с 01.09.2017 года принят на работу сторожем в РМКУ «Технологический центр».

Из представленных сведений начисленная заработная плата истца в спорные периоды 2017 года и 2018 года с учетом отработанного времени составила:

- в РМБУК «Социокультурный комплекс» - в мае и июне 2017 года по 10592 рубля за каждый месяц, в июле 2017 года с учетом отпускных 21232,42 рубля, в августе 2017 года 4506,34 рубля,

- в РМКУ «Технологический центр» - в сентябре 2017 года 10592 рубля, в октябре 2017 года 9803,51 рублей, в ноябре 2017 года 11121,02 рубля, в декабре 2017 года 13092,00 рублей, в январе 2018 года 12066,82 рублей, в феврале и марте 2018 года по 11316,24 рубля за каждый месяц.

Указанные сведения подтверждаются представленными в суд расчетными листками ФИО1 за 2017 год и за 2018 год, которые сторонами не оспариваются.

В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования установлен с 01.07.2016 года в размере 7500 рублей (ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ), с 01.07.2017 года в размере 7800 рублей (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ), с 01.01.2018 года в размере 9489 рублей (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ).

Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 года № 160-г (с последующими изменениями) с 01.04.1992 года установлен районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций.

Кроме того, в силу ст. 317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях.

В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 г. № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока», на территории южных районов Красноярского края применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

Из материалов дела видно, что размер начисленной истцу заработной платы в спорный период ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, на который в последующем подлежали начислению районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы (с 01.05.2017 по 30.06.2017 - 7500х1,3х1,3 = 12000 руб., с 01.07.2017 по 31.12.2017 – 7800х1,3х1,3 = 12480 руб., с 01.01.2018 – 9489х1,3х1,3 = 15182,40 руб.).

Разница между исчисляемой с учетом районного коэффициента и северной надбавки зарплаты и фактически полученной ФИО1 заработной платой с учетом фактически отработанного времени, то есть недоплата в РМБУК «Социокультурный комплекс» за период с 01.05.2017 по 31.08.2017 года составила 4254,47 рублей (1408+1408+1438,47).

В РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» недоплата зарплаты истцу за период с 01.09.2017 по 31.12.2017 года составила 5599,18 рублей (1888+464,20+1358,98+1888), и с 01.01.2018 по 31.03.2018 года разница между правильно исчисляемой и фактически полученной заработной платой, то есть недоплата составила 10847,90 рублей (3115,58+3866,16+3866,16), а всего за спорный период эти ответчиком недоплачено истцу 16447 рублей 08 копеек.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично, с Районного муниципального бюджетного учреждения культуры «Социокультурный комплекс» в пользу ФИО1 следует взыскать недоначисленную заработную плату за период 01 мая 2017 года по 31 августа 2017 года в сумме 4254 рублей 47 копеек, и с Районного муниципального казенного учреждения «Технологический центр учреждений культуры» - заработную плату за период 01 сентября 2017 года по 31 марта 2018 года в сумме 16447 рублей 08 копеек.

Оценивая довод представителя ответчика ФИО2 о том, что заработная плата истцу с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в соответствующих районах может быть начислена только с даты разъяснения законоположений ТК РФ о принципах исчисления зарплаты Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П – суд отвергает, поскольку указанным судебным актом не устанавливаются какие-либо новые правовые нормы, а разъясняется смысл, значение существующих, и правильное толкование должно быть воспринято правоприменителем без каких-либо ограничений.

С учетом сумм подлежащих взысканию с ответчиков в пользу ФИО1 ( 4254,47 рублей и 16447,08 рублей), в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика РМБУК «Социокультурный комплекс» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб. (4254,47 х 4%, но не менее 400 рублей), с ответчика РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 658 руб. (16447,08 х 4%).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Районного муниципального бюджетного учреждения культуры «Социокультурный комплекс» в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату за период 01 мая 2017 года по 31 августа 2017 года в сумме 4254 рублей 47 копеек.

Взыскать с Районного муниципального казенного учреждения «Технологический центр учреждений культуры» в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату за период 01 сентября 2017 года по 31 марта 2018 года в сумме 16447 рублей 08 копеек.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Районного муниципального бюджетного учреждения культуры «Социокультурный комплекс» государственную пошлину в размере 400 рублей в доход местного бюджета.

Взыскать с Районного муниципального казенного учреждения «Технологический центр учреждений культуры» государственную пошлину в размере 658 рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд Красноярского края.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд Красноярского края.

Председательствующий А.Л.Филимонова

Мотивированное решение составлено 31 июля 2018 года.